УДК 316.334.61
ББК С543.172 ГСНТИ 14.27.25 Код ВАК 13.00.08
Сорокина Ирина Радиславовна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и психологии, Гуманитарный институт, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (г. Владимир); 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, корп. 7, к. 203; e-mail: [email protected].
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дополнительное образование; клуб; профориентация в системе дополнительного образования; профессиональная проба; технология организации профпробы с воспитанниками в клубах по месту жительства.
АННОТАТТИЯ. Рассматривается организация профориентации в системе дополнительного образования на примере работы клуба по месту жительства. Представлена сущностная характеристика понятия «профессиональная проба». Рассмотрены условия организации профпробы в клубе по месту жительства. Раскрыта сущность технологии организации профпробы с воспитанниками в клубах по месту жительства.
Sorokina Irina Radislavovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Chair of Social Pedagogy and Psychology, Institute for the Humanities, Vladimir State University n.a. A.G. Stoletov and N.G. Stoletov (Vladimir).
PROFESSIONAL TEST AS ONE OF THE WAYS OF CAREER GUIDANCE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
KEY WORDS: additional education; club; career guidance in the system of additional education; professional test; technology of professional test application with pupils in clubs in the catchment area.
ABSTRACT. The question of career guidance application in the system of additional education on the example of a club in the catchment area is discussed. Short characteristic of the concept “professional test” is submitted. Conditions of the organization of professional test in a club in the catchment area are considered. The essence of the technology of professional test application with pupils in clubs in the catchment area is revealed.
Важнейшая социальная и культурообразующая ценность дополнительного образования заключается во взаимодействии полипрофессиональных и по-ливозрастных общностей, в его личностно ориентированном, личностно-деятельностном подходах. Клубные формирования объединяют воспитанников по интересам, так как только при знании и учете индивидуальных особенностей каждого ребенка можно обеспечить максимально полное развитие и применение его творческих возможностей. Интерес к тому или иному виду деятельности или области знаний побуждает ребенка к соответствующей деятельности. Наряду с учреждениями общего образования, учреждения дополнительного образования принимают активное участие в развитии, адаптации и подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социально-экономических условиях страны.
Клуб - добровольное объединение детей и педагогов в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными и другими интересами, а также для отдыха и развлечения. Главные принципы клуба - добровольность, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (5, с. 51). В типовом положении
об учреждении дополнительного образования детей речь идет о клубных формированиях или разнообразных формах детских объединений по интересам в зависимости от количества обучаемых, времени, места и формы осуществления: клуб, студия, группа, секция, кружок, театр и т. д.
Формирование в России нового типа общества сопровождается изменением требований к личностным и профессиональным качествам специалиста: всё большее значение приобретает компетентный в своем деле, креативный и критически мыслящий человек, умелый организатор, способный понимать других людей и эффективно работать вместе с ними (4, с. 88). Изменился не только мир, в котором живет человек, но и он сам, ритм и темп его движения, пространства и жизни. Мы полностью согласны с Д. И. Фельдштейном в том, что сегодня общество нуждается в типе человека, способного жить в непрерывно меняющемся мире с учетом его собственных качественных изменений. При этом самосовершенствование человека, его развитие, рост способности и потребности самореализовываться становится главной целью человека и общества XXI в. (6, с. 4). Перед представителями молодого поколения стоит трудная задача: соответствовать новым условиям сегодняшнего дня.
© Сорокина И. Р., 2013
Происходящие в обществе изменения побуждают многих молодых людей усиливать чувство ответственности за собственную судьбу, за нахождение своего места на рынке труда, дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение, личностный и профессиональный рост. В связи с этим особое значение приобретает развитие у специалиста способности к выбору эффективных стратегий и стиля поведения с учетом социального статуса и исполнительных ролей, ценностных ориентиров, гуманного и ответственного отношения к людям и окружающей среде.
Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных за счет базового компонента образования - в школе. Принципы общего и дополнительного образования едины, при этом методы, методики и технологии имеют свою особенность, поскольку основное содержание дополнительного образования - практико-ориентированное, деятельностное. Здесь школьник действует сам в ситуации поиска, получает знания в процессе взаимодействия с объектами труда, природы и культуры (4, с. 89).
