УДК 613.69+371.124 ББК Р12 4
А. А. Печеркина
Екатеринбург
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА
ГСНТИ 14.01.93 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровье; профессиональное здоровье учителя; структура профессионального здоровья учителя.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются подходы к определению профессионального здоровья в историческом аспекте, обоснована актуальность его изучения в аспекте педагогической деятельности, сформулировано авторское определение понятия «профессиональное здоровье учителя», выделены его структурные компоненты.
A. A. Pecherkina
Ekaterinburg
PROFESSIONAL HEALTH OF A TEACHER IN CONDITIONS OF INNOVATION REFORM: NOTION AND STRUCTURE
KEY WORDS: health; professional health of a teacher; structure of professional health of a teacher.
ABSTRACT. Different approaches to defining professional health in historical aspect are discussed, the necessity of its study in the aspect of pedagogical activity is stated. The notion of “professional health of a teacher” is given by the author, its key components are specified.
Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества. В ситуации глобальных кризисов (экономического, экологического, демографического, этнического и нравственного) и быстрых темпов изменений во всех сферах общественной жизни осуществляется сильное давление на человека. В результате этого приходится работать в ситуации постоянного психического напряжения, стресса, что приводит к снижению работоспособности, показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления), к эмоциональ-
© Печеркина А. А., 2011
ному выгоранию и, в итоге, — увеличению специфических профессиональных заболеваний.
В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой трактовки понятия «здоровье». Многообразие взглядов на сущность данного феномена и безуспешность попыток выработать единое, общепринятое мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные стороны которого трудно выразить однозначно.
Практически так же обстоит дело и с рассмотрением профессионального
здоровья, несмотря на то, что данный вопрос является объектом рассмотрения ученых на протяжении длительного времени. Так, попытки операциона-лизации данного понятия представлены в работах О. А. Анисимовой, В. М. Бехтерева, Ю. В. Варданяна, В. М. Карва-сарского, А. Г. Маклакова, Л. М. Митиной, В. Н. Мясищева, Г. С. Никифорова,
В. А. Пономаренко и др.
В. А. Пономаренко определяет профессиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности [7].
А. Г. Маклаков считает, что профессиональное здоровье — это определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность [5].
По мнению Г. С. Никифорова, продуктивной основой для анализа вопросов, относящихся к проблеме профессионального здоровья, может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Она нацелена на сквозное психологическое обеспечение профессиональной деятельности — от «входа» в профессию до «выхода» из нее.
Процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается автором в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального функционирования. Данная концепция ориентирует психологию на формирование целостного и достаточно сбалансированного знания о психологическом обеспечении субъекта деятельности на всем протяжении его профессионального пути [8].
Проблему профессионального здоровья по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. По мнению Л. М. Митиной, от «здоровья нации в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны» [6. С. 43]. Также автор
указывает на то, что профессиональное здоровье педагога — основа эффективной работы современного образовательного учреждения и его стратегическая проблема.
По мнению Н. К. Смирнова, российские учителя — фактические заложники недостатков отечественной системы образования. Недопустимо низкий уровень зарплат, невысокий социальный статус учителя, невротизирующий характер работы в школе — все это не может не привести к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья, особенно после 10—15 лет работы в школе [11. С. 260].
В профессиях, связанных с системой отношений «человек — человек», значительную роль играет ориентация на другого как участника взаимодействия. Существует ограниченное количество профессий, где ценностный подход к трудовой деятельности оказывал бы такое же влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека, как профессия учителя. Успешность педагогической деятельности во многом зависит не только от того, как учитель умеет координировать свое поведение, поступки, высказывания, эмоции и чувства, но и от состояния физического, духовного и социального благополучия. Все это в конечном счете оказывает влияние на успешность совместного труда учителя и учеников [1].
Именно поэтому профессию учителя относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. К числу причин относят, как правило, повышенную продолжительность дня, высокую нервно-психическую напряженность и социальную ответственность. Эти характеристики являются серьезной профессиональной особенностью труда учителя.
