УДК 377 ББК 74.560 К 19
А.Е. Канакова
Соискатель кафедры общей педагогики Нижегородского государственного педагогического университета; E-mail: annkanakova@yandex. ru
Ф.В. Повшедная
Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Нижегородского государственного педагогического университета; м. т. 8-903-060-85-35
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО
ЗВЕНА
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы (констатирующий этап) по изучению исходного уровня профессионального самоопределения студентов, будущих специалистов среднего звена, дано авторское определение понятия «профессиональное самоопределение», раскрыты мотивы профессионального выбора студентов-первокурсников.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор,
подростковый период, ранняя юность.
A.E. Kanakova
Competitor for Candidate degree of the General Pedagogy Department of the Nizhniy Novgorod State Pedagogical University; E-mail: annkanakova@yandex. ru
F.V. Povshednaya
Doctor of Pedagogy, Professor of the General Pedagogy Department of the Nizhniy Novgorod State Pedagogical University; mob. ph. 8-903-060-85-35
STUDENTS’ PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN SYSTEM OF VERSATILE TRAINING OF THE AVERAGE LINK EXPERTS
Abstract. The paper reports on the results of experimental work (an ascertaining stage) on studying the initial level of professional self-determination of students, the future average link experts. The authors give a definition of concept “professional self-determination” and disclose motives of a professional choice of first-year students.
Keywords: professional self-determination, a professional choice, the teenage period, an early youth.
В современных условиях подготовка специалистов среднего профессионального образования является одной из приоритетных в социально-экономической политике государства. Исходя из этого, мы, исследуя проблему профессионального самоопределения студентов СПО, рассматриваем ее как важнейший фактор, влияющий на успешность обучения и дальнейшего профессионального роста человека. Профессиональное самоопределение понимается современными исследователями (Н.С. Пряжников) не как окончательный выбор профессии, а как длительный процесс поиска и нахождения личностного смысла в профессии. Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова рассматривают профессиональное самоопределение как «самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации»[1, с. 176]. Профессиональное самоопределение будущего специалиста мы определяем как «сложный, целостный,
личностно-ориентированный процесс, направленный на формирование индивидуальной позиции, и как результат выбора и проектирования собственной профессиональной деятельности и самореализации в ней» [2, с. 66].
Профессиональное самоопределение является важнейшим новообразованием подросткового периода и ранней юности, что отмечается целым рядом исследователей психолого-физиологических характеристик человека (Л.И. Божович, И.С. Кон, П.А. Шавир,
В.И. Шаповаленко, Д.И. Фельдштейн и др.). Начальный этап профессионального самоопределения, по мнению Е.А. Климова, А.Я. Найна, Н.С. Пряжникова, Г.Н. Серикова,
В.Ф. Сафина и др., определяется интересом к той или иной сфере профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение подростков проявляется в осознании необходимости трудиться, развивать свои склонности к определенным видам трудовой деятельности, определить для себя реальные возможности выбора сферы профессиональной деятельности, знать и понимать функции, выполняемые специалистами той или иной профессии, учитывать меру тех усилий, которые необходимо затратить молодому человеку, чтобы стать специалистом.
В 15-16 лет многие подростки делают свой профессиональный выбор, уходят из школы в техникумы, колледжи или ПТУ И если даже для выпускников школы проблема выбора профессии нередко решается наспех, ситуативно, случайно, то выбор, сделанный в более раннем возрасте на начальном этапе профессионального самоопределения, еще более неоднозначен. Как справедливо отмечает Л.И. Божович, «выбор профессии в подростковом возрасте может оказаться психологически даже не выбором, а актом подражания товарищам, родителям или решением, принятым под непосредственным влиянием внешних обстоятельств или случайно возникшего интереса» [3, с. 368]. Подобную точку зрения на сложную ситуацию с выбором профессии в подростковом возрасте высказывает И.С. Кон: «Хотя раннее и твердое самоопределение обычно считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание и внешний престиж профессиональной деятельности, не замечая других ее аспектов... Категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний»[4, с. 200].