Подготовка молодежи к труду была и остается одной из важнейших общественных задач. Кризисные явления в экономике, выражающиеся в достаточно высоком уровне безработицы или использовании рабочей силы не по назначению, требуют поиска на всех уровнях различных подходов к решению проблем профессионального самоопределения молодежи. Ошибка в выборе профессии иногда сопровождается серьезными социальными последствиями, которые проявляются в невозможности реализации молодыми людьми своих способностей и осуществлении призвания. Задача всех социальных институтов нашего общества заключается в обеспечении гарантированной государственной помощи каждому человеку в том, чтобы он правильно выбрал профессию.
На оказание квалифицированной помощи личности в выборе сферы своей будущей профессиональной деятельности направлена в нашей стране специальная система и вид деятельности образовательновоспитательных учреждений - профессиональная ориентация. Она включает просветительскую работу, помогающую учащимся увеличить объем знаний о профессиях, способствующую их информированию о социальных запросах на ту или иную профессию, расширению представлений учащихся и их родителей о формах профессио-
нального обучения, психолого-педагогиче-скую диагностику, которая заключается в выявлении соответствия личности требованиям профессии, профессиональную консультацию, направленную на индивидуальную помощь личности в ситуации выбора своего профессионального пути, коррекционную работу, позволяющую предупредить ошибки в выборе профессии и оказать помощь в профессиональной адаптации (1, с. 93).
Профессиональная ориентация в учреждениях дополнительного образования, таким образом, есть многоаспектная система, вбирающая в себя просвещение, воспитание, изучение индивидуальности каждого воспитанника, организацию деятельности по интересам и оказание учащимся помощи в самоопределении при выборе профессии. Наиболее важной составляющей профориентации и социализации личности в целом являются профессиональные пробы, которые могут проходить воспитанники в клубных формированиях или разнообразных формах детских объединений по интересам дополнительного образования детей. Возглавлять эти процессы могут педагоги дополнительного образования, являющиеся одновременно руководителями коллективов, кружков, секций, любительских объединений и т. д., социальные педагоги и педагоги-организаторы, работающие в этой системе.
Ситуация выбора профессии, своего места в жизни волновала человечество на протяжении ряда столетий. Педагогические истоки идеи проб-экспериментов, осуществляемых в ходе специально организованных ситуаций индивидуального поиска, можно найти в трудах отечественных философов-космистов Н. Ф. Федорова, К. Э. Циол-
ковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского. В. И. Даль объясняет пробу как «испытание, всякое действие для узнанья качества чего-либо, для опыта». Социологи связывают понятие «проба» с его синонимами «тест» и «эксперимент». Они трактуют тест (пробу, испытание, проверку, исследование) как удовлетворяющий критериям научного познания эмпирико-аналитический метод, представляющий современную проектную и организационную научную методологию, а эксперимент (пробу, опыт) - как метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях получают знание относительно связей между явлениями и объектами и обнаруживают новые свойства объектов или явлений (3, с. 60).
Теоретической основой проб являются идеи профессора С. Фукуямы, который считает, что в процессе профессиональных
проб «учащийся получает опыт той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям» (7, с. 56).
По определению авторов концепции профессионального самоопределения молодежи (руководитель С. Н. Чистякова), «профессиональные пробы - это профис-пытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии» (8, с. 34).
Профессиональная проба - это проф-испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. В ходе профессиональных проб воспитанникам сообщаются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определяется уровень готовности воспитанников к выполнению профессиональных проб (2, с. 16.)
Профессиональной пробой может быть:
1. результат деятельности (материальные изделия, информационные продукты, номера художественной самодеятельности, занятия в кружках, клубах, на школьных курсах профессиональной направленности);
2. некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала;
3. деловая игра или тематическая олимпиада в клубах, на школьных и внешкольных курсах профессиональной направленности и др.
