Макарецкая Т.Д.
к.э.н., доцент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, информационно -коммуникационные технологии, I.Т-сектор.
Keywords: digital economy, digital transformation, information and communication technologies, IT sector.
В современном мире происходят глобальные перемены, которые связаны с появлением новых цифровых инфраструктур, бурным развитием цифровых коммуникаций и усовершенствованием вычислительной техники. Для обеспечения инновационного развития организациям необходимо внедрять и использовать цифровые технологии. Интеграция данных технологий в экономическую и социально -политическую жизнь общества свидетельствует о формировании новой системы экономики - цифровой. Цифровая трансформация национальной экономики означает внедрение во всех отраслях информационно -коммуникационных технологий с целью повышения их инновативности и конкурентоспособности.
Цифровая экономика - это деятельность, которая непосредственно связана с развитием цифровых компьютерных технологий, включающая различные сервисы по предоставлению онлайн -услуг, краудфандинг, Интернет -торговлю, электронные платежи и прочее. Термин «цифровая экономика» обычно рассматривают в контексте «цифровой трансформации экономики», сущность которой определена в глоссарии Евразийской экономической комиссии. Так, «цифровая трансформация экономики» - это:
1. Смена экономического уклада, изменение традиционных рынков, социальных отношений, государственного управления, связанная с проникновением в них цифровых технологий;
2. Принципиальное изменение основного источника добавленной стоимости и структуры экономики за счет формирования более эффективных экономических процессов, обеспеченных цифровыми инфраструктурами;
3. Переход функции лидирующего механизма развития экономики к институтам, основанным на цифровых моделях и процессах1.
Обеспечение цифровой трансформации национальной экономики является одним из стратегических направлений развития Республики Беларусь 2.
IT-сектор Беларуси получил серьезную государственную поддержку и является одним из приоритетных направлений экономики страны. C целью формирования благоприятных условий для разработки в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно -коммуникационных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики, в Республике Беларусь создан Парк высоких технологий (ПВТ)3.
3 ноября 2014 г. Президент Республики Беларусь подписал Декрет № 4, в соответствии с которым расширяются виды деятельности компаний-резидентов Парка высоких технологий новыми наукоемкими направлениями. В качестве самостоятельных видов деятельности определены смежные с IT-сферой направления (микро-, опто- и наноэлектро-ника, мехатроника, передача данных, радиолокация, радионавигация, радиосвязь), а также защита информации и со здание центров обработки данных. Предусмотрена возможность выполнения резидентами ПВТ работ и услуг по анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем (IT-консалтинг, аудит, системно -техни -ческое обслуживание сетей государственных информационных систем, создание баз данных, внедрение и сопровождение корпоративных информационных систем)4.
Правовой режим ПВТ действует на всей территории Республики Беларусь. Вы можете зарегистрироваться в качестве резидента и использовать все преимущества ПВТ независимо от того, где размещается офис вашей белорусской компании: от областного центра до небольшого населенного пункта. Это позволяет в полной мере использовать образовательный, научно -исследовательский, профессиональный и инфраструктурный потенциал всей страны.
91% производимого в Парке программного обеспечения идет на экспорт. 43,2% поставляется в США, 49,1 - в страны Западной Европы, 5,3% - в Россию и СНГ. Мобильными приложениями, разработанными компаниями -резидентами ПВТ, пользуется более 1 миллиарда человек в 193 странах мира. В ПВТ разрабатываются некоторые наиболее популярные в мире приложения. В Парке разработана компьютерная игра, вошедшая в Тор -5 самых прибыльных многопользовательских игр в мире. Пять из десяти крупнейших мировых корпораций (согласно рейтингам Forbes) являются заказчиками Парка высоких технологий. Среди резидентов ПВТ - крупнейший поставщик услуг в
1 http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Pages/glossary .aspx
2 www.economy.gov.by
3 Там же.
4 Там же.
