1УДК 378 ББК 74.58
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА)
Е. Н. Корнеева
Аннотация. В статье рассматриваются профессиональные компетенции, необходимые в бакалавриате при обучении художественной обработке текстильных материалов (на материале ручного ткачества), особенности и практическое применение разных технологических приемов ручного ткачества в образовательной среде. Цель - познакомить с наследием традиционного ручного ткачества и основами композиционного решения в текстильном проектировании. Сформировать представления о композиции текстильных изделий с применением ручного ткачества. В статье приведены примеры использования ручного ткачества в современных изделиях, рассмотрены исторические, семантические, художественные, технологические аспекты ручного ткачества.
Ключевые слова: художественное образование, образовательная среда, художественные традиции, наследие, декоративно-прикладное искусство, текстильные материалы, текстильное проектирование ручное ткачество.
PROFESSIONAL COMPETENCES IN TEACHING ARTISTIC PROCESSING OF TEXTILE MATERIALS (ON THE EXAMPLE OF HAND WEAVING)
E. N. Korneeva
Abstract. The article examines the professional competencies required in the bachelor's degree course while teaching the artistic processing of textile materials (based on hand weaving), the features and practical application of various techniques of hand weaving in the educational environment. The goal is to introduce the legacy of traditional hand weaving and the foundations of a composite solution in textile design as well as to form ideas about the composition of textile products with the use of hand weaving. The article presents examples of the use of hand weaving in modern products, examines the historical, semantic, artistic, technological aspects of hand weaving.
Keywords: Art education, educational environment, artistic traditions, legacy, applied arts, textile materials, textile designing, hand weaving.
В современных условиях системы дополнительного образования распространено сохранение и развитие народных традиций в области ручного ткачества. Основное отличие методических основ обучения художественной обработке текстильных материалов (на примере ручного ткачества) в вузе от дополнительного образования заключается в том, что в художественной практике студентов используется проектирование, применяются компьютерные технологии, подача визуализированных материалов осуществляется из интернет-ресурсов. Таким образом, при всем сходстве обучения на уровне овладения техни-
ко-технологическими основами в области ручного ткачества имеет место различие в организации проектного выполнения работ в вузе и переведение их в материал. Закономерности обучения по типу творчества в декоративно-прикладном искусстве (повтор, вариация, импровизация) сохраняются в рамках народной культуры, творчества, самобытности, а также с обращением к позициям арт-индустрии.
С позиции активного совершенствования ручного мастерства у студентов необходимо использовать традиционные учебные материалы, начиная от создания орнаментальной композиции до создания проекта в материале.
В целом такая методика обучения направлена на включение студентов в пространство стилизации как приема художественной организации орнаментики на поверхности текстильного объекта.
В системе дополнительного образования обучение ведется через изучение технологических приемов с использованием технических зарисовок, что в большей мере соотносимо с этапами работы народных мастеров и что нужно для развития, прежде всего, ручной умелости у детей.
Методические основы обучения художественной обработке текстильных материалов в рамках художественного проектирования в технике ручного ткачества направлены на гармоничное взаимодействие традиций и современного образования. Обучение следует проводить на объектах, в условиях изучения и использования материалов народных художественных текстильных промыслов. Методика заключается не столько в сохранении технико-технологических аспектов народного искусства, сколько в подготовке обучающихся к соблюдению технологических и образных основ декоративного искусства. Следует иметь в виду то, что прикладной характер искусства сегодня в большей мере перекликается с идеями нарастания эстетики и ослабления функциональных закономерностей, что является общим художественным процессом, и это влияет на эстетическую востребованность произведений данного вида искусства.
В образовательном пространстве отмечается заметно возросший педагогический интерес к возрождению традиционных художественных народных промыслов по ручному ткачеству, ковроткачеству, вышивке, кружевоплете-нию. Существуют и педагогически направляются многочисленные центры изучения традиционных народных ремесел, например, клубы, студии и кружки, школы, колледжи и институты, в которых изучаются и реализуются традиции народных искусств. Для повышения визуальной насмотренности и развития чувства декоративности достаточно часто проводятся мастер-классы, конкурсы, семинары, на которых мастера делятся своим уникальным опытом. Особое место в раскрытии художественных сторон в традиционном искусстве занима-
Рис. Хорева Е. 4-й курс
ют фестивали и выставки, так как построение экспозиций обеспечивает возможность обучающимся увидеть удивительные изделия, выполненные в технике ручного ткачества, ковроткачества, а также вышивки.
Ручное ткачество - это красивый предметный мир текстильного искусства, пришедший к нам из далекой древности. Основы ручного ткачества берут свое начало в эпохе неолита и продолжают до настоящего времени использоваться в современной художественной материальной культуре.
