УДК 008.2
е. в. алексеева
Ленинградский областной колледж культуры и искусстве
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ В КОНТЕКСТЕ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются традиции профессиональных праздников в системе ценностей культуры, проанализированы их истоки в Средневековье, описаны современные праздники, их смыслы, «легенды», «сценарии» в России и за рубежом. Приведены конкретные примеры возрождения трудовой морали и обычаев в России, намечены перспективы изучения феномена профессиональных праздников. Тема праздничной культуры в настоящее время
привлекает все большее внимание как специалистов, так и широкой общественности. Многие исследователи отмечают необходимость систематизации праздников, что позволило бы сориентироваться в широком спектре праздничных красок в религиозной, семейной, социальной, трудовой, бытовой сферах жизни человека. На наш взгляд, для исследования праздника как «зеркала человеческой жизни» целесообразно в первую очередь рассмотреть систему профессиональных праздников ввиду их наибольшей значимости.
В последние годы в период активного формирования организационной культуры предприятий, развития малого и среднего бизнеса термин «профессиональный праздник» расширился, с ним стали связывать также корпоративные торжества, праздничные акции рекламного характера — иными словами, мероприятия, направленные на достижение практического или коммерческого эффекта. Как рутинное слово «работа» превратить в поэтическое «дело всей жизни»? «Можно фиксировать противоречие между тяготением к практике, к производству материальных благ, с одной стороны, и к поведению, исключающему всякое стремление к пользе, к практическому эффекту — с другой. Возможно, каждый человек хочет эти стремления уравновесить, гармонизировать...»! 1]. Это уравновешивание, безусловно, находит место в трудовом празднике. «Праздник не поддается никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и пр.). Праздник как раз и освобождает от всякой утилитарности и практицизма; это — временный выход в утопический мир. Нельзя свести праздник и к определенному ограниченному содержанию (например, к отмечаемому праздником историческому событию) - он вырывается за пределы всякого ограниченного содержания...»[2].
Трудно сказать, когда из праздничной системы выделились профессиональные праздники, но можно утверждать с уверенностью - они, вопреки существующему мнению, не принадлежат советской идеологии. Во многих странах на протяжении веков люди пытались через сакрализованное праздничное действие оценить результаты своего труда, объявить об удачах, попытаться застраховаться от напастей.
В Японии с 1873 года отмечается Праздник труда. Он объединяет все виды трудовой деятельности. В основе праздника лежит почитание труда - японцы благодарят друг друга за ту посильную помощь, которую они внесли в развитие общества. Они искренне радуются своим успехам и желают другим многих лет достойной и долгой жизни. В Австралии с 1856 года 3 октября празднуют День восьми часов. Исто-
рия этого прй:)дн1<ка восходит к учению британского социалиста-утописта Роберта Оуэна, по мнению которого идеальная человеческая жизнь уравновешивается и трудом, и отдыхом. В Болгарии 14 февраля — Трифон Зарезан, Праздник виноградарей, уходящий своими корнями в античные времена. По традиции в этот день подрезали лозу, чтобы получить осенью большой урожай, поэтому святого Трифона в Болгарии и называют Зарезан (Подрезанный). Сейчас День святого Трифона празднуют не только виноградари, но и садовники, огородники и владельцы винных таверн. Подобные праздники веками существуют во многих странах виноделов.
В Испании в провинции Кадис проходит ежегодный Праздник коней, существующий со времён Средневековья. Сегодня разведение коней и верховая езда в этих местах активно культивируются: Королевская андалузская школа искусства верховой езды, конезавод в Картухе, поенный конезавод и многие другие передают мастерс тво новым поколениям профессионалов. Ежегодно в городе Херсс де Да Фрон-тера вручается премия «Золотой копь» в знак признания заслуг по сохранению чистоты конных пород и продвижению верховой езды как вида спорта, к празднику часто приурочиваются Международные соревнования верховой езды.
Безусловно, возникновение профессиональных праздников связано с выделением из общего трудового процесса отдельных ремёсел, профессиональных занятий и специальностей.
