Библиографический список
1. Лядов К. В., Шаповаленко Т. В., Беганова Т. В. Научнометодологические подходы к организации центров восстановительной медицины и медицинской реабилитации. М.: Медпрактика, 2010. 232 с.
2. Приказ Минздрава СССР от 06.08.81 № 826 «О положении и штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь, больниц (отделений) восстановительного лечения». URL: http://www.pravoteka.ru/pst/10/4676.html
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 22.08.05 № 534 «О мерах по совершенствованию организации нейрореа-билитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмой» // Здравоохранение. 2006. №
2. С. 100-110.
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации». URL: http://www.pravoteka.ru/pst/10/4677.html
Translit
1. Ljadov K. V., Shapovalenko T V., Beganova T V. Nauch-no-metodologicheskie podhody k organizacii centrov vosstanovi-tel'noj mediciny i medicinskoj reabilitacii. M.: Medpraktika, 2010. 232 s.
2. Prikaz Minzdrava SSSR ot 06.08.81 № 826 «O polozhenii i shtatnyh normativah medicinskogo, farmacevticheskogo, ped-agogicheskogo personala i rabotnikov kuhon', bol'nic (otdelenij) vosstanovitel'nogo lechenija». URL: http://www.pravoteka.ru/ pst/10/4676.html
3. Prikaz Minzdravsocrazvitija Rossii ot 22.08.05 № 534 «0 merah po sovershenstvovaniju organizacii nejroreabilitacionnoj pomoshhi bol'nym s posledstvijami insul'ta i cherepno-mozgovoj travmoj» // Zdravoohranenie. 2006. № 2. S. 100-110.
4. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Fed-eracii ot 29 dekabrja 2012 g. № 1705n «0 porjadke organizacii medicinskoj reabilitacii». URL: http://www.pravoteka.ru/ pst/10/4677.html
УДК 614.2 Авторское мнение
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ КАК МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ
Т. В. Шаповаленко — ФГБУ «Лечебно-реабилитационный центр» Министерства здравоохранения России, заместитель директора по медицинской части, кандидат медицинских наук.
IMPROVING OF A TRAINING SYSTEM AS A MODEL FOR CONTINUING EDUCATION IN REHABILITATION
T. V. Shapovalenko — Treatment and Rehabilitation Center of the Ministry of Health of Russia, Deputy Medical Director, Candidate of medical sciences.
Дата поступления — 11.12.2013 г. Дата принятия в печать — 16.12.2013 г
Шаповаленко Т. В. Совершенствование системы подготовки кадров как модель непрерывного образования в области реабилитации // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9, № 4. С. 1015-1017.
Совершенствование системы подготовки кадров различного направления медицинской реабилитации в современных условиях представляется важным и актуальным. Предлагаемая модель непрерывного образования в области реабилитации обеспечивает системную подготовку врачей-клиницистов, позволяет поддерживать необходимый уровень их профессиональной компетенции. Необходимость постоянно модернизировать, развивать и дополнять формы повышения квалификации в настоящее время связана с активным внедрением в медицинскую практику достижений научно-технического прогресса, приводящего к совершенствованию медицинских технологий.
Ключевые слова: последипломное образование, подготовка кадров, реабилитация.
Shapovalenko T. V. Improving of a training system as a model for continuing education in rehabilitation // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2013. Vol. 9, № 4. P. 1015-1017.
The presented model of continuing education in the field of rehabilitation training system provides physicians clinicians, allows to maintain the necessary level of their professional competence. Nowadays the need to improve constantly, to develop and complement forms of advanced training is connected with the active introduction of scientific and technological progress into medical practice, leading to the improvement of medical technologies.
Key words: postgraduate education, training, rehabilitation.
На современном этапе потребность в реабилитации настолько велика, что ее нельзя удовлетворять только за счет использования специалистов.
Основные методы реабилитации следует вводить в программы подготовки врачей, медицинских сестер, работников служб социальной помощи, преподавателей и другого персонала, так как достижение цели в каждом конкретном случае предполагает участие в едином реабилитационном процессе не только врачей и среднего медицинского персонала, но и других
Ответственный автор — Шаповаленко Татьяна Владимировна Адрес: 125367, Москва, Иваньковское шоссе, д. 3.
