УДК 378
И. В. Сергеева
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА, ЕГО ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В данной статье рассматриваются различные подходы к определению понятий «образ мира», «профессиональный образ мира». Автор актуализирует проблему формирования профессионального образа мира у студентов, обучающихся по специальностям дефектологического профиля в педагогических вузах.
Ключевые слова: «образ мира», «профессиональный образ мира», компоненты профессионального образа мира, становление и формирование профессионального образа мира.
Преобразования социально-экономических отношений в современной России вызвали значительные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе в образовании, что находит отражение в повышении требований к профессиональной подготовке студентов вуза, формированию у них профессиональных качеств, позволяющих обеспечить им конкурентоспособность на рынке труда и повышение эффективности будущей профессиональной деятельности.
Современным образовательным учреждениям необходимы специалисты, умеющие творчески использовать в своей профессиональной деятельности полученные в вузе знания, владеющие методами и приемами их творческой реализации в практической деятельности, испытывающие потребность в обновлении и совершенствовании профессионально значимых знаний, умений и навыков, отличающиеся сформированностью профессиональных принципов, взглядов, убеждений, интересов и мотивов деятельности.
Такая цель, как отмечается многими исследователями (Э. Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н. С. Пряжников,
Н. А. Шавир и др.), может быть в значительной мере достигнута, если у будущего специалиста будет сформирован профессиональный образ мира, под которым понимается не просто высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, но и образ жизни, образ мыслей, стереотипы восприятия мира и социальный тип человека, владеющего профессией.
В этой связи актуальной для современной теории и практики становится проблема формирования профессионального образа мира у студентов педагогических вузов, в том числе обучающихся по специальностям дефектологического профиля, поскольку этот процесс начинается в период профессионального обучения, что требует от высшей школы поиска соответствующих педагогических мер (условий) на протяжении всего периода обучения будущего специалиста в педагогическом вузе.
В соответствии с логикой нашего исследования в данной статье рассматривается ряд ключевых по-
нятий: «образ мира», «профессиональный образ мира», «формирование профессионального образа мира».
Введение понятия «образ мира» в отечественную психологию связано с последними работами А. Н. Леонтьева, в которых он впервые предпринял методологически обоснованную попытку обозначить проблему восприятия как проблему построения образа мира. Человек строит образ мира, «активно вычерпывая его из объективной реальности» [1, с. 253]. Таким образом, все внешнее проникает к человеку, опредмечивается для него через «вписывание в образ мира», и образ мира обретает смысл для личности [1]. Данное положение
А. Н. Леонтьева явилось отправной точкой развития представлений об образе мира в разнообразных научных концепциях (Е. Ю. Артемьева, В. В. Петухов, С. Д. Смирнов, Ю. К. Стрелков и др.).
В своем исследовании мы опираемся на определение профессионального образа мира, предложенное О. М. Краснорядцевой, которое раскрывается ею как «интегрированная характеристика системной организации, включающей в себя человека, его жизненный мир и сам образ жизни, преобразованный профессией» [2, с. 26]. Понятие «профессиональный образ мира» особенно применимо к тем людям, для которых профессия становится образом жизни. К таковым в полной мере можно отнести и педагогов.
Для изучения содержательных, смысловых характеристик жизненного пространства субъекта исследователи столкнулись с необходимостью нахождения операциональной категории, с помощью которой возможно его моделирование. По мнению ряда исследователей, такой категорией является «образ мира» [3-5].
В теории психологических систем (В. Е. Клоч-ко, О. М. Краснорядцева, Э. В. Галажинский и др.) человек понимается как открытая психологическая система, включающая в себя субъективную (образ мира), деятельностную компоненту (образ жизни) и саму действительность - многомерный мир человека как онтологическое основание его жизни,
определяющий сам образ жизни и определяемый ею. Конкретно под образом жизни выступает совокупность деятельностей, сменяющихся в ходе становления человека [3].
