Научная статья на тему 'IV Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы современного математического образования в вузах и школах России»'

IV Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы современного математического образования в вузах и школах России» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «IV Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы современного математического образования в вузах и школах России»»

танный автором учебно-методический комплект материалов по курсу «Естествознание: 1011-е классы», которые используются в учреждениях общего образования.

Е. Е. Рудницкая, Ученый секретарь диссертационного совета при ВятГГУ Д 212.041.01

О РАБОТЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА ДМ 212.041.03 в 2008 г.

Диссертационный совет ДМ 212.041.03 утвержден при Вятском государственном гуманитарном университете приказом Рособрнадзора № 2249-1443 от 02.11.2007.

В составе совета 21 человек.

Диссертационный совет принимает к защите докторские и кандидатские диссертации по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (информатика, физика, технология и общетехнические дисциплины). Уникальность совета заключается в том, что в Волго-Вятском регионе и центральной части России (кроме г. Москвы) он является единственным методическим советом указанного профиля.

В мае 2008 г. состоялась защита Крысовой Викторией Анатольевной кандидатской диссертации по теме «Дифференцированное обучение в условиях информатизации технологической подготовки учащихся сельских школ», которая выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете. Соискателем определена роль информационных технологий при дифференцированном обучении и доказано, что при выполнении школьниками предметных учебных заданий с использованием современных информационных технологий осуществляется пропедевтика информационной подготовки, кроме того, осуществляется специализированная информационная подготовка при выполнении профессионально-ориентированных заданий.

В работе теоретически обоснована разработанная автором методика информатизации технологической подготовки учащихся в сельской школе. В ее основу положены следующие дидактические условия: учет исходного уровня технологических знаний и умений школьников; дифференциация учебного материала на основе выявления содержания практического задания и сложности разрабатываемого технологического объекта; вариативность способов выполнения учебных заданий на основе интеграции материальных и информационных технологий; учет имеющейся материально-технической базы и особенностей программно-методического обеспечения.

В рамках проведенного исследования соискателем выявлены особенности реализации принципа дифференциации обучения на уроках технологии в сельской школе при использовании современных информационных технологий.

Практическим результатом диссертационного исследования является разработанная на основе дифференцированного подхода система разноуровневых вариативных заданий. Ее реализация в образовательном процессе обеспечивает возможность выбора учащимися способа выполнения практического задания традиционными способами или с использованием информационных технологий, а также предусматривает возможность выбора уровня его сложности. В. А. Крысовой разработаны критерии технологической и информационной подготовки учащихся 5-7-х классов по четырем видам заданий (информационный поиск, разработка модели технического объекта и его изготовление, презентация результата работы) и методика оценки уровня их сформированности (выполнение работ по образцу, частично-поисковые и творческие работы).

В. А. Крысовой впервые дано научно-методическое обоснование педагогической целесообразности использования в сельских школах средств информационных технологий для организации дифференцированного обучения на уроках технологии; доказано, что в условиях модернизации образования сочетание предметной и информационной подготовки учащихся позволяет значительно расширить содержание школьного образования, а на уроках технологии осуществить комплексную информационную и технологическую подготовку учащихся посредством интеграции методов ручной и машинной обработки материалов с компьютерным анализом информации.

Г. Н. Некрасова, председатель диссертационного совета при ВятГГУ ДМ 212.041.03

IV ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ И ШКОЛАХ РОССИИ»

В дни празднования 95-летнего юбилея ВятГГУ 14-16 мая 2009 г. в университете состоялась IV Всероссийская научно-методическая конференция по проблемам российского математического образования, посвящённая 100-летию со дня рождения известного методиста-математика, профессора Ф. Ф. Нагибина (1909-1976). На конференции, организованной кафедрой высшей математики ВятГГУ, были затронуты актуальные воп-

росы качества математических знаний студентов и школьников.

Зарегистрировано более 60 участников конференции из Арзамаса, Архангельска, Владимира, Вологды, Глазова, Екатеринбурга, Кирова, Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Тюмени, Шуи.

Открыл конференцию её председатель, заведующий кафедрой высшей математики, заслуженный работник высшей школы РФ, д-р физ.-мат. наук, профессор Е. М. Вечтомов.

С приветственным словом к участникам конференции обратился член Оргкомитета, проректор по научно-исследовательской работе ВятГГУ, д-р ист. наук, профессор В. Т. Юнгблюд. Им отмечена определяющая роль математики и математического образования в развитии интеллектуального потенциала общества. Валерий Теодо-рович пожелал участникам конференции успешной работы.

