ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
О.В. Чурсинова, канд. психол. наук, доцент
Ставропольский краевой института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия, г. Ставрополь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10627
Аннотация. В данной статье дается подробный анализ понятия «профессиональный рост педагога», рассматривается его взаимосвязь с понятием «профессиональное развитие». Основной акцент автор статьи делает на систему повышения квалификации, выполняющую роль ведущего фактора профессионального роста педагога.
Ключевые слова: профессиональный рост, компетенции, профессиональное развитие, повышение квалификации, педагог.
Качество современного образования в большой степени зависит от профессионального роста педагогов, встречающихся в своей профессиональной деятельности с такими вызовами, как федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт, в котором обозначены требования к педагогу и четко очерчен круг его компетенций. Все это требует формирования нового типа педагога, способного к самоанализу, решению проблемных ситуаций, принятию самостоятельных решений, самосовершенствованию, владеющего современными образовательными технологиями, открытый новшествам и др.
Профессиональный рост педагога предполагает движение по иерархии должностей, а также по пути присвоения категорий, званий, наград и т.д. При этом важным аспектом становится мотивация педагогов на профессиональный рост, их готовность к творческой инновационной деятельности, уровень притязаний и готовности к выполнению новых трудовых функций.
Мотивация профессионального роста педагога характеризуется целостной системой мотивов, иерархической организацией побуждений личности, активизирующей субъекта к профессиональной деятельности, придающей ей направленность, ориентирующей на достижение определенных целей. При этом следует учитывать, что характер мотивации всегда су-
губо индивидуален и изменчив, соответственно, учет выявленных мотивов профессионального роста позволяет педагогу выстраивать индивидуальную траекторию профессиональной деятельности в системе непрерывного образования.
Обратимся к анализу дефиниции «профессиональный рост педагога».
Ямбург Е.А. рассматривает профессиональный рост педагога как постоянное стремление педагога к саморазвитию и самосовершенствованию, в основе которого заложена природная потребность в творчестве в работе с обучающимися [1].
Поташник М.М. определяет профессиональный рост педагога как процесс приобретения знаний, умений, способов деятельности, позволяющий ему эффективно осуществлять педагогическую деятельность и решать стоящие перед ним профессиональные задачи [2].
Жайтапова А.А., изучая проблему профессионального роста педагога, основной акцент делает на процессе преобразования педагогической деятельности, результатом которого является развитие профессионального мастерства, а ядром служит компетенция личностного саморазвития [3].
Дж. Сьюпер понимает профессиональный рост как процесс развития личности педагога, направленный на усвоение различных аспектов педагогической деятельности, в частности профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков [4, с. 48].
Обобщив, рассмотренные определения профессионального роста педагога, мы пришли к выводу, что он представляет собой непрерывный многоаспектный процесс самосовершенствования, сопровождающийся качественными преобразованиями личности педагога, расширением спектра компетентностей.
Профессиональный рост педагога включает в себя несколько ступеней:
- педагогическая умелость;
- мастерство;
- творчество;
- новаторство.
Неразрывно с понятием профессиональный рост связано понятие профессионального развития, как наращивания педагогической компетентности, определяющей готовность к выполнению трудовых функций и действий, заложенных в профессиональном стандарте педагога. Профессиональное развитие педагога задает определенный уровень владения профессиональными педагогическими компетенциями [5].
Разработанная на сегодняшний день Национальная система учительского роста предполагает формирование системы профессиональных компетенций педагога, включающей: предметные компетенции, компетенции в области методики преподавания, психолого-педагогические компетенции. Она предполагает:
- выявление и оценку профессиональных дефицитов педагогов;
- разработку программы профессионального роста;
- выбор способов и путей профессионального роста;
- обеспечение программ профессионального роста.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности.
Основным источником получения педагогами новой информации, новых знании и навыков является система переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Именно многоуровневая система повышения квалификации обеспечивает профессиональный рост педагога.
При планировании системы профессионального роста педагога на уровне Ставропольского края важно учитывать целый ряд факторов:
- образовательный заказ к системе повышения квалификации;
- анализ качества образования и существующих в крае проблем.
Учет данных параметров дает возможность четче выстроить систему повышения квалификации (курсовую подготовку, методические и научные мероприятия, работу творческих лабораторий, краевых инновационных площадок).
На сегодняшний день в Ставропольском краевом институте развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (СКИРО ПК и ПРО) реализуется модель профессионального роста педагогических работников. Основной целью модели является создание условий в процессе повышения квалификации и переподготовки для актуализации целевой мотивации профессионального роста педагога и совершенствования его профессиональных компетенций (рис. 1).
ЦЕЛЬ: Создание условий в процессе повышения квалификации и переподготовки для актуализации целевой мотивации профессионального развития педагога
Рис. 1. Модель профессионального роста педагога
Реализация модели профессионального роста педагога предполагает оказание практической помощи в вопросах совершенствования их теоретических знаний и повышения педагогического мастерства, изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания обучающихся.
