УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 377, 373.1, 37.01, 2
М. П. Гераськина
Начальник управления общего образования Департамента образования и науки Кемеровской области, г. Кемерово E-mail: [email protected] Marina P. Geraskina Head of the General Education Department of the Education and Science Department of the Kemerovo Region, Kemerovo, Russia
Е. С. Кузнецова
кандидат культурологии, доцент кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово
E-mail: elena-kuznecova-00@ mail.ru
Elena S. Kuznetsova
PhD (Cultural Studies), Associate Professor Kuzbass Regional In-Service Teacher Training Institute, Kemerovo, Russia
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье презентован опыт разработки и реализации «Планов совместных мероприятий Департамента образования и науки Кемеровской области и Кузбасской митрополии по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения» как эффективных механизмов, нацеленных на поддержание устойчивости и открытости государственно-общественных отношений в системе управления качеством регионального образования. Авторами представлены аргументы в пользу запланированных решений по преодолению не только системных диспропорций в государственной и общественной составляющих, но и в поддержку укрепления устойчивой горизонтальной системы взаимоотношений между субъектами духовно-нравственного воспитания. В данном контексте авторы также изучают вопрос поэтапного внедрения в работу образовательных организаций региона компетентностных показателей оценки эффективности и успешности работы педагогов согласно требованиям Профстандарта.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дополнительное профессиональное образование, социальное партнерство, компетенции, консолидация, интеграция, проектирование, теологи.
Введение. Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. С одной стороны, после вступления в силу с января 2017 года профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем,
Как цитировать статью: Гераськина М. П., Кузнецова Е. С. Профессиональный стандарт педагога как ресурс развития государственно-общественных отношений в системе управления качеством регионального образования по направлению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.108-119.
среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (далее — Профстандарт) (утвержденного еще в 2013 году) [12], вдумчивое и взвешенное внедрение в практику работы образовательных организаций положений данного документа стало предметом особого внимания педагогов [16]. Так, образовательным организациям уже сегодня важно приступить к реализации своевременных необходимых шагов [17], требующих создания гибких управленческих условий и привлечения дополнительных информационно-методических ресурсов для запуска новых механизмов компетентностной оценки успешности и качества результатов работы педагогов в системе общего образования.
Кузбасский опыт реализации первых шагов в данном направлении показывает: для успешной реализации положений Профстандарта необходимо, в частности, расширение условий для развития ответственного социального партнерства с образовательными организациями, развитие института общественных экспертов, которые позволят коллективу уделять особое внимание совершенствованию именно воспитательных и развивающих трудовых функций в работе педагогов на разных уровнях общего образования.
Результаты педагогических наблюдений и интервью с руководителями и педагогами позволяют нам высказать следующее предположение: показатели успешности и результативности освоения данных трудовых функций должны определяться коллегиально, как в опоре на профессиональное мнение коллег, так и по итогам оценок внешних общественных экспертов. Так, в Кузбассе в случае с педагогами, реализующими программы, образовательные проекты и планы духовно-нравственного воспитания, таковыми выступают члены конкурсных жюри, ведущие ученые-рецензенты методических продуктов образовательных организаций, а также — священнослужители Русской православной церкви, имеющие опыт консультативно-педагогической и научно-методической работы, преподаватели и студенты-теологи Кемеровского государственного института культуры (далее — КемГИК).
И еще одно условие эффективной оценки успешности и результативности освоения педагогами воспитательных и трудовых функций Профстандарта стоит выделить отдельно: необходимо постоянно расширять и модернизировать информационно-образовательное пространство региона.
В частности, в данном направлении активно работает Единый информационный образовательный портал Кузбасса (https://portal.kuz-edu.ru), сайты территориальных муниципальных информационно-методических центров. Важную роль в этих процессах играют медиа, интернет-ресурсы социальных партнеров образовательных организаций, в том числе и Кузбасской митрополии [8]. Также серьезного совершенствования уровня воспитательных и развивающих трудовых функций педагогов требует подготовка и проведение общешкольных, общегородских (районных) родительских собраний и др.
Эти формы сотрудничества субъектов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения кузбассовцев в последние годы постоянно совершенствуются, во многом содействуя расширению уровня «информирования
широкой общественности о конкурсах профессионального мастерства и, соответственно, формированию позитивного имиджа педагогического труда» [11].
