Научная статья на тему 'Психологическая компетентность как составляющая профессионального здоровья личности'

Психологическая компетентность как составляющая профессионального здоровья личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
817
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / HEALTH / PROFESSIONAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Остапчук Наталья Владимировна, Печеркина Анна Александровна

В работе операционализировано понятие «профессиональное здоровье» специалиста (педагога) и определена его структура. Представлены результаты эмпирического исследования одного из его ключевых компонентов психологической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Competence as a Component of a Person's Professional Health

The main idea of the work is a person's «professional health» and its structure. The results of the empirical research are presented, i.e. psychological competence as one of its key components

Текст научной работы на тему «Психологическая компетентность как составляющая профессионального здоровья личности»

УДК 73.896 ББК 546.3

Остапчук Наталья Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра теоретической и экспериментальной психологии Институт психологии Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Печеркина Анна Александровна кандидат психологических наук, доцент

кафедра акмеологии и психологии управления, факультет менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург Ostapchuk Natalia Vladimirovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Theoretical and Experimental Psychology Institute of Psychology Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg

Pecherkina Anna Alexandrovna

Candidate of Psychology,

Assistant Professor Chair of Acmeology and Management Psychology Faculty of Management, Advanced Training and Retraining Ural State Pedagogical University Yekaterinburg

Психологическая компетентность как составляющая профессионального

здоровья личности Psychological Competence as a Component of a Person’s Professional Health

В работе операционализировано понятие «профессиональное здоровье» специалиста (педагога) и определена его структура. Представлены результаты эмпирического исследования одного из его ключевых компонентов -психологической компетентности.

The main idea of the work is a person’s «professional health» and its structure. The results of the empirical research are presented, i.e. psychological competence as one of its key components.

Ключевые слова: здоровье, профессиональное здоровье,

психологическая компетентность, профессиональное развитие.

Key words: health, professional health, psychological competence,

professional development.

Современный этап развития российского общества характеризуется высоким темпом жизни, большими скоростями, возросшей ответственностью в условиях инновационных преобразований в обществе, увеличением объема информации, с которой приходится сталкиваться человеку. В сложившихся условиях личности приходится работать в ситуации постоянного напряжения, что приводит к снижению работоспособности, повышает утомляемость, приводит к эмоциональному выгоранию, к снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления), что напрямую отражается на результатах профессиональной деятельности. Естественно, что такой психологически напряженный труд не может не влиять на профессиональное здоровье человека.

Проблему профессионального здоровья по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. По-мнению Л.М. Митиной, от «здоровья нации в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны» [2, с. 43].

В настоящий момент в научной литературе нет четкого определения термина «профессиональное здоровье», отсутствует единая точка зрения на его структуру, не в полной мере изучена связь профессионального здоровья с процессом труда различных профессий и недостаточно разработаны требования к здоровьесберегающим технологиям.

Первые проявления внимания к вопросам обеспечения здоровья работников встречаются в работах Ф. Тейлора, относящихся к началу XX века. Автор исходил из концепции «экономического человека», рассматривая рабочего как обособленную единицу, элемент производственного процесса. Социальная природа, психическое и физическое здоровье его не интересовали.

Вопросы профессионального здоровья начинают активно обсуждаться в

Англии в начале XX века. Так, Б. Мессио одной из важных задач

промышленной психологии считает соблюдение правил охраны труда. По его мнению, одна из главных причин несчастных случаев на производстве - это переутомление работников, влекущее за собой ослабление адекватности восприятия, памяти и сосредоточения внимания. Ф. Уоттс особое внимание уделяет организации досуга работников. Необходимо создать оптимальные духовные и физические условия для осуществления работы самого высокого качества.

В Советской России тема профессионального здоровья представителей различных профессий была представлена в научной и практической

деятельности: В.М. Бехтерева, Ю.В. Варданяна, Е.М. Иванова,

В.М. Карвасарского, В.Н. Мясищева и др.

В настоящее время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Так, В.А. Пономаренко

рассматривает профессиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности. Основное положение в данном определении -вопрос о функциональных состояниях и, следовательно, об оценке

функциональных резервов. Чем более они выражены, тем больше вероятность продления профессионального долголетия [3].

А.Г. Маклаков считает, что профессиональное здоровье - это определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность [1].

По мнению Г.С. Никифорова, продуктивной основой для анализа вопросов, относящихся к проблеме профессионального здоровья, может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Она нацелена на сквозное психологическое обеспечение профессиональной деятельности - от «входа» в профессию до «выхода» из нее.

Процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального функционирования. Данная концепция ориентирует психологию на формирование целостного и достаточно сбалансированного знания о психологическом обеспечении субъекта деятельности на всем протяжении его профессионального пути [4].

Таким образом, под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности работника во всех условиях и на всех этапах профессиональной деятельности.

Вопрос о структурных компонентах данного феномена в настоящее время остается открытым. Среди них выделяют эмоциональную, поведенческую, мотивационную составляющие и др. На наш взгляд, одной из важных составляющих являются также различные компетентности личности, и, прежде всего, - психологическая.

Психологическую компетентность мы определяем как систему предметных знаний, основанных на смысловой реальности, которые обеспечивают высокий уровень выполнения профессиональной деятельности, умения управлять психическими состояниями, поведением и принимать эффективные решения. В качестве ее структурных компонентов мы предлагаем рассматривать следующие - когнитивно-смысловой, мотивационно-целевой, эмоционально-поведенческий и операционально-регулятивный. Данное представление было положено в основу проведенного эмпирического исследования.

Цель исследования - изучить особенности структурных компонентов психологической компетентности как составляющей профессионального здоровья личности.

В исследовании принимали участие студенты вузов, а также представители различных профессиональных сообществ (педагоги, инженеры,

менеджеры и др.). Данная выборка была разделена по двум основаниям - тип профессиональной деятельности и стаж работы.

Исследование направлено на проверку гипотезы о том, что когнитивный, эмоциональный, мотивационный, операциональный компоненты психологической компетентности личности сопряжены с особенностями профессиональной деятельности.

Методики исследования подбирались в соответствии с моделью психологической компетентности как составляющей профессионального здоровья личности. В результате сформирован пакет из психодиагностических методик, включающий в себя: «Опросник терминальных ценностей»

(М. Рокич), «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев); Опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), диагностика самооценки (Дембо-Рубинштейн); Степень удовлетворения основных потребностей, показатель потенциала мотивации, диагностика личности на мотивацию к успеху и на мотивацию избегания неудач (Т. Элерс), «Самоактуализационный тест» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Кроз.); опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн), «Шкала контроля за действием» (Ю. Куль), Уровень субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд).

Решение о выборе методов математической обработки принималось на основе поставленных задач и данных описательной статистики. В результате был выбран факторный анализ с последующим Varimax-враш,ением. Во всех трех группах выявлены свойства и качества когнитивно-смыслового, мотивационно-целевого, эмоционально-поведенческого и операциональнорегулятивного компонентов психологической компетентности как составляющей профессионального здоровья, которые отражают наличие условий для развития и саморазвития личности в жизни и профессиональной деятельности.

В группе инженеров и менеджеров к первому фактору - жизненные ценности и саморазвитие, относятся показатели: ценности профессиональной деятельности (0,978), ценность саморазвития (0,864), ценностные ориентации

(0,743), потребности в межличностном общении (- 0,503), интернальность в области межличностных отношений (- 0,421), стабильность (0,765) жизненное самоопределение (0,401) и др. Это позволяет утверждать, что содержание психологической компетентности характеризуется сдвигом (акцентом) на когнитивно-смысловую сферу.

Жизненные ценности проявляются в направленности на получение признания (0,978), на обретение стабильной работы (0,765), личного и семейного благополучия (0,521). Развитие себя как личности и профессионала связаны с направленностью на обретение авторитета (0,503), выстраивание эффективного взаимодействия с другими людьми (-0,502), интернальность в области межличностных отношений (-0,421), при ориентации на постоянное повышение профессиональной компетентности (0,400). Данный факт можно объяснить тем, что значимость межличностных отношений в развитии когнитивно-смысловой и ценностной сферах достаточно высока, но в тоже время человеку не всегда удается полностью контролировать это взаимодействие, а значит, возникают конфликты - либо внутриличностные, либо межличностные, конструктивное разрешения которых ведет к профессиональному и личностному развитию.

Ко второму фактору - карьерные ориентации, относятся показатели: профессиональная компетентность (0,947), интернальность в области производственных отношений (0,624), результат (-0,513), ожидание положительного отношения других (0,575). Таким образом, основная нагрузка приходится на мотивационно-целевую сферу.

Профессиональная карьера направлена на достижение целей в производственных отношениях, проявление креативности и признание достижений коллегами. При этом показатель «результат» имеет отрицательное значение (-0,513). Это может объясняться тем, что человек не всегда готов оценить прожитый отрезок жизни и продуктивно осмыслить его.

