УДК 378.14 ББК 4411
Савва Любовь Ивановна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра педагогики профессионального образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова г. Магнитогорск Гасаненко Елена Александровна аспирант
кафедра педагогики профессионального образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова г. Магнитогорск Savva Lubov Ivanovna Doctor of Pedagogics, Professor
Department of Pedagogy of Professional Education Nosov Magnitogorsk State Technical University Magnitogorsk Gasanenko Elena Alexsandrovna Post-graduate student Department of Pedagogy of Professional Education Nosov Magnitogorsk State Technical University Magnitogorsk [email protected]
Профессиональный имидж студента технического вуза Professional image of the student of technical university
В статье рассматривается сущность понятия «профессиональный имидж» в рамках гуманизации высшего профессионального образования, обосновываются структурные компоненты, функции и особенности профессионального имиджа студента технического вуза.
The article considers the essence of the concept of professional image within a humanization of higher education, structural components, functions and distinguishing characteristic of professional image of the student of technical university are given.
Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж студена технического вуза, структура имиджа.
Key words: image, professional image of a student of technical university, structure of image.
В условиях гуманизации высшего образования в целом, новая концепция высшего профессионального образования направлена на личностное развитие выпускника, обладающего не только высокой квалификацией, но и подготовку конкурентоспособного специалиста с высоким уровнем культуры, активного участника экономических, политических, социальных отношений в современном обществе. В связи с этим процесс профессиональной подготовки студентов технического вуза должен быть направлен не только на формирование у них профессиональных компетенций и качеств, но и на личностный рост, на развитие готовности выпускников к самопрезентации себя миру для успешной самореализации в основных сферах жизнедеятельности.
Это актуализирует проблему развития готовности студентов технического вуза к формированию своего профессионального имиджа в процессе вузовской подготовки.
Необходимо отметить, что в учебных планах технических университетах не предусмотрено изучение имиджелогии как самостоятельной дисциплины. Поэтому, как показал проведенный нами анализ, 37% студентов не имеют четкого представления о сущности понятия «имиджа», 45% обучающихся не смогли обозначить составляющие профессионального имиджа, 62% отмечают, что у них есть затруднения в формировании внешнего образа делового человека, у 67% - в определении способов формирования профессионального имиджа, 52% указали, что они никогда не задумывались о необходимости и важности формирования профессионального имиджа.
Целью данной статьи является определение сущности понятия профессиональный имидж студентов технического вуза, выявление его особенностей, основных компонентов и функций.
Согласно социологическому энциклопедическому словарю имидж определяется как внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать положительное впечатление о себе у окружающих, а также как совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, тра-
дицией и т.д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему. Менеджмент рассматривает имидж как образ, представление, восприятие субъектом или средствами коммуникации. В данной научной области рассматриваются следующие виды имиджа: первичный, вторичный и идеальный[1].
В психологии имидж рассматривается с точки зрения психологической когниции. По мнению А. В. Васищевой, термин «имидж» берет свое начало в работах 3. Фрейда, который характеризует его не столько как реальный образ человека или предмет (Ego), сколько идеальный образ (Super Ego), отличающийся от реального, как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо и чего-либо.
В большинстве работ таких ученых как В. М. Маркин, В. М. Шепель, понятие имидж сводится к психологическому образу. Имидж рассматривается учеными как облик личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности, репутация семьи, хозяйствующего субъекта, государственного или общественного учреждения, региона или страны в целом.
Как показал проведенный нами теоретический анализ, в менеджменте и психологии учеными выделяются одни и те же основные характеристики имиджа такие как: неизменность, осознанность, целостность и непротиворечивость, простота и ограниченность, целенаправленность, вариабельность, прагматичность.
Грамотно сформированный профессиональный имидж позволит оказывать влияние на решения работодателя в положительную сторону, профессиональный имидж способствует успешному сотрудничеству с коллегами и работодателем.
