Т.М. Хусяинов, аспирант кафедры философии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского;
А.И. Дударь, аспирант кафедры биохимии и физиологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Цели профессиональной деятельности сотрудников муниципальной полиции Республики Сербия
В начале XXI века в Республике Сербия началась цепь реформ, что было связано с желанием стать членом Европейского союза, для чего необходимо, кроме ряда экономических и социальных преобразований, обеспечить общественный порядок.
С этой целью 8 июля 2009 года на заседании 8-й внеочередной сессии Национального собрания Республики Сербия был принят «Закон о муниципальной полиции». Муниципальная полиция (в соответствии со ст. 2 принятого Закона) — организационная единица в пределах полномочий городского самоуправления, городской администрации или администрации конкретной области, занимает свое место в системе безопасности страны.
В ведении муниципальной полиции находится решение задач, связанных с городской инфраструктурой и нарушениями в этой сфере, а также профилактика преступности, то есть те задачи, которые требуют большего взаимодействия с общественностью с минимальным применением силы, в то время как «регулярная» полиция выполняет функции по раскрытию и предотвращению преступлений. Кроме того, муниципальная полиция оказывает содействие сотрудникам городских инспекций (строительной, автотранспортной и т. д.).
С.В. Фролов, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка Нижегородской академии МВД России
Некоторые особенности квалификации административного деликта
Некоторые составы административных правонарушений имеют оценочный характер с учетом огромных дискретных полномочий лиц, пресекающих подобные правонарушения. Например, в статье 20.1 «Мелкое хулиганство» используются словосочетания «оскорбительное приставание», «нецензурная брань». При этом не раскрывается содержание этих понятий.
В статье 20.21 «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» используются словосочетания «в других общественных местах», «оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность». А что относится к «другим общественным местам», что есть «человеческое достоинство» и «общественная нравственность», которые нигде не закреплены нормами права и в разных общественных формациях могут восприниматься по-разному?
Статья 20.20 в части, касающейся потребления (распития) алкогольной продукции, морально устарела, и доказывание потребления (распития) алкогольной продукции весьма затратное мероприятие для государства. Думается, что законодателю следует исключить сей момент, добавив статью, например, следующего содержания: «Демонстрация алкогольной продукции в процессе потребления (распития)».
С.А. Майорова, кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России
О практике применения законодательства Нижегородской области об административных правонарушениях
В статье 71 Конституции РФ закреплена компетенция Российской Федерации по установлению порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти. Далее в части 1 статьи 78 Конституции РФ говорится о том, что федеральные органы исполнительной власти обладают правом создавать территориальные органы и назначать их руководителей.
Но в действительности имеется ряд трудностей, касающихся главным образом взаимодействия между территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, на террито-
392
Юридическая наука и практика
рии которых они создаются. Взаимодействие обусловлено в первую очередь достижением общих целей (например, поддержание законности, правопорядка, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и др.).
Говоря о взаимодействии между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, главной проблемой хотелось бы назвать отсутствие соглашения между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (МВД России), и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий. Это прямым образом влияет на снижение пресечения сотрудниками полиции административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством Нижегородской области об административных правонарушениях, что не лучшим образом сказывается на административно-профилактической деятельности в указанном направлении.
Р.Н. Самойлюк, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России;
Р.Х. Миннебаев, кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России
Управление деятельностью подразделений вневедомственной охраны полиции как фактор повышения эффективности их профилактической работы
Рассмотрев проблему осуществления профилактической деятельности подразделениями вневедомственной охраны полиции, необходимо сделать ряд важных выводов.
Во-первых, оперативным руководством деятельностью подразделений вневедомственной охраны полиции территориальными органами МВД России называется руководство процессами, связанными с решением подразделением вневедомственной охраны «общеполицейских», в том числе профилактических задач. Данное руководство связано главным образом с выполнением функции обеспечения безопасности имущества физических и юридических лиц, участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений. Не вызывает сомнения тот факт, что оперативный начальник обладает правом ставить перед подчиненным подразделением оперативные и тактические задачи, за выполнение которых несет ответственность.
Во-вторых, считаем достаточно обоснованным мнение С.М. Микаилова, полагающего, что последующее изучение и объяснение с научной точки зрения указанной проблемы необходимо в связи с тем, что достаточно важно четко определить понятие «оперативного руководства деятельностью подразделений вневедомственной охраны полиции территориальными органами МВД России на районном уровне». Следует отметить, что данную работу возможно провести лишь путем внесения изменений в систему нормативных правовых актов, определяющих особенности деятельности полиции. Такие преобразования должны быть совершены в целях совершенствования системы управления и повышения эффективности профилактической деятельности подразделений вневедомственной охраны1.
Е.А. Вызулин, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России
Профилактическое значение расследования преступлений, предусмотренных статьей 314.1 УК РФ
Предупреждение преступлений является одной из важнейших задач полиции. Реализация этой задачи достигается путем выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений. При осуществлении оперативно-служебной деятельности по обеспечению
1 Микаилов С.М. Проблемные аспекты общего и оперативного руководства деятельностью подразделений вневедомственной охраны полиции // Актуальные вопросы юридических наук: материалы международной научной конференции (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск, 2012. С. 67.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 2 (34)
393