Заслушано 7 пленарных докладов, вызвавших большой интерес участников заседания. Развёрнутую характеристику научно-методической деятельности профессора Ф. Ф. Нагибина дал заслуженный работник ВятГГУ, профессор Е. С. Канин, ученик Фёдора Фёдоровича. Содокладчиками выступили выпускницы математического отделения физико-математического факультета ВятГГУ Е. С. Куимова и С. В. Тебенькова, которые рассказали о новых архивных находках, связанных с методическим наследием Нагибина.

Е. М. Вечтомов сделал аналитический доклад о причинах и возможных последствиях заметного падения уровня высшего профессионального образования в России. В его выступлении говорилось о кризисе математического образования, необходимости срочных мер по его преодолению.

Дидактические и методические аспекты принципа цикличности раскрыл в своём докладе член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, профессор кафедры дидактики физики и математики ВятГГУ Ю. А. Сауров. Им было показано проявление принципа цикличности в методике обучения физике.

Заслуженный учитель РФ, д-р пед. наук, профессор О. Б. Епишева (Тюмень) выступила с докладом «Возможности математики в формировании профессиональной компетентности специалиста». Ею раскрыто общее понятие компетентности специалиста, показана роль математики в подготовке будущего профессионала.

Сторонник онтогенетического подхода в дидактике канд. физ.-мат. наук, профессор С. Р. Ко-галовский (Шуя) рассказал о механизмах синтеза в учебной математической деятельности как в школе, так и в вузе.

Канд. физ.-мат. наук, доцент Г. А. Клековкин (Самара) проанализировал этапы и особенности

развития теории и методики обучения математике как самостоятельной целостной научно-методической системы.

Наконец, канд. пед. наук, доцент кафедры дидактики физики и математики ВятГГУ О. В. Коршунова обосновала методическую систему, основанную на единстве принципов интеграции и дифференциации в обучении физики.

На конференции работали три секции: вузовской методики, школьной методики, математических исследований. Наиболее представительной получилась секция математических исследований, которой руководил д-р физ.-мат. наук, профессор Санкт-Петербургского университета В. В. Жук. На ней было сделано 10 докладов. Сам В. В. Жук рассказал о жизни и деятельности своего учителя - известного математика, специалиста по математическому анализу, яркого представителя ленинградской математической школы, д-ра физ.-мат. наук, профессора Исидора Павловича Натансона (1906-1964). Д-р физ.-мат. наук, профессор С. Н. Алексеенко (Арзамас) сделал доклад на тему «Математическое моделирование волн в слабодиссипативных диффузионных структурах». Канд. физ.-мат. наук, профессор А. Г. Порошкин (Сыктывкар) доложил о свойствах типа непрерывности в теории меры. Канд. физ.-мат. наук, доцент Е. А. Пер-минов (Екатеринбург) выступил с обзором применений абстрактных алгебраических структур в различных областях математики. Канд. физ.-мат. наук, доцент Е. М. Елисеев (Арзамас) увлекательно рассказал об особенностях применения современных компьютерных программ к анализу шахматных позиций. Профессор Е. М. Вечтомов и его аспиранты В. В. Сидоров и Д. В. Чуп-раков изложили результаты исследований подалгебр и конгруэнций полуколец непрерывных функций. Аспирант В. А. Ярошевич (Москва) привёл новые сведения о делимости матриц с коэффициентами из дистрибутивных решеток. Заслуженный работник высшей школы РФ, канд. физ.-мат. наук, доцент В. А. Попов (Сыктывкар) проанализировал понятие преднепрерывности функции в точке и применил его к обобщению теорем Лагранжа и Коши о свойствах средних.

Секцию вузовской методики вела канд. пед. наук, доцент И. Л. Мирошниченко (Глазов), выступившая с докладом «Рейтинговая система как комплексная оценка качества учебной деятельности студентов». Всего на этой секции состоялось 12 докладов. Доклады о преподавании различных разделов математики в вузе сделали кировские преподаватели канд. физ.-мат. наук, доценты В. И. Варанкина, В. М. Караулов и Д. В. Широков, канд. пед. наук А. И. Глушкова и Л. Н. Чиркова, Л. В. Тимшина. По темам своих диссертационных исследований выступили аспиранты

ВятГГУ Е. С. Ошуева, А. Н. Соколова и С. И. То-ропова. Канд. пед. наук, доцент Р. Я. Касимов (Глазов) доложил о деятельности одного из создателей вузовской дидактики, бывшего профессора МГПИ имени В. И. Ленина С. И. Архангельского, столетие со дня рождения которого отмечают в этом году его ученики. Краевед А. Л. Раш-ковский (Киров) выступил с интересным докладом познавательного характера «История образовательных начинаний в Вятской губернии».

