Научная статья на тему 'Профессиональный потенциал педагога как педагогическая категория'

Профессиональный потенциал педагога как педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4757
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / УСЛОВИЯ ДЛЯ РОСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / МОТИВАЦИЯ / TEACHER''S PERSONALITY POTENTIAL / TEACHER''S PEDAGOGICAL POTENTIAL / TEACHER''S PROFESSIONAL POTENTIAL / CONDITIONS FOR PEDAGOGICAL POTENTIAL DEVELOPING / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассказов Филипп Дементьевич, Катербарг Татьяна Осиповна

В статье рассматриваются категории «педагогический потенциал», «педагогический потенциал учителя», «профессиональный потенциал педагога». Раскрываются потенциальные возможности профессионального развития педагога. Анализируются условия для эффективной профессиональной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher’s Professional Potential As a Pedagogical Category

The basic categories like «teacher's abilities», «teacher's potentials» and «professional abilities of a teacher» are examined in this article. Teacher's abilities of professional development are revealed in the article as well. The terms and conditions to achieve a professional success in a teacher's career are analyzed properly.

Текст научной работы на тему «Профессиональный потенциал педагога как педагогическая категория»

УДК 37.01 ББК 74.202

Рассказов Филипп Дементьевич

доктор педагогических наук, профессор

кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет ХМАО-Югры

г. Сургут Катербарг Татьяна Осиповна директор

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Сургут Rasskazov Filipp Dementievich Doctor of Pedagogics,

Professor

Chair of Theory and Methods of Professional Education Surgut State University Surgut

Katerbarg Tatyana Osipovna

Headteacher State Comprehensive Secondary School №1 Surgut [email protected] Профессиональный потенциал педагога как педагогическая категория Teacher’s Professional Potential As a Pedagogical Category

В статье рассматриваются категории «педагогический потенциал», «педагогический потенциал учителя», «профессиональный потенциал педагога». Раскрываются потенциальные возможности профессионального развития педагога. Анализируются условия для эффективной профессиональной деятельности педагога.

The basic categories like «teacher's abilities», «teacher's potentials» and «pro-fessional abilities of a teacher» are examined in this article. Teacher's abilities of professional development are revealed in the article as well. The terms and conditions to achieve a professional success in a teacher's career are analyzed properly.

Ключевые слова: личностный потенциал педагога, педагогический потенциал учителя, профессиональный потенциал педагога, условия для роста педагогического потенциала, мотивация.

Key words: teacher's personality potential, teacher's pedagogical potential, teacher's professional potential, conditions for Pedagogical potential developing, motivation.

В самом общем понимании потенциал (от лат. potencia - обобщенная способность, возможность, сила) рассматривается как средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [2].

В педагогике оно первоначально получило закрепление в составе понятия «педагогический потенциал», которое было введено и разработано психологом А.М. Боднаром [1], занимающимся изучением профессионального потенциала. С этих позиций педагогический потенциал рассматривается как сложное комплексное понятие, под которым обычно понимают способности и синтез определенных личностных качеств и свойств человека, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности. В этом смысле педагогический потенциал коррелирует с личностным (человеческим) потенциалом, понимание, которого на сегодняшний день далеко от однозначности.

Вместе с тем при всей изначальной смысловой близости понятия «личностный потенциал педагога» и «педагогический потенциал» на сегодняшний день не могут считаться идентичными. Если личностный потенциал педагога остается всецело психологическим конструктом, то понятие «педагогический потенциал» рассматривается преимущественно с научно-педагогических позиций.

Проведенный анализ различных психолого-педагогических источников со всей очевидностью свидетельствует, что педагогический потенциал учителя, преподавателя как самостоятельное явление все больше привлекает внимание исследователей, приобретает теоретическое, даже методологическое и научнопрактическое значение, а понятие «педагогический потенциал» соответственно

наполняется научными смыслами, приобретает терминологический статус в понятийном аппарате педагогики.

