PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE SOCIAL WORKERS: SOCIAL-PEDAGOGICAL ASPECT. The article is dedicated to a theoretical analysis of a problem of professional self-determination of future social workers. The subject of study is a comparison of the specifics of professional self-determination among students working in the field of social work and students not engaged in professional activities in the chosen specialty. The urgency of the stated problem lies in the fact that the professional environment is an important factor in professional self-determination, therefore, the study of its features among students engaged in professional activities can help to overcome the difficulties that accompany the development of a professional in the field of social work. On the other hand, the study of the specifics of professional self-determination among students engaged in professional activities will make it possible to determine the socio-pedagogical aspect of the problem and to identify the possibilities for its effective solution. The article analyzes the main approaches to professional self-determination, studies its features among students, future social workers, and gives a comparative description of professional self-determination of students working and not working in their chosen profession.
Key words: social work, professional self-determination, future social workers, combination of professional and educational activities, social and pedagogical aspect.
В.В. Заеражное, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы, сервиса и туризма, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет, Арзамасский филиал, г. Арзамас, E-mail: zavr [email protected]
М.А. Ретюнских, студентка 2 курса, психолого-педагогического факультета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет, Арзамасский филиал, г. Арзамас, E-mail: zavr [email protected]
Г.В. Захаров, студент 3 курса, психолого-педагогического факультета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет, Арзамасский филиал г. Арзамас, E-mail: zavr [email protected]
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы профессионального самоопределения будущих социальных работников. Предметом изучения является сравнение специфики профессионального самоопределения у студентов, работающих в сфере социальной работы и студентов, не осуществляющих профессиональную деятельность по выбранной специальности. Актуальность заявленной проблемы заключается в том, что профессиональная среда является важным фактором профессионального самоопределения, следовательно, исследование его особенностей у студентов, осуществляющих профессиональную деятельность, может помочь в преодолении затруднений, сопровождающих становление профессионала в области социальной работы. С другой стороны изучение специфики профессионального самоопределения у студентов, занимающихся профессиональной деятельностью, позволит определить социально-педагогический аспект проблемы и выявить возможности её эффективного решения. В статье проанализированы основные подходы к профессиональному самоопределению, изучены его особенности у студентов - будущих социальных работников и дана сравнительная характеристика профессионального самоопределения студентов работающих и не работающих по избранной профессии.
Ключевые слова: социальная работа, профессиональное самоопределение, будущие социальные работники, совмещение профессиональной и учебной деятельности, социально-педагогический аспект.
Профессиональное самоопределение на протяжении длительного времени остается предметом научного интереса множества различных дисциплин. Актуальность исследований, связанных с этим феноменом, обуславливается значимостью профессионального самоопределения для отдельной личности и необходимостью оказания ей помощи для успешного выбора профессии. Профессиональное самоопределение - достаточно сложное явление, поэтому и подходы к определению его сущности отличаются многообразием. Профессиональное самоопределение может быть понято и как результат выбора сферы профессиональной деятельности, и как процесс осознания себя и своих возможностей в контексте освоения выбранной профессии. Здесь уместно подчеркнуть то обстоятельство, что профессиональное самоопределение это не одномоментное событие, определяемое выбором рода деятельности, а сложный многоплановый процесс становления личности в конкретной профессиональной среде. Исходя из этого, предметом данного исследования являются особенности профессионального самоопределения будущих социальных работников, при этом внимание направлено на сравнение этих особенностей у студентов, работающих по данной специальности и у тех, кто не трудоустроен в сфере социального обслуживания.
Профессиональное самоопределение в контексте философских исследований (Н.А. Бердяев, В. Франкл, Э. Фромм и др.) предстает как один из наиболее значимых феноменов в становлении личности, являющийся важной стороной жизненного самоопределения. Процесс профессионального самоопределения и его результаты рассматриваются в философии как существенная часть проблемы обретения смысла жизни, определения себя и своих возможностей в качестве субъекта конкретной деятельности.