Помимо основных характеристик в менеджменте определены основные типы имиджа. Выделяется внешний имидж, который ориентирован на внешнюю среду, например, интерьер квартиры, офиса, дома и т.д. Внутренний имидж подразумевает под собой традиции, особенности делового общения. По-
зитивный имидж охватывает положительные стороны личности, негативный же - отрицательные. Естественный имидж, складывается стихийно, результате естественного развития. Искусственный имидж, в отличие от естественного, создается специально и не в полной мере соответствует образу личности. Эмоциональный имидж призван вызывать сильный эмоциональный отклик, ориентирован на большую аудиторию. А в случае когнитивного имиджа дается лишь «сухая» специальная информация, ориентированная на узкий круг профессионалов.
В менеджменте выделяются три основных этапа формирования имиджа. На первом этапе визуализации создается визуальный образ, то есть идеальное поведение человека и его внешний вид. На втором этапе формирования имиджа, осуществляется его стериотипизация визуального образа, вырабатывается новая манера поведения. Это происходит. На заключительном этапе, уже выработанное поведение необходимо самопрезентовать. При этом полученный в результате стериотипизации новый образ должен быть включен в повседневное поведение обладателя имиджа [4].
Е. Н. Русская выделяет следующие структурные компоненты имиджа: визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика, голос), внутренний образ (темперамент, настроение, личностные качества), менталитет (духовная практика, интеллект) [3].
В. В. Бойко рассматривает структурные компоненты имиджа как аудиовизуальную культуру личности (речь, манера держаться, одежда, прическа), стиль поведения (профессиональный, интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, коммуникативный, эстетический, этический), внутреннюю философию, систему ценностей (жизненные установки, система отношений), атрибуты, подчеркивающие статус личности (обстановка офиса, машина и т.д.), психогигиенический «Я-образ» (активность, доброжелательность, миролюбие, внутреннее спокойствие) [1]. Л. И. Попова выделяет два основных компонента: визуальный образ (зрительный) и образ мышления, действий, поступков [2].
М. В. Удальцова структурные компоненты имиджа представляет как свойства личности: естественные и специальные (профессионализм, гуманитарная образованность, компетентность, нравственная надежность) [5]. На наш взгляд, наиболее полно, структура имиджа представлена у В.М. Шепеля, которую он представить тремя группами качеств. К первой группе учёный относит: природные качества (коммуникабельность т.е. способность легко сходиться с людьми); эмпатию (способность к сопереживанию); рефлексивность (способность понять другого человека); красноречие (способность воздействовать словом); самообладание (способность осуществлять деятельность в ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу); психоэнергетику личности (излучается флюидами субъекта). Вторая группа, выделенная В. М. Шепелем, - это характеристики личности как следствие ее воспитания и образования: нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человеческих технологий (межличностное общение, преодоление конфликтных ситуаций). К третьей группе относится все то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности, это определенный набор качеств, способностей, моделей поведения [6].
Профессиональный имидж - это обобщенный, сложившийся в массовом сознании, образ специалиста в определенной сфере деятельности, который включает в себя определенный ряд ценностей, умений, особенностей и качеств и оказывает определенное воздействие на окружающих. Он зависит от предъявляемых требованиями к данной профессии, основными свойствами которого вступают: динамичность, осознаваемость, активность и правдоподобность.
Составляющими профессионального имиджа являются: профессиональная компетентность, психологическая культура личности (коммуникабельность, доброжелательность, развитость вербальной сферы, энергичность, нормативность речи, социально-психологические характеристики профессионала); визуальный имидж (стиль в одежде, в аксессуарах, прическа).
Формируя свой профессиональный имидж, необходимо иметь объектив-
ное представление о своем облике и то, каким образом его воспринимают окружающие. Важными компонентами в технологии самоимиджирования, по мнению ученых, являются: целостность восприятия собственного образа, адекватная самооценка, осознание особенностей собственной личности, степени общего развития, путях и способах самопределения [7].
Студентам технического вуза необходимо развивать готовность к формированию профессионального имиджа, так как это, во-первых, существенно влияет на способ подачи себя как личности профессионала окружающим. Во-вторых, правильно сформированный профессиональный имидж воздействует и на самого субъекта, формируя у него представление об уникальности собственной личности.