С древнейших времен человек создает для себя удобные и практичные вещи. В наши дни можно только удивляться тому, каким был высоким уровень создания декоративных текстильных изделий многие тысячелетия тому назад. В них присутствует выражение прекрасного, величественного и значимого, что было особенно присуще народным мастерам. Текстильные изделия - очень недолговечный материал, и все же до нас дошли фрагменты тканей, которые поражают нас своими рисунками.
Не случайно традиции художественного наследия играют важную роль в развитии декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. Текстильные ремесла изучаются археологами, искусствоведами, этнографами. Особое внимание к изучению основ ручного ткачества проявляют художники-технологи.
Рис. Корнеева А. 1 курс. Пояса на дощечках
Ученые, художники текстильных промыслов, педагоги не перестают обращаться к традициям, продолжают исследование быта народов мира, рассматривая особенности ткацких технологий и орудий труда, продолжают изучение и расшифровку тканого орнамента, его значение и роль в системе национальной культуры.
Основные приемы народных мастеров браного, выборного, закладного, ажурного ткачества заключаются в выполнении орнамента при помощи набора на линейку-бральницу, работе в соответствии с ее технологическими особенностями.
В браном ткачестве орнамент набирается на бральнице одним цветом от кромки до кромки. В выборном ткачестве элементы орнамента выбираются разными по цвету и колориту нитками. Закладное ткачество представляет собой создание гладких ковровых цветных настилов, которое постепенно заполняется в соответствии с орнаментом. Ажурное ткачество по своему набору напоминает ажурную вышивку с продержкой нитей. Все эти приемы используются мастерами, работающими вне промыслов и сохранившими традиции ручного ткачества, начиная от традиционных плетеных, а затем тканых поясков и до современных при-
емов текстильного ремесла в создании художественных арт-объектов актуального искусства. Изучение ручного ткачества позволяет обучающимся понять глубинные взаимосвязи в жизни человека с природой, которые были поддержаны текстильным ремеслом.
Бытование текстильных изделий всегда обеспечивало особый мир материальной культуры. Через вещи из текстиля ярко проявлялись национальные черты в культуре и прикладном творчестве народов на разных континентах земного шара.
Народы реализовывали свои орнаментальные особенности цветовой колористической гаммы в создании своего быта, произведениях текстильного искусства.
В России начало исследования ручного ткачества приходится на конец XIX - начало XX вв. Но первые упоминания об этом виде деятельности встречаются и в более ранних источниках, например в летописях. Конец XIX в. в России характеризовался повышенным вниманием к народному искусству и к кустарному производству. В этот период организовывались многочисленные экспедиции с целью исследования состояния различных промыслов, в том числе и ткацкого. Не случайно стали появляться первые ткацкие «учебники», «руководства», альбомы с текстильными узорами [1].
Все изделия, создаваемые мастерицами из различных текстильных волокон, являются по сути исполнения произведениями ручного ткачества, что является составной частью традиционно-бытовой культуры, которая тесно связана с историей разных народов и образом их жизни, эстетическими и религиозными и бытовыми представлениями.
В современном образовательном и социокультурном пространствах отмечается огромный интерес к возрождению традиций ручного ткачества. На современном этапе в пространстве интернет-технологий есть много материалов по ручному ткачеству, которые фрагментарно используются в образовательном пространстве. Наличие учебной литературы, многообразие авторских программ по ручному ткачеству, свободный доступ в Интернете к этнографическим материалам дает дополнительную возможность для создания уникальных современных проектов с применением техноло-
гии ручного ткачества [2].
Современные художники занимаются поиском новых оригинальных форм с применением технологически сложных приемов ручного переплетения нитей, фактуры и текстуры художественных природных и искусственных текстильных материалов, и в этом им помогает древнейшее ремесло, которое порой проявляет себя с неожиданной стороны в решении образа и формообразования.
Сегодня художественное образование предъявляет повышенные требования к профессионализму выпускников высших учебных заведений. В сложившихся условиях актуальным становится процесс обучения, позволяющий повысить уровень профессиональной компетентности обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Исходя из того, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, нами был выделен вид художественной деятельности - работа по художественному текстилю, что, согласно содержанию компетенций, вклю-
Рис. Назаретян Е. 4 курс. Гобелен в дагестанском стиле
позиции и опыт работы в материале, аспект работы с цветом и цветовыми композициями. В целом реализация компетенций способствует развитию способностей у обучающихся к созданию художественно-графических проектов и изделий в материале.
Создание педагогических условий по сохранению традиций декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов необходимо для того, чтобы художественный творческий опыт раскрылся для обучающихся как источник традиционного художественного наследия.
Для решения вопросов обеспечения наглядности в обучении текстильному проектированию следует создавать систематизированные материалы в виде альбомов, учебных пособий, методических разработок по следующей тематике: «Композиционное построение текстильного геометрического орнамента», «Плетение и ткачество поясов», «Ручное ткачество на раме», «Ручное ткачество», что раскрывает возможности для наилучшей реализации идей, заложенных в компетенциях.