Подростково-молодежные клубы, ориентированные на создание условий для самообеспечения, саморазвития молодых людей, оказание им поддержки в реализации собственных возможностей, нуждаются в новых механизмах, социальных технологиях, новых, адекватных современным условиям модулях социокультурной работы с молодежью.
Одной из таких технологий является технология организации профпроб с воспитанниками в клубах по месту жительства. Она направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки воспитанников к прохождению профпроб в клубе по месту жительства по ряду специальностей - инженер-конструктор, тележурналист, швея, парикмахер, драматург, актер, акробат, художник (художник ручной росписи по ткани, художник-декоратор, художник-модельер, живописец), музейный работник, педагог (соци-
альный педагог, педагог по изобразительному искусству), специалист по работе с молодежью - на базе тех клубов, в которых реализуются программы, касающиеся сути профессиональной деятельности указанных специальностей и профессий. Данная технология апробируется на базе ряда клубов по месту жительства г. Владимира и имеет положительные результаты (7, с. 99-101).
Основу разработки технологии составляют идея об организации профпроб (С. Фукуяма), педагогические условия проведения профессиональных проб (С. Н. Чистякова), этапы развития социальных проб (М. И. Рожков), видение этапов социализации, исходящее из приобретения установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками (Р. Хей-вигхерст), знание возрастных особенностей детей, подростков, юношей (Л. И. Божович, И. С. Кон).
Целью технологии организации проф-проб с воспитанниками в клубах по месту жительства является способствование развитию профессионального самоопределения, осознанному выбору воспитанниками профессии.
Задачи, решаемые в процессе организации технологии:
1) накопление специальных знаний, овладение умениями и навыками в процессе прохождения профпроб в рамках выбранной профессиональной деятельности;
2) овладение общепрофессиональными компетенциями: осознание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; овладение задатками речевой профессиональной культуры; овладение способностью работать в коллективе и команде, обеспечивая сплоченность, эффективность профессионального общения со сверстниками;
3) развитие общепрофессиональных компетенций: способности определять задачи профессионального и личностного развития, осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, заниматься самообразованием;
4) приобретение основ трудовых (до-профессиональных, выборочно и частично - профессиональных) умений и навыков;
5) формирование опыта общеучебной и познавательной деятельности (включенность в познавательную деятельность);
6) воспитание у детей и подростков необходимых для трудовой деятельности качеств;
7) формирование интереса и положительного отношения к трудовой деятельности;
8) формирование потребности в собственной реализации личности в социуме посредством выбираемой профессии.
В рамках подготовки и проведения профпроб с воспитанниками в клубах по месту жительства может работать команда из нескольких специалистов, каждый из которых реализует свой блок с учетом поставленных задач: социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования и педагоги-психологи, привлекаемые со стороны по договоренности.
Социальный педагог информирует ребят о профессиях, о рынке труда, знакомит с содержанием профессиограмм и психограмм; помогает планировать деятельность и беседует с ними по составленным личным профпланам; организует профориентационные игры; проводит профконсультации; разрабатывает образовательные программы по обозначенной проблематике для детей и подростков 7-10, 11-13, 14-15 и 16-17 лет в рамках каждого модуля, а также проводит занятия по профориентации с учетом возрастных особенностей.
Педагог-психолог ведет диагностическую и консультационную работу с воспитанниками. Педагог дополнительного образования разрабатывает задания трехуровневой сложности, организует и проводит профпробы в рамках своих занятий по составленным программам. Педагог-организатор обеспечивает встречи воспитанников с профессионалами, родителями и близкими родственниками, имеющими интересную трудовую судьбу; организует экскурсии в училища, колледжи, выходы в театр, мастерские художников; занимается оформлением выставок, распространением билетов на спектакли и т. д. (4, с. 94).
Организация и проведение профпроб с воспитанниками в клубах по месту жительства рассчитаны на четыре модуля: предварительный, ознакомительный, обучающий, практический.
Модуль первый (предварительный) охватывает возрастную категорию воспитанников от 7 до 10 лет. Так как у детей девятилетнего возраста уже имеется довольно широкий круг интересов по различным сторонам окружающей действительности, а также определенный уровень сложившегося отношения к труду, считаем, что для формирования интереса младших школьников к труду необходимо способствовать осознанию учениками социальной ценности и значимости трудовой деятельности человека, превращению ее в специальную область познания.