области разработки проектного (заказного) программного обеспечения и решений в Центральной и Восточной Евр о-пе. Шесть компаний-резидентов ПВТ входят в рейтинг 100 лучших аутсорсинговых компаний мира - The Global Outsourcing 100® - по версии Международной ассоциации профессионалов аутсорсинга. Каждый год в ПВТ появляется новый успешный проект: игра «Мир танков», компании Apalon, Aimatter, приложения Viber, Juno, MSQRD1.
Сказанное свидетельствует о том, что в Республике Беларусь ведется большая и эффективная работа по развитию IT -сферы и переходу к цифровой экономике. Вместе с тем, как свидетельствует анализ статистических данных, в 2018 г. использовали электронную почту 96,2% организаций, локальные вычислительные сети - 79,8, имели веб-сайт в сети Интернет - 67,2% организаций2.
Удельный вес организаций, использующих сеть Интернет для взаимодействия с поставщиками, - 86,4%; удельный вес организаций, использующих сеть Интернет для взаимодействия с потребителями, - 76,3%; удельный вес организаций, использующих облачные сервисы, - 22,3%; удельный вес заключенных договоров, предоставляющих право использования компьютерных программ, в общем числе заключенных договоров, предоставляющих право использования результатов интеллектуальной деятельности, - 67,3%3.
В 2018 г. структура затрат организаций на информационно -коммуникационные технологии (ИКТ) составила:
- приобретение вычислительной техники и оргтехники - 24,6%;
- приобретение телекоммуникационного оборудования - 13,1%;
- приобретение программного обеспечения - 19,3%;
- оплата телекоммуникационных услуг - 11,2%;
- обучение работников, связанное с развитием и использованием информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) - 0,3%;
- оплата услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с ИКТ - 22,7%;
- прочие затраты на ИКТ - 8,8%4.
При этом удельный вес организаций, осуществлявших затраты на технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем количестве отчитавшихся составил 22,0%5.
Сказанное свидетельствует о том, что Республика Беларусь находится на начальном этапе формирования цифровой экономики. Следовательно, необходимо определить цели и приоритеты внедрения цифровых технологий и разработать «дорожную карту» их реализации по примеру немецкой федеральной программы «Индустрия 4.0».
«Индустрия 4.0» предусматривает сквозную цифровизацию всех физических активов и их интеграцию в цифровую экосистему вместе с партнерами, участвующими в цепочке создания стоимости. Достижение эффекта от воплощения концепции «Индустрия 4.0» возможно только при наличии хорошо налаженных процессов получения и анализа данных, а также обмена ими. В то время как термин «Индустрия 4.0» встречается все чаще и в разных конте к-стах, в настоящей статье мы используем это понятие в определенном значении.
Концепция Industrie 4.0 определяется следующими характеристиками:
1. Цифровизация и интеграция вертикальных и горизонтальных цепочек создания стоимости. «Индустрия 4.0» предусматривает цифровизацию и интеграцию процессов по вертикали в рамках всей организации, начиная от разр а-ботки продуктов и закупок и заканчивая производством, логистикой и обслуживанием. Все данные об операционных процессах, эффективности процессов, управлении качеством и операционном планировании доступны в режиме р е-ального времени в интегральной сети. При этом также используются технологии дополненной реальности, а данные оптимизированы под различные платформы. Горизонтальная интеграция выходит за рамки внутренних операций и охватывает поставщиков, потребителей и всех ключевых партнеров по цепочке создания стоимости. Здесь используются различные технологии - от устройств слежения и контроля до комплексного планирования, интегрированного с исполнением в режиме реального времени.
2. Цифровизация продуктов и услуг. Цифровизация товаров включает в себя дополнение имеющихся продуктов, например, интеллектуальными датчиками или устройствами связи, совместимыми с инструментами аналитики данных, а также создание новых цифровых продуктов, предназначенных для предоставления комплексных решений. Благодаря внедрению новых методов сбора и анализа данных у компаний появляется возможность получать данные об использовании продуктов и дорабатывать эти продукты в соответствии с новыми требованиями конечных пользователей.
