I ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
О. В. Москаленко
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
аше многолетнее исследование посвящено изучению профессионального самосознания (ПС) личности, его сущности, структуры, критериям и уровням развития.
Видение ПС как особой акмеологической категории, позволило изучить и охарактеризовать основные типы взаимодействия самосознания и деятельности. Процесс развития ПС личности является целенаправленным, интегральным процессом формирования профессиональной и личностной самотождественности и достижения высокого уровня профессионального мастерства.
Правомерность использования категории «профессиональное самосознание» определяется в исследовании исходя из сущности акмеологии как комплексной науки, объединяющей усилия естественных, общественных и гуманитарных дисциплин в изучении основных явлений и закономерностей, характеризующих развитие человека как индивида, личности, субъекта деятельности на пути продвижения к профессиональному акме.
Акмеологическая концепция развития ПС личности построена исходя из представления о том, что ПС это личностное образование, принадлежащее субъекту; сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам; знание о степени своего признания в профессиональной группе; знание о слабых и сильных сторонах и путях самосовершенствования, знания своих индивидуальных способов успешного действия, индивидуального стиля, нераздельное единство предметно-содержательного и операционального компонентов работы; отношение к себе как к личности, субъекту жизнедеятельности, профессионалу-руководителю; представление о своем будущем в профессии; контроль за собственными интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими реакциями, управление ими. Раскроем основные положения нашей концепции.
ПС задает степень активности личности и формирует удовлетворенность трудом, а это, в свою очередь, — составная часть полноты жизни и жизненного пути человека, в которых реализуется жизненная позиция, выработанная под действием субъективной картины жизненного пути. С акмеологических позиций ПС личности характеризует систему моделей профессионального становления человека в социуме, в ходе которых происходит формирование основ психологической и профессиональной зрелости растущей и взрослой личности.
ПС как интегрированная многоуровневая личностная категория акмеологии характеризуется диалектической трехмерностью ее составляющих: процессуальной, результативной и личностной — и является источником творческой зрелости специалиста.
Выявление сущности и структуры ПС позволило построить теоретическую модель ПС руководителей. Согласно этой модели, ПС представляет собой полиструктурно и полипроцессуально организованное развертывание следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, мотивационно-целевого и операционального. Эмпирическое исследование показало, что степень сформированности этих компонентов и степень межкомпонентных связей влияют на уровень развитости ПС. Эмпирически подтверждено наличие трех уровней развития ПС руководителей: оптимального, высокого и среднего. Показано, что в субъективном плане показателем достижения оптимального уровня ПС у руководителей
является развитая Я-концепция, в том числе образ Я, ведущую позицию в котором занимает конструкт «Я-руководитель-профессионал», и адекватные самооценка и поведенческие реакции. В объективном плане показателем достижения оптимального уровня ПС у руководителей является высокий уровень их профессионального мастерства.
Определены и классифицированы критерии и показатели ПС руководителей, их особенности, связи, зависимости. На этой базе разработаны экспертные карты оценки руководителей при аттестации, ротации, продвижении по службе, планировании карьеры. При выявлении критериев и показателей ПС руководителей акмеологический подход позволил не только расширить толкование понятия «профессиональное самосознание», но и применить его к различным уровням развивающихся систем. Были выявлены социальные критерии и показатели ПС, характеризующие продуктивность его формирования с точки зрения востребованности общества; личностные критерии и показатели ПС, характеризующие профессионализм личности; деятельностные критерии и показатели ПС личности, характеризующие профессионализм ее деятельности.
Среди критериев ПС руководителей в исследовании были выявлены общие, особенные и единичные. Общие критерии ПС не зависят от специфики профессиональной деятельности личности, так как связаны с фундаментальными проявлениями профессионализма, и включают профессионально значимые интегральные характеристики (блоки), которые имеют внутреннюю иерархию: общекультурологические (в том числе и мировоззренческие, нравственные, инновационные); акмеологические (в том числе и психологические); профессионально-деятельностные (технологические). Особенные критерии и показатели ПС связаны непосредственно со спецификой профессиональной деятельности личности. Единичные критерии и показатели ПС связаны с особенностями стиля и способов деятельности личности и определяются ее профессиональной субъектностью, интегральной индивидуальностью, информированностью, знаниями, опытом, культурой профессионала, а также связаны с психодинамикой работника (интенсивность переживаний, быстрота их смены), психологическими трудностями, нагрузкой в исследуемой профессиональной области.
