Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков
БЛИНОВ
Владимир Игоревич,
доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования Федерального института развития образования, Москва
Аннотация
В статье представлен критический анализ современной российской практики организации профессиональных проб для школьников. Показано, что при организации цикла профессиональных проб нужно учитывать особенности целеполагания процесса сопровождения профессионального самоопределения, отличающие его от процессов обучения и воспитания
Ключевые слова:
профессиональная проба, процесс сопровождения самоопределения
СЕРГЕЕВ
Игорь Станиславович,
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования, Москва
Профессиональная проба — один из пра-ктикоориенированных форматов профориентации, «профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному, обоснованному выбору профессии» [2, с. 20]. Это определение, как и другие идеи, предложенные группой авторов во главе со С.Н. Чистяковой в середине 1990-х, до сих пор остаются своего рода неприкосновенным запасом. Можно было ожидать, что за минувшие двадцать лет единственная в стране концепция профессиональных проб, снабженная технологичным механизмом реализации, воплотится в массовой школьной практике. Однако этого не произошло.
В чем причина? «Невписываемость» профессиональных проб в образовательные программы и учебные планы школ? Большая ресурсоем-кость метода? Трудности, возникающие с интеграцией усилий нескольких организаций в процессе реализации проб?
Деформации в целеполагании
В тех немногих регионах России, где профессиональные пробы включены в систему проф-ориентационной работы, оказывается, что все эти проблемы в принципе разрешимы. В чем же главная сложность?
Первое, что бросается в глаза при анализе немногочисленных программ реально разработанных профессиональных проб — это хаос це-леполагания.
В качестве примера приведем набор формулировок целей реализации профильных проб из регионального нормативного документа — «Положения об организации и проведении профессиональных проб в сетевом взаимодей-
Страна переживает период реиндустриали-зации, заводам снова нужны руки рабочих и головы инженеров. Система образования отвечает на этот вызов, пытаясь экстренно строить профориентационную работу и осознавая, что эта работа должна иметь практическую направленность.
ствии» Вологодской области. В качестве целей профессиональной ориентации обозначены:
— повышение ценности предметных знаний как ресурса для получения соответствующего профессионального образования;
— развитие социально и профессионально значимых качеств и предпрофессиональных компетентностей;
— корректировка профессиональных намерений обучающихся с целью повышения качества последующего профессионального обучения;
— углубленное знакомство школьника с профессией или с классом профессий в практико-ориентированной деятельности;
— формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной сфере профессиональной деятельности;
— осознание или рефлексия школьником приобретенных знаний и опыта деятельности во время профессиональной пробы в плане выбора предпочитаемого направления профессиональной подготовки и построения личной профессиональной перспективы [5].
Программы курсов отдельных профессиональных проб, разработанных в Вологодской области, рассчитаны, как правило, на 16-42 часа. Поэтому формулирование в каждой из них шести приведенных целей вызывает неудобство. Обычно для каждой пробы формулируется не больше одной-двух целей, зато они могут иметь любую направленность в зависимости от персональных представлений автора программы, например:
— «формировать у обучающихся знаний и умений в пределах профессиональной компетенции, необходимой в работе электромонтажника (электромеханика)» (проба «Основы электроники и конструирования электронных технологий»);
— «создать комфортные условия для получения практического опыта в профессии, развить творческие способности подростков» (проба «Профессия — слесарь-жестянщик») и т.д.
Примечательно, что среди приведенных восьми вариантов целей профпроб только две имеют отношение к профессиональному выбору школьника.
Известно, что формулировка цели неизбежно определяет ход работы и качество итогового
результата. К чему приводят деформации в целе-полагании профессиональных проб? Это хорошо заметно на примере все той же Вологодской области, где с 2014 года реализуется региональная модель сетевых профессиональных проб.
Нужно отметить, что это не только один из наиболее новых, но и один из лучших примеров в данной области. Чтобы понять уникальность вологодского опыта, нужно учитывать, что профессиональные пробы, там, где они реализуются, чаще всего носят локальный характер и ограничены рамками школы, иногда межшкольного учебного комбината. Такой подход, не предполагающий погружения обучающегося в реальный профессиональный (профессионально-образовательный) процесс, превращает профпробу в процесс имитационный.
