Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции студенчества как критерии оценки его модернизационного потенциала в условиях цифровой революции'

Профессиональные компетенции студенчества как критерии оценки его модернизационного потенциала в условиях цифровой революции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
55
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-компетенции / цифровая революция / высшее образование / модернизационный потенциал / студенческая молодежь / IT-competencies / digital revolution / modernization potential / students / higher education

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Л Г. Титаренко

В статье дается анализ современных изменений в сфере высшего образования, обусловленных цифровой революцией и необходимостью адаптации к ней обучения студентов. Раскрывается суть ИКТ-компетенций, формирование которых считается первостепенным для подготовки квалифицированных специалистов. Показано, что уровень развития профессиональных компетенций студенческой молодежи может выступать одним из критериев оценки ее модернизационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS AS CRITERIA FOR EVALUATION OF THEIR MODERNIZATION POTENTIAL UNDER CONDITIONS OF DIGITAL REVOLUTION

The article presents analysis of modern changes in the sphere of higher education caused by the digital revolution. Formation of the IT-competences is considered paramount for the training of qualified specialists. It is shown that the level of development of the students’ professional competencies is one of the criteria for assessing their modernization potential.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции студенчества как критерии оценки его модернизационного потенциала в условиях цифровой революции»

УДК 316(1-87)

Л. Г. ТИТАРЕНКО,

доктор социологических наук, профессор, Белорусский государственный университет, г. Минск

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА КАК КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В статье дается анализ современных изменений в сфере высшего образования, обусловленных цифровой революцией и необходимостью адаптации к ней обучения студентов. Раскрывается суть ИКТ-компетенций, формирование которых считается первостепенным для подготовки квалифицированных специалистов. Показано, что уровень развития профессиональных компетенций студенческой молодежи может выступать одним из критериев оценки ее модернизационного потенциала.

Ключевые слова: IT-компетенции, цифровая революция, высшее образование, модерниза-ционный потенциал, студенческая молодежь.

L. G. TITARENKO,

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Belarusian State University, Minsk

PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS AS CRITERIA FOR EVALUATION OF THEIR MODERNIZATION POTENTIAL UNDER CONDITIONS OF DIGITAL REVOLUTION

The article presents analysis of modern changes in the sphere of higher education caused by the digital revolution. Formation of the IT-competences is considered paramount for the training of qualified specialists. It is shown that the level of development of the students' professional competencies is one of the criteria for assessing their modernization potential.

Keywords: IT-competencies, digital revolution, modernization potential, students, higher education.

В настоящее время в сфере высшего образования Республики Беларусь широко практикуется компетентностный подход, согласно которому учреждения высшего образования должны прежде всего формировать у студентов различные профессиональные компетенции, а не собственно знания - будь то фундаментальные или прикладные. Предполагается, что именно компетенции будут способствовать развитию у студентов способности быстро адаптироваться к требованиям изменяющегося рынка труда и проявлять свою креативность на любом рабочем месте. В свою очередь, считается, что, поскольку знания быстро устаревают, нет смысла обогащать память собственно знаниями: их всегда можно почерпнуть из новой литературы и из Интернета. На этом подходе строится современная концепция широкого внедрения в процесс обучения IT-технологий, рекомендации по активному использованию возможностей Интернета, что прямо связывается с развертыванием новой промышленной революции 4.0, которую также называют в литературе цифровой революцией и за которой видят огромные перспективы [1].

В Европейской Комиссии также выдвинуты амбициозные задачи по продвижению цифровизации (наряду с другими темами). Два лозунга, связанные с решением этих задач, предложенные новым главой Еврокомиссии госпожой фон дер Ляйен, гласят: «Европа, приспособленная к цифровому веку» и «Экономика, работающая для людей» [2]. На наш взгляд, в этих лозунгах верно отражено главное, сущностное значение процессов цифровизации: неразрывная связь экономических и социальных аспектов. Поэтому мы исходим из того, что цифровизация является непрерывным процессом изменений не только в экономической, но и в социальной среде производства, или даже изменением всех основных сфер жизни современного общества. Вполне естественно, что высшая школа должна готовить специалистов с учетом актуальных задач развития обеих этих сфер.

