в Москве И.П. Попова. Первое исполнение состоялось 8 марта того же года в великопостном концерте Русского хорового общества под управлением Ф.А. Иванова. Это песнопение является итогом и одновременно кульминацией духовного творчества Чайковского. В нём органично объединяются находки композитора в плагальном диатоническом последовании гармоний, в контрасте сложных полифонических эпизодов с красочными плоскостями многооктавных аккордов, в чередовании выразительных мелодических взлетов со сдержанной хоровой речитацией.
В своих духовно-музыкальных сочинениях Чайковскому удалось найти такой способ гармонизации древних мелодий, в котором их самобытность если не восстанавливается полностью, то и не искажается. Строгий стиль гармонии в опыте Чайковского стал путеводной звездой для следующих поколений русских композиторов. Он своим примером вызвал уважительное отношение к церковной музыке, возбудил к ней интерес среди образованных музыкантов. Можно с уверенностью сказать, что духовная музыка Чайковского дала толчок к развитию творчества большой плеяды композиторов Нового направления русской духовной музыки.
Библиографический список
1. Никольский А.В. П.И. Чайковский как духовный композитор // Музыкальная жизнь. -1990. - С. 12-13: [Ст. 1908 г.].
2. Плотникова Н. Невидимая и сладкогласная «Потружусь для церковной музыки» // Встреча. -2000. - №>1. - С. 31-33.
3. Рахманова М.П. Огромное и ещё едва тронутое поле деятельности (О духовно-музыкальном творчестве П.И. Чайковского) // Советская музыка. - 1990. - .№6. - С. 67-74.
4. Рахманова М.П. П.И. Чайковский // История русской музыки - М., 1994. - Т. 8: 70-80-е годы XIX века. Ч. 2. - С. 237-245.
5. Смоленский С.В. О «Литургии» ор. 41 соч. Чайковского (Из литературно-юридических воспоминаний) // Русская музыкальная газета. -1903. - №42, 43.
6. Чайковский П.И. ПСС. Т. 63 - М., 1990 / Вступ. ст. Л.З. Корабельниковой, М.П. Рахмановой.
7. Чайковский П.И. ПСС. Т. VII: Литературные произведения и переписка - М., 1962.
8. Чайковский П.И. ПСС. Т. X. - М., 1966. -С. 70, 130-131.
УДК 168.552.001.1
Вишнякова Екатерина Андреевна
Уральский государственный университет amarena2006@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Жизнь человека в эпоху Средневековья была выполнением его социальной роли. Человек не просто занимался той или иной профессиональной деятельностью, а отождествлялся со своей профессией. В рамках цехового братства проходила социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная жизнь средневекового цехового ремесленника.
Ключевые слова: корпоративная культура, шедевр, устав корпорации, бытовые нравы, братство.
Существенным компонентом формирования европейской цивилизационной общности стала городская культура, система городских свобод, цеховая организация ремесла, сосуществовавшая с территориальной, собственно городской организацией и закладывавшая основы добровольного выбора индивидом той или иной социальной общности.
Специалисты различают два подхода к определению сущности корпорации: 1) широкий: корпорация - это ограниченного размера группа, общность с известным единством интересов;
2) юридический (узкий): союз равных, связанных одной клятвой, чаще всего добровольной, являющийся при этом юридическим лицом, «корпусом» [2, с. 27].
В отечественной исторической науке используются два термина: ремесленные цехи и купеческие гильдии. В рамках данной статьи рассматривается вопрос о влиянии ремесленных цехов на формирование корпоративной культуры.
Ж. Ле Гофф отмечает перемены в ментальности и системе ценностей в период ХП-ХШ веков. В частности, изменилось отношение ко вре-
© Вишнякова Е.А., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010І
мени. До указанного периода контроль над временем находился в руках церкви, время расчленялось праздниками и церковными службами. С ХП-ХШ веков наряду со «временем церкви» появляется и все более распространяется «время купцов», «время коммуны», время, членящееся на равные промежутки, отмечаемые не боем церковных колоколов, а появившимися в конце XIII века механическими часами; это десакрали-зованное время трудовых затрат или денежного оборота. «Купец и ремесленный мастер не могут не дорожить временем, разумное использование которого дает им доход и возможность более эффективно распоряжаться рабочей силой» [7, с. 541].
Процесс выделения ремесленников из общего состава городского населения шел постепенно. Горожане не спешили порывать с сельским хозяйством: без скота и подсобного хозяйства им было трудно прокормить свои семьи. Однако, занимаясь земледелием, чтобы обеспечить себе пропитание, жители города были обязаны поставлять определенную ремесленную продукцию. Окончательное разделение ремесленного и крестьянского труда произошло тогда, когда городской ремесленник стал специализироваться на конкретном ремесле и перед ним встала задача стать профессионалом своего дела. Как отмечает Ж. Ле Гофф, «в городах эта специализация была доведена до логического конца, и ремесленник перестал быть одновременно или в первую очередь крестьянином, а бюргер - землевладельцем» [7, с. 96].
