3)подготовлены аналитические материалы по итогам работы по реализации программы;
4) разработан проект перспектив, путей и способов дальнейшего развития программы профессиональной ориентации (круглый стол).
Результаты внедрения проекта:
1) выполнение контрольных цифр приема МГСТ — 300 бюджетных мест (2013 г — 300 человек, 2014 г — подали заявление в приемную комиссию 350 человек). В 2015 г на 250 бюджетных мест подали заявление в приемную комиссию 315 человек;
2) конкурсный набор на профессии и специальности МГСТ (2014-2015 гг. — 3 человека на 1 место). Так, на 2014-2015 гг. это профессии и специальности «маркшейдерское дело», «открытые горные работы», «повар-кондитер», «машинист дорожных и строительных машин»;
3) увеличение количества обучающихся 9-11-х классов в школе «Ориентир» (2013 г. —
2 группы по 25 человек, 2014-2015 гг. —
3 группы по 25 человек);
4) осознанный выбор профессии и специальности абитуриентами при поступлении в МГСТ (отсев студентов в 2012 г. — 10 %, 2013 г. — 5 %, 2014-2015 гг. — 3 %);
5) создание Центра содействия трудоустройству выпускников и профориентации (2014 г.).
1. Балашова И. А. Профориентационная деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № 2. С. 48-65.
2. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры. Азбука профориентации. СПб. : Речь, 2006. 240 с.
3. Верин-Галицкий Д. Почему мужская профессия стала женской? // Народное образование. 2008. № 8. С. 139-143.
4. Кугушева Н. И. Метод проектов в профессиональной ориентации учащихся // Школа и производство. 2007. № 5. С. 9.
5. Мартина Н. Как помочь школьнику определиться с профессией? // Директор школы. 2007. № 10. С. 79-82.
6. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М. : Академия, 2005. 496 с.
7. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. М. : Генезис, 2005. 144 с.
8. Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. М. : Генезис, 2008. 208 с.
9. Черникова Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников : учеб.-метод. пособие. М. : Глобус, 2006. 256 с.
10. Чистякова С. Н., Родичев В. Ф. Профессиональное самоопределение. М. : ОИЦ «Академия», 2010. 176 с.
11. Шаповалов В. К. Консультирование по карьере : учеб. пособие. М. : Академический Проект, 2008. 282 с.
УДК/UDC 37.048.45-057.87 Н. В. Белослудцева
N. Belosludseva
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОНОГОРОДА
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE FORMATION OF THE STUDENT'S OF VOCATIONAL SCHOOL READINESS FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF ŒMPANY TOWN
Профессиональное самоопределение автор рассматривает как этап формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода. Представлен опыт профориента-ционной работы учреждения среднего профессионального образования.
The article examines the professional self-determination as a stage of formation readiness of vocational school students to professional
activity in the conditions of œmpany town. It describes the experience of a professional vocational school orientation.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, формирование готовности к профессиональной деятельности, моногород.
Keywords: professional self-determination, career guidance, formation of readiness for professional activity, œmpany town.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»
Современная социально-экономическая ситуация актуализировала проблемы формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности, особо остро проявляющиеся в моногородах. Основной целью учреждений профессионального образования является подготовка конкурентоспособного, мобильного специалиста, востребованного на рынке труда. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения обозначили профессиональные и общие компетенции как ожидаемый результат профессионального образования, обеспечивающий самостоятельность и ответственность за профессиональный выбор, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
А. Н. Маслова в своем диссертационном исследовании дает следующее определение: «моногород — относительно обособленная общность компактно проживающих людей, являющаяся частью макросистемы, представляющая особый тип социальной организации, который характеризуется системным единством города, градообразующего предприятия и мо-ноцентричным характером экономики, связанным с выполнением определенной общественно значимой функции в макросистеме» [7].
Формирование готовности к профессиональной деятельности начинается в школьные годы с профессионального самоопределения. Под готовностью к профессиональной деятельности мы понимаем динамическое целостное состояние личности как многокомпонентное системное образование, которое возникает при взаимодействии субъекта труда с объектом труда. Профессиональное самоопределение — внутреннее свойство личности, обеспечивающее избирательное отношение к профессии на основе отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
В отечественной педагогике и психологии исследование проблем профессионального самоопределения имеет различные направления. Психологическая характеристика профессиональной деятельности представлена в работах Е. А. Климова. П. А. Шавир разработал структуру и факторы профессионального самоопределения. Вопросы преемственности трудовой и профессиональной подготовки молодежи на всех этапах обучения получили обоснование в трудах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Н. Э. Касаткиной, В. Д. Симоненко и др.