Тел.: (495) 730-98-89 E-mail: [email protected]
специалистов, помогающих вернуть больного к максимально полноценной жизни.
Представляется очевидным, что несоответствие числа специалистов перспективам развития реабилитации, намеченным в планах Министерства здравоохранения РФ до 2018 г, требует скорейшего совершенствования системы подготовки кадров различного направления медицинской реабилитации.
В настоящее время особое значение в здравоохранении приобретает возможность развития гибкой и многофункциональной системы последипломного образования. Необходимо постоянно модернизировать, развивать и дополнять формы повышения квалификации в связи с активным вне-
дрением в медицинскую практику достижений научно-технического прогресса, приводящего к совершенствованию медицинских технологий.
Непрерывное медицинское образование является важнейшим условием, выполнение которого позволяет как врачам, так и среднему медицинскому персоналу поддерживать необходимый уровень профессиональной компетенции. Конечная цель непрерывного медицинского образования — постоянное улучшение качества профилактической и лечебной помощи.
Система непрерывного профессионального медицинского образования в настоящее время базируется на соответствующих принципах Конституции РФ, а также на основополагающих законах, главными из которых сегодня являются:
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3; Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г № 125-ФЗ (в действующей редакции от 01.02.2012 г.);
2) Федеральный закон от 21.11.2011 г № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
3) распоряжение Правительства РФ от
22.11.2012 г № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»;
4) распоряжение Правительства РФ от
28.12.2012 г № 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года»;
5) распоряжение Правительства РФ от
24.12.2012 г № 2511^ «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Российской Федерации» [1-6].
Во всех основных профессиональных образовательных программах (интернатура и ординатура), разработанных в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФЗ-144 от 16.06.2011 г) и в образовательных программах дополнительного профессионального образования по различным клиническим специальностям в обязательном порядке предусмотрены темы (разделы) по медицинской реабилитации. Это обеспечивает системную подготовку врачей-клиницистов по профильным направлениям реабилитации.
В связи с изложенным создание ФБГУ «ЛРЦ» целесообразно рассматривать в качестве инновационной площадки в области постоянного последипломного обучения (непрерывного повышения квалификации) для специалистов различных направлений медицинской реабилитации. Организация и осуществление постоянного последипломного обучения на базе крупных центров по реабилитации и восстановительному лечению, имеющих различные организационно-правовые формы, подтверждается ст. 76 ФЗ № 323: «...профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими и фармацевтическими работниками, могут принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, порядков и стандартов оказания медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, принимать участие в их аттестации».
В настоящее время ФБГУ «ЛРЦ» является ведущим не только в Центральном регионе, но и в России центром восстановительной медицины и реабилитации, в котором оказываются высокотех-
нологичные виды профилактической и лечебной помощи, обеспечивается круглосуточная лечебно-консультативная помощь (телемедицина), проводится эпидемиологическое мониторирование, организационно-методическая и научно-исследовательская работа. В связи с этим обучение в созданном на базе данного учреждения Учебном центре позволит обеспечить соблюдение принципов реабилитации на всех этапах (мультидициплинарность, комплексность, индивидуальный подход к реабилитации пациента в соответствии с профилем заболевания), а опыт комплексного взаимодействия науки и практики позволит сформировать у специалистов необходимые умения и навыки, а также способность и готовность к определению индивидуальных программ.
Перед Учебным центром ставятся следующие задачи: обучение врачей и среднего медицинского персонала по основным направлениям медицинской реабилитации с использованием современных технологий; обеспечение возможности дистанционного обучения для специалистов по медицинской реабилитации; разработка методических рекомендаций для очного и дистанционного обучения врачей и среднего медицинского персонала по различным направлениям медицинской реабилитаций с использованием современных коммуникационных технологий; организация стажировок медицинского персонала для специалистов, работающих в медицинских учреждениях, оказывающих медицинские реабилитационные мероприятия, разных организационно-правовых форм; дополнительная подготовка и переподготовка специалистов по общей реабилитации для многопрофильных поликлинических и больничных учреждений медицинской реабилитации, а также специали-стов-реабилитологов для монопрофильных центров и отделений.
