Научная статья на тему 'Аутентичность и стилизация традиционного чувашского ткачества с использованием натуральных материалов'

Аутентичность и стилизация традиционного чувашского ткачества с использованием натуральных материалов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
731
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / FOLK ART / ТРАДИЦИИ ТКАЧЕСТВА / TRADITIONS OF WEAVING / АУТЕНТИЧНОСТЬ / AUTHENTICITY / СТИЛИЗАЦИЯ / STYLIZATION / НАТУРАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / NATURAL MATERIALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарипова Г. И., Ефимова А. А.

Традиционное ткачество один из видов народного промысла. В тканых узорах, орудиях и технических приёмах этого вида деятельности отразились многообразные связи народов. Произведения ручного ткачества важнейшая составная часть традиционно-бытовой культуры, тесно связанная с историей и образом жизни народа, его эстетическими представлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional weaving one of types of national trade. Diverse communications of the people were reflected in woven patterns, tools and techniques of this kind of activity. Works of manual weaving the most important component of the traditional and household culture which has been closely connected with history and a way of life of the people, its esthetic representations.

Текст научной работы на тему «Аутентичность и стилизация традиционного чувашского ткачества с использованием натуральных материалов»

ТЕХНОЛОГИЯ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

УДК685.34.01:685.34.03

Г. И. Гарипова, А. А. Ефимова АУТЕНТИЧНОСТЬ И СТИЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО ЧУВАШСКОГО ТКАЧЕСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАТУРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: народное искусство, традиции ткачества, аутентичность, стилизация, натуральные материалы.

Традиционное ткачество - один из видов народного промысла. В тканых узорах, орудиях и технических приёмах этого вида деятельности отразились многообразные связи народов. Произведения ручного ткачества - важнейшая составная часть традиционно-бытовой культуры, тесно связанная с историей и образом жизни народа, его эстетическими представлениями.

Keywords: folk art, traditions of weaving, authenticity, stylization, natural materials.

Traditional weaving - one of types of national trade. Diverse communications of the people were reflected in woven patterns, tools and techniques of this kind of activity. Works of manual weaving - the most important component of the traditional and household culture which has been closely connected with history and a way of life of the people, its esthetic representations.

Одним из ярчайших образцов народного искусства, является ткачество. В народном искусстве традиции ткачества у чувашей были связаны с природой, которая давала для этого материал: лен, коноплю, овечью шерсть, крапиву. В этом есть природосообразность народной жизни, ее художественных проявлений, каким является народное искусство.

Казалось бы, традиции ткачества у чувашей (а они имеют свои разновидности, в разных этнических группах: анатри, анат енчи, тури) должны быть исследованы на уровне научных трудов и художественных изысканий, технологии изготовления (собственно процесс, описание оборудования), однако мы находим подобные материалы лишь в трудах Н.В. Никольского, Г.Б. Матвеева. Некоторые обращения к этой теме имеются в популярных изданиях народных мастеров А.И. Ильбековой и В.А. Минеевой. В этой связи Г.Н. Иванов отмечает, что «традиционное ткачество рассмотрено лишь в общих чертах - от тесьмы для нашивок и пестряди до сложных выборных узоров на сурбанах низовых чувашей. Не упомянуто, к сожалению, искусство тканья и плетения поясов». Это связано с тем, что ткачество воспринималось как часть материальной культуры, жизненная необходимость, а не как искусство.

Хозяйственная деятельность чувашского народа, как и других народов Поволжья, базировавшаяся на традициях земледелия в сочетании с домашним животноводством, предопределила роль и значимость технических культур, составляющих важное звено в жизнеобеспечивающей системе. Сюда можно отнести выращивание растительных культур (лен, конопля), получение животного сырья (шерсть) и многоступенчатый цикл их обработки.