Изучение обучающимися различных приемов ручного ткачества, практическое применение изученных техник в современном многообразии текстильного проектирования необходимо для повышения выразительности. Это становится возможным благодаря выделению четких основ художественного проектирования, в котором применяются закономерности построения геометрического орнамента при помощи компьютерных программ.
Знания и навыки, приобретенные на практических занятиях текстильным проектированием, применяются в художественно-творческой, прикладной деятельности, в быту, в дизайне костюма, дизайне интерьера.
Учитывая разный интерес обучающихся, уровень их умений, можно их комплектовать по группам для разработки индивидуальных и коллективных проектов. Выполненные учебные практические работы обязательно нужно сопровождать комментариями, организовывать текущие просмотры, а также отбирать наиболее удачные проектные разработки для выставок.
Успех творческой работы зависит от увлеченности обучающихся, хорошей организации занятий с ними, обеспечения практических за-
нятий необходимыми инструментами, материалом для работы. При планировании учебной работы необходимо учитывать количество обучающихся, часов, тематику заданий для каждого курса в зависимости от направления и форм обучения, их сложность, методику проведения занятий и организацию просмотра итоговых работ.
Опыт преподавания показывает, что на первоначальном этапе нужно проводить знакомство обучающихся с материалами и теорией технико-технологических основ в переплетении нитей. Далее следует изучить закономерности построения текстильного орнамента по дидактическому принципу от простого к сложному. Создание проекта геометрического орнамента следует рассматривать на основе саржевого переплетения.
На втором этапе может успешно проходить обучение ручному плетению и ткачеству поясов в следующих техниках (техника «дерганье», полотняное и саржевое плетение поясов из различных текстильных и не текстильных материалов; ткачество на дощечках; браное и выборное ткачество на бердышке; ткачество на раме; ткачество на настольных ткацких станках; ручное ткачество на многоремизных горизонтальных станках ножного типа.
Применение техник в композиции различных видов изделий для интерьера и дизайна костюма должно проходить поэтапно, исходя из принятого в декоративно-прикладном искусстве деления на разные виды изделий, что, с одной стороны, становится важной практикой, а с другой стороны, необходимо студентам для повышения их профессиональной подготовки.
В обучении следует обращаться к традиционным изделиям, которые составляют объекты предметно-материальной культуры, например: одежда - пояса, сумки, декоративные элементы одежды, поясные изделия, головные уборы, юбки, платья, блузы, пальто; плоскостные изделия - полотенца, столешники, салфетки, скатерти; покрывала, накидки на кресло; декоративные настенные панно, портьеры, технологии и дизайн авторской куклы (при реконструкции народных костюмов).
Рис. Ткачество на раме
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цветкова Н. Н. Искусство ручного ткачества. - М., 2014.
2. Корнеева Е. Н., Кузнецов М. С. Создание интерактивного учебного пособия по текстильному дизайну (в рамках программы этноди-зайна) // Перспективы науки - 2015: сб. докл. I Междунар. заоч. конкурса науч.-исследова-тельских работ (12-26 окт. 2015). Т. 1 (Социально-гуманитарные науки). - Казань: Рокета-Союз, 2015. - С. 244-250.
3. Корнеева Е. Н. Дизайн текстильного проектирования на основе ручного ткачества // Художественное образование: история и современность: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Нижний Тагил: Нижнетагильская гос. соц. академия, 2014. - С. 105-110.
4. Осипова Е. И. Традиционные народные ремесла (станочное, ручное, рамное ткачество Новгородского края): учеб. пособие по предмету «Традиционные народные ремесла». -Великий Новгород, 2013.
REFERENCES
1. Tsvetkova N. N. Iskusstvo ruchnogo tkachestva. Moscow, 2014.
2. Komeeva E. N., Kuznetsov M. S. Sozdanie in-teraktivnogo uchebnogo posobiya po tekstil'nomu dizaynu (v ramkakh programmy etnodizayna). In: Perspektivy nauki - 2015. Proceedings of the I International correspondence competition of scientific research works (12-26 Oct. 2015). Vol. 1 (Sotsialno-gumanitar-nye nauki). Kazan: Roketa-Soyuz, 2015. Pp. 244-250.
3. Komeeva E. N. Dizayn tekstilnogo proek-tirovaniya na osnove ruchnogo tkachestva. In: Khudozhestvennoe obrazovanie: istoriya i sovremennost. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference with international participation. Nizhny Tagil: Nizhnetagilskaya gos. sots. akademiya, 2014. Pp. 105-110.
4. Osipova E. I. Traditsionnye narodnye remesla (stanochnoe, ruchnoe, ramnoe tkachestvo Novgorodskogo kraya): ucheb. posobie po predmetu „Traditsionnye narodnye remesla". Velikiy Novgorod, 2013.
Корнеева Елена Николаевна, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета Института искусств Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Korneeva Elena N., Associate Professor, Decorative and Applied Arts Department, Art and Graphic Faculty, Institute of Arts, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]