УДК 378.016:811 Л. М. Орбодоева
кандидат педагогических наук, доцент кафедры перевода и межкультурной коммуникации Бурятского государственного университета; докторант кафедры методики преподавания перевода и иностранных языков МГЛУ; e-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И МЕТАКОМПЕТЕНЦИЯ В СОДЕРЖАНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются современные требования к качеству профессиональной подготовки в вузе. Содержание высшего образования в настоящее время ориентировано на формирование интеллектуально-личностных способностей студентов. В этой связи автор отводит особую роль становлению профессионального интеллекта в процессе изучения иностранных языков. Профессиональный интеллект выступает динамической моделью, включающей в себя качества и способности, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности. Развитие профессионального интеллекта основывается, в свою очередь, на мета-компетенции.
Ключевые слова: лингвистическое образование; профессиональный интеллект; компетенции; управление знаниями; метакомпетенция.
Orbodoeva L. M.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor at the Department of Translation, Interpreting and Cross-cultural Communication, Buryat State University; Post-doctoral Scholar, MSLU; e-mail: [email protected]
PROFESSIONAL INTELLIGENCE AND META-COMPETENCE IN THE SYSTEM OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
The article deals with new requirements to the quality of professional training in universities. Modern higher education focuses on the development of students' intellectual and personal qualities. In this respect, the author highlights the necessity of professional intelligence development in the process of foreign language learning. The author considers professional intelligence to be a dynamic model including qualities and abilities necessary for successful performance of professional activity. Professional intelligence training is based on special meta-competence.
Key words: linguistic education; professional intelligence; competencies; knowledge management; meta-competence.
В настоящее время происходит модернизация системы российского образования в целом и высшего образования, в частности. Вследствие этого изменились и целевые установки, которые обусловливают обновление всех содержательных компонентов образовательного процесса. Стандартизация содержания и результатов образования устанавливает новые требования к профессиональной подготовке выпускников бакалавриата и магистратуры, к их личностным качествам и способностям. К требованиям, предъявляемым к современным выпускникам, относятся «глубокие профессиональные знания и умения, способность к гибкому их применению, инициативность, коммуникабельность, творческая активность, коммуникативность, готовность к непрерывному саморазвитию» [9, с. 11]. Важнейшей тенденцией, характерной для современного иноязычного образования, является оптимизация интеллектуальных ресурсов выпускников вузов. Последнее следует рассматривать как развитие личностных способностей студентов, позволяющих усваивать, перерабатывать информацию и порождать на ее основе новое знание, управлять своими знаниями и компетенциями с использованием иностранного языка. В данной статье мы предлагаем рассмотреть проблему управления личностным потенциалом студента языкового вуза в категориях профессионального интеллекта и метакомпетенции.
Отметим, что понятие профессионального интеллекта использует в одной из своих работ немецкий исследователь Гунтер Дюк Dueck, 2011), который анализирует последствия влияния цифровой революции и Интернета на рынок труда XXI в. По мнению автора, чтобы стать успешным профессионалом в современную информационно-сетевую эпоху недостаточно иметь специальные (профессиональные) знания, приобретенные в процессе обучения в вузе. Тем более недостаточно иметь только лишь высокий уровень интеллекта. В указанной работе подвергается сомнению тестовый подход к измерению общего (академического) интеллекта (или подход к определению уровня Щ), поскольку тесты на определение коэффициента интеллекта измеряют прежде всего логические мыслительные способности человека, а также его вербальные способности. Вместе с тем, не умаляя значений этих способностей в профессиональной деятельности, автор утверждает,
что профессионализм сегодня означает сформированность у выпускников вузов разных видов интеллекта: общего, эмоционального, творческого, витального (интеллекта действий и инстинкта)1 и т. д., которые в своей совокупности и представляют профессиональный интеллект [12].
В указанной работе нет готового определения профессионального интеллекта, но очевидно, что речь идет о личностных характеристиках, способностях и компетенциях выпускника вуза (специалиста), наличие которых обеспечивает эффективное выполнение профессиональной деятельности в современных условиях. В соответствии с этим профессиональный интеллект выступает интегра-тивным понятием и его можно рассматривать как совокупность целого ряда способностей, необходимых для адаптации и принятия решений в разных ситуациях профессиональной деятельности. При этом мы опираемся на то, что в самом общем виде под интеллектом (лат. т1е11ес1;ш - понимание, познание) понимается «общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей» [7, с. 138].