Цифровая компетенция признана одной из ключевых и определена в ЕС следующим образом: «уверенность, критическое и творческое использование ИКТ для достижения целей, связанных с работой, занятостью, обучением, отдыхом, участием в жизни общества и экономики цифровых компетенций» [3].

В государственных документах Республики Беларусь, определяющих развитие страны, неизменно подчеркивается, что образование, неразрывно связанное с практикой, является движущей силой экономического и социального развития страны, роста национального благосостояния. Это предполагает и развитие практико-ориентированных компетенций у студентов, и разворот системы высшего образования в сторону практики.

В рамках совершенствования системы образования в условиях цифровой революции социологи разных стран изучают, насколько нынешние студенты владеют новейшими 1Т-компетенциями, где они их развивают и используют, а также насколько нынешние учреждения высшего образования могут помочь студентам в развитии востребованных рынком 1Т-компетенций и модерниза-ционного потенциала [4; 5]. Это вполне объяснимо, ведь в условиях цифровой революции рынок труда меняется удивительно быстро. Каждый год одни профессии исчезают, другие появляются, так что вполне возможно, что молодые люди, проучившись четыре года в вузе, уже не найдут по полученной специальности мест для своего трудоустройства. Поэтому учить сегодня надо прежде всего не знаниям конкретной профессии, а востребованным цифровой экономикой в целом компетенциям. Компетенции всегда базируются на полученных знаниях, поэтому их можно рассматривать как «второй этаж» образовательного здания, построенный на основе «первого этажа» - знаний, а также опирающийся на способности субъектов образовательной деятельности. Компетенции тем самым становятся важной характеристикой современного процесса образования, хотя и не единственной.

Парки высоких технологий (ПВТ) по всему миру заинтересованы в том, чтобы повернуть систему высшего образования в сторону интересов и запросов бизнеса, коммерциализации, развивать такого рода партнерские отношения с университетами, в результате которых университеты полностью

перестроят свою работу и станут готовить достаточно узких специалистов в избранной профессии: без фундаментальных знаний, но с высокоразвитыми практико-ориентированными 1Т-компетенциями. Научные конференции на тему сближения высшего образования с индустрией с целью поддержки и расширения практики предпринимательских университетов (в белорусских реалиях они называются «университеты 3.0») широко распространены в странах ЕС. Например, созданная в 2012 г. в Амстердаме Инновационная сеть университетов и индустрии (ШШ) объединяет более 200 ведущих организаций и 12 министерств образования из 25 стран Западной и Центральной Европы, ориентированных на развитие взаимодействия университетов и промышленности. Она регулярно проводит конференции по продвижению идей партнерства промышленности и университетов, рассматривая это партнерство как движущую силу инновационного развития своих стран, а тип антрепренерского университета - как учебное заведение нового типа (или нового поколения), которое определяет будущее в сфере высшего образования (см.: [6]).

ПВТ успешно развивается и в Беларуси. В настоящее время известно, что в рамках ПВТ выдвинута идея создания нового типа университета - не на базе уже имеющихся высших учебных заведений, как это имеет место в продвижении пилотной программы «университет 3.0» в Беларуси [7], а как бы своего собственного, айтишного, в котором, тем не менее, могут работать ученые и ППС из существующих ведущих университетов страны [8]. По словам одного из авторов этой идеи, сфере высоких технологий в Беларуси сегодня нужно намного больше специалистов, и одними силами существующих университетов их невозможно подготовить. Кроме того, для успешного развития креативного цифрового бизнеса, кроме узких специалистов по ИКТ, нужны и креативные специалисты других профилей образования, включая гуманитариев, так как создание инновационных продуктов предполагает работу на стыке дисциплин. Таким образом, кроме собственно 1Т-знаний и компетенций, нужно развивать у студентов универсальные компетенции (коммуникация, иностранные языки, фундаментальные базовые знания), стимулировать их мотивацию на постоянное обновление знаний и открытость новому.

