Редакционная статья
УДК 615.8(075.8)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ВРАЧ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЕ»- ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ И БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ
Г. Е. Иванова1, доктор медицинских наук, А. А. Белкин2, доктор медицинских наук, А. Ф. Беляев3, доктор медицинских наук, Р. А. Бодрова4, кандидат медицинских наук, Т. В. Буйлова5, доктор медицинских наук, Е. В. Мельникова6, доктор медицинских наук, И. Е. Мишина7*, доктор медицинских наук, О. Ф. Природова1, кандидат медицинских наук, С. В. Прокопенко8, доктор медицинских наук, А. М. Сарана9, кандидат медицинских наук, Т. В. Семенова10, кандидат медицинских наук, Л. В. Стаховская1, доктор медицинских наук, А. Ю. Суворов1, кандидат медицинских наук, Д. Р. Хасанова11, доктор медицинских наук, М. Б. Цыкунов12, доктор медицинских наук, А. А. Шмонин6, кандидат медицинских наук, Н. А. Шамалов1, доктор медицинских наук
1 ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова», 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1
2 ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, 620028, Россия, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3
3 ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, 690002, Россия, г. Владивосток, просп. Острякова, д. 2
4 ФГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Минздрава России, 420012, Россия, г. Казань, ул. Муштари, д. 11
5 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», 603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23
6 ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова» Минздрава России, 197022, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8
7 ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, 153012, Россия, г. Иваново, Шереметевский просп., д. 8
8 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, 660022, Россия, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1
9 СПбГБУЗ «Городская больница № 40 Курортного района», 197706, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Борисова, д. 9
10 Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России, 127994, Россия, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер., д. 3
11 ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, 420012, Россия, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49
12 ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова» Минздрава России, 127299, Россия, г. Москва, ул. Приорова, д. 10
РЕЗЮМЕ В статье подробно обоснована необходимость утверждения профессионального стандарта (квалификационных требований) «Врач по физической и реабилитационной медицине», который дает представление об обязанностях соответствующих работников медицинских организаций, обеспечивает базовый алгоритм профессиональной деятельности, позволяющий профессионально реализовать обоснованные действия, в многообразии ситуаций найти правильное решение. Определено также место и роль медицинской реабилитации в системе оказания специализированной и первичной медицинской по-
мощи, медицинской профилактики, паллиативной помощи, ухода за пациентами, помощи людям с ограниченными возможностями. Описан уровень квалификации, необходимой специалисту для осуществления данной профессиональной деятельности и мотивирующий его к профессиональному развитию в условиях возрастающих требований рынка труда.
Ключевые слова: физическая медицина, реабилитация, профессиональный стандарт, квалификация, медицинское образование.
* Ответственный за переписку (corresponding author): [email protected]
Как показывает анализ зарубежной практики, врачи физической и реабилитационной медицины во всех странах мира уже более 80 лет занимаются вопросами максимально возможного улучшения качества жизни пациентов, предотвращения инвалидности или снижения ее степени при значительном/необратимом повреждении функций при остром или хроническом заболевании или травме.
Целью профессиональной деятельности врача физической и реабилитационной медицины является управление процессом медицинской реабилитации пациентов через организацию комплекса мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа/системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.
В России для подготовки специалистов, готовых к реализации вышеперечисленных целей, необходима разработка профессионального стандарта, который будет представлять собой методический документ, дающий исчерпывающую характеристику знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника, необходимых ему для профессиональной деятельности и мотивирующих его к профессиональному и карьерному росту.
Стандарт профессиональной деятельности врача физической и реабилитационной медицины даст представление гражданам - получателям медицинских услуг об обязанностях соответствующих работников медицинских организаций по отношению к пациентам.
Для самих врачей физической и реабилитационной медицины профессиональный стандарт
обеспечит базовый алгоритм профессиональной деятельности, который позволит в многообразии реальных ситуаций принять обоснованное решение и профессионально выполнить необходимые действия.
Профессиональный стандарт может применяться работодателями для управления персоналом и контроля его деятельности с целью повышения эффективности труда, в частности для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию работников, например:
- для разработки индивидуального плана профессионального развития и карьерного роста работников;
- для проведения оценки деятельности персонала и оптимизации использования его потенциала;
- для организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников;
- для организации и проведения аттестации медицинских работников для получения квалификационной категории.