Варианты понимания слова «профессия» в научных и научно-практических текстах разнообразны и диктуются сферой исследования. В психологии она осмысливается как область приложения физических и интеллектуальных сил человека, как определенная квалификация, опытность специалиста, в истории - как общность людей, занимающаяся конкретным ремеслом в определённый период исторического развития, в социологии - как система выполняемых человеком трудовых функций, как социально фиксированный трудовой пост. Но этот термин невозможно отделить от нравственных корней, от духовной составляющей. Этимологически слово «профессия» восходит к латинскому ргоШеоп — «говорить публично», что осмысливалось в свое время как «объявлять другим о своем деле, занятии, специальности». Уже в наименовании скрыт нравственный смысл - публично можно заявлять только о том, с чем у человека связано чувство гордости, чтобы привлечь внимание общества, чтобы кто-то узнал в продукте деятельности предмет своей потребности, чтобы состоялся диалог, обмен ценностями. Таким образом, в становлении феномена профессии исконно заложены и культурологические смыслы.
Невозможно рассуждать о трудовых праздниках, не обратившись к истокам развития корпоративных, или цеховых, отношений в далёком Средневековье в странах Европы. Именно там были заложены нравственные основы многих профессиональных систем, кодексов чести профессионала, осознано, что, только предъявляя повышенные требования к себе, можно добиться высокого качества производства.
Первые цеховые организации упоминаются в Италии в X в., во Франции, Англии и Германии — в XI—XII вв. Истоки цехов можно обнаружить в религиозных братствах, возникавших в Северной Европе. Такие братства формировались из прихожан одной церкви для исполнения похоронных обрядов и празднования дня местного святого-покровителя. Вполне естественно, что при встречах члены братства обсуждали и вопросы коммерческого характера, а отсюда легко могла возникнуть ассоциация, основной функцией которой было регулирование усилий разных людей в конкретном ремесленном производстве. Наибольшее число цехов возникло во второй половине XII и в XIII веках. Возникали цехи по узким специальностям — в текстильной промышленности появились цехи прядильщиков, ткачей, красильщиков, сукновалов, чесальщиков шерсти и др. Из цеха кузнецов выделились цехи оружейников, ножовщиков и др. В крупных городах количество цехов доходило до нескольких сотен. В Париже в XIV в. было 350 цехов, в Лондоне —60, в Кельне —50. В истории Европы Германия, Франция, Англия и Голландия обладали передовыми тенденциями развития, поэтому многое из них было перенесено в другие страны.
Полноправными членами цехов были только мастера, самостоятельно ведшие своё хозяйство, являвшиеся собственниками орудий труда, ремесленной мастерской, в которой трудились вместе с подмастерьями и учениками. Иными словами, членство в цеховом сообществе выделяло человека из общего ряда, определяло его статус как умельца, способного создать шедевр, обладающего секретами мастерства, отмеченного «печатью Всевышнего».
Здесь уместно вспомнить о том, что исконные традиции приписывают овладение мастерством народных ремесел дару богов, им покровительствующих. В основе ремесел лежат сакральные знания, вынесенные в слой повседневной жизни, передаваемые изустно, распространявшиеся только в среде посвящённых. В древнегреческой мифологии богам приписывалось не только покровительство, но и обучение ремёслам, привнесение в мирскую жизнь основ мастерства. «Жертвоприношения этим богам, молитвы святым и почитание их в определённые дни способствовали осмыслению высшего предназначения той или иной деятельности, её священного смысла, формировали основы профессиональной морали» [3].
В Средневековье в основе существования цехового сообщества помимо производственного интереса лежали два элемента: культ святого, которого оно просило о покровительстве1, и владение часовней, которая использовалась не только для этого культа, но также и для собраний членов братства. Некоторые покровители стали в каком-то смысле традиционными: св. Юлиан для музыкантов, св. Иосиф для плотников, св. Криспин для башмачников. По мере возвышения культа святых в Европе усилился и их патронат над всеми сферами производственной деятельности людей. Святые стали считаться покровителями отдельных профессий, а так-
же некоторых состояний человека и отдельных периодов его жизни.
Цеха распространяли своё влияние на все стороны жизни ремесленников: наблюдали за соблюдением правил поведения, организовывали взаимопомощь, являлись ячейками городского ополчения, выступали совместно в религиозных процессиях и т.д. В культурно-бытовом отношении цех были средоточием городской празднично-обрядовой жизни.
К дням святых покровителей обычно приурочивались ярмарки, проведение которых было твердо фиксировано по времени года и соотносилось с церковным календарем, с тем чтобы обеспечить максимальное стечение народа, устраивались шествия и процессии. Происходило совмещение религиозной и цеховой акций, составлявших общегородской народный праздник.