Исследование, проведенное на базе Нижегородского колледжа экономики, статистики и права (Нижегородский филиал МЭСИ), выявило определенные проблемы в профессиональном самоопределении студентов 1 курса специальностей: «Экономика и бухгалтерский учет», «Менеджмент» и «Право и социальное обеспечение» (81 студент). Анализ таких существенных характеристик процесса профессионального самоопределения, как информированность учащегося, сформированность общественно-значимых мотивов выбора профессии, наличие перспективных профессиональных намерений, осознанность и самостоятельность выбора, отношение к учебной деятельности в профессиональном учебном заведении, показал, что профессиональная ориентация в условиях современной школы практически не влияет на выбор профессии учениками, а в отдельных случаях вообще не проводится. Особенно остро эта проблема стоит перед выпускниками 9 классов. Если на профессиональный выбор учащихся повлияли семья (51,8%), друзья 25, 9%, то влияние школы незначительно (4,9%). Семья, безусловно, является важнейшим фактором, влияющим на выбор профессии, однако, как показали результаты проведенного исследования, она не может решить всех проблем профессионального выбора ребенка. Семья в большинстве случаев не в состоянии предоставить качественное педагогическое, психологическое и информационное сопровождение процесса его профессионального самоопределения. Отсутствие анализа своих «хочу, могу, имею, требую» (В.Ф. Сафин), недостаток достоверной информации о структуре, условиях профессиональной деятельности зачастую приводят к неадекватному восприятию профессии оптантом.
Анализ анкетирования позволил выявить самостоятельность принятия решения
учащимися с учетом советов родителей (обращался к ним за советом, но окончательное решение принял сам - 56,7%). Осознанность и самостоятельность проявляются и в том, что 49,3% студентов самостоятельно узнавали информацию о колледже и самостоятельно подавали документы в колледж, 25,9% обратились к родителям за поддержкой и попросили пойти в колледж вместе. Только 6,1% студентов ответили, что инициатива полностью исходила от родителей.
Исследование мотивов профессионального выбора показало, что у определенной части студентов они носят ситуативный характер:
- учились или учатся друзья - 23,5%;
- близость к дому - 19,7%;
- по желанию родителей - 11,1%;
- все равно где учиться, лишь бы получить диплом - 9,8%.
Вместе с тем интерес к профессии отмечают большинство учащихся - 61,7%. На наш взгляд, это связано с тем, что у студентов первого курса достаточно полно сформирована потребность в труде как таковом. На вопрос о причинах выбора СПО в качестве варианта получения образования 51,8% опрошенных первокурсников указали, что как можно скорее хотели бы начать работать по выбранной специальности. Однако уверены в правильности сделанного выбора 57,9%. Определенные сомнения испытывают 24% студентов, считая, что на 1 курсе еще рано делать однозначные выводы. Не задумываются над данным вопросом 9,6% опрошенных студентов. 8,5% первокурсников считают, что выбранная профессия им не подходит.
Проведенное исследование позволило выявить тесную взаимосвязь между учебной деятельностью и профессиональным самоопределением студентов. Большая часть студентов-первокурсников проявляет интерес к учебной деятельности, 76,6% студентов учатся серьезно и с удовольствием. Значительное влияние на процесс формирования профессионального самоопределения и на положительное отношение к учебному процессу в целом оказывает учебная дисциплина «Введение в специальность». Подавляющее большинство студентов отметили, что знания, полученные ими в процессе изучения курса «Введение в специальность», убедили их в правильности выбора профессии. Два человека в группе окончательно поняли ошибочность своего выбора. Однако о специфике выбранной профессии студенты не получили достаточно адекватного представления даже после изучения курса «Введение в специальность». Так, студенты первого курса специальности «Менеджмент» испытывают реальные трудности при ответе на вопрос о функциональных обязанностях менеджера, о документах, с которыми предстоит работать. Более 60 % студентов даже не попытались ответить на данные вопросы. Те, кто решился проанализировать будущую деятельность, давали весьма примитивные, расплывчатые и не всегда адекватные ответы: качественно выполнять свою работу, вовремя приходить на работу, руководить организацией, заменять руководство, работать с документами, работать на компьютере и т.д. Только 42% студентов-менеджеров целостно охарактеризовали личностные и профессиональные качества специалиста выбранной профессии: общительный,
ответственный, уверенный в себе, умеющий убеждать, решительный, пунктуальный, владеющий не только профессиональными экономическими знаниями, иностранным языком, компьютером, но и понимающий психологию людей. Аналогичная ситуация с описанием функциональных обязанностей, основных документов и ПВК складывается и на специальности «Право и социальное обеспечение». Несколько лучше информированы студенты специальности «Экономика и бухгалтерский учет», так как программа курса имеет большую практическую направленность.
Таким образом, исследование показало, что на начальном этапе обучения в колледже в целом для студентов характерно оптимистичное отношение к своему профессиональному будущему в выбранной сфере деятельности, что позволяет прогнозировать положительную динамику развития процесса профессионального самоопределения при соответствующих педагогических условиях, которые сегодня создаются педагогическим коллективом колледжа.
1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2008. 192 с.
2. Повшедная Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя: монография. Н. Новгород: НІНУ, 2002. 166 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 435 с.
4. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 254 с.