Потребность в разработке проекта профессионального стандарта (квалификационных требований) «Врач по физической и реабилитационной медицине» была вызвана необходимостью:
1) организации процесса медицинской реабилитации пациентов с различными заболеваниями и травмами, особенно после оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в соответствии с современными требованиями и мировой практикой, через 12-48 часов от развития заболевания или получения повреждения;
2) усовершенствования, приведения в соответствие с современными моделями оказания медицинской помощи населению РФ, систематизации, установления и поддержания единых требований к трудовым функциям врача по медицинской реабилитации;
3) определения места и роли медицинской реабилитации в системе оказания специализированной и первичной медицинской помощи, медицинской профилактики, паллиативной помощи, ухода за пациентами, помощи людям с ограниченными возможностями;
4) формирования программ реабилитационных/ абилитационных мероприятий на основании:
- тщательной диагностики не только повреждения или развившегося заболевания, но и последовавших нарушений функций и жизнедеятельности пациента, а также анализа условий окружающей среды, в которых развился патологический процесс;
- знания онтогенеза и филогенеза отдельных функций и функциональных систем организма человека, возрастных особенностей, особенно в период от рождения до 3 лет, в пожилом и старческом возрасте в нормальных и патологических условиях;
- умения определить реабилитационный потенциал, сформулировать цели и задачи медицинской реабилитации/абилитации, выбрать реабилитационные метрики и индикаторы эффективности реабилитационного процесса;
- знания доказанной эффективности и безопасности применения отдельных средств, форм и методов медицинской реабилитации, их сочетаний;
- персонифицированного подхода к формированию объема, последовательности и интенсивности индивидуальной программы реабилитации/абилитации пациента;
- умения руководить мультидисциплинарным процессом медицинской реабилитации, гибко управлять взаимодействием мультидис-циплинарной команды с пациентом;
- рационального использования кадрового потенциала, медикаментов, аппаратов, изделий и технологий;
- умения проанализировать эффективность оказания помощи по медицинской реабилитации структурным подразделением медицинской организации/медицинских организаций;
- умения своевременно и обосновано направить пациента в медицинскую организацию соответствующего этапа и уровня на основании оценки тяжести нарушения функций и жизнедеятельности;
5) появления квалифицированного специалиста, способного взаимодействовать с органами медико-социальной экспертизы по вопросам назначения и предоставления технических средств реабилитации и определения характера нетрудоспособности;
6) повышения качества профессиональной подготовки врачей и оказываемой ими медицинской помощи;
7) совершенствования системы сертификации и аккредитации врача по физической и реабилитационной медицине;
8) запросами общества и требованиями современного рынка труда.
До настоящего времени функции современного врача по физической и реабилитационной медицине осуществляли врачи нескольких специальностей: клиницист по профилю оказываемой медицинской помощи, физиотерапевт, врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине, рефлексотерапевт, мануальный терапевт и другие специалисты в зависимости от профиля медицинской помощи и объема нарушений функций. Привычным стало наличие у врача нескольких действующих сертификатов одновременно: по клинической специальности, по физиотерапии и/или лечебной физкультуре, функциональной диагностике. Это позволяет врачу быстрее и эффективнее оказывать пациенту необходимую медицинскую помощь по восстановлению и возвращению к труду или активной жизни, поскольку спектр нарушений, с которыми поступают пациенты в медицинские организации, расширяется по мере развития высоких технологий и совершенствования медицинской помощи. В результате внедрения государственных программ совершенствования медицинской помощи было открыто много центров и клиник по оказанию высокотехнологичной помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, онкологическим больным, и, в соответствии с мировым опытом, такая помощь обязательно должна сопровождаться медицинской реабилитацией.
В настоящее время в РФ высокотехнологичная помощь ежегодно оказывается более чем 1 млн 200 тыс. человек. Кроме того, в стране официально лицензировано уже более 1500 медицинских реабилитационных центров различных форм собственности и такое же количество учреждений реабилитации, входящих в систему Министерства труда и социальной защиты населения, в которых должна оказываться реабилитационная помощь.
Деятельность по медицинской реабилитации регулируется государством во всех странах мира путем лицензирования (сертификации, аккредитации) специалистов и путем лицензирования медицинских организаций на право осуществлять определенные виды деятельности. При этом практически во всех медицинских организациях РФ наблюдается выраженный дефицит кадров, занимающихся различными аспектами медицинской реабилитации.