Основной целью данного этапа работы является пробуждение интереса к труду
взрослых на основе развития у воспитанников рассматриваемой категории знаний о труде и общих интересов. Для этого на базах клубов социальным педагогом организуется кружок для любознательных. Задача кружка, например «Почемучки», -развитие общих интересов младших школьников на основе актуализации интереса к труду взрослых.
Для каждого модуля социальным педагогом составляется отдельная программа кружка по профориентации для работы с воспитанниками. Одновременно с кружком «Почемучки» работают другие кружки по интересам: «Суок», «Авансцена», «Сюрприз», «Модерн», «Волшебная палитра», «Авиамодельный» и т. д. Цель их деятельности - развитие творческих способностей и наклонностей воспитанников. В то же время одной из задач деятельности кружков может быть расширение представления воспитанников о труде, трудовых буднях, о значении труда для общества, о разнообразии мира профессий.
Предполагаемые результаты организации и проведения профпроб с воспитанниками в клубах по месту жительства в рамках первого модуля последовательно проявляются на трех уровнях: от общего интереса к труду (на 1-м уровне) через эмоционально-оценочное отношение к труду (на 2-м) к потребности в личной трудовой деятельности (на 3-м уровне реализации технологии).
На первом уровне развитие интереса школьников к труду идет от общего, недифференцированного интереса к труду, при котором на первый план выступают отдельные внешние, несущественные стороны труда, к трудовой деятельности человека как процессу изготовления тех или иных предметов. На этом уровне интерес учеников направляется на техническую, операционную сторону трудовой деятельности.
На втором уровне происходит оценка труда как общественно полезной деятельности. У воспитанников возникает интерес к человеку-труженику, творцу, создателю материальных и духовных ценностей. От смутного, глобального представления о труде людей дети переходят к дифференцированному эмоционально-оценочному
отношению к труду и труженику.
На третьем уровне формирование у школьников действенного интереса к труду ведет к воспитанию у них общего положительного отношения к труду, что возбуждает познавательную активность, желание узнать жизнь, труд разных профессионалов и взаимоотношения между ними, формирует потребность в личной трудовой деятельности.
Второй (ознакомительный), третий (обучающий) и четвертый (практический) модули рассчитаны на организацию и проведение профпроб разного уровня сложностей для воспитанников в возрасте от 10-11 до 17 лет. Содержание деятельности социального педагога также сопровождается программным обеспечением по профориентации в условиях системы дополнительного образования.
В рамках второго модуля решаются задачи по определению интересов, увлечений воспитанников, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации воспитанников могут быть анкеты и ознакомительная беседа. Полученная информация дает возможность определить состояние общей готовности школьника к выполнению профессиональной пробы. На этом этапе происходит расширение знаний у воспитанников в области профессий, знакомство с условиями и содержанием рынка труда.
В рамках третьего модуля накапливается информация о воспитанниках с целью выявления их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение проф-пробы (актер, художник, педагог, парикмахер, швея, драматург, декоратор, инженер-конструктор, организатор досуга детей на площадках, специалист по работе с молодежью). Во время проведения занятий по профориентации воспитанники знакомятся с содержанием профессиональной деятельности, узнают о необходимых для выполнения функциональных обязанностей профессионально важных качествах, участвуют в профориентационных (деловых, сюжетноролевых, имитационных) играх, строят личные профпланы и профессиограммы по выбранным и другим профессиям. В рамках программы дети посещают предприятия, учреждения, организации, встречаются с профессионалами разных областей трудовой деятельности, сами принимают активное участие в накоплении личного опыта в деятельности в ходе посещения кружков по интересам.
Четвертый модуль включает комплекс теоретических и практических заданий различных уровней сложности, являющихся наиболее распространенными и типовыми для данного вида профессиональной деятельности и моделирующих основные характеристики предмета труда. Применяются цели, условия и ситуации для проявления профессионально важных качеств специалистов. Выполнение заданий профпро-бы проводится по схеме «задание - условие - результат». Таким образом, воспи-
танники получают информацию о себе, задумываются о целесообразности выбора той или иной профессии, принимают решение остановиться на выборе конкретной профессии или сохранить вид деятельности для себя как хобби (4, с. 94-98).
