Научная статья на тему 'Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности'

Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3821
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ЛИЧНОСТИ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PERSONAL PROFESSIONAL PLAN / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SELF-ACTUALIZATION / SUBJECT POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левицкая Ирина Александровна

Статья посвящена актуальным проблемам профессионального самоопределения как сознательного выбора субъектом жизненной позиции и осознании личностью себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности. Обосновывается значение организованного процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения в образовательной среде вуза. Обозначаются основные компоненты профессионального плана. Рассматриваются возможности управления профессиональным самоопределением личности субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Professional Plan as the Structural Component of Person’s Self-Determination

The article is devoted to the actual problems of professional self-determination, which is considered as the conscious choice of the living position and the specific professional activity. There is a description of the importance of the organized process of pedagogical maintenance of professional self-determination, located in the higher education institution. The possibilities of professional self-determination management are also described in the article

Текст научной работы на тему «Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности»

КОНТ ТЕПТ

Левицкая И. А. Профессиональный план как структурный компонент самоопределения

личности // Концепт. - 2013- № 01 (январь). -_______________________ ________________ АКТ 13019. - 0,4 п. л. - 11Ш.: Шр://е-

научно-методический электронный журнал Г°С ^ ЭЛ № ^

АШ13019 УДК 331.548 ’

Левицкая Ирина Александровна,

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВП «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева», г. Междуреченск 1еуИвкауа la@maii.ru

Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам профессионального самоопределения как сознательного выбора субъектом жизненной позиции и осознании личностью себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности. Обосновывается значение организованного процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения в образовательной среде вуза. Обозначаются основные компоненты профессионального плана. Рассматриваются возможности управления профессиональным самоопределением личности субъекта. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, профессиональный план личности, субъектная позиция, самоактуализация.

Профессиональное самоопределение личности является не только одним из приоритетных направлений профессиональной ориентации, но и выполняет важную социальную функцию. Профессиональное самоопределение нивелирует противоречия процесса социализации молодежи, корректирует соответствие личных профессиональных планов с потребностями рынка труда.

Социологические исследования фиксируют рост абитуриентов, руководствующихся неадекватными мотивами при выборе специальности и вуза. Наблюдается рост числа студентов, чьи профессиональные планы узки и утилитарны, не ведут к реализации личностного потенциала. Тем не менее, у обучающихся в высших учебных заведениях формируется свое представление о месте и роли профессиональной деятельности в жизни человека. Поэтому исследование проблемы профессионального самоопределения личности как в общеобразовательной школе, так и в системе вуза сегодня особенно актуально.

Необходимость изучения механизма формирования личных профессиональных планов субъектов профессионального самоопределения объясняется несколькими факторами. Во-первых, прагматической ориентацией нового поколения школьников, предпочитающих совмещать учебную деятельность и досуг с освоением престижных в молодежной среде знаний и умений. Во-вторых, ориентацией общества на раннюю профессионализацию (специализированные, профильные классов, дифференциальная и разноуровневая подготовка и т. д.). К тому же динамичный ритм современной жизни в обществе с нестабильной экономикой предъявляет иногда завышенные требования к старшему школьнику как субъекту социализации.

Формирование профессиональных планов рассматривается как целостный и многоаспектный процесс в рамках профессионального самоопределения, осуществляемый в условиях профессионального образования, направленный на проектирование этапов, шагов для самореализации в социальной и избираемой профессиональной деятельности в соответствии с интересами, склонностями личности и требованиями общества и рынка труда к современному профессионалу [1].

http://www.covenok.ru/koncept/2013/13019.htm

научно-методический электронный журнал

Левицкая И. А. Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности // Концепт. - 2013- № 01 (январь). -ART 13019. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13019.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13019

УДК 331.548

Актуальность проблемы профессионального самоопределения заключается прежде всего в том, что выбор профессии - одно из важнейших стратегических решений в жизни человека и сложная комплексная проблема. Это сложный акт самоопределения, сознательного выбора субъектом жизненной позиции, которая становится решающим фактором в выборе способов решения тех или иных жизненных проблем.

Профессиональное самоопределение личности - длительный, характеризующийся поэтапным развитием субъективно-объективный процесс согласования профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессии и рынка труда, отражающий социальное развитие личности, ее потребности в самоактуализации и самореализации.