Сегодня врачи различных специальностей должны пройти значительную по объему дополнительную последипломную подготовку по медицинской
реабилитации, чтобы соответствовать международным требованиям к специалисту, руководящему процессом медицинской реабилитации в медицинских организациях. Согласно международным стандартам объем такой подготовки составляет примерно 4500 часов в рамках непрерывного образования, что делает образовательный процесс крайне длительным и затратным как для врачей, так и для медицинских организаций.
Кроме того, для врачей, уже имеющих сертификат специалиста, приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» определен порядок получения новой специальности через прохождение интернатуры, или ординатуры, или профессиональной переподготовки. Как правило, в Российской Федерации выпускник вуза в рамках основной образовательной программы интернатуры или ординатуры по клинической специальности получает подготовку по вопросам медицинской реабилитации пациентов соответствующего профиля продолжительностью от 1 до 18 часов. Выпускник, окончивший ординатуру по лечебной физкультуре и спортивной медицине, физиотерапии, рефлексотерапии, мануальной терапии, имеет подготовку по клиническим дисциплинам продолжительностью от 3 до 36 часов в целом или монопрофильную подготовку в соответствии с требованиями к врачам, занимающим соответствующие должности.
Действующие в настоящее время программы подготовки врачей-специалистов, принимающих участие в процессе медицинской реабилитации, не синхронизированы и серьезно устарели. Они не предусматривают подготовки врача по организации управляемого, обоснованного, персонифицированного проведения членами мультидисци-
плинарной команды мероприятий по медицинской реабилитации, направленной на результат по профилям оказания медицинской помощи на различных этапах в медицинских организациях различного уровня.
Профессиональный стандарт деятельности врача по физической и реабилитационной медицине должен быть утвержден как нормативный документ, описывающий уровень квалификации, которая необходима специалисту для осуществления данной профессиональной деятельности, и мотивирующий его к профессиональному развитию в условиях возрастающих требований рынка труда. Этот документ позволит разработать федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «физическая и реабилитационная медицина», уровень подготовки кадров высшей квалификации (ординатура).
Подготовка врача по специальности «физическая и реабилитационная медицина» сразу после получения базового образования может быть реализована через ординатуру в течение 2 лет, с последующим освоением необходимых профессиональных компетенций и получением допуска к осуществлению деятельности в профильных специализированных отделениях медицинской реабилитации в рамках непрерывного профессионального образования, вместо 4 лет в сегодняшней модели (2 года базовая специальность и 2 года ординатура по физической и реабилитационной медицине). Она должна включать освоение основ клинических дисциплин (неврология, травматология и ортопедия, терапия, неонатоло-гия), функциональной диагностики и применения средств, форм и методов медицинской реабилитации в целях коррекции нарушенных функций и жизнедеятельности, профилактики инвалидности, улучшения качества жизни пациентов, в том числе со стойкими нарушениями функций.
PROFESSIONAL STANDARD "DOCTOR IN PHYSICAL AND REHABILITATIVE MEDICINE" AS THE CALL OF TIME AND THE NEAREST FUTURE
G. E. Ivanova, A. A. Belkin, A. F. Belyaev, R. A. Bodrova, T. V. Buylova, E. V. Melnikova. I. E. Mishina, O. F. Priro-dova, S. V. Prokopenko, A. M. Sarana, T. V. Semyonova, L. V. Stakhovskaya, A. Yu. Suvorov, D. R. Khasanova, M. B. Tsykunov, A. A. Shmonin, N. A. Shamalov
ABSTRACT
The necessity of the ratification of the professional standard (qualification requirements) "Doctor in physical and rehabilitative medicine" is properly substantiated in the article. The standard describes the duties of the corresponded medical personnel and provides basic algorithm of the occupational activities. This algorithm allows to realize the substantiated procedures and to find the correct decision in many various situations. The significance and the role of medical rehabilitation in the system of specialized and primary medical aid rendering, in palliative aid, in medical care for patients and invalids are determined. The level of qualification which is needed for the specialist in order to carry out definite professional activity and which motivates him to develop occupational skills in the increased requirements of labour market is described.
Key words: physical medicine, rehabilitation, professional standard, qualification, medical education.