Первоначально в праздниках цеховых сообществ главным действующим лицом был мастер, с гордостью демонстрирующий владение орудием своего ремесла. В организации праздников цеха, корпорации, товарищества нередко соперничали друг с другом в усердии и изобретательности в убранстве улиц и подготовке «entremets» — спектаклей-пантомим или живых картин, почти всегда сопровождавших народные праздники. Случалось, что ремесленный цех или братство брали на себя постановку мистерии: в 1443 и 1450 гг. «парижские башмачники» устроили и представили мистерию о святых Криспине и Криспиниа-не, покровителях своего цеха.
Одной из форм праздничного общения были танцы, устраиваемые в специальных «танцевальных домах» близ ратуши. Ремесленники танцевали с гирляндами, обручами, мечами. До сегодняшнего дня дошли воспоминания об удивительной пляске нюрнбергских ножовщиков — они располагались широким кругом и, ритмично двигаясь в танцевальном движении, бросали вверх ножи, которые затем на лету ловили. Привыкнув за работой обращаться с разного рода инструментами, они переносили эту привычку на танцы, где меч или обруч легко поддавались привычным манипуляциям. Танец мечей особенно любили сапожники и слесари. Существовали даже специальные фехтовальные школы, где обучали владению оружием, чтобы в танце можно было блеснуть умением и ловкостью. Традиционно исполнялся «Танец мечей» — танцовщики по отдельности или группами ловко управлялись с мечами; один сшибал монеты, лежащие на головах мальчиков, другой прыгал между воткнутыми в землю в виде разных фигур (например, розы) мечами; затем все скакали и прыгали. Те же движения могли проделываться с обручами, прутьями, флагами. Во главе общего танца находился «король», который, как дирижер, распоряжался музыкой, движениями танцоров.
В 1350 году чума навела тяжелейшее отчаяние на Мюнхен. Тогда бондари вышли на улицу и стали своими танцами развлекать горожан. Это принесло реальную пользу в поднятии духа, вследствие чего бондарям дали право один раз в семь лет устраивать танцы на улицах города, что они и проделывают до сих пор. Одним из таких танцев-развлечений бондарей был «танец со стаканом на голове»: танцор выделывал всевозможные па, пролезал в «ворота» - основная его задача при этом состояла в том, чтобы не пролить ни капли из кружки. Нечто похожее на контрданс, исполнявшееся сначала перед королевским дворцом, потом перед домами министров и прочих знатных лиц, В конце танца обручи и гирлянды, так-
же участвовавшие в качестве атрибутов, ломались на куски, которые разбрасывались народу, весело хватающему цветы.
Помимо танцев ремесленники устраивали шествия и карнавалы (например, нюрнбергские шествия ряженых), праздники стрелков, лесорубов, праздники весны, иными словами, весь спектр выразительных средств использовался для привлечения внимания к цеху, гильдии, корпорации. Именно поэтому большое значение придавалось предметно-изобразительным украшениям. Например, гигантская колбаса, которую проносили через город мясники Кенигсберга. Немецкий автор сообщает: «Колбаса была 596локтей длины, весила 434 фунта и кроме других ингреди-ентов содержала в себе 36 свиных окороков. С веселыми песнями ее несли 91 подмастерье на деревянных вилах. По прошествии 18 лет мясники того же города сделали еще большую колбасу — в 1005 локтей длины... Ее несли 103 подмастерья в сопровождении музыки. Затем она была съедена в компании с хлебопеками, которые, следуя примеру мясников, испекли из 12 четвериков муки 6 колоссальных кренделей и 8 огромных хал, каждая по 5 локтей длины». После мессы, как правило, в самой часовне устраивалось собрание, на котором выбирали руководство братства, а иногда и цеха. Церемония заканчивалась пирушкой, торжественное настроение сменялось шумным весельем, иногда переходившим в беспорядки. Но всё же в цеховых празднествах царила атмосфера мастеровитости, гордости за умение сделать что-то выдающееся в своём ремесле.