Следует отметить, что данная особенность приобретает особую значимость в современных условиях развития системы образования, которая характеризуется переходом от Концепции модернизации образования к новому проекту — Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (от 12.11.2009 г.). В результате
реализации ее основных направлений происходит возрастание нагрузки на учителей, а именно:
• переход к новым образовательным стандартам увеличивает временные затраты, предъявляет новые требования к профессиональной компетентности учителя;
• внедрение инновационных технологий образования обусловливает эмоциональную изношенность учителя;
• разработка системы поддержки талантливых детей требует активного применения творческих способностей, что для многих педагогов достаточно сложно, в силу возникшего за долгие годы работы консерватизма;
• внедрение новой системы оплаты труда вызывает непонимание и, как следствие, — недовольство;
• новые требования к педагогу как к специалисту, имеющему практический опыт и постоянно повышающему свою квалификацию, приводят к постоянно возрастающей информационной и интеллектуальной нагрузке;
• сама ситуация неопределенности обеспечивает сильнейший психологический дискомфорт [12. С. 265].
В связи с этим вопрос изучения особенностей профессионального здоровья учителя приобретает особую актуальность в условиях активного внедрения инноваций в систему образования.
Результаты проведенных исследований (О. А. Анисимова, Л. М. Митина, Г. В. Митин, Э. Э. Сыманюк и др.) позволяют в качестве симптомов нарушения профессионального здоровья выделить следующие:
• негативный субъективный статус, который проявляется ухудшением самочувствия, повышением артериального давления, снижением уровня профессиональной активности, снижением интереса к инновациям, сопротивления им, а также в нестабильности настроения, быстрых переходах от гнева к состоянию апатии;
• наличие болевого синдрома (в том числе и психоэмоционального — «болит душа»);
• снижение или полная утрата трудоспособности, при которой у учителя нет сил для выполнения профессиональных обязанностей даже в начале рабочего дня;
• уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов (быстрая утомляемость педагога, снижение объема внимания, отказ от активных методов обучения, требующих больших психофизиологических затрат, длительный период врабатываемости, снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок);
• психологическое насилие в образовательной среде (самоутверждение за счет других), проявляющееся в открытом неприятии и постоянной критике ученика; унижении его человеческого достоинства; угрозах в адрес ученика; предъявлении к ученику требований, не соответствующих возрасту или его возможностям [12. С. 266].
На основании вышесказанного было сформулировано определение профессионального здоровья учителя, под которым понимается состояние организма, обеспечивающее работоспособность, компетентность и конструктивное развитие личности учителя на всех этапах профессионального роста.
Следующим важным моментом является определение структуры данного феномена, вопрос о которой до сих пор остается открытым. К настоящему времени в психологической науке обозначились два подхода к рассмотрению структуры здоровья — уровневый и критериальный.
Так, в рамках первого подхода Б. С. Фролов выделяет следующие уровни здоровья: 1 уровень — здоров; 2 уровень — практически здоров; 3 уровень — неблагоприятные прогностические признаки; 4 уровень — болен (но способен руководить своими поступками); 5 уровень — болен (не может вести свои дела, представляет опасность для себя и окружающих) [9].
Более детальная схема обнаруживается в трудах Б. С. Семичова, определяющего здоровье с точки зрения шес-
ти уровней, а именно: 1 — идеальная норма; 2 — среднестатистическая норма (свойственная популяции в целом); 3 — конституциональная норма; 4 — акцентуации (личности и характера); 5 — предпатология или уровень повышенного риска (функциональная норма); 6 — предболезнь (дисфункциональное состояние, субклинические признаки) [10].
С. В. Запускалов и Б. С. Положий, в зависимости от степени стабильности, указывают на следующие уровни: стабильное здоровье; уровень риска; уровень предболезни; уровень легких болезненных нарушений; уровень болезни.
Наиболее распространенной в исследовательских работах является иерархия уровней, выделенная Б. С. Братусем. Здоровье он предлагает рассматривать в качестве трехуровневого образования.
Высший уровень здоровья — личностно-смысловой — определяется качеством смысловых отношений человека. Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья. Его оценка зависит от способностей человека строить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Третий уровень — уровень психофизиологического здоровья — определяется особенностями внутренней, нейрофизиологической организации актов психической деятельности [2].