Разработанная нами онто-социогенетическая теория ПС личности рассматривает ПС как открытую систему. Оно формируется и развивается на протяжении всего жизненного пути человека: начинается в дошкольном и младшем школьном возрастах, так как именно в эти периоды начинает закладываться основа ПС. Онто- и социогенез ПС нами представляется как сложный процесс, включающий семь этапов: дошкольного и младшего школьного детства, или этап неосознанности ПС; подросткового возраста, или этап зарождения и развития ПС; старшего подросткового - юношеского возраста, или этап профессионального самоопределения; профессионального обучения; работы по избранной специальности 0—5 лет, или этап молодого специалиста; работы по избранной профессии 15—20 лет, или этап становления профессионализма; работы по избранной специальности свыше 20 лет, или этап становления мастерства.
По степени устойчивости в исследовании выделены два типа ПС: неустойчивое и устойчивое. Первый присущ 1-4-му этапам развития, последний — 5—7 этапам развития. Учет поэтапной динамики ПС позволил выра-ботать стратегию его оптимизации и коррекции.
Нулевая стадия развития ПС характеризуется нехваткой знаний по всем составным ПС, неразвитостью мотивации и операционального компонента. Первая стадия характеризуется нехваткой знаний о профессиях, но интересом к своей личности. Вторая стадия характеризуется активностью в плане обучения, поиска профессионального самоопределения, выбора специальности и профессионального обучения. Третья стадия характеризуется претворением профессиональной программы в жизнь и коррекцией ПС.
Выделение индивидной, личностной и профессиональной зон развития является одним из условий формирования оптимального уровня ПС руководителей. Эффективное управление зонами развития руководителя — не только условие, но и системообразующий фактор использования развивающих ПС технологий деятельности. Целенаправленное управление
движущими силами развития субъекта деятельности позволяет достигать оптимального уровня напряжения индивидных, личностных и профессиональных возможностей, не допуская при этом предельных перегрузок организма.
В нашей акмеологической модели развития ПС руководителей воспроизводятся свойства и связи исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение о внедрении. Объектами технологизации являются социокультурная среда, личность, деятельность, их взаимодействие, что и определяет содержание, направленность, предназначение развивающих технологий ПС руководителей. Модель развития ПС рассматривается как некий эталон, имитирующий строение, функции общества, деятельности, личности и как интерпретация объекта технологизации социальной, психической, технологической реальности.
Базовой категорией акмеологической концепции развития ПС руководителей является развивающая ПС технология. Сущность и специфика развивающих ПС технологий характеризует процесс акмеологического познания, который, в первую очередь, направлен на самого субъекта, его деятельность, на окружающую действительность. Структура технологий позволяет определить путь и способ внедрения акмеологических знаний. Разработанные на акмеологической основе технологии активизируют процессы самопознания, самопонимания, самоактуализации и самореализации руководителя на пути к достижению профессионального акме. Процессы обучения и развития руководителя идут в одном теоретико-методологическом и теоретико-прикладном ключе, касаются одних и тех же структурных уровней акмеологической модели. В результате руководители приобретают технологические способности, и в итоге формируется целостная структура ПС, до оптимального уровня развиваются его когнитивный, эмоциональный, мотивационно-целевой и операциональный компоненты.
В основе акмеологической технологии развития ПС руководителей лежат определенные условия и факторы формирования оптимального уровня ПС. Важнейшими из них являются: мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства; профессиональное субъектно-ориентированное обучение; направленность личности на овладение данной профессией и оптимальный временной промежуток. Кроме того, значительную роль в формировании оптимального уровня ПС руководителя играет опыт управленческой деятельности.
Большое значение в развитии ПС руководителя играет учет акмеологических закономерностей формирования оптимального уровня ПС. Оптимального уровня ПС достигает тот руководитель, который признает себя субъектом саморазвития и управленческой деятельности, основанной на диалоге партнерских субъект-субъектных отношений, реально является таким субъектом и свободно изменяет условия социально-профессионального взаимодействия, способы реализации творческого потенциала в управленческих позициях. В результате происходит качественное преобразование структуры ПС, гармонизация внутри-и межкомпонентных связей, что проявляется в расширении Я-концепции руководителей до уровня самотождественности и в повышении профессионального мастерства при минимальных психических, физических и временных затратах.
Исследование показало, что при внедрении в подготовку руководителей акмеоло-гической концепции развития профессионального самосознания этот процесс проходит со значительно меньшими энергетическими затратами и приводит к значительно более высоким результатам.
Наше исследование открыло новое научное направление — выявление акмеологи-ческих основ развития ПС личности. Его основные результаты могут быть применены к изучению развития ПС не только в отногенезе человека, но и в профессиональных сообществах. Это было продемонстрировано в последующих исследованиях. За последние четыре года защищено несколько диссертаций на соискание научной степени кандидата психологических наук, где автор выступил научным руководителем, консультантом или рецензентом. В них показаны акмеологические особенности профессионального самосознания представителей различных возрастных и профессиональных групп: студентов, молодых специалистов, предпринимателей, пользователей персональных компьютеров,
руководителей.