Секцию школьной методики возглавляла профессор О. Б. Епишева. Было заслушано 8 докладов. В работе секции приняли участие профессора Е. С. Канин и С. Р. Когаловский. Выступили канд. пед. наук Е. И. Антонова (Владимир), Т. Ю. Ерёменкова (Владимир), М. В. Кру-тихина (Киров) и С. Ф. Митенёва (Вологда), аспиранты ВятГГУ И. Л. Атепалихина и О. В. Симонова, учительница Г. Н. Косарева и учащаяся гимназии № 3 г. Архангельска Н. С. Буянова. Они говорили об организации проектной деятельности с учителями и школьниками, о методах контроля математических знаний учащихся, о прикладной направленности в обучении элементарной математике, о формировании зачатков компетентности и развитии межпредметных связей, о краеведческой работе по математике.

В рамках проведения конференции 15 мая состоялось 13-е заседание Совета Учебно-методического объединения по математике педвузов Волго-Вятского региона со следующей повесткой дня. 1. Качество математических знаний студентов разных специальностей. 2. Оценка и анализ тестов по математике в вузе и школе. 3. О триместровой форме обучения. 4. Модульное обучение математике: плюсы и минусы. 5. Приём новых членов УМО. 6. Присвоение учебным пособиям грифа УМО.

Начал заседание председатель Совета УМО профессор Е. М. Вечтомов с информации о предыдущих заседаниях. Он сообщил об итогах первого дня работы конференции. По вопросу качества математического образования выступили профессора С. Н. Алексеенко, Е. М. Вечтомов, О. Б. Епишева, В. В. Жук, А. Г. Порошкин, доценты И. В. Владыкина (Глазов), Е. М. Елисеев, Г. А. Клековкин, Е. А. Перминов, В. А. Попов, Л. С. Сперанская (Н. Новгород).

В обсуждении вопроса о тестах по математике приняли участие все участники заседании. Тестовая практика постепенно входит в учебную жизнь. И здесь важно не терять чувства меры. Необходимость тестирования в сложившихся условиях не вызывает сомнений. Но тестовые

задания по математике должны быть корректными и разнообразными по содержанию, сложности заданий и форме ответов. Все сошлись во мнении, что тестирование не должно заменять общения с преподавателем и не может быть основной формой контроля математических знаний студентов и школьников.

О триместровой форме обучения на математическом факультете Сыктывкарского госуниверситета рассказал профессор А. Г. Порошкин. Об опыте такой работы пока говорить рано, но с нового учебного года на новую форму обучения переходят ещё два факультета Сыктывкарского университета.

С докладом о модульном обучении математике в вузе выступила старший преподаватель кафедры высшей математики ВятГГУ Л. В. Ончу-кова. Она отметила, что небольшие семестровые математические курсы целесообразно переводить на модули. И, как добавила доцент В. И. Варан-кина, экзамен или зачёт по ним можно провести сразу, начав с тестового испытания.

В состав Совета УМО приняты новые члены: д-р пед. наук, профессор О. Б. Епишева (Тюменский государственный нефтегазовый университет); д-р физ.-мат. наук, профессор В. В. Жук (Санкт-Петербургский госуниверситет); канд. физ.-мат. наук, профессор С. Р. Когаловский (Шуйский госпедуниверситет); канд. физ.-мат. наук, доцент Е. А. Перминов (Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург).

Гриф УМО по математике педвузов Волго-Вятского региона присвоен следующим учебным пособиям: Когаловский С.Р. «Поиски метода и методы поиска (онтогенетический подход к обучению математике). В 2 частях»; Пчелин А. В., Широков Л. В. «Математический анализ. Ряды»; Рахман-куловР. Г, Сперанская А. С. «Элементарная теория вероятностей»; Сотникова О. А, Рабкин С. В. «Математические модели в экономике»; Федорова С. В. «Сборник задач по алгебре. Часть 2».

Очередные заседания Совета УМО намечено провести в Глазовском госпединституте имени В. Г. Короленко (декабрь 2009 г.) и Арзамасском госпединституте имени А. П. Гайдара (апрель 2010 г.).

Е. М. Вечтомов, доктор физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой высшей математики ВятГГУ;

В. И. Варанкина, кандидат физико-математических наук, доцент по кафедре высшей математики ВятГГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.