Профессиональное самоопределение в контексте социологических исследований (М.В. Батырева, Г.Б. Кораблева, Н.Д. Левитов и др.) может рассматриваться как процесс и результат интегрирования личности в социально-профессиональную структуру общества. Критерием результативности профессионального самоопределения, согласно данной точке зрения, является формирование позитивного отношения человека к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
В контексте психологических исследований выделяются два подхода к изучению самоопределения личности. Первый подход (Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.) рассматривает самоопределение как поиск смысла. В контексте данного подхода профессиональное самоопределение может быть понято как феномен личностного плана, в котором непосредственно взаимосвязаны профессиональный выбор, становление внутренней активной позиции, планирование собственной жизни и обретение смысла своего существования.
Второй подход к проблеме самоопределения (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.Н. Семенов и др.) определяет его как обретение себя через преодоление неопределенности своего существования и разрешение внутренних конфликтов и
противоречий. В контексте данного подхода профессиональное самоопределение рассматривается как определение собственного места в проблемной ситуации, вызванной необходимостью выбора. Значительную роль в данном процессе играет способность личности к самопознанию и анализу своих возможностей.
Многообразие концепций и моделей профессионального самоопределения позволяет говорить о сложности и неоднозначности его результатов, а также об особой важности данного феномена в личностном развитии и освоении социального опыта. Нельзя не упомянуть в контексте данного исследования об огромной роли профессионального самоопределения в саморазвитии и самореализации личности, её выходе на новый уровень достижений.
Следовательно, с точки зрения социальных и психологических исследований профессиональное самоопределение наделяется особым смыслом, поскольку его социально значимым результатом является развитие самоопределяющейся личности, способной к объективному анализу собственных возможностей, ситуации деятельности и, соответственно, к осуществлению адекватного поведения.
В контексте социально-педагогических исследований профессионального самоопределения повышенное внимание уделяется изучению условий и факторов, которые могут помочь в формировании и развитии личности, способной к самоопределению. Социально-педагогический смысл изучаемой проблемы заключается в поиске новых подходов и технологий, позволяющих эффективно решать трудности профессионального самоопределения, с которыми сталкивается большинство студентов на этапе выбора сферы профессиональной деятельности. Одной из задач социальной педагогики является изучение того, как именно могут быть использованы особенности профессиональной среды для развития профессионала.
В работах К.А. Абульхановой-Славской, А.К. Марковой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой и др. содержание профессионального самоопределения раскрывается через самоизменение личности, достижение согласованности личностных и социально-профессиональных потребностей. Значимость профессионального самоопределения в социально-педагогическом плане заключается в том, что оно обеспечивает интеграцию личности в социально-профессиональную группу и задает соответствующий образ жизни.
Ознакомление с существующими подходами к проблеме профессионального самоопределения, которые сложились в различных отраслях научного познания, позволяет лучше познать смысл и содержание данного понятия. Профессиональное самоопределение - это процесс и результат осознания личностью субъективного смысла избранной профессии и формирование опыта деятельности, получаемого во взаимодействии с различными партнерами. Становление профессионального самоопределения происходит через актуализацию сведений о профессии, введение в профессиональную деятельность, анализ полученного
в ней опыта, его субъективное переживание и определение дальнейших перспектив профессионального развития [1].
Вместе с тем, проблема профессионального самоопределения студентов, обучающихся по различным направлениям профессиональной подготовки, остается пока еще изученной недостаточно. Сложившаяся ситуация объясняется установками ряда исследователей (А.М. Кухарчук, В.В. Овсянникова, Д. Холланд и др.), которые больше внимания уделяют школьникам, а не студентам, так как предполагается, что последние уже сделали свой выбор. Личностная и социальная значимость данной проблемы детерминируется тем, что несформи-рованность системы профессиональных ценностей и отсутствие представлений о своем профессиональном будущем не дают студентам особых преимуществ в условиях высокой конкуренции на рынке труда даже при наличии обширного запаса профессиональных знаний. Профессиональное самоопределение как сознательный акт формирования и утверждения своей позиции становится возможным только на основе развития самосознания студентов.
Исследуя проблему профессионального самоопределения студентов, можно выделить в ней следующие аспекты, которые могут стать предметом отдельного теоретического анализа в рамках данной работы. Во-первых, вопрос о профессиональном самоопределении студентов - будущих социальных работников довольно редко становился предметом изучения в отечественных научных исследованиях. Во-вторых, представляется необходимым особо рассмотреть специфику профессионального самоопределения студентов - будущих социальных работников, уже имеющих опыт профессиональной деятельности в данной сфере, и сравнить их со студентами, не имеющими трудового опыта в системе социального обслуживания.