Третий фактор определен как жизненное благополучие. В него входят следующие показатели: стремление к установлению положительных семейных

отношений (0,821), сфера увлечения (0,741), мотивация к избеганию неудач (0,621), собственный престиж (0,568). Сфера положительных семейных отношений является определяющей в данном факторе, она сопряжена со сферой увлечений, с собственным престижем. По-видимому, только близкое окружение способно оценить по достоинству профессиональные и личностные качества человека, на этой основе снижена мотивация к риску.

Четвертый фактор - самоконтроль в общении включает в себя показатели интернальность в межличностных отношениях (0,587), ожидание отношения от других (0,512), активность социальных контактов (0,491), потребности в межличностных отношениях (0,422) и локус контроль - жизнь (0,404). Основная нагрузка приходится на самоконтроль в межличностном взаимодействии, где человека принимают и одобряют. Также прослеживается достаточно высокая потребность человека во взаимодействии с близким окружением и проявлении активности в построении межличностных отношений.

Такое содержание психологической компетентности сопряжено с осознанием того, что жизненный успех определяет не только признание высоких профессиональных достижений человека, но и гарантированное высокое качество жизни, которое создает основу для личностного совершенствования и саморазвития. При этом акцентируется направленность именно на личный успех, а не на социальный, что проявляется в стремлении получить признание в ближайшем окружении.

Таким образом, большинство показателей, представленных в этой выборке высокими значениями, определяют в качестве основного источника изменений в психологической компетентности развитую когнитивносмысловую и мотивационно-целевую сферы.

В группе педагогов определяющими показателями психологической компетентности являются планирование и контроль, которые обнаруживаются в содержании когнитивно-смысловой, мотивационно-целевой, эмоциональноповеденческой и операционально-регулятивной составляющих.

Первый фактор - умение планировать свою деятельность и осуществлять контроль над ней, проявляется через стремление созидать (0,872), направленность на профессиональную деятельность (0,833), контроль и преодоление препятствий (0,777), результативность и осмысление деятельности (0,750), оценку своих профессиональных умений (0,652), получение социального признания (0,414). При этом отрицательное значение в данном факторе имеют шкалы «материальные потребности» (-0,542), «креативность» (0,501) и «самопринятие» (-0,420). Содержание психологической компетентности характеризуется сдвигом (акцентом) на операциональнорегулятивную сферу.

Данный факт можно объяснить тем, что педагог принимает себя таким, какой он есть, проявляет самоуважение и самопринятие себя, при этом творчество, как процесс, сдерживается особенностями педагогической деятельности. Материальное благополучие является важной составляющей, но не определяет результат педагогического труда. Данные показатели могут свидетельствовать о том, что отторжение ценности самопринятия, креативности и материального благополучия может выступать своеобразным механизмом защиты педагогов.

Ко второму фактору - общественное признание, относятся показатели: ожидание положительного отношения от других (0,711), оценивание себя как профессионала (0,688), креативность (0,662), активные социальные контакты (0,521), высокая контактность (0,512), сфера общественной жизни (0,499). Основная нагрузка показателей приходится на эмоционально-поведенческую и операционально-регулятивную сферы.

Через активное общение и взаимодействие педагог получает социальное признание и оценку себя как профессионала, определяет сферу своей общественной жизни, активно участвует в ней. Такое взаимодействие определяет его творческий потенциал и активность в личностном и профессиональном развитии.

К третьему фактору - стабильность и саморазвитие, относятся показатели: развитие себя (0,684), сфера семейной жизни (0,656), потребности в безопасности (0,552), уверенность в себе (0,511), сфера профессиональной деятельности (0,423), стабильность (0,440), жизненная самореализация (-0,411), интернальность в области здоровья (-0,462).

Эффективное развитие личности возможно при стабильной работе, благополучных семейных отношениях, комфортных условиях жизни и деятельности и достаточной уверенности в своих силах. При этом высокие значения с отрицательным знаком по шкале «жизненная самореализация» позволяют судить о том, что педагог, реализовавшийся в какой-либо сфере однажды, испытывает большую потребность реализовываться еще раз либо в этой же сфере, либо в другой. Однако, сдерживающим показателем выступает фактор здоровья человека.

Четвертый фактор - материальное благополучие включает в себя показатели: высокое материальное положение (0,802), сфера семейной жизни (0,701), стабильность (0,662), материальные потребности (0,471), контактность (0,428). Стабильность материальных доходов и семейное благополучие позволяют решать задачи направленные на развитие личности, как в профессиональной деятельности, так и в жизни. Наибольшую плотность связей обнаруживают показатели мотивационно-целевой и операциональнорегулятивной сферы, а затем по степени убывания плотностей связей показатели когнитивно-смысловой и эмоционально-поведенческой.