Профессиональное самоопределение - это многомерный процесс, который можно рассматривать с разных точек зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед личностью, и которые данная личность должна решить за определенный период времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, с помощью которых индивид формирует баланс между своими пожеланиями и наклонностями, с одной стороны, и потребностями общества - с другой. Наконец, профессиональное самоопределение понимается как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. Вместе с тем профессиональное самоопределение предполагает самопознание и объективную оценку субъектом собственных индивидуальных особенностей, сопоставление своих профессионально-важных качеств и возможностей с требованиями, необходимыми для овладения конкретной профессией. Это процесс принятия личностью решение о выборе будущей трудовой деятельности (выбор профессии, профессионального учебного заведения, места работы) [2].

Поэтому профессиональное самоопределение заключается в осознании личностью себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности и предусматривает:

- самооценку человеком собственных индивидуально-психологических качеств и сопоставление своих возможностей с психологическими требованиями профессии к специалисту;

- осознание своей роли в системе социальных отношений и своей ответственности за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей;

- саморегуляцию поведения, направленного на достижение поставленной цели [3].

Таким образом, субъектом профессионального самоопределения личность является, реализуя свои потенциальные особенности, переводя их в статус актуальных личностных образований, которые, в свою очередь, способствуют: самоорганизации, самореализации, самооценке в процессе построения личного профессионального плана.

Структурным компонентом профессионального самоопределения является наличие профессионального плана - обоснованное представление о выбранной сфере трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста. Профессиональный план суть составная часть жизненного плана - представление человека о желаемом образе жизни, т. е. о социальной, профессиональный, семейный статус, а также о путях и способах его достижения.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и ретроспективного анализа собственной педагогической деятельности мы рассматриваем профессиональный план как не только важнейшую структурную организацию личности, присущую ей на этапе ее самоопределения, но и одновременно как сложное многозначное явление педагогической действительности, как стратегическую цель образова-

«VI О <Х»

http://www.covenok.ru/koncept/2013/13019.htm

научно-методический электронный журнал

Левицкая И. А. Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности // Концепт. - 2013- № 01 (январь). -ART 13019. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13019.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13019

УДК 331.548

тельной деятельности, как показатель социальной зрелости субъектов, активного отношения к жизненному и профессиональному пути. В нашем исследовании профессиональный план личности обобщенно представляет собой схему сознательной регуляции личностью своей жизненной и профессиональной биографии [4].

Основные элементы профессионального плана:

- представления о роли труда в жизни человека (ценностно-мотивационный аспект выбора профессии);

- знание профессий и соответствующих профессиональных учебных заведений;

- перспективная профессиональная цель (мечта), согласованная с другими жизненными целями (семья, уровень материального благосостояния, престиж и др.);

- тактические профессиональные цели (как этапы, средства и пути достижения дальней цели);

- резервные варианты и их ранжирование (иерархия);

- осознание собственных возможностей для достижения поставленной цели (реальная самооценка внутренних и внешних факторов выбора профессии);

- знание путей подготовки к достижению поставленных целей и путей работы над собой;

- реальная подготовка к достижению цели и реализация отдельных компонентов профессионального плана в ходе пробных поисковых действий;

- при необходимости - другой вариант профессионального плана, новый профессиональный выбор в случае несоответствия возможностей и избранных перспектив [5].

Изучение особенностей плана дает возможность рассматривать профессиональный план личности, во-первых, как результат сложного и синтетического процесса, включающего формирование системы взаимосвязанных представлений о будущей профессиональной деятельности; во-вторых, как категорию, обладающую неким потенциалом динамики, развивающуюся поэтапно; в-третьих, как совокупность обоснованных представлений о выбранной области трудовой деятельности, способах овладения будущей профессией, перспективах профессионального роста.

Учитывая накопленный научный опыт, данные анализа психолого-педагогической литературы и результаты опытно-экспериментальной работы считаем основными такие компоненты структуры профессионального плана как: ценностный, личностноволевой, целевой, познавательный, рефлексивный и деятельностный. При этом выделение нами ценностного компонента как системообразующего в структуре профессионального плана обусловлено доминирующим положением ценностных установок в ориентации личности на выбор перспектив профессионального развития. Особое место отводится личностно-волевому и рефлексивному компонентам, поскольку активная позиция личности в овладении профессией стимулирует и способствует самоактуализации личности в процессе профессионального самоопределения [6].