В условиях массового производства наиболее востребованными являются смесовые ткани, к

примеру, лен с хлопком, лен с полиэфирными волокнами. Одним из инновационных направлений в развитии производства новых материалов, отвечающих тенденциям моды, является модификация (котонизация) льняного и шерстяного волокон. Данная методика позволяет получать хлопко или шерстоподобное волокна из низкономерного сырья, в основном отходов очеса, трепания, вытряски. Это дает возможность расширить сырьевую базу натуральных полимерных волокон и заменить на более дешевое экологичное сырье. При этом расширится ассортимент текстильных изделий и увеличится объем их выпуска

Материалом для ручного ткачества служат нитки, изготовленные практически из любых натуральных волокон, которые также изготавливались ручным способом. Следует иметь в виду, что фактура ткани во многом определяется толщиной используемого в работе сырья и его качества. Сырьем были: лен, конопля, крапива, шерсть.

Традиционные этапы изготовления ткани состояли из следующих операций:

1. Производство сырья и его первичная обработка.

2. Изготовление пряжи, которое, в свою очередь, состояло из нескольких этапов: сортировка волокон, прядение, крашение.

3. Изготовление тканей - собственно ткачество.

Из истории видно, что с малых лет в детях воспитывалось уважение и интерес к ткачеству. Так, девочки уже с трех лет посильно помогали матери, бабушке и сестрам: подавали мотки с нитками, челнок, во время размотки ниток держали вьюшку из лубка для навивки пряжи, держали веретено во время намотки пряжи на мотивало и т.д. При этом они слышали скороговорки, пословицы, загадки,

легенды и сказки о ткачестве, представляя, как будто рубаха сама рассказывает об этом: «...по весне землю вспахали, заборонили и только после этого меня, коноплю, посеяли. Прошло некоторое время я взошла, и расту, к солнышку тянусь... Когда я вырасту и созрею - меня выдергивают из земли. Потом меня молотят, отделяют семена. а коноплю сначала складывают в стога, а потом долго, целых три недели, мочат в воде. Меня вытаскивают из воды и ставят сушить. Ломают и мнут меня до тех пор, пока все тело от костей не очистят. Мало того: еще кладут в ступу и давай втроем-вчетвером толочь пестами. Из меня выбивают всю пыль, оставляют лишь чистое тело. Потом меня вешают на чесалку, разделяют на тонкие волосинки и прядут. Напряденные нити наматывают на мотивало, потом опускают в щелочь. стирают, сушат, делают из меня мотки и пропускают через бердо, ткут и получается холст. Холст кипятят в щелочной воде, стелят на зеленую траву и стирают, чтобы вышла вся зола. И опять, уже во второй раз, толкут меня втроем-вчетвером, чтобы я стала мягкой. И только после этого отрезают от куска, сколько нужно, и шьют. Вот только тогда положенное в землю семечко становиться рубашкой». Таким образом, трудовые операции, облеченные в художественно-образную форму, легче усваивались и нам помогут понять последовательность изготовления ткани из натуральных материалов.

Чувашское ткачество имеет параллели с ткачеством других народов, живущих по соседству: татарами, марийцами, русскими, башкирами, поэтому и мялки, прялки, самопрялки, станки имели и сходство, и национальные различия. Об этом свидетельствует имеющаяся в этнографической литературе типологическая классификация, к примеру, мялок других народов, построенная на выделении их признаков по конструкции нижней неподвижной части и ее расположения: наклонное, горизонтальное и вращающееся. Данная типология была разработана на основе мялок восточных славян Н.И. Лебедевой. Иную типологическую схему по мялкам литовцев предложила А.И. Вишнеускайте, которая разделила их на две группы - ствольные и дощатые, затем в каждой из групп определила типы по устройству верхней части. Описание татарской мялки, конструкцией и формой отличающейся от чувашских, дает Н.И. Воробьев: «Это толстый обрубок дерева с углублением, в которые входит особый шест (киле башы), в виде довольно толстой жерди, длиною около 2 метров, с утолщением в комлевой части, подвешенный на эластичной жерди, всунутой одним концом между стропильными балками навеса, под которой ступа располагается».