С другой стороны, за счет расширения форматов участия общественных экспертов, привлекаемых к организации и проведению конкурсного движения, а также в процессе оценки первых результатов введения как образовательных, так и профессиональных стандартов, в практике кузбасской региональной политики в области образования по направлению духовно-нравственного воспитания был серьезно расширен перечень стратегических задач. В том числе:
а) по модернизации институтов системы образования как инструментов социально-культурного развития, а также по совершенствованию современной системы непрерывного профессионально-педагогического образования [12];
б) по расширению форматов диалогового взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социально-культурной сферы [6], с социальными партнерами, региональными органами управления образования. В итоге на системном уровне осуществляется проектирование и управление открытой, вариативной и динамичной средой, обеспечивающей дополнительные научно-педагогические условия для эффективного духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения в условиях образовательного пространства «детский сад — школа — вуз — ДПО»;
в) по разработке и корректировке государственно-общественных механизмов управления, способствующих устойчивому развитию системы образования и обеспечивающего его доступность, качество и эффективность.
Таким образом, представленные региональные задачи и управленческие решения по направлению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения нацеливают всех субъектов воспитательных программ и планов на поиск дополнительных инструментов интеграции и консолидации устойчивых механизмов ресурсного развития системы государственно-общественного управления. Принципиально важно подчеркнуть при этом, что данные управленческие инструменты должны быть реализованы в соответствии со стратегическими ориентирами инновационного развития Кемеровской области, в том числе и в сфере общего образования [12].
К определению методологии и методов исследования. Заявленная целевая установка может быть достигнута при условии реализации комплекса мероприятий на основе проектно-целевого планирования, поскольку, по справедливому утверждению Мухаметзяновой Г. В., именно данный методологический подход «предполагает рассмотрение целей, содержания, технологий образования как проект инновационной деятельности на интегративной основе» [10].
Одним из принципиальных преимуществ внедрения в региональную практику проектно-целевого подхода к разработке эффективных механизмов общественно-государственного управления качеством образования является регулярное отслеживание результатов «обратной связи» между всеми субъектами воспитательных практик, проектов, программ. Острый дефицит такой аналитико-рефлексивной работы, открытой и доступной для широкой об-
щественности, испытывают сегодня и многие образовательные организации, сами педагоги, родители.
Так, для определения общественной позиции в вопросах оценки качества регионального образования и воспитания подрастающего поколения, а также для уточнения наиболее эффективных путей решения данных задач на сайте Департамента образования и науки Кемеровской области в 2017 г. были размещены анкеты для разных групп кузбассовцев. Участникам опросов было предложено оценить качество уже реализуемых в последние годы программ и проектов, а также высказать свои пожелания по дальнейшему развитию практик духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения [1].
С учетом требований Профстандарта такая «обратная связь» между всеми субъектами воспитательных отношений крайне важна педагогам для самооценки уровня владения воспитательными и развивающими трудовыми функциями, а также для анализа возникающих профессиональных дефицитов, особо значимых для успешной разработки и реализации программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Это, во-первых.
Во-вторых, данные анализа результатов таких опросов как некий срез «социально-культурного заказа общества» на качественное образование становятся одной из серьезных «отправных точек» при корректировке принимаемых управленческих решений профессиональными и общественными экспертами Областного координационного совета по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, в также членами Координационного совета по экспериментальной и инновационной работе. Эту деятельность Советы осуществляют в последние годы на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Кемерово (далее — КРИПКиПРО).
Отрадно отмечать, что осенью 2017 г. было принято коллегиальное решение о включении студентов-теологов старших курсов программы бакалавриата КемГИК, а также руководителей отделов религиозного образования и катехизации трех епархий Кузбасской митрополии (далее — ОРОиК) в состав членов областного Совета по духовно-нравственному воспитанию детей в качестве постоянных консультантов и общественных экспертов. Такое решение стало закономерным результатом эффективной апробации механизма «обратной связи» с партнерами Кузбасской митрополии в 2016-2017 гг.