Для целей нашего исследования важен вывод о том, что существует набор компетенций, овладение которыми так или иначе детерминирует развитие профессионального интеллекта независимо от направленности выполняемой деятельности. В данную номенклатуру входят различные по содержанию и функциональной направленности компетенции [12, Б. 110-111]. Это объясняется прежде всего тем, что сегодняшние профессионалы должны уметь выходить за рамки своей профессии, быть способными самостоятельно приобретать разные знания и применять их в своей трудовой деятельности. Кроме того, одним из важных требований к профессионалам является социальная активность, которая включает в себя готовность участвовать в нескольких проектах, в том числе и международных, способность взаимодействовать с большим количеством людей, умение влиять на них, управлять ими и вдохновлять. Вместе с тем, при анализе этих компетенций, выделяемых в структуре профессионального интеллекта, мы видим, что они соотносятся с так называемыми ключевыми компетенциями, формируемыми у студентов в процессе обучения в вузе. Как известно,
1 Перевод наш. - Прим. автора.
ключевые компетенции представляют собой универсальные способности и умения, овладение которыми способствует тому, чтобы в максимальной степени подготовить выпускников к выполнению профессиональной деятельности [10].
В свою очередь, компетенции, входящие в структуру профессионального интеллекта, можно объединить в четыре группы:
1) профессиональные (например, специальная компетенция, междисциплинарная и др.);
2) социальные (коммуникативная, межкультурная и др.);
3) функциональные (методическая, аналитическая, учебная и др.);
4) личностные (способность реализовать поставленные цели, гибкость, самостоятельность и др.).
Как представляется, назначение этих компетенций, с одной стороны, заключено в успешном выполнении профессиональной деятельности, а с другой - они направлены на постоянное саморазвитие и самосовершенствование личности профессионала. На наш взгляд, профессиональный интеллект с его многоплановостью и многофункциональностью представляет собой открытую систему, и перечень содержательных компонентов (компетенций, способностей, личностных качеств) в его структуре может варьироваться и дополняться.
Использование идеи развития профессионального интеллекта в процессе подготовки в языковом вузе, на наш взгляд, является весьма продуктивной, но сложной в исследовательском плане. Это обусловлено тем, что в структуре профессионального интеллекта представлены элементы разных уровней и порядка, которые мы могли бы обобщить как совокупность способностей социального, коммуникативного, эмоционального и мотивационного планов. Развитие таких разноплановых способностей в достаточной степени в условиях вузовского обучения не представляется возможным. Не следует забывать и о том, что интеллект в психологии рассматривается как сверхсложная система всех познавательных способностей индивида, включая ощущение, восприятие, память, представление, мышление и воображение [7]. А это значит, что необходимо учитывать первостепенную роль познавательных способностей в структуре профессионального интеллекта, связанных с преобразованием знаний. Иными словами, речь идет о
когнитивных способностях, о способностях воспринимать разного вида информацию, отбирать необходимую информацию, перерабатывать ее в личностное субъективное знание.