Формы организации, задачи, основные принципы и методы подготовки молодежи к выбору профессии определены в работах В. И. Журавлева, Н. Н. Захарова, А. Д. Сазонова, С. Н. Чистяковой и др. Разработкой структуры профессиональной готовности, содержания компонентов и закономерностей формирования занимались Ю. К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, А. М. Новиков, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.
С позиции современного подхода, описанного С. Н. Чистяковой, профессиональное самоопределение — интегральное свойство личности, обусловленное наличием внутренних мотивов, интересов и склонностей, достаточных для выбора определенного вида профессиональной деятельности, при наличии адекватной оценки старшеклассниками своих способностей и возможностей приобретения избранной профессии, элементарных профессиональных умений.
Профессиональное самоопределение является первым этапом формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода. Как упоминалось выше, профессиональное самоопределение начинает формироваться в школьном возрасте, хотя в настоящее время встречается опыт работы по профориентации и в дошкольных учреждениях. Но мы полагаем, что профессиональное самоопределение приобретает более осознанный и самостоятельный характер все же в школьном возрасте. Поскольку личность старшеклассника подвержена влиянию со стороны окружающих и мотивы недостаточно устойчивы, что подтверждается многочисленными исследованиями, то в период профессионального самоопределения обучающийся нуждается в качественной профориентационной работе.
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль — создание условий для психолого-педагогической поддержки студентов в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации к условиям рынка труда.
Каждый год вновь поступившие в ГПОУ «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» студенты проходят анкетирование на выявление осознанного выбора профессии/специальности. Анкетирование показывает, что около 80 % респондентов выбор профессии
осуществляют самостоятельно и осознанно, но в то же время 20 % из них отмечают спонтанность выбора, за компанию вместе с друзьями или по рекомендациям друзей и родителей. Впоследствии они и составляют группу студентов, отчислившихся по различным причинам.
Социально-экономическая ситуация в Ленинск-Кузнецком городском округе, который относится к моногородам, влияет на выбор обучающимися дальнейшей траектории профессионального обучения. Многие из них выбирают профессии, связанные с угольной промышленностью. Федеральная программа поддержки моногородов предполагает расширение сети торговых предприятий; организацию общественного питания, обслуживания и ремонта автомобильного транспорта; развитие информационных услуг, строительства. Повышается потребность в специалистах, работающих в этих сферах. Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум реализует 15 направлений подготовки, является единственной многопрофильной образовательной организацией в городе и готов ответить на этот запрос.
Для повышения степени ознакомления обучающихся общеобразовательных организаций с профессиями, востребованными в регионе, в том числе реализуемыми техникумом, нами разработана система профориентацион-ных мероприятий для обучающихся 9-х классов школ города и района, которая апробирована в рамках экспериментальной деятельности.
Мероприятия под общим названием «Мы работаем для вас!» по профессиям и специальностям техникума в виде театральных постановок формируют у школьников представления о профессии или специальности, по которым обучают в техникуме, знакомят с общими и профессиональными компетенциями, способствуют формированию культуры общения и внешнего вида, эстетического вкуса. Также в данную систему включены профориентаци-онные мастер-классы, разработаны рекомендации по их проведению. Особенностью проф-ориентационных мастер-классов является то, что они проводятся для слушателей, не имеющих в этой области теоретических знаний и опыта работы. Во время мастер-класса специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает элементы технологического (производственного) процесса и, соответственно, способствует формированию представления о содержании конкретной профессии или специальности.
Одним из главных и перспективных направлений стало проведение профессиональных проб, в ходе которых обучающиеся получают базовые сведения о видах профессиональной деятельности и осваивают практические приемы. Разработаны программы профессиональных проб по трем профессиям техникума. Ежегодно более 50 школьников проходят профессиональные пробы на базе техникума, 90 % из них поступают по выбранной профессии или специальности.