Основные планируемые и достигнутые результаты. Данное решение стало еще и важным шагом в укреплении интеграционных механизмов государственно-общественного партнерства и в становлении устойчивой горизонтальной — собственно партнерской, доверительно-диалоговой — системы взаимоотношений между субъектами духовно-нравственного воспитания в регионе. Яркие результаты этой работы, способствующей компетентностно-му росту педагогов, продемонстрировали участники регионального сетевого
проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях социально-педагогического партнерства» (2016-2017 гг.).
Закономерно, что данный успешный опыт консолидации усилий и ресурсов партнеров для совершенствования компетентностного уровня педагогов потребовал закрепления на следующем этапе сотрудничества. Речь идет о разработке и утверждении «Планов совместных мероприятий Департамента образования и науки Кемеровской области и Кузбасской митрополии по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения» (далее — Планы), которые успешно реализуются с 2016 года по настоящее время [19; 20].
На наш взгляд, планируемые результаты реализации этих Планов могут и должны способствовать преодолению существующих «системных диспропорций в государственной и общественной составляющих» управления практикой духовно-нравственного воспитания в регионе (по Будаевой Т. Ч.) [2].
Для этого всем организаторам и участникам плановых мероприятий важно уже не только уделить внимание совершенствованию владения конкретными трудовыми функциями, но и быть готовыми и способными преодолевать следующее противоречие.
Во-первых, нельзя не отметить уже достигнутую определенную позитивную динамику результатов сотрудничества Департамента образования и науки Кемеровской области и образовательных организаций с общественными экспертами-представителями Кузбасской митрополии. Такие результаты достигнуты во многом благодаря самой активной поддержке КРИПКиПРО, в том числе посредством совершенствования совместных форматов развития современной системы непрерывного профессионального педагогического образования и самообразования педагогов с учетом требований Профстандарта.
В 2017 году по итогам годовой информационно-методической и консультативно-экспертной поддержки со стороны организаторов мероприятий Плана кузбасские педагоги представили самую многочисленную и активную группу участников от Сибирского федерального округа, презентовавших свои работы в рамках Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». От Кузбасской митрополии было представлено на профессиональную и общественную экспертизу 80 работ от 122 кузбасских педагогов. В финал I (регионального) этапа Конкурса от митрополии вышло 10 работ и 25 участников. В мае 2017 г. было организовано торжественное награждение этих победителей Департаментом образования и науки Кемеровской области и Кемеровской епархией.
В октябре 2017 г. в рамках XIX Иоанновских образовательных чтений были отмечены еще и все участники Конкурса. Эти меры значимы не только для поддержки позитивного имиджа профессионального труда педагогов — постоянных партнеров Кузбасской митрополии. Главное, что такая адресная работа с учителями и воспитателями — одна из максимально эффективных форм партнерского участия в системе профессионального непрерывного повышения
квалификации и самообразования конкурсантов. Она во многом способствует, в частности, закреплению и углублению педагогических знаний в рамках воспитательной трудовой функции — «основ методики воспитательной работы, основных принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий» (согласно формулировкам Профстандарта).
В данном контексте нельзя не подчеркнуть, что результаты такой системной партнерской работы уже второй год подряд позволяют кузбасским педагогам-победителям становиться участниками 2-го этапа Конкурса по Сибирскому федеральному округу. Так, в 2016 г. финалистами конкурса стали педагоги МКОУ «Начальная школа-детский сад № 33 г. Юрги», награжденные областной медалью «За достойное воспитание детей», а в конце октября 2017 г. в Томске состоялось награждение педагогов — региональных финалистов конкурса от МБОУ «Гимназия № 12» г. Ленинска-Кузнецкого [8].
Еще одним показателем эффективной совместной работы является участие партнеров от Кузбасской митрополии в развитии региональной системы поддержки одаренных детей, посредством совместного проектирования открытой, вариативной и динамичной среды, обеспечивающей дополнительные организационно-педагогические условия для эффективного духовно-нравственного и воспитания и развития подрастающего поколения в условиях образовательного пространства «детский сад — школа — вуз — ДПО».
Для качественного осуществления этих форматов совместной воспитательной работы важным становится постоянное совершенствование уровня педагогической рефлексии имеющихся у педагогов профессиональных дефицитов и их корректировки. Например, в рамках освоения трудовой функции «Развивающая деятельность. Трудовые действия» по «разработке (совместно с другими специалистами) и реализации совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития учащихся» (также согласно формулировок Профстандарта) (см. Приложение 1).