В ходе профессиональных проб воспитанник проверяет наличие или отсутствие у себя профессионально значимых качеств. Поскольку качества формируются только в деятельности, то одной из задач профессиональных проб является создание пространства формирования профессионально значимых качеств личности. В длительной профессиональной пробе есть некоторый элемент профессиональной адаптации.
Результатом каждого модуля профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности - изделия или его части, номера концерта или его части, роли или целого спектакля, сюжета, видеоролика или фильма, завершенной творческой работы (картины, поделки, стрижки, модели самолета и т. д.), проведенного мероприятия или коллективного творческого дела, подготовленного и организованного ребятами самостоятельно или под наблюдением педагога, выступающего в роли фасилитатора или тьютора.
Профессиональная проба выступает в роли системообразующего фактора формирования готовности воспитанников к выбору профессии. Проба интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологические особенности деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, а также отношения к сфере профессиональной деятельности. На базе клубов воспитанники в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность по трем типам профессий в зависимости от объекта и субъекта деятельности: «человек - человек», «человек - художественный образ», «человек - техника».
Педагог обращает внимание воспитанников на критерии системы оценок, по которым фиксируется качество выполнения ими этапов профессиональных проб. Разработанная система оценок может быть использована также для определения самооценки воспитанников по каждому этапу и всей пробы в целом. В качестве критериев можно выделить интерес (устойчивое отношение к работе), высокую активность (самостоятельность при выборе труда), знания и умения (уровень профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения данной пробы), творчество (оригинальность выбора объектов труда), качество (прилежание, соответствие изделия требованиям ГОСТа).
Дополнительными показателями качества выполнения практических заданий могут быть соответствие конечного результата целям задания; обоснованность принятых решений; аккуратность, рефлексия по поводу результатов собственной деятельности, проявление общих и специальных профессионально важных качеств специалиста данной сферы деятельности; стремление выполнить условия и требования практического задания и др.
По итогам профессиональных проб воспитанники должны:
- знать содержание, характер труда в данной сфере деятельности; требования, предъявляемые к профессиональным качествам; общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы; технологию выполнения профессиональной пробы; правила безопасности труда, санитарии, гигиены; инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы;
- уметь: выполнять простейшие операции; пользоваться инструментом, материалом, документацией; поддерживать деловые и дружелюбные отношения, условно говоря, с коллегами по работе; выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда; выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции; соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
Таким образом, профессиональная проба в системе дополнительного образования, являясь средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности воспитанников, помогает не только расширить границы возможностей трудового обучения в приобретении воспитанниками опыта профессиональной деятельности, но и вникнуть в сущность будущей профессии, убедиться в ее достоинствах, определиться с недостатками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М., 2008.
2. Профессиональные пробы: технология и методика проведения : метод. пособие для учителей 5-11 кл. / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, П. С. Лернер, А. В. Гапоненко ; под ред. С. Н. Чистяковой. М., 2011.
3. Смирнов Д. В. Социально-профессиональные пробы учащихся в туристско-краеведческой деятельности / / Педагогическое образование и наука. Екатеринбург, 2008. № 8.
4. Сорокина И. Р. Технология организации профессиональной пробы как разновидность альтернативной активности в детско-подростковой среде / / Эффективные модели отклоняющегося поведения несовершеннолетних / под ред. И. Н. Поповой. Владимир : Собор, 2012.
5. Спивак С. М. Клубные формирования как сфера учебно-воспитательной и досуговой деятельности / / Воспитание школьников. 2011. № 3.
6. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке / / Педагогика. 2013. № 1.
7. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М. : Изд-во МГУ, 1989.
8. Чистякова С. Н., Гуткин М. С., Рыкова Е. А. [и др.]. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. Кемерово : Кемер. ОблИУУ, 1995-
Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. И. А. Ахьямова.