80 |
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профессиональные пробы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ОГАНОВСКАЯ Елена Юрьевна,
кандидат педагогических наук, методист Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27 января 2021 г
%
ЩЕГОЛЕВА
Светлана Владимировна,
кандидат психологических наук, педагог-психолог школы № 663 Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]
ЕРМОЛЕНКО Светлана Алексеевна,
социальный педагог школы № 663 Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы выбора профессии обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, подчеркивается и обосновывается особая роль профессиональных проб в процессе формирования профориентационной компетентности и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ (в частности, с задержкой психического развития).
Новизна представленного материала заключается в комплексном подходе к организации циклов полноценных профессиональных проб с точки зрения подготовки, реализации, психолого-педагогического сопровождения, фиксации и анализа результатов деятельности, использования их в процессе построения индивидуальных профессиональных маршрутов.
Подробно описанный алгоритм организации и проведения профессиональных проб включает рекомендации по выбору диагностических методик, форм фиксации результатов профессиональных проб, варианты разработки индивидуальных профессиональных маршрутов, принципы отбора профессиональных образовательных организаций для получения профессионального образования после окончания 8-го и 9-го класса, программно-методические документы, необходимые для организации циклов профессиональных проб.
Эффективность предлагаемой методики организации профессиональных проб для обучающихся с ОВЗ подтверждается данными анкетирования учеников школы № 663 г. Санкт-Петербурга.
Для цитирования: Огановская Е. Ю., Щеголева С. В., Ермоленко С. А. Профессиональные пробы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 80-88. Р01: 10.24412/2307-4264-2021-01-80-88
Ключевые слова:
профессиональная проба, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбор профессии.
В проекте «Успех каждого ребенка», входящем в Национальный проект «Образование»1, ставится задача формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. В условиях быстроразвивающихся технологий профессиональная ориентация обучающихся становится одним из важнейших направлений в деятельности любой образовательной организации. Профессиональная ориентация рассматривается как процесс формирования у обучающихся определенных компетенций, способствующих эффективному профессиональному самоопределению [Оганов-ская, Федорова, 2017]. Особое значение вопрос выбора профессии имеет для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Формирование профориентационной компетентности у школьников с ОВЗ наиболее эффективно осуществляется на этапе обучения в 7-9-м классах и происходит в первую очередь через практическое знакомство с разными видами профессиональной деятельности. Кроме профориента-ционных игр и упражнений сегодня большое внимание уделяется профессиональным пробам. Организация профессиональных проб на площадках, имеющих соответствующее кадровое и материальное обеспечение, имеет особое значение для обучающихся с ОВЗ, так как коренным образом влияет на их социализацию за пределами школы. В образовательных учреждениях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, где школьники ОВЗ обучаются до 9-го класса, нет профильного обучения, а практико-ориентированные формы профориентационной работы применяются недостаточно. Между тем в работе с такими детьми крайне важен деятельностный подход. Для обучающихся с ОВЗ профессиональные пробы, организованные в рамках профориентационной работы, зачастую являются чуть ли не единственной возможностью ознакомиться с элементами профессиональной деятельности на практике.
К классическому пониманию профессиональных проб как «профессионального испытания, моделирующего элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющего завершенный вид» [Профессиональные пробы, 2014, с. 16] следует добавить, что заложенный в них потенциал может проявиться только в условиях неоднократности и систематичности их проведения. «Говорить об одной профессиональной пробе не имеет смысла: функцию поддержки выбора может нести только цикл профессиональных проб. Результаты прохождения цикла профессиональных проб должны представлять собой наиболее объективное, наглядное и убедительное основание для выбора профессии. Исходя из этого можно сформулировать цель прохождения цикла профессиональных проб как объективизацию процесса профессионального выбора путем перебора нескольких наиболее привлекательных вариантов и сопоставления
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
1 http://static.govemment.ru/media/fiies/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
соответствующих им версий ощущения „себя в профессии"» [Блинов, Сергеев, 2015, с. 16]. «От обоснованного выбора профессии, качественного уровня образования, конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути и в конечном итоге — удовлетворенность человека своей жизнью» [Огановская, 2015, с. 43]. Таким образом, успешной социализации и повышению уровня готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ может способствовать организация циклов профессиональных проб.