Таким образом, с точки зрения уровневого подхода, здоровье — это сложное образование, состоящее из определенного количества уровней, каждый из которых обладает определенными характеристиками. Следует отметить, что данный подход наиболее тесно связан с медицинским рассмотрением здоровья, так как выделенные уровни больше соотносятся с нездоровьем, чем со здоровьем. Рассмотрение здоровья с позиций уровневого подхода не позволяет операционализи-ровать изучаемый феномен, так как внутри самого подхода нет какой-либо определенности.
Анализ литературы также показал, что ряд авторов здоровье рассматривают путем выделения его критериев. К настоящему времени накоплено
большое количество примеров, когда в качестве критериев предлагаются отдельные признаки.
Современные западные психологи считают, что к самым информативным показателям здоровья относятся самоуважение и степень выраженности тревожности. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно, не склонны мучить себя сомнениями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья.
О. Н. Кузнецов и В. И. Лебедев называют признаки, которые, по их мнению, могут рассматриваться в качестве критериев психологического здоровья, а именно: способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни [3].
Наиболее полный перечень критериев представлен в работе Н. Д. Лако-синой и Г. К. Ушакова. Авторы относят к ним: причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность; соответствующую возрасту человека зрелость чувств, постоянства места обитания; максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности; гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений; критический подход к обстоятельствам жизни; способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах; адекватность реакций на общественные обстоятельства; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь [4].
Таким образом, в научных источниках, во-первых, прослеживается опре-
деленное повторение критериев, несмотря на большое количество мнений. Во-вторых, представлен только перечень критериев без какого-либо классифицирующего признака. Анализ различных точек зрения по вопросу определения критериев здоровья показал, что нет их четкой, обобщенной структуры, хотя внутри выделенных критериев заметно некоторое смысловое сходство. При этом сведение к какому-то одному универсальному критерию также является непродуктивным.
Наиболее оправдано, на наш взгляд, рассмотрение профессионального здоровья с точки зрения его компонентного состава. Такой подход позволяет систематизировать и операционализиро-вать исследуемое понятие. На основании теоретического анализа литературы, а также специфики труда учителя и инновационных преобразований в системе образования, в качестве основных структурных компонентов профессионального здоровья педагога нами выделяются следующие: психофизиоло-
гический; когнитивный; рефлексивнооценочный; мотивационный; эмоциональный. Данное представление о структуре рассматриваемого феномена будет положено в основу его изучения.
Таким образом, рассмотрение профессионального здоровья учителя является актуальной проблемой как для науки, так и для социальной практики и требует более детального изучения с целью разработки технологий его сохранения и самосохранения. Это становится особенно значимым в современных условиях развития российской системы образования, которая характеризуется внедрением инновационных образовательных технологий, успешность развития которых, в свою очередь, во многом определяется готовностью учителя к работе в непрерывном инновационном режиме, к гибкому, оперативному реагированию в своей профессиональной деятельности на постоянно изменяющиеся потребности общества и личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. АНИСИМОВА О. А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя : дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.
2. БРАТУСЬ Б. С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988.
3. КУЗНЕЦОВ О. Н., ЛЕБЕДЕВ В. И. Достоевский о тайнах психического здоровья. М., 1994.
4. ЛАКОСИНА Н. Д., УШАКОВ Г. К. Учебное пособие по медицинской психологии. М., 1984.
5. МАКЛАКОВ А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих : автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. СПб., 1996.
6. МИТИНА Л. М. Психология профессионального развития учителя. М. : Флинта, 1998.
7. ПОНОМАРЕНКО В. А. Психология жизни и труда летчика. М. : Воениздат, 1992.
8. ПСИХОЛОГИЯ здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Питер, 2003.
9. САРТОРИУС Н. Охрана психического здоровья в начале 80-х годов : некоторые перспективы / / Бюллетень ВОЗ. 1983. Т. 61. № 1.
10. СЕМИЧОВ С. Б. Предболезненные психические расстройства. Л., 1987.
11. СМИРНОВ Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М. : АРКТИ, 2005.
12. СЫМАНЮК Э. Э., ПЕЧЕРКИНА А. А. Противодействие профессиональным деформациям // Народное образование. 2010. № 9.
Статью рекомендует д-р псих. наук, проф. Э. Э. Сыманюк