Необходимость рассмотрения данных аспектов проблемы профессионального самоопределения заключается в том, что социальная работа как вид профессиональной деятельности обращается к эмоциональной и ценностно-смысловой сфере личности, выходя за пределы теоретических знаний и практических умений. При этом студенты, имеющие опыт профессиональной деятельности в системе социальной работы, характеризуются более объективными социальными и профессиональными ожиданиями, сформированными ценностными ори-ентациями, лучше знакомы с содержательной стороной профессиональной деятельности и прошли процесс интеграции в трудовые коллективы. Тем не менее, наличие опыта профессиональной деятельности в системе социальной работы не решает ключевых проблем профессионального самоопределения таких студентов, к которым относятся: недостаточная определенность представлений о своем профессиональном будущем, индивидуалистическая направленность ценностных ориентаций, низкий уровень сформированности необходимых профессиональных навыков и недостаточная готовность к самостоятельной деятельности при решении практических задач в современных условиях.
Исходя из представленной характеристики проблем профессионального самоопределения будущих социальных работников, можно определить показатели успешности профессионального самоопределения данной категории студентов: сформированность ценностных ориентаций и нравственных установок, обеспечивающих содержательную наполненность личности; высокий уровень развития самосознания и иных психологических структур, обеспечивающих восприятие себя в контексте профессиональной деятельности; осознание своих интересов, способностей и особенностей, обеспечивающих понимание собственных перспектив в социальной работе.
Достижение указанных показателей невозможно без понимания особенностей профессиональной деятельности в системе социальной работы. Данная деятельность подразумевает оказание помощи людям, которые находятся в сложной жизненной ситуации и не имеют возможностей самостоятельно преодолеть существующие трудности. Профессиональная деятельность социального работника обладает высокой социальной значимостью, поскольку от ее результативности зависит судьба другого человека. Сложный характер проблем, решаемых в социальной работе, приводит к тому, что профессиональная деятельность в ней характеризуется высоким уровнем самостоятельности в принятии решений, а результаты такой деятельности сложно оценивать посредством формальных показателей. При этом социальная работа как профессиональная деятельность в наибольшей степени связана с взаимодействием между людьми [2].
Особенности профессионального самоопределения студентов, получающих образование социального работника, были проанализированы в исследовании ГС. Жуковой и С.Н. Козловской. Авторами были выделены несколько уровней профессионального самоопределения студентов. Низкий уровень подразумевает отрицательное отношение к профессиональному саморазвитию, а деятельность обучающегося направлена на адаптацию к профессиональной деятельности. Активность студента сводится к выполнению инструкций или подражанию.
Средний уровень профессионального самоопределения отличается наличием у студента потребности в усовершенствовании ряда элементов профессиональной деятельности, при наличии положительного отношения к профессиональному саморазвитию. Обучающиеся демонстрируют повышенный уровень самостоятельности в профессиональной деятельности и сознательно регулируют свое поведение в зависимости от выполнения профессиональных задач.
Высокий уровень профессионального самоопределения предполагает творческий подход к выполнению профессиональной деятельности, стремле-
ние к её усовершенствованию. Отношение к профессиональной деятельности отличается осознанностью, наблюдается потребность в реализации собственных жизненных планов [3].
Существующие исследования, направленные на изучение особенностей профессионального самоопределения студентов занятых и не занятых в профессиональной деятельности по избранной профессии, показывают, что наиболее важной причиной совмещения профессиональной и учебной деятельности является потребность в обеспечении устойчивого финансового благополучия. Студенты, занятые в системе социальной работы, как правило, вынуждены в силу тех или иных социально-экономических условий зарабатывать самостоятельно. Соответственно, среди студентов, не трудоустроенных по профессии, значительно больше доля тех, кто получает финансовую помощь из различных источников. С другой стороны, исследование предпочтений будущих социальных работников занятых в профессиональной деятельности по избранной специальности показывает, что они испытывают потребность в смене профессиональной деятельности на более доходную, однако существующие сложности на рынке труда не позволяют им осуществить эту перемену [4].