Возникает вопрос: какие компетенции сегодня развиты у студентов, с одной стороны, и какие необходимы уже работающим специалистам для инновационного развития цифровой экономики, с другой? Для ответа на первый вопрос обратимся к эмпирическим данным, полученным разными авторами. Так, белорусские исследователи отмечают, что нынешнее поколение студентов практически полностью вовлечено в пользование Интернетом. Опираясь на данные опроса, они утверждают, что 90 % современных белорусских студентов владеют навыками по использованию Интернета для поиска места работы (пусть и временного), более 50 % рассылают посредством Интернета свои резюме, а более 40 % - используют информацию о вакансиях, помещенную в социальных сетях. Больше всего студентов, естественно, интересует использование интернет-ресурсов в образовательных целях - почти 70 % [9,

с. 46, 55]. По мнению М. М. Ковалева, у нынешнего поколения студентов под влиянием Интернета сформировалось клиповое мышление, достоинства которого - «многозадачность и способность одновременно заниматься несколькими делами, недостатки - неспособность концентрироваться и анализировать, стремление получать короткую и наглядную информацию» [10, с. 37]. Несмотря на эту критику, М. М. Ковалев считает, что в поколении цифровых студентов «доля креативных и талантливых людей больше, чем у предшествующих поколений, а трудолюбивых - меньше» [10, с. 38]. Однако молодым специалистам, которыми становятся представители «цифрового» поколения студентов, больше всего не хватает таких компетенций, как коммуникабельность, умение работать в команде, анализировать и обобщать данные, а также предпринимательская и управленческая культура.

В России данные исследований взрослого населения (включая студенчество и занятых) одного из наиболее «продвинутых» в цифровизации труда городов, Санкт-Петербурга, свидетельствуют о крене в потребительское использование ИКТ среди молодого поколения (хотя та же тенденция выявлена и для других групп горожан). Согласно полученным данным, даже когда ИКТ и соответствующие им компетенции задействованы в учебном процессе, они не будут с необходимостью позитивно влиять на будущий труд молодых специалистов. Было выявлено, что ни одна возрастная группа среди занятого населения не стремится к повышению своих компьютерных компетенций, за исключением лиц с неполным высшим образованием, для которых данные компетенции - необходимое условие карьерного роста [11].

Что касается второго вопроса, ответом на него может служить либо идеальная модель компетенций специалиста, занятого в цифровой экономике, либо опыт тех, кто на практике занимается проблемой выявления компетенций, необходимых для инновационного труда.

Российский социолог О. К. Крокинская приходит к выводу, что ключевые компетентности, необходимые современному обществу, - это «готовность находиться в поиске, непрерывно учиться и создавать новые решения для новых задач, которые способствуют выработке соответствующего языка общения, сотрудничеству в групповой работе, смелости в постановке проблем и готовности работать со сложными проблемами» [12, с. 29]. Нельзя не заметить, что указанный данным автором набор компетенций во многом совпадает с теми, которых, по мнению М. М. Ковалева, как раз и недостает современному поколению студентов. Инновационность и высокий уровень практических достижений, как считает О. К. Крокинская, включают человеческое достоинство, образование, индивидуальность и качество работы, личный успех [12, с. 3435]. Последнее, на наш взгляд, характеризует инновационно-модернизацион-ный потенциал населения. В рамках избранного аспекта изучения данного феномена (в связи с цифровыми компетенциями) его можно охарактеризовать следующим образом. Модернизационный потенциал - это совокупность знаний, способностей, компетенций молодежи, позволяющих ей проявлять кри-

тичность мышления в восприятии новой информации и оценке происходящего, способность постоянно умножать свои общие и профессиональные знания; выдвигать новые конкурентоспособные идеи, ставить нестандартные задачи и находить новые методы решения традиционных задач. Модернизационный потенциал соединяет аспекты модернизации и инновации, поэтому его можно также охарактеризовать как инновационное мышление и соответствующее ему инновационное поведение человека, ориентированное на создание, внедрение и использование новых идеальных конструктов и материальных продуктов, способных приумножать общественное богатство.