Как указывается в одном источнике [5, С.1-2], в самом общем представлении педагогический потенциал учителя обозначает совокупность возможностей человека, занимающегося педагогической деятельностью. Однако специфика понятия «педагогический потенциал» состоит в том, что оно позволяет рассматривать возможности учителя не с позиции их формирования и перспектив развития, поскольку концентрирует в себе три аспекта:

• прошлое - совокупность качеств и свойств, накопленных человеком в процессе личностного и профессионального развития;

• настоящее - актуализация возможностей и их применение в профессионально-педагогической деятельности;

• будущее - тенденции будущего профессионального и личностного развития.

В соответствии с представлениями авторов (В.А. Крутецкий, Ф.Н. Гоно-болин, Н.Д.Левитов, В.А. Сластенин, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков), педагогический потенциал формируется в процессе «превращения» задатков в педагогические способности, который может происходить более или менее успешно в зависимости от различных условий и факторов. Многовалентность термина «педагогический потенциал», который может использоваться для характеристики объектов разного рода, обусловила появление целого ряда терминов, в целом синонимичных ему, но в то же время, уточняющих, более четко проявляющих его понятийное наполнение, таких как «профессиональный педагогический потенциал», «профессионально-педагогический потенциал учителя», «профессиональный потенциал педагога». Очевидно, что это связано с кардинальными изменениями, происходящими в образовательной сфере страны. Одним из важных аспектов этих изменений, как отмечает О.О. Киселева, автор первого системного исследования теории и практики развития профессионально-педагогического потенциала учителя в непрерывном педагогическом обра-

зовании (2002), является то, что «акценты перемещаются от утилитарного подхода к педагогу как исполнителю, выполняющему социально значимые функции, к личностному подходу с ориентацией на развитие субъектности и личностного потенциала деятеля, обеспечивающего трансляцию культуры в широком социальном пространстве» [3, С. 5-6].

В такой ситуации потенциальные возможности педагога, выходящие за рамки общих требований, не могли иметь никакой профессиональной значимости.

В современной ситуации гуманистически ориентированных преобразований к учителю предъявляются совершенно иные требования. Динамичность, инновационность развития образовательной сферы, необходимость в непрерывном обновлении образования в соответствии с социальными и технологическими изменениями обусловливают потребность в педагоге нового формата -не только профессионально подготовленного к педагогической деятельности, но и личностно ориентированного на постоянное совершенствование и развитие, на деятельное, активное, творческое отношение к уже приобретенному профессиональному «багажу» и на освоение нового. Потенциальные возможности профессионального развития такого педагога приобретают даже большую значимость, чем его самая качественная профессиональная подготовка в вузе и наработанный на сегодняшний день профессиональный опыт, поскольку завтра он может стать уже абсолютно устаревшим.

Хотя исследования в этой проблемной области только начинаются, некоторые ее аспекты уже стали объектом осмысления. При этом обозначились смысловые связи рассматриваемого понятия с другими педагогическими категориями.

Обобщая разные подходы к пониманию профессионального потенциала педагога, можно выделить следующие основные позиции:

• В понимании одних исследователей профессиональный потенциал педагога представляет собой ту часть внутренних личностных ресурсов чело-

века (таких, как потребности, способности, ценностные ориентации, установки, личностные качества, мотивы, знания, умения, навыки и др.), которые у него имеются в наличии, а поэтому при определенных условиях могут проявиться в профессиональной деятельности, однако в силу тех или иных причин объективного либо субъективного характера используются не в полной мере или вообще не находят применения. То есть потенциал - это то, что не представлено окружающим, что скрыто в недрах человеческой личности, не реализуется в каких-либо деятельностных проявлениях, по крайней мере, в профессиональной сфере. В этом смысле потенциал противопоставлен личностным характеристикам, объективно фиксируемым в различных формах активности, профессиональной педагогической деятельности учителя.

