Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение молодежи как фактор подготовки компетентного специалиста'

Профессиональное самоопределение молодежи как фактор подготовки компетентного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF COLLEGE ENTRANTS / PROFESSIONAL ORIENTATION OF ENTRANTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ АБИТУРИЕНТОВ КОЛЛЕДЖА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ АБИТУРИЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толканюк Зинаида Александровна

Как раньше, так и сейчас выпускники школ сталкиваются с проблемой профессионального самоопределения. Для того чтобы молодые люди могли выстроить свою профессиональную траекторию, они прежде всего должны сделать осознанный выбор профессии (специальности). У студентов учреждений среднего профессионального образования должна быть сформирована такая компетенция, как планирование и реализация собственного профессионального и личностного развития. В статье представлены результаты изучения особенностей профессионального самоопределения молодежи как фактора подготовки компетентного специалиста на примере колледжа. Работа проводилась на базе государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации «Магнитогорского технологического колледжа имени В.П. Омельченко». В ней приняли участие абитуриенты, студенты, обучающиеся по различным направлениям подготовки. В результате проведенного исследования было установлено, что у студентов, имеющих не сформированное профессиональное самоопределение, нет мотивации на получение профессии, поэтому они испытывают трудности с выстраиванием своей профессиональной траектории. В статье представлены фрагменты опыта работы по профессиональной ориентации абитуриентов в колледже, организуемой педагогом-психологом, преподавателями, мастерами производственного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толканюк Зинаида Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH AS A FACTOR OF TRAINING OF A COMPETENT SPECIALIST

As before, and now school graduates are faced with the problem of professional self-determination. In order for young people to build their professional trajectory, they must first make an informed choice of profession (specialty). Students of secondary vocational education institutions should have such competence as planning and implementation of their own professional and personal development. The article presents the results of studying the features of professional self-determination of young people as a factor of training a competent specialist on the example of College. The work was carried out on the basis of the state budgetary institution of professional educational organization "Magnitogorsk technological College named after V. p. Omelchenko". It was attended by entrants, students studying in various fields of training. As a result of the study it was found that students who have not formed professional self-determination, there is no motivation to get a profession, so they have difficulties with building their professional trajectory. The article presents fragments of work experience on vocational guidance of students in College, organized by the teacher-psychologist, teachers, masters of industrial training.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение молодежи как фактор подготовки компетентного специалиста»

педагогически науки

Толканюк Зинаида Александровна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ...

UDC 377.5

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА

© 2019

Толканюк Зинаида Александровна, заместитель директора по учебной работе Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко (455038, Россия, Магнитогорск, ул. Сталеваров, д.11, e-mail: tza_79@mail.ru)

Аннотация. Как раньше, так и сейчас выпускники школ сталкиваются с проблемой профессионального самоопределения. Для того чтобы молодые люди могли выстроить свою профессиональную траекторию, они прежде всего должны сделать осознанный выбор профессии (специальности). У студентов учреждений среднего профессионального образования должна быть сформирована такая компетенция, как планирование и реализация собственного профессионального и личностного развития. В статье представлены результаты изучения особенностей профессионального самоопределения молодежи как фактора подготовки компетентного специалиста на примере колледжа. Работа проводилась на базе государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации «Магнитогорского технологического колледжа имени В.П. Омельченко». В ней приняли участие абитуриенты, студенты, обучающиеся по различным направлениям подготовки. В результате проведенного исследования было установлено, что у студентов, имеющих не сформированное профессиональное самоопределение, нет мотивации на получение профессии, поэтому они испытывают трудности с выстраиванием своей профессиональной траектории. В статье представлены фрагменты опыта работы по профессиональной ориентации абитуриентов в колледже, организуемой педагогом-психологом, преподавателями, мастерами производственного обучения.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, профессиональное самоопределение абитуриентов колледжа, профессиональная ориентация абитуриентов учреждений среднего профессионального образования.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH AS A FACTOR OF TRAINING OF A COMPETENT SPECIALIST

© 2019

Tolkanuk Zinaida Aleksandrovna, Deputy Director on educational work

Magnitogorsk Technological College V. P. Omelchenko (455038, Russia, Magnitogorsk, Stalevarov street, 11, e-mail: tza_79@mail.ru)