После мялки приступали к чесанию волокна, где одновременно происходила и его сортировка. Первое чесание выделяло самую худшую часть волокна которая шла на изготовление грубой ткани, используемой на шитье мешков, пологов, дорожек для пола. Второе чесание давало более высокий сорт - шло на изготовлении скатерти, портянки,

передники и т.д., и третье - самый лучший холст для праздничных рубашек, на самое лучшее белье.

Кроме льна конопли, крапивы для изготовления тканей использовали также овечью шерсть. Особенно ценилась шерсть первой стрижки от ягнят, которая шла в основном на пряжу для изготовления шерстяных полотен. «Прядение -следующий, довольно трудоемкий и важный процесс в обработке растительного сырья и шерсти. Время прядения в основном приходилось на ноябрь и тянулось примерно до марта» - отмечает Ф.Ш. Сафина.

Уже с шести лет девочки пряли грубые нитки, которые они пускали на изготовление холстов для покрывал или мешковины, потому что данные нитки получались неровные и разной толщины. Сами взрослые пряли пряжу на изготовление сурбанов, свадебных платков и т. д.

Для изготовления пряжи пользовались несколькими видами приспособлений: прялки, самопрялки и веретено. В свою очередь различались по устройству:

- прялка-палка - наиболее древняя;

- цельная прялка, называемая также «корневой», «лопатообразной», - изготовлялась из одного куска дерева, причем ствол выстругивали из лопасти, а для сиденья обрабатывали корневую часть;

- составная, т.е. собирающаяся из отдельных элементов: донца и лопасти (она получила массовое распространение в среде чуваш); донце представляло собой гладко выструганную доску, на которую на время прядения садилась женщина, на одном конце донца оставлялось утолщение с отверстием, куда вставлялась лопасть.

В той последовательности, в которой была рассмотрена вариативность ручных прялок (от примитивной до составной), возможно, происходило и их совершенствование. Второй тип приспособления - механическая самопрялка, которая получила распространение во второй половине XIX века. «Основные детали самопрялки: колесо, веретено-шпулька; педаль, придающая при помощи шатуна движение колесу. От колеса через туго натянутый ремень движение передается шпульке. Весь механизм укрепляется на стояке».

В комплекс инструментов для прядения входило веретено (йеке) - точеная конусообразная палочка длиной 35-40 см (такая форма веретена была характерна и для других народов края). Способы прядения были схожими у чувашей и татар.

После прядения нитки красили. Вплоть до середины XIX в. употребляли растительные красители. «В дальнейшем нитки подвергали обработке щёлоком для отбеливания. В случае надобности пряжа окрашивалась». Определение свойств растений и сроков их заготовки было выбрано многовековой народной практикой. Чаще всего растения, используемые для крашения, сушили. Перед использованием растения измельчали и растворяли в воде. Некоторые «красители» (например, марену) ставили в посуду с

водой в горячую печь, на другой день кипятили в котле. Для крепости в состав краски из марены добавляли золу. В отваре марены шерсть красили до четырех раз, просушивая после каждого раза. Полученные растительные краски в большинстве случаев давали хороший цвет и не линяли после стирки. Крепость крашения ниток была такой, что сейчас и музейные экспонаты, и образцы домашних старинных тканей не линяют, не теряют цвета и после кипячения.

Следующим этапом является

подготовительный, снование основы (нитей основы) - это очень трудоемкий процесс и отнимает колоссальное количество времени. Если ткачиха ошибется хоть в одной нитке, то весь холст окажется браком, негодным для одежды.

После снования приступали к ткачеству. Технология, или «культура» ткачества совершенствовалась в процессе многовекового творчества народа и сообразно его потребностям в предметах одежды, бытового обихода. Изученная на данном этапе технология ткачества у многих народов, показала существование типологической иерархии в конструкции станов. Выявилась определенная хронологическая последовательность и в совершенствовании ткацкого стана раскрылась важная закономерность: чем сложнее его конструктивный параметр, тем многообразнее приемы работы и, в конечном итоге, выше качество производимой продукции - тканей.