Л.М. Хабаева (2002) исследовала влияние ценностных ориентаций на развитие профессиональной мотивации студентов вуза. Было продемонстририровано, что процесс развития профессиональной мотивации учебной деятельности студентов вуза, проявляющийся в усилении профессиональной направленности, профессионального интереса, в развитии профессиональных способностей, умений, навыков, профессионального самосознания, определяется рядом психолого-акмеологических особенностей: особенностями структурного строения потребностно-мотивационной сферы личности студентов: ценностными ориентациями, мотивационной направленностью процессов развития, личностно-профессиональными качествами, установками; акмеологическими факторами (социальными и психологическими) развития профессиональной мотивации; психологическими особенностями структуры профессионального самосознания, обусловленными в основном внутренними причинами, детерминирующими самостоятельную работу студента как субъекта учебной деятельности (высокий уровень саморегуляции, самоконтроля поведения, ответственности, организованности); осознанием студентами своих личностных, профессионально важных качеств, определяющих успех их будущей профессиональной деятельности; использованием адекватных акмеологическому знанию форм, методов и приемов профессионального обучения, активизирующих самостоятельную работу студентов, процессы саморазвития и самоактуализации.
А.Н. Иноземцева (2002) исследовала влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности. Было показано, что уровень психологической готовности студентов к профессиональной деятельности детерминирован состоянием её структурных компонентов, внутренних факторов: профессионального самосознания, ценностных ориентаций, профессионально важных качеств личности, профессиональной компетентности, осознания престижа профессии. Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности обусловлено качественными изменениями её структурных компонентов, происходящих на разных стадиях обучения в вузе. Профессиональное самосознание личности, являясь системообразующим фактором процесса профессионализации, обеспечивает при соответствующих условиях успешное формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.
Влияние оценочной деятельности преподавателя на развитие профессионального самосознания студентов колледжа изучала И.А. Потапова (2002). Выявлено, что педагогическое оценивание, характеризующееся стилевыми особенностями, оказывает дифференцирующее влияние на развитие профессионального самосознания студентов, что проявляется в неравномерности формирования компонентов профессионального самосознания студентов колледжа. Развитию профессионального самосознания студентов способствует оценочная деятельность педагогов, адекватная этапу профессионального обучения и психологическим особенностям студентов колледжа.
С.В. Филиппова (2004), исследовав психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионального самосознания молодых специалистов, показала, что изучение сущности психолого-акмеологического сопровождения развития профессионального самосознания молодого специалиста способствует построению комплексной стратегии для достижения высокого уровня профессионального мастерства. Моделирование процесса психолого-акмеологического сопровождения развития профессионального самосознания направленно на поддержание постоянной адекватности личностных стереотипов молодых специалистов. Процесс развития профессионального самосознания происходит на основе поэтапной технологии психолого-акмеологического сопровождения, составляющей акмео-логическую закономерность становления профессионального самосознания молодых специалистов. Профессиональное самосознание молодых специалистов имеет уровневый характер, и процесс его развития будет более эффективным, если психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионального самосознания выступит внутренней стратегией профессионального роста и достижения профессионального мастерства. Актуализация и оптимизация процесса актуализации саморазвития молодых специалистов, как
субъектов профессиональной деятельности невозможна без психолого-акмеологического сопровождения.
Проблемы оптимизации процесса развития профессионального самосознания предпринимателей исследовала Н.Б. Скрипникова (2004). Она показала, что профессиональное самосознание личности предпринимателя является важным условием развития профессионализма предпринимателя. Уровень развития профессионального самосознания предпринимателей определяется следующими акмеологическими факторами: профессиональной компетентностью, профессиональной направленностью, психологической культурой. Оптимизация процесса развития профессионального самосознания предпринимателей направлена на совершенствование их профессиональной деятельности и невозможна без психолого-акмеологического сопровождения, которое заключается в выборе, освоении и реализации предпринимателем форм и методов, обеспечивающих их личностно— профессиональное развитие.
Акмеологические условия и факторы развития профессионального самосознания пользователей персонального компьютера были исследованы И.А. Сорокиной (2004). Ею было доказано, что профессиональное самосознание оказывает дифференцированное влияние на эффективность профессиональной деятельности пользователей персонального компьютера. Развитие профессионального самосознания пользователей персонального компьютера зависит от: построения основ стратегии достижения личностных и профессиональных акме пользователей персонального компьютера; характера внутренней взаимосвязи и приоритета структурно-функциональных компонентов профессиональное самосознание пользователей персонального компьютера (мотивационно-целевого, когнитивного, эмоционального, операционального); акмеологических особенностей профессиональной деятельности пользователей персонального компьютера; использования разработанной акмеологической модели развития профессионального самосознания пользователей персонального компьютера. Оптимизация процесса развития профессионального самосознания пользователей персонального компьютера как субъектов профессиональной деятельности невозможна без психолого-акмеологичес-кого сопровождения, которое заключается в выборе, освоении и реализации пользователями персонального компьютера форм и методов оптимального развития профессионального самосознания.