Одновременно с этим сложность исследования обусловлена тем, что профессиональный интеллект имеет отношение непосредственно к трудовой (профессиональной) деятельности выпускников. Поэтому следует учитывать общие тенденции профессиональной подготовки специалистов, а именно - особенности «процесса обучения студента в вузе, направленного на формирование способности и готовности личности к полноценной самореализации в сознательно выбранной профессии» [11, с. 17]. В том числе важно учитывать специфику образовательных программ, в нашем случае -лингвистических, которые ориентированы на деятельность в области лингвистического образования, межъязыкового общения, межкультурной коммуникации, лингвистики и новых информационных технологий. Речь идет, по сути, о том, что иностранный язык и культура играют особую роль в становлении профессионального интеллекта. Так, в языковом вузе / на языковом факультете язык выступает целью и средством обучения. Как известно, он служит «средством формирования и формой существования мысли об объективной действительности; не ограничивается знанием одного лишь аспекта языка; включает в себя ряд других явлений, как языковая система, языковая способность» [2, с. 42]. Выполняя гносеологическую, коммуникативную, экспрессивную, апеллятив-ную функции, язык обеспечивает целостность всех подструктур человеческой психики. Кроме того, изучение иностранного языка подразумевает овладение умениями видеть, осознавать сходства и различия в родной культуре и культуре изучаемого языка, умениями ориентироваться в иной иерархии ценностей, норм, установок. Это предполагает критическую саморефлексию обучающихся, глубокое познание родной культуры и родного языка, и, исходя из этого, способность осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры. Поэтому изучение иностранного языка и развитие профессионального интеллекта имеют сложный взаимодополняющий характер. В этой связи исследование профессионального интеллекта коррелирует с основными направлениями иноязычного образования в высшей школе, такими как приобретение обучающимися социально значимых качеств, развитие
основных черт вторичной языковой личности (И. И. Халеева), а именно - способности постигать иную ментальность, овладение иным способом осмысления информации.
Следовательно, профессиональный интеллект представляет собой достаточно сложный объект для исследования. Вместе с тем, это понятие можно использовать как некое целеполагание, как результат профессиональной подготовки в вузе. В частности, О. И. Титкова соотносит профессиональный интеллект с понятием профессионализма, которому, по мнению этого автора, присуще высокое качество профессиональной деятельности. А результат обучения в вузе ориентирован на формирование «ряда компетенций, необходимых для той или иной профессиональной деятельности; именно они в сумме составляют то, что принято называть профессионализмом» [8, с. 188].
Интерес к проблемам профессионализма в научной литературе обусловлен необходимостью повышения эффективности выполняемой деятельности и совершенствования профессионально-личностных качеств (А. К. Маркова, 1996; В. Д. Шадриков, 1998; Л. М. Митина, 2003; А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова, 2011; С. А. Дру-жилов, 2012, В. П. Иванова, 2013 и др.). В частности, в одной из работ отмечается, что профессионализм выступает в качестве системного образования: как качество и свойство личности («профессионализм личности») и как повышение уровня выполняемой деятельности («профессионализм деятельности») [3]. Вместе с тем, мы полагаем, что понятие профессионализма характеризует, скорее, зафиксированное состояние личности, уровень мастерства, который зависит от внешних условий (условий выполнения деятельности, соответствий эталонам / профессиональным стандартам; опыта работы, внешней оценки и т. п.), а профессиональный интеллект во многом обусловлен внутренним потенциалом личности, зависит от ее способности к саморегуляции, самоорганизации и самоконтроля. Кроме того, мы придерживаемся позиции, что профессиональный интеллект имеет динамический характер и служит основой личностно-профессионального становления студента. Этот вывод сопряжен с тезисом о том, что принцип развития априори лежит в основе исследований интеллекта как системного образования [4].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о перспективности исследований профессионального интеллекта в качестве лингводидактической категории. Развитие профессионального интеллекта соотносится с целями высшего образования, когда от выпускников требуется сформированность способности постоянно приобретать новые знания и умения, умения ориентироваться в информационной среде, умения управлять знаниями, творческая активность в принятии решения, широкая профессиональная ориентация. Исходя из этого, нами предлагается следующее определение профессионального интеллекта: это структурно-динамическая модель, объединяющая личностные качества и способности студента, необходимые для управления знаниями, которые в своей совокупности определяют успешность выполнения профессиональной деятельности. В условиях обучения в вузе важно заложить у студентов основы развития профессионального интеллекта. Как показывают анализ научной литературы, собственный многолетний опыт работы в университете, а также результаты анкетирования и опроса студентов-выпускников, обучение иноязычной речевой деятельности предоставляет широкие возможности для формирования профессионального интеллекта.
В ходе рассмотрения этой проблемы мы пришли к выводу о том, что одним из средств развития профессионального интеллекта является метакомпетенция. Метакомпетенция - это системная компетенция, способствующая приобретению и развитию новых личностно-интеллектуальных качеств, способностей, компетенций у обучающихся. Развитие у студентов метакомпетенции, с одной стороны, позволит обучающимся управлять информацией, знаниями, рефлексивными механизмами, своим интеллектуальным развитием в процессе иноязычного обучения, а с другой - будет служить базисом для приобретения других компетенций, в том числе и профессиональных [6].