Так, за последние три года на площадке Международных Рождественских образовательных чтений (г. Москва) вместе с педагогами и родителями для торжественного награждения и участия в программах образовательного туризма по городам России и Европы были приглашены кузбасские школьники, ставшие финалистами — победителями Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Работы кузбасских победителей опубликованы в художественных журналах, выпускаемых по итогам ежегодного Конкурса.
В октябре-ноябре 2017 г. на первый этап XIII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» только от Кемеровской епархии кузбасские педагоги представил 86 работ своих воспитанников (для сравнения в 2016 году — более 140 работ, подготовленных как воспитанниками детских садов и общеобразовательных школ, так и коллективами воскресных школ приходов Кузбасской митрополии). В помощь педагогам, планирующим участие своих воспитанников в конкурсе, только за 2017 год было организовано более 10 семинаров, организаторами которых выступили епархиальные ОРОиК и специ-
алисты КРИПКиПРО, в том числе предоставившие информационно-консультативные веб-площадки. Обозначенные результаты участия юных художников и педагогов в мероприятиях Плана стали еще одним показателем эффективной реализации механизма «обратной связи» между Департаментом образования и науки Кемеровской области, Кузбасской митрополией и образовательными организациями на основе системного проектно-целевого планирования.
Во-вторых, по-прежнему, дискуссионным и порой достаточно напряженным остается восприятие сознанием педагогической и родительской общественности вклада общественных экспертов-консультантов (в частности, теологов и представителей Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)) в организацию и поддержание эффективного диалога по развитию региональной системы государственно-общественного контроля качества образования.
Однако на этом фоне трудно не признать той значимой роли, функции, которую выполняют данные социальные партнеры, способствуя выстраиванию горизонтальной консолидированной модели организации системы духовно-нравственного воспитания в регионе. Именно их опыт и кадрово-информацион-ные ресурсы во многом способствуют постепенному преодолению еще одной проблемы, на решение которой должны быть направлены усилия региональной системы государственно-общественного контроля качества образования.
Речь идет о поиске условий и ресурсов, способствующих преодолению отставания «российских подростков во владении умениями применять полученные знания на практике (как следствие недостаточного распространения деятельностных образовательных технологий и слабого развития профильного образования)» (согласно формулировкам Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы») [18].
Действительно, участие в этой работе общественных экспертов, социальных партнеров от Кузбасской митрополии трудно переоценить, поскольку «...образование должно сейчас нести не только „традиционную функцию передачи социального опыта, но, в большей степени, упреждающую, превентивную функцию подготовки человека к жизни в условиях кризиса", т.е. образование должно быть средством самоутверждения личности. в условиях нестабильного пространства жизнедеятельности. Для этого чрезвычайно важным становится изменение мотивационного механизма в процессе приобретения опыта самоорганизации» (граждан) ("...education must nowadays carry not only 'the traditional function of transferring social experience', but, to a greater extent, anticipatory, preventive function of preparing a man to the life during crisis, i.e., education must be the means of identity self-projection under the conditions of unstable space of life activity. For this purpose a change in motivational mechanism during the process of gaining experience of self-organization becomes extremely important for the subjects») [9].
В данном контексте становится очевидной следующая тенденция: успешная и результативная реализация мероприятий Планов по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения требует самых серьезных шагов всех субъектов воспитательных практик, способствующих укреплению позитивного
имиджа педагогического труда. Эти шаги партнеров в свою очередь нацеливают и самих педагогов на дополнительные усилия по совершенствованию готовности и способности: выявлять интересы и возможности партнеров; анализировать изменения социальных обстоятельств и потребностей общества; учитывать индивидуальные особенности участников воспитательных мероприятий, возраст участников воспитательных коллективов, личностные качества обучающихся и др.
Выводы. Подводя предварительные итоги наших рассуждений, можно с уверенностью утверждать: работа образовательных организаций с социальными партнерами и экспертами по совместному Плану духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения создает максимально эффективные условия педагогам для ответственного, систематического диалога в решении воспитательных проблем и в поле профессионального роста, отражая приоритетные задачи модернизации национальной системы образования.