Следовательно, прогрессирующая сложность технологии ткачества находилась в прямой связи с необходимостью производства самых

разнообразных тканей, начиная от самых простых однотонных и до многокрасочных узорных. Последняя цель достигалась многоремизным ткачеством на конструктивно более совершенном типе стана.

Изучая историю становления ткацких станков сравнивая их современным ткацким станком, то можно увидеть, что кроме электромеханизации и компактности в их строении и принципе работы ничего не изменилось - детали и приспособления носят такие же названия и работают по тому же принципу.

Ткацкие станы в Поволжье были трех типов. Самым совершенным был ткацкий стан, распространенный среди русского населения. Он имел задний навой, на котором наматывались нити основы, и раму, к верху которой прикреплялись нитченки. Этот стан встречался и у других народов Поволжья, но в меньшей степени, чем стан второго типа, у которого отсутствовали задний навой и рама. Основа в таком стане заплеталась в косу и прикреплялась к стойке, нитченки подвешивались на веревках к палке. Наиболее примитивным был третий тип ткацкого стана, дольше всего сохранявшийся у татар. При тканье на нем его клали на нары. Нитченки привязывали к потолку, а основу, заплетенную в косу, - к колышку на нарах. Последний тип ткацкого стана является наиболее древним в Поволжье.

Ткали ткани разной сложности, от простого полотняного до узорного ткачеств. Орнамент тканых изделий составляют геометрические и растительные узоры, состоящие из фигур: «древо жизни», «светила» и. д..

Узорное ткачество является старинным видом народного искусств, носителями которого являлись женщины. «Наклоняясь над ткацким станком, ткачиха в порыве вдохновения забывала о муках и страданиях, и яркие, никогда не меркнущие, чувашские нитки сплетаются в драгоценный узор. За этим узором не только художественная фантазия, но и многотрудная работа: выращивание льна и конопли, прядение ниток, тканье». В традиционном узорном ткачестве низовых чувашей ткани по способу изготовления, сочетанию рисунка и цветовому решению орнаментации подразделяются на два вида: 1 - пестрядь (улача) - цветной холст с рисунком в полоску или в клетку; 2 - собственно узорное (орнаментированное) ткачество (браное, закладное и ремизное).

«Улача - домотканая пестрядь типа шотландки - была столь привлекательна, что со временем стала у чувашей анатри (низовых) излюбленным материалом для пошива одежды, заменив собой белую домотканину», - пишет в своем исследовании В. А. Прохорова. Пестрядь бывает полосатая и клетчатая. Полосатую пестрядь ткали в поперечные и продольные полосы. Первые создавали только разноцветным утком, но при этом основа оставалась однотонной. Для получения продольных полос нити основы набирали в полихромном сочетании, а уток оставался одноцветным. Клетчатую пестрядь ткали, соблюдая переплетение цветных нитей основы и утка по задуманному рисунку, но в основном следили, чтобы вертикальные и горизонтальные клетки уравнивали друг друга.

Одной из древних также является техника браного ткачества, в которой выполнялись узорные ткани еще в домонгольской Руси. Ее особенность состояла «в применении плоской дощечки -«бральницы»... Браное ткачество в XIX в. было самым распространенным».

Исследователи татарской тканой техники отмечают следующее: «. браные узоры татарских полотенец привлекают внимание своей цветовой насыщенностью и монументальностью

построенного на строгих ритмах рисунка. Крупные геометрические формы их орнамента в виде различных звездчатых и ромбовидных фигур сложны в своем силуэте, их плоскость обогащена всевозможными мелкофигурными разделками. Узор строится на сочетании двух основных цветов -белого и красного, с обогащением цветовой гаммы полутоном. Для этой цели фон разрабатывается различным - то более мелким, то более крупным рисунком в шишечку, ромбик и т.д.».