3. Цифровые бизнес-модели и доступ клиентов. Ведущие отраслевые компании также расширяют спектр предоставляемых ими услуг, предлагая революционные цифровые решения, включая комплексное персонифицированное обслуживание на основе данных и интегрированные платформы. Новые цифровые бизнес -модели зачастую направлены на получение дополнительной выручки от цифровых решений, оптимизацию взаимодействия с клиентом и улучшение доступа клиентов. Цифровые товары и услуги часто предназначены для обслуживания клиентов путем предо с-тавления им комплексных решений в обособленной цифровой экосистеме6.
Industrie 4.0 символизирует четвертую промышленную революцию. После первых трех этапов промышленной революции в производство торжественно вступает Интернет вещей и услуг.
1 http://www.park.by/topic-facts/
2
http://www.belstat.gov.by/
3 Там же.
4 Там же.
5 http://www.belstat.gov.by/
6 https://www.pwc.ru/ru/technology /assets/global_industry -2016_rus.pdf
Тем самым человек и машина общаются с поставщиком и клиентом за рамками предприятия. Это обеспечивает построение интеллигентных производственных цепочек, повышает продуктивность и эффективность и стимулирует гибкость.
В этой связи для Республики Беларусь является актуальным:
1) Создание новых форм интеллектуальной производственной техники, чтобы иметь возможность генерировать продукцию для мирового рынка, делать национальные предприятия более энергоэ ффективными и гибкими;
2) Оптимизация существующих и введение новых продуктов автоматизированных систем управления, чтобы посредством компетенции в сфере автоматизации обеспечить конкурентные преимущества;
3) Обеспечение производственных площадок и занятости благодаря интеллектуальному формированию производства, инжиниринга и производственного окружения, прежде всего в свете демографических изменений и связанных с этим вызовов по организации труда в соответствии с возрастом;
4) Создание новых форм взаимодействия при организации труда в Smart Factory, ориентированных на качественное обогащение, интересное рабочее окружение, увеличение личной ответственности и саморазвитие.
Цифровизация Industrie 4.0 потребует создания определенных условий для того, чтобы соответствующее решение могло применяться на постоянной основе. Решающую роль в этом играет не только техника. Хотя она и является неотъемлемой составной частью во многих сферах реализации решений Industrie 4.0, все же она - не единственный фактор успеха.
Industrie 4.0 может планироваться, реализовываться и использоваться на постоянной основе только в случае, если предварительно обеспечивается взаимодействие человека, техники и организации.
Таким образом, наряду с основополагающими техническими стандартами необходимо обеспечить достаточную квалификацию кадров.
Особую актуальность для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества, приобретают вопросы кибербезопасности. Такое понятие отсутствует в национальном законодательстве, однако многие детальные положения, ее характеризующие, содержатся в различных норм ативных документах.
Представляется, что кибербезопасность - это создание и реализация мероприятий по защите систем, сетей и различных приложений от компьютерных (цифровых) атак. Такие атаки обычно направлены на получение доступа к конфиденциальной информации, ее изменение и уничтожение, хищение денежных средств у банковских учреждений либо граждан.
В Республике Беларусь более устоявшимся термином является информационная безопасность. От информационной безопасности финансовых учреждений зависят их репутация и конкурентоспособность. Кроме того, высокий уровень обеспечения информационной безопасности позволяет минимизировать риски.
Система обеспечения информационной безопасности должна:
• быть адекватной внутренним и внешним угрозам;
• реализовывать комплексный подход к защите, т.е. включать все необходимые организационные меры и технические решения;
• обеспечивать высокую производительность, т.е. обрабатывать значительные объемы информации без снижения скорости процессов;
• быть надежной и отказоустойчивой благодаря применению инновационных технологий;
• иметь инструменты сбора, анализа данных об инцидентах и реагирования на инциденты информационной безопасности.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что инновационное развитие организаций сегодня во многом зависит от развития цифровых технологий, которые открывают нашей стране новые возможности для экономического роста.