Abstract. As before, and now school graduates are faced with the problem of professional self-determination. In order for young people to build their professional trajectory, they must first make an informed choice of profession (specialty). Students of secondary vocational education institutions should have such competence as planning and implementation of their own professional and personal development. The article presents the results of studying the features of professional self-determination of young people as a factor of training a competent specialist on the example of College. The work was carried out on the basis of the state budgetary institution of professional educational organization "Magnitogorsk technological College named after V. p. Omelchenko". It was attended by entrants, students studying in various fields of training. As a result of the study it was found that students who have not formed professional self-determination, there is no motivation to get a profession, so they have difficulties with building their professional trajectory. The article presents fragments of work experience on vocational guidance of students in College, organized by the teacher-psychologist, teachers, masters of industrial training.

Keywords: self-determination, professional self-determination, professional self-determination of College entrants, professional orientation of entrants of secondary vocational education institutions.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В настоящее время в России более 30% выручки от реализации товаров и услуг, по данным Росстата [1], приходится на субъекты малого и среднего предпринимательства. При этом, индивидуальные предприниматели, как субъекты малого и среднего предпринимательства, занимаю на рынке нишу в 63,9%.

В крупных промышленных моногородах, таких как город Магнитогорск Челябинской области, где основная часть работоспособного населения осуществляет свою трудовую деятельность на градообразующем предприятии, сфера услуг является вторым по значимости направлением для создания рабочих мест.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Для того чтобы выпускник школы мог выстроить свою профессиональную траекторию, он прежде всего должен сделать осознанный выбор профессии (специальности), чему способствует развитие его профессионального самоопределения.

Сегодня психологи все больше связывают процессы профессионального самоопределения с личностным самоопределением и выбором социального и профессионального образа жизни, который должен соотноситься жизненными ценностями. Наиболее известны в данной области работы Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова.

Вопросами профессионального самоопределения молодежи и профессиональной ориентации в условиях учреждений среднего (ранее начального) профессионального образования занимались О.А. Андриенко [2, 3], С.Я. Батышев [4], И.Ю.Жданкина [5], Э.Ф. Зеер [6], Р.И. Платонова, В.Н. Антонова [7], Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистяков [8] и др. [9-11].

Э.Ф. Зеер считает, что самоопределение выступает важным фактором самореализации индивида в конкретной профессии [6].

Е.А. Климов определяет профессиональное самоопределение как качество психического развития человека, в течение жизни которого формируется отношение к труду, складывается представление о своих возможностях, профессиях, выделяются предпочтения. Важнейшей составляющей в самоопределении выступает формирование самосознания [12].

«Профессиональную ориентацию понимают как:

1) ознакомление юношей и девушек, еще не сделавших свой выбор, с миром профессий;

2) работу со студентами в учреждении профессионального образования, направленную на раскрытие особенностей предстоящей деятельности, оптимальных способов приобщения к выбранной профессии и т.д.» [13, с. 46]

Е.А. Климов отмечает два уровня в профессиональном самоопределении:

1) гностический (перестройка самосознания и сознания);

2) практический (изменения в социальном статусе

Tolkanuk Zinaida Aleksandrovna pedagogical

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION ... sciences

человека) [12].

Н.С. Пряжников предложил свою модель самоопределения, включающую в себя компоненты, ориентированные на личностные ценности, прогнозирование престижности выбранной профессии, поиска информации о ней и соотнесение с собственными возможностями в реализации цели ее получения и возможных трудностях при ее освоении [12].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью работы явилось изучение особенностей профессионального самоопределения молодежи как фактора подготовки компетентного специалиста на примере колледжа.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Работа проводилась на базе Магнитогорского технологического колледжа имени В.П. Омельченко. В нем приняло участие студенты, обучающиеся по различным направлениям подготовки.

ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко», осуществляя подготовку специалистов для сферы услуг и являясь основным поставщиком кадров для предприятий малого и среднего бизнеса города и области, важнейшим критерием подготовки конкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста считает осознанность выбора профессии абитуриента.