Мастер осуществлял свою деятельность в собственной мастерской, которая для учеников была не только местом работы, но и домом, а отношения внутри цеха строились по аналогии с семейными. Круг обязанностей средневекового мастера был очень широк. Прежде всего, он был самым искусным работником, способным изготовить все изделие целиком, будь то домашняя утварь или готический собор. Для своих подчиненных мастер был работодателем, учителем, наблюдателем; для других участников экономического процесса -покупателем сырья и продавцом готовой продукции. Наконец, мастер сам мог быть наемным работником. Так, например, в строительстве мастер нанимался на работу застройщиком (наряду с подмастерьями и учениками) [1, s. 87].
Возможность стать мастером и членом ремесленной или торговой корпорации определялась не
только обучением, выполнением шедевра и уплатой вступительного взноса, но и определенными возрастными критериями, которые, как записано в регламентах, соответствовали статусу семейного человека: мастер должен был обладать не только знаниями и званием, но и жизненным опытом, и своей собственной мастерской [6, с. 35].
Интересы семьи мастера гарантировали правила, действовавшие в случае его преждевременной смерти; например, право его вдовы заниматься ремеслом: женщина обеспечивала семью, которая и после смерти мастера, и независимо от наличия у него детей и наследников, и даже в случае их отсутствия продолжала быть «приписанной» к его ремеслу и к корпорации.
Особые привилегии могли получить подмастерья и ученики, женившиеся на вдове мастера, поскольку такой брак способствовал решению одновременно и социальных, и профессиональных проблем. Если ученик женился не на дочери или вдове мастера, такой брак мог вообще закрыть ему доступ в ремесло, поскольку учить женатых учеников не разрешалось. Если вдова выходила замуж за человека, не имеющего никакого отношения к ее ремеслу, она должна была прекратить работать. Ее новому мужу - постороннему для ремесла человеку - такая женитьба не облегчала доступ в корпорацию [6, с. 37].
Цеховые порядки фиксировались в специальных уставах, исполнение которых контролировал магистр (староста цеха). «В средние века существование признавалось лишь за тем, что обладало правовым статусом. Город, конституируясь, спешил приобрести определенные права; цех, университет и любая иная корпорация официально существовали с момента принятия устава», -справедливо подчёркивает А.Я. Гуревич [4, с. 183].
Достаточно рано предпринимаются попытки регламентировать деятельность корпораций. «Книга эпарха» была составлена в X веке и представляет собой сборник правил, установленных эпархом (градоначальником) для 22 корпораций Константинополя. Ремеслом можно было заниматься и вне корпорации, но такой ремесленник или торговец при получении заказов и продаже изделий не имел тех льгот, которые были официально предоставлены членам корпорации. Закон защищал их от конкуренции внекорпоративного ремесла [5, с. 157].
«Книга обычаев» лондонских ремесленников, «Устав гавани» шведских рыбаков, «Книга реме-
сел» французского королевского чиновника Этьена Буало и другие средневековые регламенты и уставы предельно детализированы. Согласно уставу, жестко регламентировался весь цикл производства и реализации продукции. Сырье закупалось централизованно, уравнительно распределялось между производителями. Строго соблюдалось единообразие производственного процесса - количество подмастерьев, учеников, время работы, набор инструментов и т.п. Ограничивался объем выпуска продукции, определялись единые требования к ее качеству, устанавливались цены, единообразные условия сбыта (например, одинаковая длина и ширина прилавков).
В основе социальных отношений Средневековья лежит договор, принцип взаимности обязательств и услуг: между сеньором и вассалом, мастером и учеником. Например, в договоре о найме ученика, заключенном в Кельне в 1404 году, содержится следующее: «Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от вышеуказанного Айльфа, моего мастера, и стану самостоятельно заниматься вышеуказанным ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру Айльфу штраф в 42 гульдена. .. .А сверх того, я, Те-нис, тем не менее остаюсь связанным договором и обязан прослужить до конца 8 лет, как это обычно принято в Кельне, в вышеуказанном цехе» [9, с. 166]. Очевидно, что уже с первых шагов ученик осознавал свою ответственность не только перед мастером, но также перед цехом и ремеслом.