В соответствии со штатным расписанием центров, отделений стационаров и амбулаторных служб потребуется подготовка на циклах усовершенствования «Медицинская реабилитология» (по направлениям):
1) врачей: терапевтов, травматологов-ортопедов, урологов, психотерапевтов, клинической лабораторной диагностики, рентгенологов, УЗД, офтальмологов, ЛОР, ортодонтов, сурдологов, кардиологов, гастроэнтерологов, акушеров-гинекологов, неврологов, ревматологов, педиатров, рефлексотерапевтов, мануальных терапевтов, врачей по ЛФК, организаторов здравоохранения;
2) медицинских сестер (различных специальностей), в том числе: по уходу, физиотерапии, массажу лечебной физкультуре.
3) специалистов (с немедицинским образованием): логопедов, музыкальных работников, дефектологов, социальных работников и др.
В содержании всех образовательных программ клинических направлений (ординатура и интернатура), а также в программах дополнительного профессионального образования отражаются все основные этапы реабилитации, определенные приказом Минздрава России от 29.12.2012 г № 1705н [6]:
1) специализированная медикаментозная терапия как начало реабилитационного этапа после развития заболевания;
2) ранний восстановительный период;
3) ранний и поздний реабилитационные периоды.
Модульный принцип построения образовательных программ по клиническим направлениям позволит включить в них содержание тем и вопросов
реабилитационного профиля данной категории пациентов, что обеспечит комплексную подготовку специалистов по основным принципам, характеру и особенностям медицинской реабилитации на всех этапах. При разработке программ должна учитываться преемственность образовательных программ (до-дипломного и последипломного уровней).
Интеграция науки и образования делает результаты научных исследований быстро востребованными, естественным образом обеспечивая проникновение фундаментальной науки в образовательный процесс и практику. Следовательно, эффективность обучения на базе ЦВМР, ориентированного на создание системы охраны здоровья человека, медицинскую и психологическую реабилитацию больных и инвалидов, создание новых методов медицинской реабилитации пострадавших, разработку новых диагностических, профилактических и лечебно-восстановительных технологий, разработку методов реабилитации спортсменов, обладающего парком современного оборудования и применяющего для восстановления и реабилитации специально разработанные индивидуальные программы, будет, несомненно, высока.
Библиографический список
1. Русакова Е. В., Додонова И. В. Повышение квалификации персонала в системе непрерывного медицинского образования СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова // Проблемы городского здравоохранения: сб. науч. трудов / под ред.
Н. И. Вишнякова, С. Ю. Ломакова. СПб., 2013. Вып. 18. С. 284-288.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013.
3. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (в действующей редакции от 01.02.2012 г.). М., 2012.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». М., 2011.
5. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 г
№ 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 20132020 годы». М., 2012.
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 г.
№ 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года». М., 2013.
7. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 г.
№ 2511 -р «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Российской Федерации». М., 2013.
Translit
1. Rusakova E. V., Dodonova I. V. Povyshenie kvalifikacii personala v sisteme nepreryvnogo medicinskogo obrazovani-ja SPbGMU im. akad. I. P. Pavlova // Problemy gorodskogo zdravoohranenija: sb. nauch. trudov / pod red. N. I. Vishnjakova,
S. Ju. Lomakova. SPb., 2013. Vyp. 18. S. 284-288.
2. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazo-vanii v Rossijskoj Federacii». M., 2013.
3. Federal'nyj Zakon «O vysshem i poslevuzovskom profes-sional'nom obrazovanii» ot 22.08.1996 g. № 125-FZ (v dejstvu-jushhej redakcii ot 01.02.2012 g.). M., 2012.
4. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 g. № 323-FZ «Ob osno-vah ohrany zdorov'ja grazhdan v Rossijskoj Federacii». M., 2011.
5. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 22.11.2012 g. № 2148-r
«Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj
Federacii «Razvitie obrazovanija na 2013-2020 gody». M., 2012.
6. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 28.12.2012 g. № 2580-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitija medicinskoj nauki v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda». M., 2013.
7. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 24.12.2012 g. № 2511 -p «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy «Razvitie zdravoohranenija Rossijskoj Federacii». M., 2013.