Проведенное в 2016 году анкетирование 611 абитуриентов колледжа показало, что лишь 11% юношей и девушек подали заявления о приеме на профессии или специальности, о которых имеют представление в целом и могут вытроить свою профессиональную траекторию на ближайшие 5 лет после окончания колледжа. 5% абитуриентов выбрали направления, которые всегда востребованы и могут обеспечить стабильный доход, 28% абитуриентов пришли по рекомендации друзей и знакомых, рекламе в средствах массовой информации, остальные 56% - молодые люди, поступающие в колледж по настоянию родителей (законных представителей) и имеющие представление о будущей трудовой деятельности с их слов.

Проведенное в этом же году исследование причин отчисления студентов, показало, что основной причиной является ошибочно выбранная профессия (специальность) - 57,5%. При этом 7,5% из отчисленных перевелись в профессиональные образовательные организации отличного от колледжа профиля подготовки, 28,8% студентов были отчислены за неуспеваемость, которая стала результатом отсутствия мотивации к получению избранной профессии (специальности), остальные 63,7% были отчислены по инициативе обучающихся и родителей (законных представителей) в связи со сменой места жительства, трудоустройством на места с полной занятостью, призывом на военную службу.

При этом только двое из отчисленных студентов при поступлении свой выбор остановили на всегда востребованных направлениях подготовки, остальные студенты поступали по рекомендации друзей или по настоянию родителей (законных представителей).

Данные результаты, а также наблюдение за студентами в процессе обучения, профессиональной, общественной и социальной жизни колледжа показывают, что осознанность выбора профессии (специальности) у выпускников школ влияет на уровень их мотивации к изучению выбранной профессии (специальности), качество подготовки студентов, развитие их профессиональной траектории, а значит и качество подготовки выпускников.

В процессе своей деятельности колледж выбрал два направления профессионального самоопределения - для предполагаемых абитуриентов и для будущих выпускников.

Для абитуриентов профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отно-58

шения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей [14].

Для студентов профессиональное самоопределение -состояние готовности выпускников к реальному и осознанному выбору профессии [15].

В рамках деятельности по первому направлению педагогами колледжа осуществляется плановая работа по формированию профессионального самоопределения через:

1) профессиональное просвещение:

информирование школьников о реализуемых в колледже профессиях и специальностях, работодателях и социальных партнерах по каждому направлению подготовки, местах прохождения учебной и производственной практике, трудоустройстве, вариантах профессиональной траектории, перспективах и возможностях развития профессии (5-6 классы), экскурсии, дни открытых дверей, проводимые для всех желающих, включая родителей (законных представителей);

2) профессиональная диагностика:

психолого-педагогические диагностики, тренинги,

анкетирование и оценка полученных результатов, проводимые педагогом-психологом колледжа совместно с психологом школы (7-8 классы);

3) профессиональный отбор:

профессиональные пробы, проводимые в лабораториях и учебно-производственных комплексах колледжа ведущими педагогами по каждому направлению подготовки и студентами выпускных курсов (9 класс).

Представленные мероприятия легли в основу разработанной в колледже программы профессионального ориентирования школьников на базе созданного центра допрофессиональной подготовки «Навигатор» [16].

Результатом реализации данной программы стал:

1) рост числа абитуриентов, осознанно выбравших профессию (специальность) (таблица 1).

Таблица 1 - Сводная таблица результатов анкетирования абитуриентов

Критерий анкетирования Прием на 1 Kvpc

2016 год 2017 год 2018 год

Осознанный выбор профессии (специальности) 11% 22% 41%

Выбор востребованных на рынке труда профессий (специальностей) 5% 9% 11%

Выбор профессии (специальности) по рекомендации или рекламе Б СМИ 28% 22% 17%

Выбор профессии (специальности) по настоянию родителей (законных представителей) 56% 47% 31%

2) снижение количества отчисленных студентов по причине ошибочно выбранной профессии (специальности) (таблица 2).

Таблица 2 - Сводная таблица результатов анализа причин отчислений студентов

Критерий отчислений 2016 год 2017 год 2018 год

Ошибочно выбранная профессия (специальность), в том числе: 57,5% 52,6% 50,4%

перевод в другие ПОО 7,5% 6,6% 53%

невыполнение учетного плана 28.5% 223% 20,4%

инициатива обучающихся и родителей (законных предст авит ел ей) 63,7% 71,1% 74^%

Данные сводных таблиц, представленные в динамике на рисунке 1, позволяют сделать вывод о том, что чем выше осознанность выбора будущей профессии (специальности) у абитуриента, тем больше вероятность успешного окончания им колледжа.