С.В. Тарасенко (2004) было изучено влияние профессионального самосознания руководителя на эффективность принятия управленческих решений. Показано, что профессиональное самосознание дифференцированно влияет на эффективность принятия решения руководителем, что проявляется в неравномерности формирования управленческой культуры руководителя. Эффективности принятия управленческих решений способствует высокий уровень развития и приоритет функционального компонента профессионального самосознания руководителя. В зависимости от уровня развития профессионального самосознания можно различить следующие модели принятия решения руководителем: эффективная, адекватная, неадекватная. В зависимости от приоритета функционального компонента профессионального самосознания, можно выделить следующие модели принятия решения руководителем: интеллектуальная, интуитивная, алгоритмическая и творческая. Психолого-акмеологическое сопровождение деятельности руководителя по принятию эффективных управленческих решений с учетом уровня развития его профессионального самосознания способствует оптимизации управленческой деятельности.
В перспективе наших исследований мы выделяем пять линий.
Первая — это продолжение начатых исследований самого профессионального самосознания, уточнения его сущности, структуры, иерархии критериев и уровней развития. Интересно изучить не только объективные и субъективные, внешние и внутренние, общие, особенные и единичные факторы и условия развития ПС, но и биохимические, конституциональные, нейродинамические, психодинамические, социально психологические и другие факторы формирования ПС личности, как развивающей, так и взрослой.
Вторая линия — продолжение изучения ПС профессиональных сообществ, в частности, сотрудников МВД, педагогов средней и высшей школы, социальных работников
и др. Сравнительный анализ ПС профессиональных сообществ поможет выявить общее в развитии ПС для всех профессий и особенное для каждой отдельной специальности. В итоге можно создать атлас акмеологических моделей развития ПС специалистов различных профессиональных сфер.
Третья — исследование более ранних возрастных этапов развития ПС: младшего, среднего и старшего школьного возраста. Это важно, так как в последнее время многие психологи и акмеологи отмечают явления переходов психологических новообразований из более старшего возраста в более младший и, наоборот. Третья линия исследования ПС призвана обеспечить акмеологическую помощь развивающейся личности в достижении акме на каждом возрастном этапе, в построении эффективной личностно-ориентированной стратегии профессионального и жизненного пути человека как конкурентноспособного субъекта.
Четвертая линия н изучения ПС личности связана, на наш взгляд, с исследованием различных аспектов самости: активности, самоутверждения, самоактуализации, самосовершенствования, самоуправления, саморазвития и пр. Важно выяснить взаимосвязь и взаимозависимость ПС и перечисленных категорий самости. Итогом этого направления могут стать акмеологические технологии коррекции профессионального и жизненного пути личности.
Пятая линия представляется нам как сотворчество с другими научными школами в плане совместных исследований с целью выяснения механизмов и закономерностей взаимовлияния ПС и следующих акмеологических явлений и процессов: профессионального мастерства, аутокомпетентности, акмеологической культуры, потенциала личности, карьеры и пр. Выборкой для этих исследований могут быть как государственные служащие, так и другие профессиональные сообщества и группы. Для репрезентативности эти исследования можно провести в различных условиях, в том числе особенные и экстремальные.
Литература________________________________________________________________________________
1. Акмеологические основы профессионального самосознания личности: Учебное пособие / А.А. Деркач, О.В. Москаленко, В.А. Пятин, Е.В. Селезнева. — Астрахань, 2000.
2. Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. — М., 1997.
3. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие. Кн. 1-5. Кн.2. Акмеологические основы управленческой деятельности. — М., 2000.
4. Деркач А.А., Москаленко О.В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. — М., 1999.
5. Технологии развития профессионального самосознания личности: психолого-акмеологический практикум: Учебное пособие / А.А. Деркач, О.В. Москаленко, В.А. Пятин, Е.В. Селезнева. — Астрахань, 2000.
© Москаленко О. В., 2004
Н. В. Копылова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ДРУГИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
акономерности процесса формирования иноязычной компетентности и других профессионально значимых качеств личности будущего специалиста мы рассматриваем в русле акмеологической концепции гуманитарно-технологического развития [7]. В этой концепции развитие рассматривается как процесс социокультурных, личностных, профессиональных изменений субъекта деятельности во времени, которые согласуются с