Система профессионального самоопределения позволила вывести на качественно новый уровень каждое мероприятие с потенциальными абитуриентами. Педагогами техникума используются только активные формы проведения мероприятий. Например, игра «Лабиринт профессий» расширяет знания обучающихся о мире профессионального труда, повышает их информационную и коммуникационную компетентность. Игра «Остров сокровищ» способствует формированию у обучающихся качеств и умений, которые помогут в осознанном выборе профессии, в развитии творческих способностей, культуры межличностного общения. Олимпиада «Абитуриент» нацеливает обучающихся 9-х классов на ответственное отношение к изучению математики как основы дальнейшей профессиональной деятельности и через профессионально направленные задания ориентирует на профессии техникума.
Представители техникума принимают активное участие в неделях профориентации «Профессиональная среда», «Профессиональный компас» и других мероприятиях, проводимых в городе и области с целью расширения представлений обучающихся о мире профессий и их особенностях; оказания помощи обучающимся в оценке своих способностей и возможностей в соответствии с требованиями профессиональной деятельности; воспитания чувства ответственности за свой профессиональный выбор; знакомства обучающихся и их родителей с вопросами самоопределения, дальнейшего профессионального обучения и трудоустройства; информирования обучающихся и их родителей о ситуации на рынках труда и образовательных услуг техникума.
Таким образом, профессиональное самоопределение обучающихся общеобразовательных организаций города рассматривается нами как один из этапов и необходимых условий формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»
1. Атутов П. Р. Политехническое образование. Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. 76 с.
2. Батышев С. Я. Производственная педагогика: учебник для работников, занимающихся проф. обучением рабочих на производстве. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1984. 672 с.
3. Журавлев В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов н/Д.: Изд. Рост. ун-та, 1972. 199 с.
4. Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. 195 с.
5. Касаткина Н. Э., Филаткина Е. В. Профессиональная подготовка социальных работников в условиях непрерывного образования // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 160-165.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.
7. Маслова А. Н. Влияние внешнеэкономической деятельности градообразующих предприятий на современное развитие моногородов России: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. М., 2009. 196 с.
8. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Изд. 2-е, стер. М.: ЭГВЕС, 2013. 286 с.
9. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. -URL: http://www.rg.ru/201 2/12/30/obrazovanie-dok.html.
10. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие для студентов/под ред. А. Д. Сазонова. М.: Просвещение, 1988. 233 с.
11. Самородский П. С., Симоненко В. Д. Методика профессионального обучения: учеб.-метод. пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обу-чение»/под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГУ, 2002. 90 с.
12. Чистякова С. Н. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007. 92 с.
13. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Ключевая проблема общего среднего и профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 7. С. 10-14.
14. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.
УДК/UDC 37.048.4-057.87
Е. В. Васильева E. Vasilyeva
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ STUDENTS' PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT
В статье рассматриваются профессиональное и личностное становление индивидуума в процессе развития, влияние на профессиональное становление личности внешней среды, а также интеграция обучающегося в профессиональную структуру общества с учетом особенностей личностного развития.
This article discusses the professional and personal formation of the individual in the process of their development, the impact on the professional development of the personality of the environment. The article also depicts the student's integration in the professional structure of society, taking into account the features of personal development learning.
Ключевые слова: личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, профессия.
Keywords: personal self-determination, professional self-determination, profession.
Россия сегодня представляет собой постиндустриальное общество, которое предпо-
лагает постоянное, непрерывное социальное и профессиональное самоопределение. Человек с самого рождения постепенно выстраивает систему общих и профессиональных компетенций для освоения социальных ролей. Данный процесс строится на основании личных особенностей и индивидуальных потребностей человека.
При выборе профессии человек не только выбирает способ существования, но и соотносит его с жизненными ценностями. Современное общество призывает человека быть мобильным, адаптивным, коммуникабельным, стрессоустойчивым, уметь быстро обрабатывать информацию и учиться обладать определенным набором профессиональных навыков и опыта, образующего соответствующие компетенции. Данные качества приобретаются личностью в процессе всей жизни и, чаще всего, самостоятельно. В настоящее время премьер-министр РФ Д. А. Медведев, выступая на инвестиционном форуме в городе Сочи, предупредил россиян о возможной необходи-