С 2018 года в школе № 663 г. Санкт-Петербурга реализуется проект, направленный на обеспечение осознанного выбора обучающимися с ОВЗ (задержка психического развития, тяжелые нарушения речи) направления будущей профессиональной деятельности и построения индивидуального профессионального маршрута с учетом личностных особенностей и требований рынка труда через организацию циклов профессиональных проб.
Учебным заведением1 разработан ряд документов, необходимых для проведения профессиональных проб, способствующих эффективному формированию профориентационной компетентности:
- положение об организации и проведении профессиональных проб, в котором закреплено, какую деятельность можно считать полноценной профессиональной пробой;
- договоры с учреждениями профессионального образования, на базе которых организуется цикл профессиональных проб;
- программы внеурочной деятельности «Я выбираю профессию» для обучающихся 8-х и 9-х классов, в рамках которых реализуются циклы профессиональных проб;
- программа психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения в целом и организации профессиональных проб в частности;
- методические рекомендации по организации профессиональных проб.
Алгоритм организации и проведения профессиональной пробы
Процесс организации отдельно взятой профессиональной пробы состоит из трех этапов.
На первом этапе (вводно-ознакомительном) выявляются интересы обучающихся, осуществляется подготовка дидактического материала, происходит выбор организаций-партнеров.
Второй этап (практический) — непосредственное проведение профессиональной пробы и оценка выполненного задания.
На третьем этапе (заключительном, или рефлексивном) анализируются результаты, корректируется дальнейший процесс.
Первый и третий этапы могут быть реализованы на базе общеобразовательного учреждения. Второй этап осуществляется на базе образовательных учреждений города (профессиональные образовательные
1 Школа имеет статус опорной площадки развития образования Московского района г. Санкт-Петербурга по теме «Организация профессиональных проб для обучающихся с ОВЗ с использованием потенциала взаимодействия учреждений основного и профессионального образования».
учреждения, общеобразовательные учреждения с хорошей технологической оснащенностью, учреждения дополнительного образования) в рамках социального партнерства или сетевого взаимодействия. Для обучающихся с ОВЗ наиболее значимы профпробы, проводимые на площадках колледжей, куда в дальнейшем они могут поступить. Знакомство на практике не только с элементами профессиональной деятельности, но и с самим колледжем способствует ускорению процесса адаптации к по-слешкольной жизни. Целесообразно организовывать циклы профпроб по смежным профессиям (например, плотник — столяр-краснодеревец) и показывать, чем они отличаются друг от друга. Это поможет обучающимся с ОВЗ более точно определиться со специальностью и в дальнейшем избежать перехода с одного направления подготовки на другое.
В ходе проведения профессиональной пробы на практическом этапе работа обучающегося оценивается с помощью карты наблюдения, специально разработанной для фиксации результатов прохождения профпро-бы. По критериям «Активность, заинтересованность обучающегося» и «Доведение работы до конца» свои наблюдения фиксирует педагог, сопровождающий ребят от общеобразовательной организации. Критерий «Качество выполненной работы» оценивает мастер, проводящий профессиональную пробу (по 5-балльной шкале).
После выполнения задания школьникам предлагается ответить на вопросы анкеты участника профессиональной пробы:
1. Вам понравилось участвовать в профессиональной пробе?
2. Что Вы узнали о профессии: чем занимается этот специалист, каковы условия труда, где он работает, какие качества требуются для работы, какие имеются ограничения по здоровью?
3. Хотите ли Вы освоить такую профессию?
4. Пригодится ли Вам полученный опыт в жизни?