Цифровые компетенции - это часть модернизационного потенциала. Поэтому по уровню их развития, а также практического использования в деятельности субъекта (в данном случае - студенчества) можно в определенной мере судить и о развитии указанного потенциала. Цифровые компетенции становятся одним из критериев развития модернизационного потенциала студенческой молодежи. Следовательно, их развитие в процессе получения высшего образования - это критерий успешности образования, индикатор его адекватности потребностям цифровой экономики.

По мнению С. Г. Климовой и Р. Н. Абрамова, существует целый набор качеств специалиста, которые можно считать индикаторами успеха и иннова-ционности современного работника, то есть идеальной моделью профессионала, способного проявлять и развивать свой модернизационный потенциал. К этим качествам относятся: уверенность в себе, внутренний контроль, мотивация на непрерывное образование, открытость новым знаниям, умение работать с источниками информации, достижительные практические ориентации и социальная компетентность [13, с. 103-105].

Вместе с тем, учитывая выявленный учеными недостаток развития многих из этих качеств, необходимых молодому профессионалу на рынке труда и в гражданском обществе [14], а также реальное социально-экономическое развитие и Беларуси, и России, поневоле приходишь к вопросу, насколько эффективно высшая школа готовила и готовит квалифицированные кадры, от которых зависит развитие экономики? Если вклад высшей школы в подготовку инновационных кадров невелик, то она не справляется со своими задачами на этапе цифровой революции. Действительно, как отмечает по этому поводу академик РАО В. Д. Шадриков, ситуация в России «заставляет забыть об инновациях и усомниться в реальной роли высшей школы в экономическом росте» [15, с. 2]. Аргументы в поддержку этого тезиса берутся из практики. Так, объем промышленного производства в России в 2019 г. превысил уровень 1990 г. всего на 10 %, что не позволяет ожидать прорывов в экономике и тем более социальных эффектов. По числу выпускаемых специалистов их готовится достаточно, но выпуск наиболее квалифицированных кадров снизился, как и их общий уровень и число НИОКР в вузах. По мнению автора, только улучшение уровня как профессиональных знаний, так и компетенций может поднять инновационность образования, а через него - повлиять и на экономику.

Данный вывод полностью соответствует тому, что утверждают и зарубежные ученые. Например, в одной из недавних публикаций М. Якобсон доказывает, что IT-технологии далеко не являются панацеей в продвижении цифро-визации в обществе и экономической сфере и тем более в улучшении качества образования. Многочисленными исследованиями использования различных новейших технологий в образовании (включая дистанционные) установлено, что современное человеческое познание - это эмерджентный феномен, имеющий место в рамках сложных образовательных систем, включая как цифровые, так и не цифровые по своей природе системы обучения [16, р. 419]. Качество эмерджентности возникает только при достаточно высокой сложности таких систем и отсутствует у каждого элемента системы в отдельности.

Сегодня эмерджентность влияет на все сферы жизнедеятельности общества. Невозможно отрицать, что цифровая революция существенно способствует его возникновению, однако сама по себе она его не порождает. Только в комплексе разных аспектов образовательного процесса, в многообразии использования методов обучения возникает эмерджентность, результатом которой, по мнению западных специалистов, становится фундаментальная и стихийная реструктуризация нашего коллективного поведения [17]. Таким образом, эмерджентность понимается учеными как принцип самоорганизации системы, который объясняет развитие сложного из простого и возникновение порядка из хаоса. Поэтому образовательный процесс в условиях наступающей цифровой революции будет усложняться, и для его совершенствования не могут быть предложены какие-либо универсальные методы, подходы, компетенции, применение или наличие которых обязательно обеспечит успех. Это процесс постоянного инновационного поиска, в рамках которого, тем не менее, цифровые компетенции могут рассматриваться как один из новых индикаторов развития всего процесса образования, а также как критерий развития модернизационного потенциала современных студентов.

Список использованных источников

1. Шваб, К. Четвертая промышленная революция : пер. с англ. / К. Шваб. - М.: Эксмо, 2016. - 208 с.