По мнению Ю. И. Алямкиной, процессу формирования, становления и развития профессионального образа мира у студентов должна способствовать целенаправленная, согласованная во всех звеньях специально проводимая работа педагогов [6]. Система подготовки специалистов в области дефектологии должна быть ориентирована на их будущую профессиональную деятельность, использование содержания учебных дисциплин для эффективного воспитания профессиональной личности, формирование у нее целостного профессионального образа мира. В связи с этим необходима стройная система педагогических условий, которая позволяла бы формировать профессиональную ориентацию студентов педагогических вузов уже на первом курсе, обеспечивала бы становление профессионального образа мира будущих специалистов дефектологического профиля на протяжении всех лет обучения в вузе. Эффективность этого процесса определяется педагогическими условиями как направленно организованной среды, в которой в тесном взаимодействии должна быть представлена совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д.), позволяющих эффективно осуществлять образовательный процесс профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальностям дефектологического профиля.
Из анализа психолого-педагогической литературы следует, что успешность формирования профессионального образа мира у студентов, в нашем случае обучающихся по дефектологическим специальностям, определяется необходимостью включения в профессиональный образ мира следующих компонентов:
- мотивационно-потребностный компонент: потребности (физические, духовные и социальные), мотивы (цели профессиональной деятельности, намерения, интересы, склонности, идеалы);
- ценностный компонент: ценности и ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.);
- когнитивный компонент: совокупность знаний, умений, представлений студента, связанных с будущей профессией, включающая познавательные операции, процессы и результаты этих процессов, в том числе общекультурный кругозор студента;
- рефлексивный компонент: анализ и оценка особенностей собственного профессионального образа мира, оценивание образа своего «Я» как субъекта профессиональной активности, оценива-
ние перспектив саморазвития, отношение к профессии, установки, перспективные ожидания.
Как считает В. А. Трайнёв, на разных стадиях профессионального становления студента эти компоненты имеют различное содержание, обусловленное характером ведущей учебной деятельности и уровнем ее профессионального развития [7].
Мы исходим из следующего понимания терминов «формирование», «развитие» и «становление», которые используются различными исследователями для характеристики процессов изменения профессионального образа мира под воздействием тех или иных факторов.
В. А. Беликов указывает на то, что понятие «формирование» в педагогической науке тесно связано с понятиями «развитие» и «становление», но будучи взаимосвязанными они не тождественны друг другу [8].
В философском понимании эти термины похожи: «формирование - придание определенной формы, законченности, порождение» [9, с. 699]; «развитие - высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому»; «необратимое, направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов» [9, с. 537]; «становление» - философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явлений, их непрерывный переход в другое, приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию» [10, с. 5].
В психологии и педагогике под формированием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием воспитания, обучения, социальной среды. При этом формирование предполагает внешнее воздействие, задание определенного вектора и заранее планируемый результат с определенными параметрами.
Формировать профессиональный образ мира у студентов, считает М. И. Дьяченко, это значит развивать у них положительное отношение к будущей профессии, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свой профессионализм после окончания вуза, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, постоянно занимаясь избранным видом профессионального труда [11].
Достичь этого, как полагают такие исследователи, как А. А. Вербицкий, Т. Д. Дубовицкая, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и другие, можно с помощью:
- разъяснения, убеждения для воздействия на процесс осознания целей и значимости выбранной профессии, ее социального престижа, требований, которые она предъявляет человеку;
- организации учебной деятельности, общественной работы студентов с учетом требований к их будущей профессии;
- моделирования профессиональной деятельности (задач, стиля, способов, мотивов и т. д.), практического выполнения требований по ее организации и осуществлению;
- активизации профессионального самообразования и самовоспитания;
- участия студентов в научной работе (в студенческих научных обществах, в выполнении прикладных исследований по курсовым и дипломным проектам и пр.);
- выработки положительного эмоционального отношения к учебной деятельности;
- раскрытия значимости профессиональной деятельности.
Таким образом, из анализа литературы разными авторами обозначено несколько направлений формирования профессионального образа мира студентов в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе:
1. Углубление и развитие мотивации, ценностей и ценностных ориентаций личности, связанных с профессиональной деятельностью [11-13].
2. Выработка положительного эмоционального отношения к учебе, оценке значимости профессиональной деятельности [11].
3. Активизация профессионального самообразования и самовоспитания, выработка качеств профессиональной деятельности.
Наше изучение особенностей профессионального образа мира студентов первых курсов, обучающихся по специальностям «специальная психология» и «логопедия», показало, что выбор профессии в большинстве случаев осуществлен на основе второстепенных факторов: условий будущего труда, материальных ожиданий, престижности профессии.