Особенности «вологодской модели»
Решение проблемы возможно при условии привлечения к проведению профессиональной пробы организаций среднего профессионального и высшего образования, а также предприятий — потенциальных работодателей. Такая сложная организация требует подключения муниципального, а еще лучше — регионального уровня управления образованием. Именно по такому пути пошли организаторы системы профессиональных проб в Вологодской области, результатом чего стали разработка и утверждение регионального «Положения об организации и проведении профессиональных проб в сетевом взаимодействии» [5]. Таким образом, основным достоинством вологодской модели профессиональных проб выступает широкое использование механизмов сетевого сотрудничества и социального партнерства. В качестве партнеров при организации каждой из профессиональных проб выступают:
— сеть общеобразовательных школ области, формирующая группы учащихся для прохождения профессиональных проб и осуществляющая непосредственную организацию прохождения профессиональной пробы обучающимися;
— партнеры, разрабатывающие программы профессиональных проб и предоставляющие кадровые, учебно-методические, аудиторно-лабораторные и материально-технические ресурсы для их реализации (работодательские объединения, предприятия «реальной сферы», профессиональные образовательные организации или вузы).
Вторая особенность вологодской модели профессиональных проб — их значительный объем в общеобразовательной программе, охватывающий четыре учебных года (8-9 и 10-11 классы). Третья особенность — кластерный подход, предполагающий, что каждая из реализуемых проф-проб соответствует какой-либо из профессий/ специальностей, входящих в один из трех приоритетных региональных отраслевых кластеров (ИТ и связь, строительный кластер, туризм и народные промыслы). Это может обеспечить решение важнейшей задачи — привлечения аби-
туриентов к обучению по востребованным профессиям на основе педагогически корректных средств, без использования манипулятивных стратегий.
Еще одно существенное достоинство вологодской модели профессиональных проб — детальная технологическая проработанность всех процедур организации и реализации профпроб.
Старая практика под новым брендом?
Вологодская региональная модель организации профессиональных проб является инновационной и продуманной, системной и технологичной. Что же здесь не так? Ответ следует искать все в том же целеполагании. В начале статьи были приведены примеры разнородных формулировок целей профпроб, разработанных и реализуемых в Вологодской области. Теперь обратим внимание на краткие методические рекомендации, которые получили разработчики программ профессиональных проб. В них указано, что в содержании курса-пробы должны учитываться квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения трудовых функций (в рамках профессионального стандарта). При этом рекомендуемый формат программы профессиональной пробы в целом повторяет форму программы учебного курса.
Ознакомление с этими программами вызывает ощущение дежавю: перед нами нечто хорошо знакомое, использовавшееся еще в советской школе полувековой давности. В те годы терминов «профессиональная проба» и «сопровождение профессионального самоопределения» не существовало ни в науке, ни в школьной практике. Вместо этого широко использовалось понятие «профориентация», которое на практике чаще всего подменялось профподготовкой, что убедительно показано в работе одного из авторов этой статьи [1].
Случаен ли возврат к старой практике профессионального (предпрофессионального, до-профессионального) обучения в школе, реализуемой под новым брендом «профессиональных проб» и дополненной принципом вариативности? Происходит ли это по причине непонимания принципиального отличия процесса сопровождения самоопределения от процесса обучения?
Такое непонимание действительно есть, и связано оно с тем, что специфика сопровождения профессионального (равно как и личностного, социального или гражданского) самоопределения пока что мало осмыслена в российской педагогике. Тем не менее то, что мы уже знаем о сопровождении самоопределения, позволяет квалифицировать его как особый процесс, отличный от обучения и воспитания, для которого характерно, прежде всего, специфическое целеполагание, а также собственные закономерности, принципы, формы и методы работы. Попытки достичь целей самоопределения преимущественно средствами обучения и воспитания оказываются обреченными на провал. Но еще
Основное достоинство вологодской модели профессиональных проб — широкое использование механизмов сетевого сотрудничества и социального партнерства
Попытки достичь целей самоопределения преимущественно средствами обучения и воспитания обречены на провал
Функцию поддержки профессионального выбора может нести только цикл профессиональных проб
Профессиональные знания и умения, которые могут формироваться в ходе профпробы, носят вспомогательный характер
большее противоречие возникает, если мы вовсе не понимаем, каковы цели сопровождения профессионального самоопределения, и чем они отличаются от целей обучения (в частности, профессиональной подготовки) и воспитания (в частности, трудового воспитания).
По-видимому, так и происходит на практике, и это единственный, но существенный изъян рассмотренной выше региональной модели. Притом изъян весьма типичный. Во всяком случае, принцип «Профессиональная подготовка в школе — эффективная профориентация», вынесенный в заголовок одной из свежих статей [4], отражает распространенную точку зрения, которую многие, вероятно, сочтут безальтернативной (ввиду отсутствия внятных альтернатив).