Механизмы метакомпетенции можно описать на основе анализа ряда работ в области когнитивной психологии, теории управления знаниями [1; 5; 13; 14] в виде процессов саморегуляции и самоорганизации личности студента, где мы выделяем следующие этапы:
1. Выявление индивидуально-личностного развития, а именно - выявление степени сформированности основных личностных
качеств и способностей, уровня развития профессиональных компетенций (прежде всего иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций).
2. Планирование: осознание и постановка индивидуальных целей; прогнозирование результатов; выбор средств (стратегий) достижения цели; определение последовательности действий для осуществления целей, разработка программы действий и т. п.
3. Исполнение: экспликация стратегий решения мыслительных задач; применение прошлого опыта, знаний, умений (применение опыта родного языка, опыта изучения первого / другого иностранного языка); приспособление к новым условиям и к характеру деятельности; перенос навыков решения конкретной задачи на решение разнообразных задач (других задач); целенаправленный поиск иноязычной информации; ее структурирование и переработка и т. д.
4. Самоконтроль: рефлексивная оценка конечных результатов деятельности; оценка эффективности использованных стратегий; внутренняя самооценка и т. д.
Иными словами, суть метакомпетенции заключается в создании регулятивной основы для формирования и совершенствования разного вида компетенций, умений, способностей. Это связано с тем, что внутренние механизмы метакомпетенции включают в себя управление познавательными процессами, наличие способности к научению, быстрому и качественному приобретению знаний, навыков и умений.
В заключение отметим, что ориентация высшего образования на интеллектуальное развитие выпускника требует поиска новых подходов к обучению, разработки технологий управления профессионально-личностным потенциалом студента. Одним из таких перспективных направлений является исследование профессионального интеллекта и метакомпетенции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Володин А. А. Процессно-целевое управление качеством подготовки студентов в вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2013. - 54 с.
2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М. : Академия, 2006. - 336 с.
3. Дружилов С. А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека // Психологические исследования // Электронный научный журнал. - 2012. - № 1 (21). -
Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/621-druzhilov21.html
4. Иванова В. П. Развитие интеллекта как основание личностно-профес-сионального становления студента: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2013. - 51 с.
5. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. - М. : Институт психологии РАН, 2005. - 352 с.
6. Орбодоева Л. М. Метакомпетенция как компонент содержания профессиональной иноязычной подготовки студентов в языковом вузе // Иностранный язык в системе профессиональной подготовки современного специалиста неязыкового профиля. - М. : МГЛУ, 2014. -С. 144-153. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 14 (700). Сер. Педагогические науки).
7. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
8. Титкова О. И. «Профессиональный интеллект» выпускников вузов и потребности современного рынка труда // Инновации как основа модернизации российской экономики. - М. :ФБГОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 187-194. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 6 (692). Сер. Экономика).
9. Халеева И. И. Семантика устойчивого развития как основа лингвистического образования в РФ и СНГ // Научно-методические основы формирования инновационной системы языковой подготовки в неязыковых вузах. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 9-14. -(Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (698). Сер. Педагогические науки).
10. Шэпер Х., Бридис К. Компетенции выпускников вузов, профессиональные требования и выводы для реформы высшей школы // Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / под ред. В. И. Байденко. - М. : Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - С. 237-264.
11. Яроцкая Л. В. Лингводидактические основы интернационализации профессиональной подготовки специалиста (иностранный язык, неязыковой вуз) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2013. - 42 с.
12. Dueck G. Professionelle Intelligenz. Worauf es morgen ankommt. -Frankfurt am Main, 2011. - 253 S.
13. Erpenbeck J. Metakompetenzen und Selbstorganisation // Metakompetenzen und Kompetenzentwicklung. - Berlin, 2006. - S. 5-14.
14. Erpenbeck J. Was „sind" Kompetenzen? // W. G. Faix, J. Erpenbeck, M. Auer (Hrsg.) Bildung. Kompetenzen. Werte. - Stuttgart, 2013. -S. 297-354.