Для обучающихся с ОВЗ (особенно с задержкой психического развития) характерен ряд психологических особенностей, значительно затрудняющих процесс профессионального самоопределения:
- неадекватная самооценка и неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии;
- неразвитость самоанализа;
- несформированность интересов и увлечений, способствующих выбору профессии;
- преобладание эмоциональной составляющей в процессе принятия решения.
При выборе профессии молодые люди с ОВЗ сталкиваются с целым рядом трудностей:
- ограниченность представлений о мире профессий;
- ориентация на профессию по внешним признакам;
- использование ненадежных источников информации о профессиях, получение искаженных представлений о них;
- неумение выделить главное и второстепенное в полученной информации, систематизировать ее;
- невысокая активность в поиске информации;
- неумение выстраивать и корректировать жизненные планы;
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
- игнорирование медицинских ограничений при выборе профессии;
- неверные представления о возможности развития профессионально важных качеств;
- отсутствие необходимой помощи и поддержки со стороны семьи.
В основе перечисленных трудностей лежат нарушения внимания, памяти, мышления, речи, эмоциональной и волевой сферы, коммуникативных навыков, часто сохраняющиеся у школьников с ОВЗ на протяжении всего периода обучения в школе. В связи с этим важная роль отводится психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ, одним из направлений которого является диагностика. Диагностический комплекс должен подбираться и адаптироваться в соответствии с рядом принципов.
Принцип диагностического минимума
При избыточной (слишком частой) диагностике учащиеся утрачивают к ней интерес и получаемые данные становятся недостоверными.
Принцип доступности методов для восприятия
Многие психологические методики трудны для восприятия обучающихся с ОВЗ. Применяемые методики должны быть не слишком объемными, доступными по содержанию. В анкетах не должно быть слишком много открытых вопросов, вопросов с двойным отрицанием, желательно предлагать возможные варианты ответов.
Принцип сочетания различных методов
Методики, основанные на самооценке, могут давать недостоверные результаты в силу ее недостаточной сформированности у обучающихся с ОВЗ. Поэтому такие методики должны дополняться методами наблюдения и беседами.
Особенности профориентационной деятельности для обучающихся с ОВЗ
- На протяжении всего периода профориентационной работы необходимо проводить корректировку профессиональных планов обучающихся в соответствии с их возможностями.
- Целесообразно нацеливать обучающихся на профессии, которые показаны им по состоянию здоровья и уровню развития.
- Большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки обучающимися своих психофизиологических особенностей. Деятельность по корректировке самооценки необходимо осуществлять совместно с родителями обучающихся.
- Важно проводить психолого-педагогическую работу с обучающимися по развитию и воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.
В рамках программы психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся на основе диагностики и консультирования, а также с учетом результатов прохождения циклов профессиональных проб разрабатываются индивидуальные профессиональные маршруты. Для построения профессионального маршрута используются специальные формы (бланки). Для обучающихся, принявших решение уйти из школы после окончания учебы в 8-м классе, маршрут выстраивается в соответствии с перечнем профессиональных образовательных учреждений (специальностей), принимающих
на обучение ребят после 8-го класса с соответствующими ограничениями по здоровью. Данный перечень приводится в бланке, но требует ежегодного уточнения. Колледж выбирается из списка исходя из интересов и способностей обучающегося, выявленных в том числе и в результате прохождения циклов профпроб.
При выборе учреждения профессионального образования после окончания 9-го класса учитываются дополнительные условия, представленные в соответствующем бланке, так как на одну и ту же специальность выпускников с ОВЗ в Санкт-Петербурге традиционно принимают несколько учебных заведений, перечень которых также ежегодно уточняется перед началом процесса организации профпроб. В качестве дополнительных условий выступают медицинские ограничения конкретного обучающегося, возможные вступительные испытания, учет среднего балла аттестата, территориальное расположение учреждения профессионального образования, наличие общежития, стипендии и т. д.