Педагогические условия формирования профессиональных планов подразумевают обеспечение непрерывности, преемственности и поэтапности формирования профессиональных планов в образовательной среде вуза. Включение студентов в научно-исследовательскую, социально значимую деятельность способствует реализации личностных и социально значимых потребностей. Применение комплекса педагогических условий обеспечивает преемственность приобретения социокультурного и профессионального опыта.

В данной связи педагогически организованный процесс профессионального самоопределения в образовательной среде вуза представляет собой создание педагогических условий для целенаправленного формирования готовности субъекта само-

http://www.covenok.ru/koncept/2013/13019.htm

КОНТ ТЕПТ

Левицкая И. А. Профессиональный план как структурный компонент самоопределения

личности // Концепт. - 2013- № 01 (январь). -_______________________ _________________ АКТ 13019. - 0,4 п. л. - 11Ш.: Шр://е-

научно-методический электронный журнал Г°С ^ ЭЛ № ^

АШ13019 УДК 331.548 ’

стоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать собственные

профессиональные намерения [7].

В целях формирования профессиональных планов субъектов, в ходе опытноэкспериментальной работы реализовываются следующие основные направления: изучение ценностных ориентаций, профессиональной направленности, индивидуально-психологических особенностей личности старшеклассников; консультационная работа; разработка и совершенствование содержания профориентированных программ и их реализация; составление и ведение профильных элективных курсов; совершенствование индивидуальной и дифференцированной работы со старшеклассниками с учетом уровня сформированности их профессиональных планов; проведение мастер-классов, тренингов, семинаров; профориентационные ролевые и имитационные игры; профессиональные пробы, активизация позиции участников опытно-экспериментальной работы по профессиональному самоопределению в образовательной и социально-значимой деятельности.

В процессе управления профессиональным самоопределением личности необходимо учитывать систему жизненных смыслов, которые определяет для себя человек. Они непосредственно влияют на образовательную деятельность и жизненную стратегию. Но, однако, и обратное влияние достаточно сильно. Недостаточно осмысленное перемещение собственного «Я» в ситуацию, не отвечающую жизненным смыслам, по мере развития личности субъекта приводит к конфликту между учебной деятельностью и жизненными целями человека. Конфликт становится неизбежным, поскольку эта деятельность либо позволяет, либо не позволяет их реализовать. Нарушение деятельностно-смыслового единства ведет, в конечном счете, к тотальной дисгармонии личности студента, возникновению внутриличностного конфликта. Это, в свою очередь, отрицательно воздействует на управляемость процесса профессионального самоопределения личности студента [8].

Социально-педагогическое управление процессом профессионального самоопределения личности предполагает не прямое воздействие на индивида, а опосредованное, через факторы и условия, в которых протекает этот процесс. Опосре-дованность состоит здесь в том, что практически управление осуществляется теми факторами, то есть внешними условиями, которые формируют потребности и интересы людей. Поэтому разработка концепции системы социального управления процессом профессионального самоопределения личности студента вуза предполагает учет всей совокупности объективных и субъективных факторов, детерминирующих данный процесс. Ведущая роль здесь принадлежит объективным условиям. Являясь первичными, они создают базу, основу для возможного действия субъективного фактора. Само же действие объективных условий проявляется только через действие субъективного фактора.

В нашем исследовании мы опираемся на следующие предпосылки, факторы и условия, способствующие формированию профессиональных планов, раскрывающие особенности профессионального самоопределения субъектов:

- формирование механизмов психической регуляции учебной деятельности и формирования профессиональных планов - многоаспектный процесс, детерминированный условиями и содержанием образовательного процесса;

- способности к регуляции учебной деятельности и формированию профессиональных планов - интегративные личностные образования, формирование которых является важнейшим условием субъективной образовательной активности;

http://www.covenok.ru/koncept/2013/13019.htm

научно-методический электронный журнал

Левицкая И. А. Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности // Концепт. - 2013- № 01 (январь). -ART 13019. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13019.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13019

УДК 331.548

- структура и содержание функционирования механизмов формирования профессиональных планов и психической регуляции учебной деятельности студентов обусловливается характером самой учебной деятельности;

- эффективность влияния механизмов формирования профессиональных планов и регуляции на успешность ученой деятельности зависит от способностей субъекта оценивать себя в настоящем и в перспективе;

- становление эффективных механизмов формирования профессиональных планов и регуляции учебной деятельности студента невозможно без психологопедагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения;

- оптимизация механизмов формирования профессиональных планов и регуляции учебной деятельности предполагает учет в образовательном процессе личностных, когнитивных, мотивационных, эмоционально-волевых особенностей субъекта;

- ядро структуры механизмов формирования профессиональных планов и психической регуляции учебной деятельности составляют мотивационная сфера и сфера способностей;

- мотивационная сфера, сфера способностей и специфика их взаимоотношений являются важнейшими составляющими механизмов формирования профессиональных планов и психической регуляции учебной деятельности субъектов [9].