Заявленный в Плане комплекс мероприятий также требует серьезной работы педагогов над собой, повышения уровня культуры самоорганизации (особенно коммуникативных навыков неконфликтного поведения, самодисциплины, стрессоустойчивости, мобильности, позитивного мышления и др.).
Опираясь на показатели динамики профессионального роста кузбасских педагогов по итогам участия в ежегодных мероприятиях Плана, а также на рекомендации рецензентов и экспертов из числа постоянных организаторов конкурсных, семинарских, информационно-просветительских мероприятий и педагогических консультаций, мы составили сводную таблицу мероприятий Плана по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на 2017-2018 гг. с перечнем наиболее востребованных для их реализации, но дефицитных компетенций педагогов с учетом положений Профстандарта (см. подробнее: Приложение 1).
Анализируя представленный кузбасский опыт, коллеги из других регионов в работе с данной таблицей получают возможность самостоятельно проектировать индивидуальные профессиональные маршруты, корректировать уже существующие насыщенные информационно-коммуникативные пространства и образовательно-событийные ситуации, совершенствуя тем самым уровень владения воспитательными и развивающими трудовыми функциями [14].
Материалы данной таблицы могут быть рекомендованы педагогам для работы над темами по самообразованию, в том числе для обсуждения педагогического опыта коллег — участников плановых мероприятий на заседаниях региональных профессиональных методобъединений [4], на семинарских площадках и в ходе мастер-классов, тематических интерактивных педагогических советов и в практике методической консультативной работы стажерских площадок. Данный информационно-методический продукт представляет инновационный интерес для разработки и анализа образовательных кейсов слушателями программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в связи с началом работы образовательных организаций над освоением требо-
ваний Профстандарта педагога. Материалы Приложения 1 могут быть также рекомендованы будущим теологам (бакалаврам, магистрантам, аспирантам) в период работы над НИРС, подготовки итоговых квалификационных работ, конкурсно-грантовых проектов.
Вышесказанное позволяет нам резюмировать: в Кемеровской области на протяжении последних лет складываются благоприятные предпосылки для становления устойчивой, открытой и эффективной системы формирования экспертного сообщества для независимой оценки результатов реализации Планов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Подобная региональная практика расширения государственно-общественного управления качеством образования способствует не только повышению объективности оценивания успехов компетентностного роста педагогов, но и позитивной динамике рейтинга совместно организованных с социальными партнерами воспитательных мероприятий [9].
Рассмотренная в статье система управленческих мер инициирует поэтапный рост активности детей и родителей, заинтересованных в предлагаемых Планом программах дополнительного образования за счет привлечения социальных партнеров-представителей Кузбасской митрополии. Эти результаты подтвердила позитивная динамика участия обучающихся школ и коллективов кузбасских ДОУ в мероприятиях Планов за последние 2 года (так, число участников проектных мероприятий Плана только в первом полугодии 2017-2018 учебного года выросло почти на треть) [22].
В заключение еще раз подчеркнем основную мысль данной статьи. Разработчики кузбасских ресурсно-сетевых Планов по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения нацелены на преодоление не только имеющих место системных диспропорций в государственной и общественной составляющей. Еще важнее для сторон, ответственных за реализацию этих Планов, попытаться закрепить складывающуюся устойчивую, открытую, интегрированную горизонтальную систему взаимоотношений между субъектами духовно-нравственного воспитания. Эта задача в полной мере соответствует перечисленным нами в статье реалиям современного этапа развития российского образования, отстаивающего все возможные пути для консолидации общества, воспитания здорового, жизнеспособного в условиях нарастающих кризов молодого поколения. И, в конечном итоге, заявленная система мер во многом будет способствовать постепенному профессиональному совершенствованию педагогического сообщества, осваивающего требования Профстандарта, благодаря чему все большее число педагогов становится готово и способно максимально эффективно опираться в своей работе на обновленную «инновационную образовательную инфраструктуру региона» как совокупность «условий (наука, информация, кадры) и субъектов (людей, организаций, учреждений и общественных объединений), обеспечивающих производство, внедрение и распространение в учреждениях новшеств, улучшающих качество образовательного процесса» (Ротобыльский К. А., Ротобыльская Л. А.) [19].