Средневековая культура глубоко противоречива: с одной стороны - культ прекрасной дамы, с другой - публичные женщины, которые, по словам Л. П. Репиной, создавали в городах свои собственные корпорации. Обитательницы «женских домов» пользовались исключительным правом заниматься своим ремеслом; подобно тому как цеховые мастера выступали против нецеховых, так и они боролись с незаконной конкуренцией «тайных» женщин, имевших свои углы в частных домах, и нередко расправлялись с ними самосудом. Например, в Лейпциге публичные женщины объединялись в союз с собственным уставом, сами выбирали себе настоятельниц и ежегодно во время поста устраивали процессии. На общенародных празднествах, особенно во время княжеских приемов, они фигурировали рядом с другими корпорациями как особая группа.
Жизнь в «женских домах» регулировалась особыми статутами, которые защищали женщин
от грубого обращения со стороны хозяев, обеспечивали им свободу передвижения, право посещения церкви и соблюдение праздников. Очень рано исследователи находят и санитарный надзор за ними. В Ульме хозяин был обязан каждую неделю вносить по два гроша во вспомогательную кассу, в которую и сами женщины платили по грошу в неделю. Собранные деньги предназначались для поддержки больных или потерявших заработок обитательниц дома [2, с. 211].
Центральная функция цеха - обеспечение достойной жизни своих членов не только в экономическом, но и в бытовом смысле: руководство цеха следило за благонравием своих членов, особенно подмастерьев, требовало незапятнанной репутации, наблюдало за брачными связями, развлечениями, одеждой и украшениями мастеров, их жен и подручных.
Объединяющим началом были как бытовые нравы, так и сакральная сторона жизни. У каждого ремесла и каждого цеха был свой небесный покровитель. Его иконный лик изображался на клейнодах - цеховых знаках; широко известным примером является образ святого Марка, покровителя венецианского купечества [3, с. 280]. Почитатели того или иного святого объединялись в околоцеховые организации - братства. В обязанности последних входило: благотворительность по отношению к сочленам, в том числе достойное их погребение и заупокойные службы, создание церквей и часовен в честь своего святого, организация цеховых празднеств, посвященных святому - покровителю ремесла.
Цех представлял военную организацию, участвовавшую в сторожевой службе и военных действиях. Каждый его член должен был иметь оружие для защиты города. Именно в городах раньше всего стала складываться регулярная армия, состоявшая из наемников. Постановление совета города Аугсбурга гласит: «Мы постановили во имя пользы и чести населения нашего города, что если теперь или впоследствии придется выступить в поход под знаменем нашего города, то каждый ремесленник должен идти вместе со своим цеховым старшиной и под своим цеховым знаменем, а цеховые старшины должны остаться с теми, кто им подчинен» [8, с. 124].
Таким образом, формирование корпораций происходило в разных сферах жизни средневекового общества - в ремесле и торговле, в религиозной сфере (капитулы, ордена, братства), в об-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
79
разовании (университеты). В эпоху Средневековья человек не просто занимался той или иной профессиональной деятельностью, а отождествлялся со своей профессией. Жизнь человека была выполнением его социальной роли. Так сформировался европейский общественный человек. Вся жизнь средневекового цехового ремесленника -социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная - проходила в рамках цехового братства. «Принадлежность к цеху была сопряжена с комплексом коллективных эмоций его членов, которые испытывали чувство гордости за свою корпорацию, ревниво охраняли ее марку и авторитет» [4, с. 221].
Цех выполнял следующие функции: экономическую (контроль качества, ценообразование, определение числа подмастерьев и учеников), социальную (взаимопомощь при болезни, поддержка вдов и сирот), военную (участие в сторожевой службе и военных действиях), религиозную (в рамках церковных общин), фискальную (сбор податей для нужд города).
Библиографический список
1. Henning Friedrich-Wilhelm. Das vorindustrielle Deutschland 800 bis 1800. - Paderborn etc.: Schoeningh, 1985. - 323 S.
2. Город в средневековой цивилизации Запад-
ной Европы. Т. 1: Феномен средневекового урбанизма. - М.: Наука, 1999. - 390 с.
3. Гриднева Е.А. Культурологический подход к проблеме фирменного стиля // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - №>4.
4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.
5. История средних веков: В 2 т.: Учебник / Под ред. С.П. Карпова. - М.: Изд-во МГУ; ИНФРА-М, 1998. - Т. 1. - 640 с.
6. Кириллова Е.Н. Ремесленные корпорации в раннее Новое время (по материалам Реймса): Автореф. дис. ... д-ра истор. наук / Ставропольский гос. ун-т. - М., 2009. - 50 с.
7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 568 с.
8. Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Ч. II: Европейский мир X-XV вв. Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков». - М.: Интерпракс, 1995. - 384 с.
9. СтепановаВ.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков (X-XV века): Хрестоматия. Ч. 1. Пособие для учителей / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 303 с.