• Согласно другим представлениям, под профессиональным потенциалом педагога понимается вся полная совокупность внутренних личностных ресурсов (возможностей) - и тех, которые активно реализуются в профессиональной деятельности, и тех, которые могут быть реализованы при желании и необходимости, и даже тех, которые пока не сформированы в структуре личности, но могут быть сформированы на основе имеющихся ресурсов.

Очевидно, что это разные по своему объему и содержанию понятия. В то же время в теоретическом, исследовательском плане данные подходы, при всем их различии, и правомерны, и продуктивны, поскольку направлены, в конечном счете, к одной цели - всесторонне изучить это явление.

Однако в практическом аспекте они далеко не равнозначны. С этой точки зрения важно то, что сама проблема изучения потенциальных возможностей педагога, ее актуализация обусловлены, как было показано выше, объективной необходимостью совершенствования образовательной деятельности, а главным резервом в этом смысле являются именно имеющиеся, но пока не реализованные возможности педагогического корпуса страны. В современной ситуации модернизации отечественного образования, поиска оптимальных путей его обновления нереализованный потенциал педагогов требует активизации и

реализации в профессиональной педагогической деятельности, что в свою очередь актуализирует научно-практическую проблему выявления и разработки условий, факторов, механизмов, средств, способов активизации и реализации профессионального потенциала педагогов. И особенно значима эта проблема в отношении школьных учителей, других специалистов и работников общеобразовательных организаций. При этом необходимо учитывать, что реализация своего внутреннего потенциала - это добровольное желание личности. Поэтому мотивация становится важным, во многом определяющим фактором активизации профессионального потенциала педагога.

В научно-практическом плане важно и то, что профессиональный потенциал - явление не статическое, а динамическое: он - как и личность в целом - формируется и непрерывно изменяется в процессе жизнедеятельности педагога, причем изменения могут носить как характер развития, приращения, обогащения потенциала, так и его деградации, обеднения, снижения.

В идеальном варианте формирование профессионального потенциала педагога начинается в процессе профессиональной вузовской подготовки на основе уже приобретенных к этому времени ресурсов личностного развития. Затем, с началом профессиональной деятельности, создаются условия для его реализации. При этом - по мере накопления профессионального опыта, роста профессионализма, педагогического мастерства - происходит и дальнейшее развитие профессионального потенциала. Важную роль в этом играют дополнительное профессиональное образование, а также самообразование, саморазвитие педагогов, которые позволяют существенно расширять их потенциальные профессиональные возможности, а также более эффективно реализовывать их в практике педагогической деятельности.

Так, одной из серьезнейших проблем современной системы подготовки учителей является то, что, с одной стороны, педагогические вузы, не испытывающие проблем недобора абитуриентов, постоянно готовят и выпускают специалистов, а с другой - в школах сохраняется острая проблема нехватки моло-

дых квалифицированных педагогических кадров. Причина этого заключается в том, что многие выпускники вузов не идут работать в школу. Так, исследование последующего трудоустройства выпускников московских педагогических вузов, проведенное в 2011 г. Исследовательским центром портала Superjob.ru, показало, что более половины дипломированных учителей по окончании вуза так и не приступили к преподавательской деятельности. Более того, они не планировали это изначально, когда поступали в педагогический вуз. Среди опрошенных выпускников 2000-2005 гг. выпуска учителями, воспитателями, педагогами или преподавателями успели поработать менее половины (44,5%). Это даже с учетом того, что выпускники государственных педвузов трудоустраиваются по специальности несколько чаще, чем выпускники коммерческих институтов и университетов: 45,5% против 40,8%.

Следствием этой ситуации с подготовкой учителей является то, что среди школьных педагогов остается очень высоким процент учителей предпенсионного и пенсионного возраста. Вряд ли стоит специально доказывать, что эта категория педагогов с точки зрения активизации и развития профессионального потенциала не может считаться существенным резервом обновления и повышения качества образования.