Литература
1. Анкетирование по граждан ско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию (Анкета для молодежи, Анкета для населения старше 30 лет, Анкета по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://образование42.рф/ documents/797 (дата обращения: 29.12.2017).
2. Будаева Т. Ч. Концепция развития государственно-общественного управления в региональной образовательной системе // Дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apkpro.ru/17.html (дата обращения: 14.12.2017).
3. Вниманию благочинных, духовников, руководителей и педагогов образовательных организаций Кузбасса // Кузбасская митрополия: [сайт]. Режим доступа: http://mitropolia42.ru/2017/11/16/83886 (дата обращения: 29.12.2017).
4. Горлова Н., Медведева Ю. Как обобщить педагогический опыт и показать, что он соответствует Профстандарту педагога // Справочник заместителя директора школы. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e.zamdirobr.ru/article.aspx?aid=545291 (дата обращения: 14.12.2017).
5. Иванова С. В. Интерпретация инноваций в мировом образовательном пространстве в эпоху медиа // Ценности и смыслы. 2016. № 3 (43). С. 61-68.
6. Ключевые направления развития общего образования // Консультант Плюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 30.12.2017).
7. Кузбасская митрополия и Департамент образования и науки Кемеровской области составили План совместных мероприятий // Кузбасская митрополия: [сайт]. Режим доступа: http://mitropolia42. ru/2017/01/13/68991 (дата обращения: 29.12.2017).
8. Кузбасские педагоги стали победителями Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Сибирскому федеральному округу // Кузбасская митрополия: [сайт]. Режим доступа: http:// mitropolia42.ru/2017/11/03/83287 (дата обращения: 29.12.2017).
9. Kuznetsova E. Transdisciplinary humanitarian, social, cultural and educational grant proects in Kuzbass during 2011-2013 // Social and Natural Sciences Journal. 2013. Vol.7. № 1.— С. 97-102.
10. Мухаметзянова Г. В. Проектно-целевой подход — императив формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 104-110 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=11479072 (дата обращения: 14.12.2017).
11. Обоскалов А. Г., Машуков А. В., Коптелов А. В. Привлечение общественности к обсуждению инструментария оценки профессиональной деятельности педагогов // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. apkpro.ru/383.html (дата обращения: 29.12.2017).
12. Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2025 годы (с изменениями на 23 октября 2017 года): Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 года № 367 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/412804773 (дата обращения: 30.12.2017).
13. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 Ш662-р (ред. от 10.02.2017), п. 4 // Консультант Плюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 29.12.2017).
14. О направлении методических рекомендаций (с «Методическими рекомендациями по совершенствованию сетевого взаимодействия в системе воспитания»): Письмо Минобрнауки России от 02.08.2017 № ТС-512/09 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456087030 (дата обращения: 14.12.2017).
15. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель): профессиональный стандарт, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н // Профессиональные стандарты: программно-аппаратный комплекс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profstandart. rosmintrud.ru/ (дата обращения: 14.12.2017).
16. Почему не получится забыть о профстандартах для педагогов // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e.rukobr.ru/article. aspx?aid=555301 (дата обращения: 29.12.2017).
17. Профстандарты на практике: руководители спросили, профсоюзы ответили // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e.rukobr. ru/article.aspx?aid=555301 (дата обращения: 12.12.2017).
18. Развитие образования на 2013-2020 годы: Государственная программа Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295. С изменениями и дополнениями от: 27 февраля, 14, 27 апреля, 19 декабря 2016 г., 26 января, 31 марта 2017 г. // Гарант.ру: информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.
ш/70643472 (дата обращения: 30.12.2017).
19. Ротобыльский К. А., РотобыльскаяЛ. А. Реализация инновационных образовательных проектов как ресурс развития регионального образования // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apkpro.ru/823.html (дата обращения: 12.12.2017).
20. Соглашение о сотрудничестве между Кемеровской и Новокузнецкой епархией и Администрацией Кемеровской области // Кузбасская митрополия: [сайт]. Режим доступа: http://mitropolia42.ru/development (дата обращения: 29.12.2017).