2. Кандидат на пост главы Еврокомиссии пообещала сделать тему климата приоритетной [Электронный ресурс] // Официальный сайт французской русскоязычной общественной радиостанции «RFI на русском». - Режим доступа: http://www.rfi.fr/ru/evropa/20190716-kandidat-na-post-glavy-evrokomissii-poobeshchala-sdelat-temu-klimata-prioritetnoi. - Дата доступа: 24.07.2019.

3. Навыки и компетенции преподавателей университетов в эре цифрового образования. Результат 1.3 [Электронный ресурс] // ACADEMICA. - Режим доступа: http://www.academi-caproject.eu/uploads/ pages/rezulytat13navki-i-kompetentsii-prepodavateley-umversitetov-v-re-tsi-frovogo-obrazovaniya.pdf. - Дата доступа: 28.09.2019.

4. Прияткина, Н. Ю. Условия формирования инновационных компетенций студентов в вузе / Н. Ю. Прияткина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 45-57.

5. Котельникова, О. В. Модернизационный потенциал молодежи (региональный аспект) / О. В. Котельникова // Вестн. Омского ун-та. Сер. Экономика. - 2015. - № 3. - С. 208-212.

6. Инновационная сеть университетов и индустрии [Электронный ресурс] // Официальный сайт «The University-Industry Interaction Conference». - Режим доступа: https://www. university-industry.com 1. - Дата доступа: 25.10.2019.

7. Карпенко, И. В. В Беларуси созданы все условия для реализации модели «университет 3.0» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Республиканского института высшей школы. - Режим доступа: http://nihe.bsu.by/spisok-materialov-kategorii-novosti-i-sobytiya-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya/1866-vbelarusi-sozdany-vse-usloviya-dlya-realizatsii-modeli-univer-sitet-3-0. - Дата доступа: 02.02.2019.

8. Прокопеня: единственная проблема роста IT-сектора - образование [Электронный ресурс] // Официальный сайт новостного раздела русскоязычного интернет-портала Mail.ru «Новости Mail.ru». - Режим доступа: https://news.mail.ru/economics/39170855/. - Дата доступа: 21.10.2019.

9. Цифровое общество: социологическое образование в «электронном» мире XXI в. // Журн. Бел. гос. ун-та. Социология. - 2019. - № 3. - С. 40-57.

10. Ковалев, М. М. Образование для цифровой экономики / М. М. Ковалев // Цифровая трансформация. - 2018. - № 1 (2). - С. 37-42.

11. Ресурсный центр «Центр социологических и интернет-исследований» Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// rcsoc.spbu.ru/. - Дата доступа: 16.09.2019.

12. Крокинская, О. К. Образование постиндустриальной эпохи: настройка на индивида и интеллект / О. К. Крокинская // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28, № 7. - С. 29-42.

13. Абрамов, Р. Н Современный работник: концептуализация и эмпирическая проверка понятия / Р. Н. Абрамов, С. Г. Климова // Мир России. - 2010. - Т. XIX, № 2. - С. 98-117.

14. Бродовская, Е. В. Стратегии цифрового поведения российской молодежи в контексте формирования гражданских и профессиональных компетенций / Е. В. Бродовская, А. Ю. Дом-бровская, Р. В. Пырма, А. А. Азаров // Свободная мысль. - 2019. - № 4. - С. 109-118.

15. Шадриков, В. Д. Кадры для инновационной экономики: как в действительности обстоит дело с их подготовкой / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 6. -С. 2-10.

16. Jacobson, M. Educational complex systems and open, flexible, and distance learning: a complexity theoretical perspective / M. Jacobson // Distance Education. - 2019. - Vol. 40, № 3. - P. 419-424.

17. Комсток, Э. Добро пожаловать в эпоху эмерджентности [Электронный ресурс] / Э. Комсток // Официальный сайт Фонда развития интернет-инициатив «ФРИИ». - Режим доступа: https://www.iidf.ru/media/articles/trends/dobro-pozhalovat-v-epokhu-emerdzhentnosti/. -Дата доступа: 05.02.2018.

Поступила 30.10.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.