Системообразующим компонентом повышения квалификации является курсовая подготовка, осуществляемая на основе дополнительных профессиональных программ, в содержании которых учитываются профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соот-
ветствующим должностям, профессиям и специальностям.
Структура и содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации СКИРО ПК и ПРО отражают требования, предъявляемые профессиональными стандартами к данным программам и включают в себя несколько блоков:
- нормативно-правовую базу современного образования;
- психолого-педагогические основы профессиональной деятельности;
- процессуальные и содержательные аспекты профессиональной деятельности;
- прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности.
Традиционный уровень повышения квалификации помимо курсов повышения квалификации составляют информационные и обучающие семинары, вебинары, научно-практические конференции, методические дни, тематические педагогические советы, мастер-классы, круглые столы и др.
Положительную оценку со стороны педагогов получают вебинары, позволяющие экономить время на дорогу, а также дающие возможность задать интересующие вопросы по обсуждаемой проблеме, посмотреть вебинары в режиме off-line. В рамках программ повышения квалификации большее внимание стало уделяться практике через проведение мастер-классов, организацию стажировок, семинаров, что также имеет положительный оклик со стороны педагогов.
Развитие получает и такая форма профессионального общения, как Интернет-конференция, функции которой достаточно многообразны. Например, участие педагогов в Интернет-конференциях способствует более эффективному осмыслению актуальных проблем педагогической практики, дает возможность познакомиться с передовым опытом коллег, совершенствует коммуникативные компетенции и др.
Конкурсы профессионального мастерства («Учитель года», «Педагогический дебют», «Сердце отдаю детям» и многие другие) занимают особое место в повышении квалификации педагога. Казалось бы, что нового в себе несет конкурс? Однако, если проследить развитие конкурсного движения, можно заметить, что это не застывший механизм с неизменными правилами. В соответствии с требованиями времени усложняются увеличивается количество конкурсных испытаний, ставя перед участниками более сложные задачи. Конкурсы являются положительной доминантой в повышении квалификации.
Исследовательский уровень повышения квалификации представлен творческими лабораториями «Научно-методическое сопровождение работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности», «Развитие региональной системы образования», краевыми инновационными пло-
щадками, экспериментальными площадками в рамках федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО).
Так, в 2018 году в рамках ФЦПРО были реализованы курсовые потоки по теме «Управление общеобразовательной организацией в условиях реализации ФГОС ООО», «Управление воспитательной деятельностью в общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС ООО». Эти курсы предусматривают совершенствование таких метапредметных компетенций педагогов как:
- мотивационная (готовность к решению универсальных профессиональных задач);
- информационная (умение работать с информацией);
- исследовательская (способность к исследовательской и инновационной деятельности);
- коммуникативная (умение эффективно взаимодействовать с окружающими, разрешать конфликтные ситуации и минимизировать их негативные последствия);
- проектировочная (применение в практической деятельности знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих эффективное прогнозирование, моделирование и планирование образовательной деятельности;
- методическая (профессиональная готовность педагога к социально-психологической, коммуникативной и информационной деятельности, способность к рефлексии и применению методических приемов и технологий для проектирования образовательной деятельности в инновационной образовательной среде, нацеленное на развитие личности обучающегося через формирование универсальных учебных действий;
- компетенция самосовершенствования и др.
В рамках данных курсов рассматриваются, в том числе и процедуры оценки качества образования слушателей, особенности учета их результатов в деятельности по развитию педагога.
Таким образом, профессиональный рост нального пути, освоение способов педаго-педагога является ключевой составляющей гической рефлексии профессионального качественного образования и представляет опыта, методик его интерпретации. собой поиск педагогом своего профессио-
Библиографический список
1. Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2004. -367 с.
2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.
3. Жайтапова А.А. Профессиональный рост учителей в системе повышения квалификации. - Алматы: РИПК СО, 2006. - 316 с.
4. Красношлыкова О.Г., Приходько Е.В. Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2016. - №2 (22). - С. 47-54.
5. Пуденко Т.И. Проблемы обеспечения многовекторной уровневой оценки компетенций учителя // Материалы Всероссийской конференции по анализу хода внедрения национальной системы учительского роста (21 сентября 2017 года). - М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. - С. 22-32.
PROFESSIONAL GROWTH OF THE TEACHER IN SYSTEM OF PROFESSIONAL
DEVELOPMENT
O.V. Chursinova, candidate of psychological sciences, assistant professor Stavropol regional institute for the development of education, advanced training and retraining of educators (Russia, Stavropol)
Abstract. In this article the detailed analysis of the concept "professional growth of the teacher" is given, its interrelation with the concept "professional development" is considered. The author of article places the main emphasis on the system of professional development which is carrying out a role of the leading factor ofprofessional growth of the teacher.
Keywords: professional growth, competences, professional development, professional development, teacher.