21. Состоялся проблемно-ориентированный семинар «Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» // Образовательный сайт Кузбасского регионального ИПКиПРО: [сайт]. Режим доступа: https://ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6808%3A2017-10-13-08-55-36&catid=243%3A2015-09-08-06-23-29&Itemid=1 (дата обращения: 29.12.2017).
22. Участники октябрьских площадок XIX Иоанновских чтений приглашают к сотрудничеству руководителей и педагогов школ Кузбасса, настоятелей и директоров воскресных школ в период школьных каникул // Кузбасская митрополия: [сайт]. Режим доступа: http://mitropolia42.ru/2017/10/16/82427 (дата обращения: 29.12.2017).
PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF STATE-SOCIETY RELATIONS IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE REGIONAL EDUCATION AS A DIRECTION OF SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING OF THE YOUNGER GENERATION
The authors of the article present the experience of development and implementation of the "Plans of joint actions of Department of Education and Science of the Kemerovo Region and the Kuzbass metropolis for spiritual and moral education of younger generation" as the mechanisms aimed at maintenance of stability and openness of the state and public relations in a control system of quality of regional education. The authors also present the arguments in favor for planned solutions to overcome not only systemic imbalances in the state and social components, but also in support of strengthening a stable horizontal system of relationships between subjects of spiritual and moral upbringing. The authors also study the question of the gradual implementation of competency indicators to measure the effectiveness and success of the work of teachers in accordance with the requirements of professional standards in the work of educational institutions in the region.
Keywords: spiritual and moral education, additional professional education, social partnership, competences, consolidation, integration, design, theologians.
References
• Anketirovanie po grazhdansko-patrioticheskomu i duhovno-nravstvennomu vospitaniju (Anketa dlja molo-dezhi, Anketa dlja naselenija starshe 30 let, Anketa po grazhdansko-patrioticheskomu i duhovno-nravstvenno-mu vospitaniju [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://obrazovanie42.rf/documents/797 (data obrashhe-nija: 29.12.2017).
• Budaeva T. Ch. Koncepcija razvitija gosudarstvenno-obshhestvennogo upravlenija v regional'noj obrazova-tel'noj sisteme // Dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie. 2016. № 4 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.apkpro.ru/17.html (data obrashhenija: 14.12.2017).
• Vnimaniju blagochinnyh, duhovnikov, rukovoditelej i pedagogov obrazovatel'nyh organizacij Kuzbassa // Kuzbasskaja mitropolija: [sajt]. Rezhim dostupa: http://mitropolia42.ru/2017/11/16/83886 (data obrashhenija: 29.12.2017).
• Gorlova N, Medvedeva Ju. Kak obobshhit' pedagogicheskij opyt i pokazat', chto on sootvetstvuet Profstandartu pedagoga // Spravochnik zamestitelja direktora shkoly. 2017. № 4 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: ht-tps://e.zamdirobr.ru/article.aspx?aid=545291 (data obrashhenija: 14.12.2017).
• Ivanova S. V. Interpretacija innovacij v mirovom obrazovatel'nom prostranstve v jepohu media // Cennosti i smysly. 2016. № 3 (43). S. 61-68.
• Kljuchevye napravlenija razvitija obshhego obrazovanija // Konsul'tant Pljus: spravochno-pravovaja sistema [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (data obrashhenija: 30.12.2017).
• Kuzbasskaja mitropolija i Departament obrazovanija i nauki Kemerovskoj oblasti sostavili Plan sovmestnyh meroprijatij // Kuzbasskaja mitropolija: [sajt]. Rezhim dostupa: http://mitropolia42.ru/2017/01/13/68991 (data
obrashhenija: 29.12.2017).
• Kuzbasskie pedagogi stali pobediteljami Vserossijskogo konkursa «Za nravstvennyj podvig uchitelja» po Sibirskomu federal'nomu okrugu // Kuzbasskaja mitropolija: [sajt]. Rezhim dostupa: http://mitropolia42. ru/2017/11/03/83287 (data obrashhenija: 29.12.2017).
• Kuznetsova E. Transdisciplinary humanitarian, social, cultural and educational grant proects in Kuzbass during 2011-2013 // Social and Natural Sciences Journal. 2013. Vol.7. № 1.—P. 97-102.