Несмотря на то что исходным пунктом средневековой праздничности был во всех случаях нраздник церковный, он, несмотря на все запреты, давал повод и для политико-светского мероприятия и дел, не обладавших религиозным характером, что в конечном счете способствовало обмирщению самого праздника. «Если средневековый праздник, как примято считать, служил укреплению существующего порядка, то это достигалось не в последнюю очередь благодаря тому, что он способствовал сплаву в единое целое мирского и духовного. Это типично средневековый феномен. И именно в этом «духовно-мирском праздничном симбиозе» заключается историческое значение средневековых праздников »[4 ].
Возвращаясь к современности, нужно сказать, что соблюдение цеховой морали, профессиональной нравственности имеет множество проявлений и сегодня. Одним из примеров может служить живущий в Узбекистане Шакир Камалов, кузнец в шестом поколении. Свое ремесло он считает из всех самым главным, поскольку ни один мастер не может обойтись без инструментов, а они, как правило, железные. Конечно, сегодня все можно купить в магазине, но настоящий мастер ширпотребом пользоваться не станет, а закажет себе инструмент по руке.
Согласно цеховому уставу, юноше, принадлежащему к семье потомственных мастеров, не нужно проходить обряд посвящения. Будущих кузнецов приучают к ремеслу с детского возраста. Сначала они выполняют простые операции. Постепенно задания становятся все сложнее, и годам к пятнадцати подросток уже трудится наравне со старшими. Работа кузнеца тяжелая и вредная. Редко кто доживает до старости. Шакир знает своих предков до четвертого колена, и только один из мужчин в его семье умер после семидесяти. «Кто кузнечным ремеслом занимается, он должен знать, что это ремесло самое священное. Человек, который работает с железом, должен очень профессионально относиться к своей
работе. Чугь малейшая ошибка, и без руки останешься или без глаза. В уставе у нас строго-настрого записано: соблюдай правила кузнечного ремесла». И все же как ни важны правила, отнюдь не только строгостью их соблюдения определяется уровень мастерства. У настоящего кузнеца всегда есть секрет, который делает его изделия непохожими на все другие. Ус то Шакир как раз из таких, штумных работников. Каждая ремесленная профессия в Узбекистане имеет своего пира - святого покровители, который считается основателем данной профессии. У резчиков по дереву это пророк Ной, у ткачей - пророк Енох, у кузнецов - царь Давид.
К сожалению, профессиональные праздники, являющиеся во всём мире неотъемлемой частью праздничной культуры, в нашей стране часто ассоциируются лишь с Днями профессий, проходившими по определяемым ;:ра:;дничным календарём воскресеньям и вызывавшими из-за формализма их празднования иронию у большинства населения. В то время как праздники профессий имеют различные модификации, формы, но служат важным целям — развитию профессионального самосознания, укреплению престижа профессии, привлечеиию молодёжи в ту или иную сферу деятельности и т. п.
Анатолий Ехалов, член Союза писателей, журналист, кинодраматург, публицист, создатель телевизионной программы «С Ехалопым по Вологодчине», провёл исследование взаимосвязи формирования профессионального самосознания человека, восстановления национальной культуры и процесса возрождения так называемых «местных» праздников. В ого работе основополагающей является мысль о том, что только в процессе возрождения хозяйственности, мастеровитости и самобытности возможны осмысление и становление личностной уникальности человека, способного прогнозировать свой профессиональный рост, поступки и поведение.
В качестве примера А. Ехалов приводит несколько необычных, с точки зрения современного восприятия, праздников, организованных инициативной группой на вологодской земле. Все они имели общую основу в качестве конкурса профессионального мастерства. В музее деревянного зодчества под Вологдой, недалеко от Спасо-Прилуцкого монастыря, в августе ¡2001 года состоялся конкурс плотников с названием «Праздник топора». Основываясь на традиции возведения обыденной часовни,2 профессиональные плотники построили часовню во имя Ильи Пророка. В ходе конкурса показали свое мастерство несколько тысяч человек разных профессий. Работа шла последовательно по всем этапам строительства. А. Ехалов отмечает любопытный факт: «...время проведения праздника совпало с ненастьем, над областью то тут, то там собирались грозы, Вологду буквально заливало ливнем, Но в местности, где проходил праздник, всё время сияло солнце - такая колоссальная энергия шла от людей к небу» [5]. Праздник вылился в чествование всех участников строительства, выражение благодарности жителей поселка строителям храма.