Другим техническим приемом узорного ткачества является закладное тканье. Основной принцип закладных узоров заключался в том, что ткачиха в местах узора должна была заполнить каждый участок ткани отдельной нитью нужного

цвета. В конце XIX - начале XX вв. изготовление закладных тканей почти исчезло, видимо, эта техника ткачества в процессе развития других приемов вытеснялась браной техникой.

Следующий вид это ремизное узорное ткачество, которое является наиболее сложным по технике исполнения. Наиболее широко ремизное ткачество у чувашей представлено в изготовлении сурбанов. Здесь применялись три типа: двухцветное тканье (наиболее древний), когда узор выполнялся красными нитками по белому полю; полихромное, когда на белом фоне ткался крупный геометрический орнамент; браное - выпуклый многоцветный узор создавался на красном фоне.

Сотканную после окончания тканья обычно прополаскивали, сушили и расколачивали колотушками на дублянке. Белый холст золили, промывали, на весеннем снегу выбеливали в течение 7-10 дней. Затем просушенный холст на дуплистом бревне в майские дни отбивали колотушкой (5-6 девушек работали вместе) -«вечерами можно было слышать звонкий перестук колотушек, характерный для чувашских деревень».

Заметное место в домашнем производстве чуваш занимало изготовление шерстяных тканей, т.е. сукна. Ткали как грубошерстяные сукна для верхней одежды, так и тонкие сукна для чулок. На шерстяную пряжу шла весенняя и осенняя шерсть. Иногда для основы сучили вместе шерстяную и льняную нити. Тканье сукна проводилось на том же стане и теми же приемами, что и холст, простым полотняным переплетением. Сукно выделывалось обычно трех цветов: белого, черного, бурого. «Для получения сукна вытканную шерстяную ткань валяли. Чувашским ткачихам было известно три способа валяния сукна: 1) валяние ногами на полу; 2) валяние в ступе; 3) валяние руками на шероховатой поверхности: на досках нар и на створках дверей. При первом способе готовую шерстяную ткань смачивали в котле с горячей водой, затем стелили на пол и начинали валять,

топча ногами. В процессе работы на ткань постоянно поливали горячую воду». Исторические материалы свидетельствуют о том, что валяние сукна ногами было широко распространено у тюркских народов Средней Азии, у русских Среднего Поволжья и Приуралья. Способ валяния сукна в ступах большей частью сохранялся среди чувашей.

Хочется отметить, что ткачество относится не только одному из народных промыслов и в то же время относиться и к трудовому воспитанию, но как мудро устроено в народной жизни: труд и досуг, труд в радость, эстетика труда - все это совмещалось в традициях чувашского народного ткачества.

Литература

1. Иванов, Г. Н. К вопросу об уровне изученности чувашского народного костюма / Г. Н. Иванов // Вопросы истории и теории искусств. Сборник статей. -Чебоксары : Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской Республики, 1992. - 494 с.

2. Матвеев, Г. Б. Материальная культура чувашского народа. Методические рекомендации / Г. Б. Матвеев. -Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1991. - 49 с.

3. Народные художественные промыслы РСФСР: учебн. пособие для худож. уч-щ / В. Г. Смолецкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов; под ред. В.Г. Смолецкого. -М. : Высш. школа, 1982. - 216 с.

4. Гаврилова О.Е., Никитина Л.Л., Коваленко Ю.А. Перспективы развития исследований полимерных и композиционных материалов в современной химической и легкой промышленности // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. -№6. - С. 127 - 129.

5. Л.Ю. Махоткина, О.И. Голованева Проектирование современной одежды из полимерных материалов на основе трансформации чувашского орнамента // Вестник Казанского технологического университета. -2014. - №3. - С. 47-50.

© Г. И. Гарипова - к.т.н., доцент, каф. КОиО КНИТУ, [email protected]; А. А. Ефимова - к.п.н., доцент, «КиТШИ» ЧГПУ им. Яковлева, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.