Эти психические образования имеют сложную, многокомпонентную структуру. В сфере мотивации это общая личная направленность, профессиональная направленность, деловая направленность, направленность на взаимодействие, направленность на достижение. В сфере способностей это интеллектуальные способности, способности оценки себя в настоящий момент, оценка своей перспективы, регулятивные способности. При этом структура взаимосвязи мотивации и способностей имеет различную выраженность у студентов, и ее основу составляет профиль, характеризующий различные стороны субъективной жизни учащегося, в частности, его представление своей профессиональной карьеры [10].

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения предусматривает организацию и осуществление управляющего воздействия на психологическую сферу личности субъекта соответствующим арсеналом психологопедагогических средств с целью подготовки к сознательному и самостоятельному выбору профессии. Педагогическое руководство процессом профессионального самоопределения не следует рассматривать как отрицание принципа свободы выбора профессии, поскольку:

- профессиональное самоопределение никак не ограничивает свободу действий личности;

- свободный выбор профессии должен подчиняться сознательной необходимости согласовывать стремления и намерения личности с потребностями общества;

- выбор профессии предполагает соотнесение собственных качеств и возможностей с требованиями, предъявляемыми каждая профессия к человеку.

Ссылки на источники

1. Гросс А. Б. Управление профессиональным самоопределением личности студента в системе вуза: Социологический анализ: автореф. ... дисс. канд. социол. наук. - М., 2005. - 23 с.

2. Андреева Л. И. Профессиональное самоопределение школьников в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: автореф. ... дисс. докт. пед. наук. - Тольятти, 2010. - 45 с.

3. Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: автореф. ... дисс. докт. пед. наук. - Ярославль, 2010. - 45 с.

http://www.covenok.ru/koncept/2013/13019.htm

научно-методический электронный журнал

Левицкая И. А. Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности // Концепт. - 2013- № 01 (январь). -ART 13019. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2013/13019.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13019

УДК 331.548

4. Панина С. В. Формирование профессиональных планов старшеклассников в процессе социально-досуговой деятельности: На примере городского социума: автореф. ... дисс. канд. пед. наук. -Якутск, 1999. - 22 с.

5. Пряжников Н. С. Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы (ЛПП): автореф. ... дисс. канд. психол. наук. - М., 1989. - 21 с.

6. Солодова Г. Г. Становление профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума: автореф. ... дисс. докт. пед. наук. - Кемерово, 2011. - 42 с.

7. Ильясов Е. П. Современная модель сопровождения профессионального выбора студентов: автореф. ... дисс. докт. пед. наук. - М., 2010. - 55 с.

8. Пак Л. Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента: автореф. ... дисс. докт. пед. наук. - Оренбург, 2011. - 46 с.

9. Махновец С. Н. Системные факторы формирования жизненных, профессиональных планов и психической регуляции учебной деятельности подростка: дис. ... д-ра психол. наук. - Тверь, 2002. - 298 c.

10. Дружилов С. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. - 242 с.

Levitskaya Irina,

Candidate of pedagogical sciences, Head of the department of social and humanitarian disciplines Branch of federal state budgetary educational institution of the higher professional education « Kuzbass State Technical University named by T. F. Gorbachеv», Mezhdurechensk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Professional Plan as the Structural Component of Person’s Self-Determination Summary. The article is devoted to the actual problems of professional self-determination, which is considered as the conscious choice of the living position and the specific professional activity. There is a description of the importance of the organized process of pedagogical maintenance of ISSN 2304-120X

professional self-determination, located in the higher education institution. The possibilities of professional self-determination management are also described in the article.

Keywords: pedagogical support of professional self-determination, personal professional plan, professional self-determination, self-actualization, subject position. 9 772304 120135

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»

977230412013501

http://www.covenok.ru/koncept/2013/13019.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.