С целью реализации профессионального самоопределения студентов, повышения уровня мотивации к освоению выбранной профессии (специальности), формирования профессиональных компетенций, студенты колледжа ежегодно принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства, чемпионатах «Молодые профессионалы» различного уровня, а также в качестве независимой оценки качества подготовки выпускников.

Результаты участия студентов в конкурсах профессионального мастерства, чемпионатах выглядят следующим образом:_

Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 2(4)

педагогически науки

Толканюк Зинаида Александровна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ...

1. IV региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WoridskШsRussia) Южный Урал (г. Магнитогорск): 2016 год - I место, II место; 2017 год - I место, II место, III место.

2. IV региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WoridskШsRussia) вне конкурса 2017 (г. Ярославль): 2017 год - I место.

3. Конкурс профессионального мастерства «Осенний марафон»: 2017 год - II место.

4. Региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс Южный Урал»: 2017 год - III место.

5. Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс»: 2017 год - I место, II место

6. V региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldskillsRussia) Южный Урал (г. Челябинск): 2017 год - I место, I место, III место, III место.

7. Международный отборочный чемпионат «Молодые профессионалы» (WoridskШsRussia) Уральского федерального округа: 2016 год -1 место.

2016 год

2017 год

2018 год

нии старшеклассников с разным уровнем самооценки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-18.

4. Профессиональная педагогика /Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. М.: Изд-во ЭГВЕС, 2009. 456 с.

5. Жданкина И.Ю. Роль профессиональной ориентации на этапе профессионального самоопределения студентов выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 10-13.

6. Зеер Э.Ф. ПавловаА.М., СадовниковаН.О. Профориентология: теория и практика. М.: Академический проспект: Фонд «Мир», 2008.192 с.

7. Платонова Р.И., Антонова В.Н. Педагогическая поддержка учащихся в профессиональном самоопределении //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 25-29.

8. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональная ориентация: система и новые рубежи //Профессиональное образование. 2012. № 12. С. 20-24.

9. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 100-102.

10. Разуваев С.Г., Разуваев И.С. Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 99-102.

11. Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 253-256.

12. Профессиональное самоопределение. URL: http://psihomed. com/professionalnoe-samoopredelenie/ (дата обращения: 25.03.2019).

13. Андриенко О.А. Профессиональная ориентация абитуриентов в условиях колледжа //Перспективы науки. 2018. № 1 (100). С. 46-49.

14. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

15. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. 432 с.

16. Андриенко О.А., Безенкова Т.А. Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста //Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 26-32.

я Осознанный выбор профессии (специальности)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Отчисление по причине ошибочно выбранной профессии (специальное™)

Рисунок 1 - Динамика отчислений студентов в разрезе осознанности выбранной профессии (специальности)

Таким образом, привлечение студентов к мероприятиям профессиональной направленности позволяет не только повысить мотивацию у юношей и девушек, но и уже начиная со второго курса, выстраивать им свою профессиональную траекторию.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В результате проведенного исследования, было выявлено, что студенты, у которых не сформировано профессиональное самоопределение, не мотивированы на получение профессии, а значит, не могут выстроить свою профессиональную траекторию. В процессе получения профессионального образования они, как правило, меняют несколько образовательных организаций в поиске профессии (специальности), трудовая деятельность в рамках которой, будет соответствовать их интересам, способностям, наклонностям, талантам.

На наш взгляд, для повышения уровня успешности студентов-выпускников в профессиональной деятельности большую роль играет уровень сформированности профессионального самоопределения, развитие которого можно начинать с детского сада. Чем более ранним будет начало формирования, чем более продолжительным будет его период, тем больше вероятность безошибочного профессионального выбора абитуриентами при поступлении в образовательной учреждение, а значит и более успешное выстраивание ими своей профессиональной траектории в течение всей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.03.2019).

2. Андриенко О.А. Особенности профессионального самоопределения обучающихся старших классов средних общеобразовательных школ //Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 124-128.

3. Андриенко О.А. К вопросу о профессиональном самоопределе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.