Профессиональный имидж выполняет ряд функций, которые он подразделил на две группы. Первая группа это ценностные функции имиджа. Она включает в себя такие подфункции как: личностно возвышающая функция и функция комфортизации межличностных отношений. Благодаря созданию привлекательного образа, личность становится профессионально и социально востребованной, в следствие этого повышается самооценка личности. Именно таким образом проявляется возвышающая подфункция имиджа. Комфортизация межличностных отношений возникает при наличии у профессионала обаяния, которое привносит в его общение симпатию и доброжелательность. Ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в профессиональной и социальной деятельности, в построении здоровой душевной организации личности. Посредством реализации данных функций проявляется внутренний мир личности.
Следующую группу ученый обозначил как технологические функции имиджа, к которым он относит функцию межличностной адаптации и функцию затенения. Функция межличностной адаптации заключается в том, что благодаря правильно избранному имиджу студент технического вуза в дальнейшем сможет быстро войти в конкретную профессиональную или социальную среду,
привлечь к себе внимание и установить доброжелательные отношения с коллегами по работе. Реализация данной функции позволяет будущему специалисту зрительно представить свои наиболее привлекательные качества, которые будут вызывать симпатию или доброе расположение людей. Именно в этом и состоит основная идея функции высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Функция затенения негативных личностных характеристик осуществляется посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров и т.д. Функционал имиджа разнообразен. Главное его назначение - достичь эффекта личного притяжения. Кто в полной мере владеет функциями имиджа, тому присуще такое состояние, которое называется магией расположения [6].
Таким образом, корректно сформированный профессиональный имидж дает возможность специалисту продемонстрировать именно те качества, умения, ценности и способности, которые ожидает от него общество, благодаря реализации соответствующих функций.
Библиографический список
1. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. - М.: Мысль, 1982. - 207 с.
2. Попова, Л. И. Имидж современного педагога / Л. И. Попова // Народное образование, 2003. - 209 с.
3. Русская, Е.Н. Имидж современного педагога / Е.Н. Русская // Мир образования. -1995. - №10. - С. 90-91.
4. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 800 с.
5. Удальцова, М. В. Социология управления: - М.: Дело, 2001. - 264 c.
6. Шепель, В.М. Имиджеология: Секреты личного обаяния. - М., 1997. - С. 87.
7. Царан, А.А., Савва, Л.И. Апробация методики нравственного самоопределения будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе [Электронный ресурс] Л.И. Савва, А.А. Царан // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) : электр. научн. журнал. - Март 2012, ART 1768. - СПб., 2012. - URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1768.htm: Гос.рег. 0421200031. ISSN 1997-8588. - Объем 0.5 п.л. (дата обращения 18.12.2013). - 0,2 печ.л. / 0,3 печ. л.
Bibliography
1. Boyko, V. V. Social and psychosocial climate of the collective and the personality / V. V. Boyko, A. G. Kovalyov, V. N. Panferov. - M.: Thought, 1982. - 207 p.
2. Popova, L. I. Image of the modern teacher / L. I. Popova // National education, 2003. - 209 p.
3. Russkaya, E.N. Image of the modern teacher / E.N. Russkaya // World of education. -1995. - No. 10. - P. 90-91.
4. Dictionary of the applied psychologist / Compiler S.U. Golovin. - Minsk: Harvest, M.: JSC Nuclear Heating Plant Publishing House, 2003. - 800 p.
5. Udaltsova, M. V. Management sociology: - M.: Business, 2001. - 264 p.
6. Shepel, V. M. Imageology: Secrets of personal charm. M, 1997, - 87 p.
7. Tsaran, A.A. Savva L.I. Approbation of a technique of moral self-determination of future managers in the course of vocational training in higher education institution [An electronic resource] L.I. Savva, A.A. Tsaran//Letters in Issue. Offline (The Emissia.Offline Letters): электр. научн. magazine. - March 2012, ART 1768. - SPb., 2012. - URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1768.htm: State registration 0421200031. ISSN 1997-8588. -Wordage 0.5 p.s. (date of handling 18.12.2013). - 0,2 p./ 0,3 p.