«Парадигмальное раздвоение» профориентации
Помимо непонимания и незнания у подтасовки профессиональных проб профессиональным обучением есть и более глубокая причина. Эта причина — «парадигмальное раздвоение» профориентации, о котором уже писал один из авторов настоящей статьи [6]. Суть явления состоит в том, что профориентация может пониматься одновременно как «сопровождение профессионального самоопределения» взрослеющего человека и как «ориентация обучающихся на востребованные профессии и должности» [там же, с. 30]. Смысл подмены профпроб профобучением состоит в том, что на самом деле ставится цель не подготовить человека к осознанному, самостоятельному выбору профессии, а «заякорить» его на одну из востребованных профессий.
Это противоречие представляет собой комплексную проблему, имеющую множество измерений — политическое, экономическое, философское, психолого-педагогическое, историческое. А значит, ее не решить путем ответа на вопрос «Как правильно?». Любой «простой» ответ на этот вопрос, независимо от того, каким он будет — «человек для экономики» либо «экономика для человека», не является решением проблемы.
Вернемся к особенностям целеполагания трех процессов (обучения, воспитания, сопровождения самоопределения), поскольку именно в этой плоскости лежит перспектива решения. В самом общем случае:
— целью процесса воспитания выступает формирование нормативных рамок и коридоров человеческой жизни — поведения, деятельности, мышления;
— целью процесса обучения выступает формирование инструментов жизнедеятельности — методов и приемов деятельности и мышления;
— целью сопровождения самоопределения выступает развитие свободоспособности человека — его готовности проектировать цели, расставлять приоритеты, делать выбор.
Безусловно, профессиональные пробы могут при необходимости иметь и региональный акцент. Но их целеполагание не должно быть отяго-
щено грузом задач, связанных с формированием профессиональных или «предпрофессиональ-ных» компетенций по определенной профессии/ специальности.
Цикл профессиональных проб
Все же основное в целеполагании профессиональных проб — не столько избавиться от излишней фокусировки на обучающих задачах, сколько не потерять главную цель, связанную с сопровождением профессионального выбора. С этой точки зрения говорить об одной профессиональной пробе не имеет смысла: функцию поддержки выбора может нести только цикл профессиональных проб. Результаты прохождения цикла профессиональных проб должны представлять собой наиболее объективное, наглядное и убедительное основание для выбора профессии. Исходя из этого можно сформулировать цель прохождения цикла профессиональных проб как объективизацию процесса профессионального выбора путем перебора нескольких наиболее привлекательных вариантов и сопоставления соответствующих им версий ощущения «себя в профессии».
Отсюда следуют два требования:
— каждая профессиональная проба должна показать обучающемуся не столько доступные ему элементы соответствующего вида профессиональной деятельности, сколько социально-профессиональный контекст с соответствующими атрибутами, атмосферой, символикой культурой и т.д., посредством чего у школьника формируется ощущение «себя в (данной) профессии»;
— главное в каждой профессиональной пробе, входящей в цикл, — это оценка «себя в профессии», а цикла профпроб в целом — сопоставление оценок по результатам каждой из пройденных профпроб и выявление наилучшего образа «себя в профессии».
Цель каждой частной профпробы, входящей в цикл, — создать условия для формирования у школьника, в случае положительного выбора, долговременной, перспективно-прогностической мотивации к профессиональной деятельности в данной сфере. Практическое достижение этой цели может быть достигнуто сочетанием трех ситуаций:
— достижения успеха, связанного с достижением результата (решением практикоориенти-рованной задачи, лежащей в основе пробы);
— получения удовольствия от процесса работы;
— получение удовольствия от «себя-в-работе».
Иначе говоря, «сверхзадача» каждой пробы — наглядно раскрыть то лучшее, что есть в профессии, и то лучшее в школьнике, что будет действовать и расти в нем, если он выберет эту профессию.
Становится понятна роль профессиональных знаний и умений, которые могут формироваться в ходе профпробы: они носят вспомогательный характер и могут являться побочными результатами прохождения профпробы, но не целями и не ожидаемыми результатами.
Основные этапы
Три обозначенные выше позиции не что иное, как критерии оценки, позволяющие определить успешность прохождения профессиональной пробы. Очевидно, что результат прохождения той или иной пробы может быть отрицательным, что является не только допустимым, но и необходимым моментом, обеспечивающим саму возможность выбора. Таким образом, профессиональная проба — это практикоориентирован-ный по форме и личностно-ориентированный по смыслу проект с открытым результатом. Именно по этой причине решающее значение играет этап оценки результата прохождения каждой пробы, отсутствующий в концепции группы С.Н. Чистяковой [2] и основанных на ней разработках. В обозначенных работах оценку прохождения профессиональных проб предлагается проводить по итогам цикла: либо в форме конференции, на которой обучающиеся представляют отчеты, проекты, презентации, посвященные выбранной профессии, либо в форме беседы, «в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы» [3, с. 20].