В 2002 году на родине Николая Рубцова в селе Никола был проведён конкурс животноводов и доярок, получивший название «Праздник коровы». Настоящим героем его стал крестьянский труд - соревновались косари, доярки, зоотехники, маслоделы и т. д. Казалось бы, зачем в нашем индустриальном и техногенном XXI веке проводить конкурс мастеров практически забытых профессий? Ответ дал один из участников, сказавший, что так же, как ребёнок
сначала учится читать по слогам и только после этого начинает читать бегло и много, так и современный специалист не может быть успешным, не имея возможности постигнуть азы крестьянского труда. Он также отметил, что в эти дни явственно почувствовал себя наследником многовековой трудовой истории Руси. Безусловно, образная основа праздника помогла проникнуться этим настроением всем участникам конкурса.
На северо-западе Нидерландов в местечке Шатен более 100 лет проходит ежегодная выставка-фестиваль крупного рогатого скота. Из года в год на праздник со всей окрути съезжаются фермеры, чтобы похвастаться своими коровами необычной бельгийской сине-белой породы и вместе с ними поучаствовать в многочисленных конкурсах, в которых оцениваются всевозможные качества животных. В основном оценивается чистота породы, так, владелец бельгийской буренки может получить приз за «самую упитанную корову», «самую дойную», «самую красивую» и так далее.
Столь же поэтично проходил «Праздник коня» в Ростове. Помимо коневодов в нём принимали участие члены военно-исторического клуба «Ратник», в качестве художественного образа были выбраны сказочные волшебные котлы с кипятком, ключевой водой и молоком. Это использовалось для придания особой художественной атмосферы массовому празднику, превращение в мастеров проходило в конкурсной программе на конезаводе, где участники буквально потрясали жюри и зрителей своим мастерством.
Ещё одним ярким примером осмысления трудовой деятельности посредствам праздника служит «Праздник огурца» в старинном вятском селе Исто-бенск, который проходит ежегодно с 1997 года. Идея его проведения родилась не на пустом месте — огуречный промысел живёт здесь почти три столетия. Старожилы вспоминают, как их деды просили в день Фалалея-огуречника, чтобы рассада взошла и урожай был обильным, и как носили в местную церковь на Ильин день овощи для освящения. Селу Исто-бенск скоро исполнится 250 лет. За это время в нём сменилось много промыслов: выведена порода молочных коров «истобенская», делали здесь знаменитые «вятские гармошки», ремесленники изготавливали шкатулки из капокорня. А вот огурцами занимается всё население до сих пор. В селе само собой возникла своеобразная хозяйственная система: одни растят, заготавливают огурцы, другие делают бочки, третьи закупают продукцию и занимаются доставкой её на рынки. И так уже долгие десятилетия. Праздник связывает интересы очень многих людей и даёт им реализоваться в яркой, публичной и привлекательной форме.
Приведённые примеры лишь приоткрывают завесу над уходящим в глубь веков феноменом профессиональных праздников, который требует дальнейшего культурологического осмысления, позволяют взглянуть на них в контексте развития современной культуры и её ценностей. Хочется верить, что станет традицией «Праздник хрусталя» в Гусь-Хрустальном, «Праздник масла» в Вологде, «Праздник омуля» на Байкале, на Дальнем Востоке — «Праздник гейзеров», в Астрахани — «Осетровый праздник».3 Ведь именно праздник позволяет взглянуть на привычное и обыденное с неожиданной стороны, увидеть скрытые возможности для возрождения утраченного или приобретения нового. Но для того чтобы это произошло, необходим организаци-онныйтолчок, отправная точка. Именно уважая профессионала, его основательность, можно предвидеть будущее профессионального праздника, всесторонне изучая его культуросозидающие смыслы, и тогда он, безусловно, послужит делу возрождения российской трудовой культуры.
Примечания
1 Как правило, покровителем профессии становится святой, в мирской жизни занимавшийся ремеслом, которому он покровительствует.
2 Строительство храма за сутки — от восхода до заката, в честь какого-либо события или для избавления от напастей.
3Варианты праздников предложены И. Захаровым в ст. «Некоторые выводы относительно новых местных праздников» в Бюллетене «Рекламное измерение».
Библиографический список
1. Хренов Н. Мифология досуга./H.A. Хренов - М.:ГРЦРФ, 1998. - С. 417.
2. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. /М.М. Бахтин — М.: 1990. — С. 139.
3. Протанская Е. С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения. /Е. С. Протанская — СПб.: Алетейя, 2003. - С. 25.