У представителей третьей группы - студентов, которые проходят подготовку к профессиональной деятельности, первый фактор - получение образования и профессиональное развитие позволяет утверждать, что содержание психологической компетентности характеризуется сдвигом (акцентом) на когнитивно-смысловую сферу. Основными показателями данного фактора являются: сфера обучения и образования (0,845), развитие себя (0,534), мотивация на успех (0,624), потребность в самовыражении (0,597), сфера увлечений (0,432), профессиональная компетентность (0,471), процесс (-0,551).

Образование и развитие себя как личности нацелены на получение профессии, при этом, студенты ориентированы на успех и самовыражение. Данная возрастная категория характеризуется высокой степенью увлеченности в различных сферах жизни и деятельности, что также отображено в данном факторе. Более того, происходит противопоставление показателя процесс (0,551), который позволяет нам объяснить следующее: все усилия, которые прикладывает студент, в первую очередь, нацелены на результат, а сам процесс им мало интересен, что связанос возрастными особенностями группы.

Второй фактор - межличностные отношения, представлен показателями: ожидание положительного отношения от других (0,787), сфера профессиональной деятельности (0,712), интернальность в межличностном общении (0,686), активные социальные контакты (0,609), которые относятся к когнитивно-смысловой, эмоционально-поведенческой и операциональнорегулятивной сферам.

Эмоционально-поведенческая сфера характеризуется высокой концентрацией на межличностном общении и ориентацией на новизну.

Третий фактор - признание со стороны других, представлен показателями: потребность в признании (0,634), ожидание положительного отношения от других (0,611), познавательные потребности (0,523), интернальность достижений (0,539), самопонимание (0,497), предприимчивость (-0,424), которые относятся к эмоционально-поведенческой, мотивационноцелевой и операционально-регулятивной сферам.

Полученные данные позволяют объяснить полученные результаты следующим образом: потребность в признании необходима как в учебной деятельности студентов, так и в межличностном взаимодействии.

Четвертый фактор - контроль за действием представлен показателями: контроль за действием (0,776), сохранение индивидуальности (0,571), интернальность достижений (-0,456), интеграция стилей жизни (0,420). Операционально-регулятивная составляющая психологической компетентности характеризуется осуществлением самоконтроля за всеми сторонами жизни и

деятельности студента, при этом не должна потеряться индивидуальность. Интернальность в области достижений представлена с отрицательным знаком, это означает, что человеку не всегда удается понять свою роль в том, что он делает.

Важно, что именно представления о карьере определяют когнитивносмысловую сферу психологической компетентности студентов. На стадии подготовки к профессиональной деятельности проявляется снижение самооценки у студентов в отношении принятия их окружающими людьми, сомнений в их личностном и профессиональном развитии.

В целом полученные результаты позволяют охарактеризовать содержание психологической компетентности студентов как формирование различных общекультурных и профессиональных компетенций (способность анализировать, восприятие информации, поиск путей достижения целей и др.), способствующих сохранению профессионального здоровья.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о подтверждении проверяемой гипотезы.

У инженеров и менеджеров деятельность направлена на личностный успех и большое значение имеет качество жизнедеятельности. Педагоги ориентированы на социальный успех в своей профессиональной деятельности, при этом они готовы изменять свою жизнь и деятельность. Студенты вузов в своей учебно-профессиональной деятельности, прежде всего, ориентированы на развитие и формирование различных компетенций (общекультурных и профессиональных) и поиск личностных смыслов.

Библиографический список

1. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - СПБ., 1996.

2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. - 200 с.

3. Пономаренко В.А. Психология жизни и труда летчика. Воениздат - М., 1992. - 224с.

4. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.

Bibliography

1. Maklakov, A.G. Bases of Psychological Professional Health Support of Military Men: Synopsis of Thesis ... Doctor of Psychol./ A.G. Maklakov. - SPb., 1996.

2. Mitina, L.M. Psychology of a Teacher’s Professional Development / L.M. Mitina. - M.: Flinta, 1998. - 200 p.

3. Ponomarenko, V.A. Psychology of Aviation Pilot’s Life and Work / V.A. Ponomarenko. - M.: Voenizdat, 1992. - 224 p.

4. Psychology of health / Under the Editorship of G.S. Nikiforov. - SPb.: Peter, 2003. - 607 p.

BecTHUK nmy8 2010

178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.