Научная статья на тему 'Профессиональный портрет современного менеджера'

Профессиональный портрет современного менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1230
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / РУКОВОДИТЕЛЬ / КАЧЕСТВО МЕНЕДЖЕРА / ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА / ПАРТНЕРЫ / ПАССИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / АКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ПОДЧИНЕННЫЕ / THE MANAGER / THE HEAD / QUALITY OF THE MANAGER / FUNCTION OF THE MANAGER / PARTNERS / THE PASSIVE HEAD / THE ACTIVE HEAD / SUBORDINATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев М. А.

В статье рассматривается образ современного менеджера, сложившийся в нынешнее время. Изложены основные обязанности менеджера в организации. Выявлен перечень основных ролей менеджера в его повседневной работе. Рассматривается ряд основных функций менеджера, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселев М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PORTRAIT OF THE MODERN MANAGER

In article the image of the modern manager developed in present time is considered. Questions with the basic duty of the manager in the organization are taken up. The list of dominant roles of the manager in the daily work is revealed. Are considered a number of the basic functions of the manager among which: the organization and planning of activity of collective and own work; distribution of tasks and instructing of subordinates; the control over them; preparation and reading of reports; check and an estimation of results of work; acquaintance with all novelties in the world of business, technics and technology, promotion and consideration of new ideas and offers; the decision of the questions which are falling outside the limits the competence of subordinates; acquaintance to the current correspondence; answers to calls and reception of visitors; carrying out of meetings and representation; filling of forms of the reporting; negotiating; improvement of professional skill.

Текст научной работы на тему «Профессиональный портрет современного менеджера»

зволяет проверить сформированность таких базовых социально-гражданственных ценностей, как жизнь, патриотизм, толерантность, гуманизм. В конечном счете модель позволяет реализовать следующие цели: воспитать ответственность за личное и общественное здоровье; сформировать у ребенка-сироты навыки безопасной трудовой и повседневной деятельности; воспитать качества, характерные для настоящего гражданина, патриота, гуманиста.

Таким образом, культуру безопасной жизнедеятельности ребенка-сироты можно рассматривать как развитие сущностных характеристик его личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, умений и навыков культуры поведения в раз-

личного рода условиях и ситуациях, угрожающих жизни, здоровью как его самого, так и других.

Литература

1. Мошкин В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности: Учеб. пособие по курсу «Педагогика». — Барнаул, 1999.

2. Миньков Н.И. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. / Н.И. Миньков, И.Д. Костен-ко. — Самара, 1994. Ч. 1, 2.

3. Мишин Б. Концепция курса ОБЖ для 12-летнего общего среднего образования. / Б. Мишин, В. Сапронов, А. Смирнов, Л. Шершнев // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. № 1, 3.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

М.А. КИСЕЛЕВ

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

В.А. КАЛЬНЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается образ современного менеджера, сложившийся в нынешнее время. Изложены основные обязанности менеджера в организации. Выявлен перечень основных ролей менеджера в его повседневной работе. Рассматривается ряд основных функций менеджера, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Ключевые слова: менеджер, руководитель, качество менеджера, функции менеджера, партнеры, пассивный руководитель, активный руководитель, подчиненные.

PROFESSIONAL PORTRAIT OF THE MODERN MANAGER

M.A. KISELEV

The summary. In article the image of the modern manager developed in present time is considered. Questions with the basic duty of the manager in the organization are taken up. The list of dominant roles of the manager in the daily work is revealed. Are considered a number of the basic functions of the manager among which: the organization and planning of activity of collective and own work; distribution of tasks and instructing of subordinates; the control over them; preparation and reading of reports; check and an estimation of results of work; acquaintance with all novelties in the world of business, technics and technology, promotion and consideration of new ideas and offers; the decision of the questions which are falling outside the limits the competence of subordinates; acquaintance to the current correspondence; answers to calls and reception of visitors; carrying out of meetings and representation; filling of forms of the reporting; negotiating; improvement of professional skill.

Key words: the manager, the head, quality of the manager, function of the manager, partners, the passive head, the active head, subordinates.

В работе руководителя много привлекательных сто- является захватывающей и увлекательной. Менед-рон: она предоставляет большие возможности для жеру приходится часто решать сложнейшие задачи развития личности, придает человеку достоинство, в условиях критических ситуаций и неопределенных

перспектив. В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко выраженными диктаторскими замашками, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение. В этих условиях формула действий управляющего была: «бизнес есть бизнес, работай, не рассуждая».

С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала способность играть роль главы семьи, который по-отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: «твердость, но справедливость». Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы и прежде всего антагонизм между рабочими и менеджерами.

Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто уживаться с людьми стало уже недостаточно; взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.

Сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого — координировать деятельность группы менеджеров. Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью; способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и

планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, — руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Вообще, лучше всего большую часть его работы взять на себя, он этого не забудет. С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным; от них, как известно, в решающей степени зависит судьба менеджера. И наконец, менеджер постоянно общается с коллегами — руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может, и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основные роли.

Во-первых, координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль — имидж и представительство во внешнем мире — фактически может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее, вдохновляющий действия людей, направленные на достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

Во-вторых, информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.

В-третьих, звена, принимающего решения. Эту роль играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы.

Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

Менеджеры высшего звена фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями; они определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена — мастера, находящиеся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака. В отличие от предыдущих категорий управленцев они решают вопрос «как делать?».

По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь,

боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.

В противоположность пассивному, руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает в соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные, ситуации, не боясь риска и ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться. У активного менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим официальное признание руководства и неофициальное подчиненных.

Литература

1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. — М.: Знание.

2. Кузьмин И.А. Психотехнология и эффективный менеджмент. — М.: Россмен.

3. Мескон М.Х. Основы менеджмента. — М.: Человек.

УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ

А.Н. КОСТЕНКО

Аннотация. Статья посвящена описанию стрессоустойчивости личности. Стрессоустойчивость представлена не только как психологический феномен генетического происхождения, а также как средство, результат психического развития. В статье стрессоустойчивость рассматривается с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность деятельности и личностный показатель жизнедеятельности подростка.

Ключевые слова: стресс, подросток, стрессоустойчивость, образование, процесс обучения, успешность учебной деятельности.

CONDITIONS AND THE REASONS OF OCCURRENCE OF SOCIALLY-STRESSFUL FRUSTRATION AT TEENAGERS

A.N. KOSTENKO

The summary. Article is devoted the description stressotability to the person. Stressotability it is presented not only as a psychological phenomenon of a genetic origin, and also as means, result of mental development. In article stressotability it is considered from functional positions, as characteristic, influencing efficiency of activity and a personal indicator of ability to live of the teenager.

Key words: stress, the teenager, stressotability, formation, training process, Success of educational activity.

В современных условиях перед человеком на раз- ситуации, которые предъявляют совершенно новые ных возрастных этапах его жизненного пути возни- требования к его психическим возможностям успеш-кают различные по содержанию и силе стрессовые но переживать, разрешать или предотвращать их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.