Такой подход следует признать устаревшим. Он не учитывает огромного продвижения, которое произошло в педагогической теории оценивания на протяжении двух-трех последних десятилетий. Работа по организации оценивания результативности профессиональных проб должна начинаться задолго до самого их прохождения. Мы предлагаем здесь лишь предварительный набросок основных этапов этой работы.
1. Формирование системы критериев и показателей результативности прохождения цикла профессиональных проб, отражающих степень самостоятельности, осознанности, обоснованности, завершенности, устойчивости, зрелости, широты/узости, проработанности, непротиворечивости профессионального выбора школьника (а также разработка соответствующих форм-«пустографок» — например типовых листов оценки/самооценки).
2. Формирование содержания каждой отдельной профессиональной пробы, позволяющего оценить ее прохождение на основе критериев успешности результата деятельности, удовлетворенности процессом работы, удовлетворенностью «собой-в-работе».
3. Определение объектов оценивания и системы показателей оценки/самооценки для каждой пробы с учетом ее профессиональной специфики (а также разработка соответствующих форм-«пустографок»).
4. Отбор или разработка педагогического инструментария (например, в форме деловой игры), позволяющего обеспечить сопровождение профессионального выбора путем комплексного анализа оценок, полученных по результатам прохождения профпроб, и затем оценить качество этого выбора согласно выбранным критериям.
5. Разработка модели «пробной пробы» — пер-
вой профессиональной пробы цикла, основным назначением которой является освоение учащимися «на практике» технологии прохождения профессиональных проб и оценивания их результативности.
6. Проектирование содержания и технологии проведения установочного совещания с учащимися и их родителями, посвященного целям, ожидаемым результатам и системе оценивания предстоящего цикла профессиональных проб, а также значению, характеру и формам участия родителей в оценке результативности профессиональных проб.
7. Разработка модели учебно-профессионального портфолио, интегрирующего все элементы технологии оценивания профпроб, разработанных на предыдущих этапах.
Одним из возможных вариантов прохождения цикла профессиональных проб может стать вынесение вердикта о том, что выбор не состоялся. «Отрицательный» результат может указывать не только на неготовность школьника к профессиональному выбору, но и на незрелость его ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сферы. С другой стороны, факт, что заметная доля учащихся не смогли определиться с выбором по итогам цикла проб, может свидетельствовать о несовершенстве (ограниченности) имеющейся системы профессиональных проб, а также об узости предложений регионального рынка труда для данного школьника.
В процессе их проведения профессиональных проб отчетливо звучит «проклятый вопрос» профориентации — что первично: интересы личности или интересы экономики? Скорее всего, некоторые из существующих профессий «не впишутся» в формат профессиональных проб по одной причине: на их примере невозможно показать красоту, целесообразность и эффективность профессиональной деятельности. И это серьезный повод задаться вопросом: действительно ли эти профессии в их существующем виде нужны обществу?
Литература
1. Блинов В.И. Теория и практика педагогической профориентации старшеклассников после Великой Отечественной войны: Автореф. ... канд. пед. наук. — М., 1993. — 22 с.
2. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С.Н. Чистякова, М.С. Гуткин, Е.А. Рыкова и др. — Кемерово: ОблИУУ, 1995. — 143 с.
3. Пакалина Е.Н. Отраслевая профориентация: профессиональные пробы. Методические рекомендации. — Екатеринбург: изд-во ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2013. — 82 с.
4. Парнов Д.А. Профессиональная подготовка в школе — эффективная профориентация // Профессиональное образование. Столица, 2010. — № 5. — С. 19-20.
5. Положение об организации и проведении профессиональных проб в сетевом взаимодействии: Приказ Департамента образования Вологодской области от 22.09.14 № 2152.
6. Сергеев И.С. От межведомственного взаимодействия — к частно-государственному партнерству // Профессиональное образование. Столица, 2014. № 11. — С. 29-33.
Профессиональная проба — это практикоори-ентированный по форме и лич-ностно-ориен-тированный по смыслу проект с открытым результатом
Одним из вариантов прохождения цикла профессиональных проб может стать вынесение вердикта о том, что выбор не состоялся