• Muhametzjanova G. V. Proektno-celevoj podhod — imperativ formirovanija professional'noj kompetentnosti // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. № 8. S. 104-110 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/ item.asp?id=11479072 (data obrashhenija: 14.12.2017).
• Oboskalov A. G., Mashukov A. V., Koptelov A. V. Privlechenie obshhestvennosti k obsuzhdeniju instrumentarija ocenki professional'noj dejatel'nosti pedagogov // Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogiches-koe obrazovanie. 2016. № 2 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.apkpro.ru/383.html (data obrashhenija: 29.12.2017).
• Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Kemerovskoj oblasti «Razvitie sistemy obrazovanija Kuzbassa» na 2014-2025 gody (s izmenenijami na 23 oktjabrja 2017 goda): Postanovlenie Kollegii Administracii Kemerovskoj oblasti ot 4 sentjabrja 2013 goda № 367 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/docu-ment/412804773 (data obrashhenija: 30.12.2017).
• O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda»: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N1662-r (red. ot 10.02.2017), p.4 // Konsul'tant Pljus: spravochno-pravovaja sistema [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/ (data obrashhenija: 29.12.2017).
• O napravlenii metodicheskih rekomendacij (s «Metodicheskimi rekomendacijami po sovershenstvovaniju setevo-go vzaimodejstvija v sisteme vospitanija»): Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 02.08.2017 № TS-512/09 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/456087030 (data obrashhenija: 14.12.2017).
• Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel'): professional'nyj standart, utverzhden prikazom Ministerstva tru-da i social'noj zashhity RF ot 18 oktjabrja 2013 g. № 544n // Professional'nye standarty: programmno-appa-ratnyj kompleks [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://profstandart.rosmintrud.ru/ (data obrashhenija: 14.12.2017).
• Pochemu ne poluchitsja zabyt' o profstandartah dlja pedagogov // Spravochnik rukovoditelja obrazovatel'nogo uchrezhdenija. 2017. № 4 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://e.rukobr.ru/article.aspx?aid=555301 (data obrashhenija: 29.12.2017).
• Profstandarty na praktike: rukovoditeli sprosili, profsojuzy otvetili // Spravochnik rukovoditelja obrazovatel'no-go uchrezhdenija. 2017. № 5 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://e.rukobr.ru/article.aspx?aid=555301 (data obrashhenija: 12.12.2017).
• Razvitie obrazovanija na 2013-2020 gody: Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii. Utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelja 2014 g. № 295. S izmenenijami i dopolnenijami ot: 27 fevralja, 14, 27 aprelja, 19 dekabrja 2016 g., 26 janvarja, 31 marta 2017 g. // Garant.ru: informacionno-pravovoj portal [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70643472 (data obrashhenija: 30.12.2017).
• Rotobyl'skij K. A., Rotobyl'skaja L. A. Realizacija innovacionnyh obrazovatel'nyh proektov kak resurs razvitija regional'nogo obrazovanija // Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie. 2017. № 3 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.apkpro.ru/823.html (data obrashhenija: 12.12.2017).
• Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu Kemerovskoj i Novokuzneckoj eparhiej i Administraciej Kemerovskoj oblasti // Kuzbasskaja mitropolija: [sajt]. Rezhim dostupa: http://mitropolia42.ru/development (data obrashhenija: 29.12.2017).
• Sostojalsja problemno-orientirovannyj seminar «Vzaimodejstvie doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii s sem'ej po duhovno-nravstvennomuvospitaniju detej doshkol'nogovozrastavuslovijah realizacii FGOS DO» // Obrazovatel'nyj sajt Kuzbasskogo regional'nogo IPKiPRO: [sajt]. Rezhim dostupa: https://ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=-com_content&view=article&id=6808%3A2017-10-13-08-55-36&catid=243%3A2015-09-08-06-23-29&Ite-mid=1 (data obrashhenija: 29.12.2017).
• Uchastniki oktjabr'skih ploshhadok XIX Ioannovskih chtenij priglashajut k sotrudnichestvu rukovoditelej i pe-dagogov shkol Kuzbassa, nastojatelej i direktorov voskresnyh shkol v period shkol'nyh kanikul // Kuzbasskaja mitropolija: [sajt]. Rezhim dostupa: http://mitropolia42.ru/2017/10/16/82427 (data obrashhenija: 29.12.2017).