При разработке индивидуальных профессиональных маршрутов используются различные подходы в зависимости от способности обучающегося с ОВЗ к поиску информации. Наиболее распространен вариант составления индивидуального профессионального маршрута, когда консультант с учетом интересов обучающегося и проведенных профессиональных проб заранее подбирает подходящие учреждения профессионального образования, в которых можно получить интересующую ученика профессию. В ходе консультаций обсуждаются плюсы, минусы, а также дополнительные условия учреждений и подбирается подходящий вариант.
Исследование и результаты
Эффективность профориентационной работы с включением в эту деятельность циклов профессиональных проб доказывалась с помощью анкеты профессионального самоопределения Г. В. Резапкиной1, которая была адаптирована специалистами школы в соответствии с особенностями обучающихся2. Были определены значимые критерии эффективности профориентационной работы для детей с ОВЗ: своевременность, осознанность, реалистичность и непротиворечивость профессионального выбора. Оценка по критериям «своевременность», «реалистичность» и «непротиворечивость» варьировалась от 0 до 2 баллов, по критерию «осознанность» — от 0 до 4 баллов.
Понятно, что сравнение результатов входной и заключительной диагностики, проводимой для одних и тех же детей на значительном промежутке времени (например, учебный год), демонстрирует положительную динамику за счет того, что обучающиеся к моменту итогового тестирования стали старше, приобрели новые знания и опыт, в том числе и в вопросах профессионального самоопределения. Поэтому мы сравнили результаты прогресса показателей, полученных в рамках работы, проводимой в статусе опорной площадки, с результатами диагностики обучающихся
1 Резапкина Г. О психологической готовности школьников к выбору профессии. https://firo.ranepa.ru/novosti/244-rezapkina-vibor-professii-gotovnost.
2 Программа психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Авт.-сост. Щеголева С. В., Огановская Е. Ю. http://sch663.ru/ download/profbrient/Opornaya%2□ploschadka/priL2_3.pdf.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
86 I 1 / 2021 ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Динамика средних показателей по результатам входной и итоговой диагностики
Динамика показате- Критерии эффективности профориентационной работы
лей по результатам входной и итоговой диагностики
Своевременность Осознанность Реалистичность Непротиворечивость
С организацией циклов профпроб 1,8 2 1,6 1,7
Без организации циклов профпроб 1,4 0,8 1,2 1,3
Динамика результатов по критериям эффективности профориентационной работы при проведении полноценных циклов профессиональных проб и разовых профессиональных проб
того же возраста прошлых лет, не принимавших участие в проведении полноценных профессиональных проб или проходивших профпробы разово. Результаты разности средних показателей по критериям эффективности профориентационной работы на этапах итоговой и входной диагностики приведены в таблице. У ребят, участвовавших в профпробах программы, динамика результатов более выражена по всем критериям. На графике, построенном по результатам приращений средних показателей на этапах входной и итоговой диагностики, верхняя кривая соответствует результатам, полученным при тестировании обучающихся, участвовавших в реализации полноценных циклов профессиональных проб (рис.). Нижняя кривая иллюстрирует динамику результатов диагностики обучающихся, проходивших профпробы разово, бессистемно.
Для оценивания уровня готовности обучающихся с ОВЗ к выбору профессии баллы по четырем критериям суммируются. Уровни готовности к выбору профессии определяются тремя степенями: 0-3 балла — низкая степень; 4-9 баллов — средняя степень; 10 баллов — высокая степень.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Динамика уровня готовности обучающихся к выбору профессии у ребят, принимавших участие в полноценных циклах профессиональных проб, составляет 7,1 балла. Величина этого показателя при организации разовых профпроб составляет 4,7 балла.
Доказательства эффективности циклов профессиональных проб по описанной методике подкрепляются положительными отзывами семи санкт-петербургских школ, реализующих адаптированные образовательные программы. Подготовленные авторами статьи «Методические рекомендации по организации профессиональных проб для построения индивидуальных профессиональных маршрутов обучающихся с ОВЗ»1 использованы для разработки методической документации по вопросам организации циклов профессиональных проб в рамках реализации Дорожной карты развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга2.
Литература
1. Блинов В. И., Сергеев И. С. Профессиональные пробы в школьной ориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 4. С. 14-17.