В силу названных обстоятельств, проблема создания условий для развития, активизации и реализации профессионального потенциала активного корпуса школьных учителей, действительно, приобретает чрезвычайно высокую актуальность. И ее значимость определяется не только тем, что решение данной проблемы будет способствовать повышению качества и эффективности школьного образования (социально-педагогический эффект). Не менее, а, может быть, и более важно то, что личностная самореализация педагога, которая с неизбежностью сопровождает процесс реализации профессионального потенциала, служит фактором, снижающим опасность «профессионального сгорания» и разного рода деструкций учителя. Когда работа приносит личностное удовлетворение, многочисленные в педагогической деятельности профессиональные

сложности не становятся причиной стрессов и психологического перенапряжения (индивидуально-личностный эффект).

Исходя из вышесказанного считаю необходимым дать следующее уточненное определение понятия «профессиональный потенциал педагога»:

Профессиональный потенциал педагога - это сложное динамическое личностное образование, интегрирующее совокупность внутренних личностных ресурсов человека (психофизиологические свойства, потребности, способности, ценностные ориентации, установки, личностные качества, мотивы, знания, умения, навыки и др.), которые при определенных внешних условиях могут проявиться в профессиональной деятельности в форме осознанных профессиональных действий в ситуациях профессионального выбора.

Библиографический список

1. Боднар, А.М. Педагогический потенциал учителя (личностногуманистический аспект): автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.М. Боднар. - Екатеринбург, 1993. - 13с.

2.Божинская Т.Л. Перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании [Текст] / Т.Л. Божинская // Педагог, воспитай личность : науч.-метод. пособие. - Ростов н/Д, 2010. - С. 32-39.

3.Киселева, О.О. Теория и практика развития профессиональнопедагогического потенциала учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / О.О. Киселева. - М., 2002. - 378 с.

4.Костылева, А.А. Актуализация личностного потенциала педагога как средство развития диалогической направленности педагогического общения : автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / А.А. Костылева. - Курган, 2010. -23 с.

5.Никитина, Е.Ю. Организационно-педагогические условия развития гражданской позиции будущего учителя / Никитина Е.Ю., Казаева Е.А.// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск. - 2010. - №2. - С.171-183.

6. Педагогический потенциал личности учителя [Электронный ресурс ] //

Педагогика: курс лекций / БГПУ им. Максима Танка. -

http://bspu.unibel.by/pages/fizzkaf. obshoshovy/topic5.pdf.

Bibliography

1. Bodnar, A.M. Teaching Abilities in a Humanistic Personality Aspect: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / A.M. Bodnar. - Yekaterinburg, 1993. - 13 p.

2.Bodzinskaya, T.L. Upgrade Perspectives in Local Culture Pedagogical Abilities in Modern Education of Russia [Text] / T.L.Bodzinskaya // Teacher! Bring Up a Personality: Methodological Manual. - Rostov-on-Don, 2010. - P. 32-39.

3.Kiseleva, O.O. Teachers’ Professional Education: Theory and Practice: Diss. ... Dr. of Ped. [Text] / O.O. Kiseleva. - Moscow, 2002. -378 p.

4.Kostyleva, A.A. Actualization of a Teacher’s Personal Abilities As a Means of Dialogical Trend in Pedagogical Communication: Synopsis of Diss. ... Cand. of Psychol. [Text] / A.A. Kostileva. - Kurgan, 2010. -23 p.

5.Nikitina, E.Yu. Organizational and Pedagogical Conditions of Future Teachers’ Citizenship Developing [Text] / E.Yu. Nikitina, E.A. Kazaeva // Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. - Chelyabinsk. - №2. - P.171-183.

6. Teacher’s Personal Abilities [Electronic Resource] // Pedagogy: Lectures in BSPU named after Maxim Tank. - Access Mode: http://unibel.by/pages / fizzkaf...obshoshovy/topic5.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.