Ведущими мотивами поступления в вуз оказались:
- желание получить высшее образование вообще - 32.6 %;
- занять престижное место в обществе - 25.3 %;
- стремление стать хорошим специалистом -22.6 %;
- возможность перспективы служебного роста - 10.2 %.
При этом на вопрос «Что больше всего Вам нравится в вузе?» 70.4 % студентов ответили, что общение со сверстниками, 15.6 % - романтика студенческой жизни, 17.4 % - инновационные методы обучения. Вероятнее всего, такая ситуация может
быть объяснена возрастными особенностями опрашиваемых.
Только 15.2 % опрошенных отметили убежденность в собственной пригодности к данной профессии как мотив выбора специальности, желание получить новые знания выразили 28.5 % студентов, 20. 5 % привлекла разносторонность профессии, 27.8 % - престижность и социальная значимость профессии, а на последнем месте - желание получать достойную заработную плату при дальнейшем трудоустройстве.
Что касается представлений студентов об их профессиональном будущем, то лишь у 7.5 % респондентов они вполне конкретизированы и реалистичны, у 38.2 % - несколько размыты, у 47.4 % -позитивны и оптимистичны и 24 % опрашиваемых не задумывались об этом.
Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, показывают, что профессиональный образ мира студентов-первокурсников, обучающихся по специальностям дефектологического профиля, имеет свою специфику. Профессиональная направленность студентов характеризуется неопределенностью жизненных целей, отсутствием мотивации к овладению будущей профессией. Выбор профессии у многих студентов осуществлен на основе второстепенных факторов (желание получить любое высшее образование, занять престижное место в обществе, не представляя конкретного пути к достижению этой цели, угодить родителям и избавиться от их опеки). Не исключен и случайный выбор специальности. Лишь немногие студенты видят себя в будущей профессии и имеют определенные представления о ней.
В связи с выявленными особенностями профессионального образа мира студентов-первокурсни-ков, обучающихся по специальностям дефектологического профиля, возникает необходимость проектирования модели поэтапного формирования профессионального образа мира студентов, что требует дальнейшего исследования. Формирование профессионального образа мира у студентов, осваивающих образовательную программу высшего профессионального образования по специальностям дефектологического профиля, в контексте данного исследования понимается как овладение ими системой профессиональных знаний при определенных педагогических условиях, формирование у студентов не только практических умений и навыков, но и профессионально значимых личностных качеств через активное преобразование личностью своего внутреннего мира, что обеспечит в дальнейшем творческую самореализацию в избранной профессии.
Список литературы
1. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 318 с.
2. Краснорядцева О. М. Психологический механизм «вписывания» информации в профессиональный образ мира // Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (к 100-летию А. Н. Леонтьева). М., 2003. С. 80-83.
3. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 350 с.
4. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 224 с.
5. Серкин В. П. Структура и функции образа мира в практической деятельности. М.: Астрель , 2005. 48 с.
6. Алямкина Ю. И. Влияние профессиональной деятельности на мир профессии студента вуза // Интернет-журнал СахГУ «Наука, образование, общество». 2005 // URL: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=90 (дата обращения 26.06. 2007).
7. Трайнёв В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 280 с.
8. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2004. 357 с.
9. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФА-М, 1997. 859 с.
10. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: Академия, 1999. 538 с.
11. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. Мн.: Изд-во БГУ, 1981. 383 с.
12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
13. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие. Екатеринбург: ГИПП Урал. рабочий, 2003. 329 с.
Сергеева И. В., ассистент.
Алтайская государственная педагогическая академия.
Ул. Молодежная, 55, г. Барнаул, Алтайский край, Россия, 656031.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 26.11.2009.
I. V. Sergeeva
PROFESSIONAL IMAGE OF THE WORLD, ITS STUDYING AND FORMATION AMONG STUDENTS OF DEFECTOLOGICAL SPECIALITIES IN THE COURSE OF TRAINING AT PEDAGOGICAL INSTITUTE OF HIGHER SCHOOL
The article considers various approaches to the definition of the concepts «image of the world», «professional image of the world» are considered. The author takes up the problem of formation of a professional world’s image by the students learning on defectological profile in pedagogical higher schools.
Key words: «image of the world», «professional image of the world», components of a professional image of the world, formation of a professional image of the world.
Altai State Pedagogical Academy.
Ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Altaisky Krai, Russia, 656031.
E-mail: [email protected]