2. Огановская Е. Ю. Школьный этап профориентации в системе непрерывного образования как фактор социализации учащихся // Непрерывное образование. 2015. № 14(4). С. 43-46.
3. Огановская Е. Ю., Федорова Е. В. Профориентационная компетентность учащихся как образовательный результат в свете реализации ФГОС // ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования. 2017. № 2(10). С. 74-78.
4. Профессиональные пробы: технология и методика проведения: метод. пособие для учителей 5-11 классов / Под ред. С. Н. Чистяковой. М.: Академия, 2014. 192 с.
Professional Tryouts for Students with Disabilities
Authors
Elena Oganovskaya
Candidate of Sciences in Pedagogy, Methodologist of the Student Youth Palace of St.-Petersburg, St.-Petersburg. E-mail: [email protected]
Svetlana Shchegoleva
Candidate in Psychology, Teacher-Psychologist of the School № 663, St.-Petersburg, St.-Petersburg.
E-mail: [email protected]
1 http://sch663.ru/downLoad/profbrient/Opornaya%2DpLoschadka/priL2_4.pdf
2 https://goo-gL.ru/DtKGH
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Svetlana Ermolenko
Social Teacher of the School № 663, Moskovsky District, St.-Petersburg,
St.-Petersbur.
E-mail: [email protected]
Abstract
The article discusses the issues of choosing a profession for students with disabilities, the special role of professional tryouts in the process of forming career-oriented competence and professional self-determination of students with disabilities (in particular, mental retardation) is emphasized and justified.
The novelty of the presented material lies in a comprehensive approach to looping full professional sampling, in terms of training, implementation of psychological and pedagogical support, fixation and analysis of results of operations, their use in the process of building individual trade routes.
The detailed algorithm for organizing and conducting professional tryouts includes recommendations on the choice of diagnostic methods, forms of recording the results of professional tryouts, options for developing individual professional routes, principles for selecting professional educational organizations for obtaining professional education after the end of the 9th grade, program and methodological documents necessary for organizing professional tryout cycles.
The effectiveness of the proposed methodology for organizing professional tryouts for students with disabilities is confirmed by the data of the survey of students of school № 663 in St. Petersburg.
Keywords:
professional tryout, career guidance, professional self-determination, students with disabilities, choosing a profession.
For citation:
Oganovskaya E. lu. , Shchegoleva S. V., Ermolenko S. A. Professional Tryouts for Students with Disabilities. Professionalnoye obrazovaniye i rynok truda / Vocational Education and Labor Market, 2021, no. 1, pp. 80-88. DOI: 10.24412/2307-4264-202101-80-88
References
Blinov V. I., Sergeev I. S. Professional'nye proby v shkol'noi orientatsii: put' poiskov [Professional Tryouts in the School Professional Orientation: the Quest]. Professionalnoe obrazovanie i rynok truda / Vocational Education and Labour Market, 2015, no. 4, pp. 14-17.
Professional'nyye proby: tekhnologiya i metodika provedeniya [Professional Tryouts: Technology and Methodology], ed. by S. N. Chistiakova. Moscow: Academia Publ., 2014, 192 p.
Oganovskaia E. lu. Shkol'nyi etap proforientatsii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia kak faktor sotsializatsii uchashchikhsia [The School Stage of Career Guidance in the System of Continuing Education as a Factor in the Socialization of Students], Nepreryvnoe obrazovanie / Continuing education, 2015, no. 14(4), pp. 43-46.
Oganovskaia E. lu., Fedorova E. V. Proforientatsionnaia kompetentnost' uchashchikhsia kak obrazovatel'nyi rezul'tat v svete realizatsii FGOS [Professional Orientation Competence of Pupils as Educational Result in the Light of Realization of Federal State Educational Standard], DUMskii vestnik: teoriia i praktika dopolnitel'nogo obrazovaniia / Herald of the Duma: the Theory and Practice of Supplementary Education, 2017, no. 2(10), pp. 74-78,