4. Ястребицкая А. Л. Праздники и торжества в средневековой Европе в свете современных исследований: темы, проблематика, подходы к изучению. (Обзор материалов конференции вПадерборне) /А. Л. Ястребицкая,М.: 1989. - С. 105.
5. Ехалов А. / журнал «Праздник», №1, 2003.
АЛЕКСЕЕВА Е.В., соискатель.
Дата поступления статьи в редакцию: 12.11.2006 г. © Алексеева Е.В.
Книжная полка
Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособие /М.В.Соколова. - 2-еизд.,испр.идоп. -М.: ИЦ «Академия», 2006. - 368 с.
В учебном пособии систематизированы наиболее важные факты и главные тенденции мировой культуры и искусства, рассмотрены основные этапы развития художественной культуры от первобытности до XX в. Мировая культура Востока, Запада и России представлена как единое целое при всем многообразии ее проявлений.
Для студентов вузов. Может быть полезно учителям, преподавателям, а также всем интересующимся вопросами культуры и искусства. Рекомендовано УМО.
УДК 793 (571.121)
в. п. красильников
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
СИСТЕМА ТРАДИЦИОННЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ В САМОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СИБИРИ (на примере хантов)
Статья написана на основе материалов, полученных в результате экспедиций (проводимых с 1990 по 2006 гг.) в местах компактного проживания одного из древних народов Западной Сибири - хантов (в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономном округе), а также изучения специальной и архивной литературы [1,2,3].
Легенды и былины, героические песни, сказки донесли до нашего времени информацию о том, что в древности у хантов существовали специальные площадки для игр и состязаний, на которых состязались в силе известные хантыйские богатыри. В этих соревнованиях часто участвовали и «иностранные» богатыри - представители других народов. Богатыри состязались в беге, в стрельбе из лука, в переламывании руками костей различных животных. В статье представлены наиболее распространенные среди хантыйского народа традиционные игры и состязания [1].
В результате исследований была выявлена эффективная система традиционных игр и состязаний, позволяющая последовательно и в короткие сроки готовить подрастающее поколение сибиряков к выживанию в экстремальных климато-географичес-ких условиях Севера. Приводим в своей статье ряд наиболее распространенных традиционных игр и состязаний хантов.
Метание шишек - «Пэв юхнат»
Играют в эту игру весной и летом на открытых местах (лесных полянах, дороге) мальчики и девочки. В игре участвует от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика черемухи или тальника выстругивают палочку длиной 60 — 80 см, диаметром 1 — 2 см. Один из концов палочки заостряют. Игроки собирают шишки и складывают их в кучку у линии, которую проводят поперек дороги, поляны.
Игра с палочкой - «Тюркэмлэли»
Играют б нее летом на песчаном берегу реки, на поляне возле домов. В игре принимают участие только мальчики. Количество играющих не ограничивается. Каждый игрок изготавливает для себя палочку из любого дерева длиной 40 - 45 см, диаметром 2,5 — 3 см. Палочка заостряется с двух концов.
Игрок встает у линии, протыкает прутиком шишку так, чтобы она могла сорваться при броске с палочки, размахивается и бросает ее как можно дальше вперед. Место падения шишки отмечает судья или кто-то из игроков веточкой, камешком или другим предметом. Затем по очереди метают шишки другие игроки. Побеждает тот игрок, который дальше всех метает шишки.
* о
Игрок берет палочку за один конецтремя пальцами и подбрасывает ее как можно выше вверх, приговаривая при этом заклинание: «Тюркемо! Тяк! Тяк! Тяк!» Палочка должна воткнуться в землю строго вертикально. Если она втыкается наклонно, игроки определяют угол наклона «на глазок». В том случае, когда угол оказывается меньше 45", попытка не зас-читывается. Каждый из игроков подбрасывает палочку по одному разу. Лучшим признается игрок, у которого палочка втыкается в землю вертикально или близко к вертикали.
«Деревянная нога» - «Юх кур»
Игра проводится летом на дороге или на берегу реки. В ней участвует от 5 до 10 человек. Каждый игрок изготавливает себе ходули из достаточно толстых стволов березы, черемухи длиной до 2 м и толщиной 5-8 см. На расстоянии 50 см от основания заготовок для ходулей оставляют ветки-отростки, опиливают их так, чтобы можно было вставать на них ногами. Кору с жердей снимают, а поверхность