Еще одним отличием между студентами, осуществляющими профессиональную деятельность, и не занятыми в социальной работе является характер мотивации. Существующие исследования показывают, что работающие студенты, занятые в сферах деятельности, соответствующих выбранному направлению подготовки, высоко оценивают получаемые знания как ценные и востребованные для дальнейшей профессиональной деятельности. Отношение к получаемым знаниям у будущих социальных работников, работающих по выбранной профессии, определяется восприятием полученных знаний как фактора дальнейшего профессионального роста и повышения собственного престижа в профессиональном сообществе. Об этом также говорит наличие отрицательной связи между отношением к получаемым знаниям и мотивацией к обучению ради повышения собственной компетентности, т. е. учебная деятельность для будущих социальных работников, занимающихся профессиональной деятельностью по выбранной профессии, не является фактором личностного роста. Отношение к ней связано с социально-экономической ситуацией в сфере социального обслуживания, при которой получаемые знания могут способствовать карьерному росту. У студентов, не работающих в системе социальной работы, восприятие получаемых знаний обуславливается потребностью в личностном росте. По этой причине данная часть студентов относится к знаниям как к средству развития собственных компетенций и выхода на новый уровень профессиональных достижений. При этом студенты, осуществляющие профессиональную деятельность в соответствии с выбранной профессией, в большей степени удовлетворены достигнутыми результатами и воспринимают свою жизнь как более эмоционально насыщенную [5].
Ещё одной характерной особенностью, обуславливающей различия между работающими и неработающими студентами - будущими социальными работниками, является развитие синдрома «эмоционального выгорания». Исследования, существующие в данной области, показывают, что данный синдром отчасти присущ даже тем студентам, которые не работают по выбранной профессии, но обучаются достаточно долго и уже имеют опыт взаимодействия с получателями социальных услуг. Значительно отчетливее данный синдром выражен у студентов, длительное время занятых в профессии. Продолжительная профессиональная деятельность в сфере социальной работы способствует становлению развернутой и конкретизированной системы представлений о себе как о профессионале, но при этом образ получателя социальных услуг становится все более упрощенным и наделяется негативными характеристиками. Следствием этого становится то, что студентам не занятым в профессии значительно легче преодолеть противоречие между желанием оказывать помощь социально незащищенным категориям граждан и возможными негативными эмоциями, возникающими в результате взаимодействия. Невозможность преодоления данного противоречия у студентов, занимающихся профессиональной деятельностью в системе социального обслуживания, нередко становится причиной смены профессии и образа жизни [6].
Таким образом, профессиональное самоопределение - это процесс и результат осознания личностью субъективного смысла избранной профессии и формирование опыта деятельности, получаемого во взаимодействии с различными партнерами. Социально-педагогический аспект профессионального самоопределения будущих социальных работников заключается в том, что характер их деятельности и профессиональное окружение оказываются важным фактором, обуславливающим самосознание будущего специалиста. Теоретический анализ особенностей студентов работающих и не работающих в сфере социальной работы показывает, что выбор совмещения учебы и работы обусловлен социально-экономическими причинами. При этом у студентов, работающих по выбранной профессии, знания, получаемые в ходе учебы, воспринимаются не как средство развития своих компетенций, а как фактор карьерного роста. В то же время студенты, работающие по выбранной профессии, воспринимают свою жизнь как более эмоционально насыщенную. Одним из серьезных затруднений будущих социальных работников, осуществляющих деятельность по выбранной профессии, является эмоциональное выгорание, которое становится причиной пересмотра представлений о профессиональной деятельности и смены профессии.
Библиографический список
1. Завражнов В.В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Арзамас, 2010.
2. Медведева ГП. Деонтология социальной работы. Москва: Издательский центр «Академия», 2011.
3. Жукова Г.С., Козловская С.Н. Психологические критерии самоопределения будущих социальных работников в системе двухуровневой профессиональной подготовки. Человеческий капитал. 2014; 1 (71): 53 - 57.
4. Мясникова Н.И. Жизненные стратегии поведения работающих студентов-медиков. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2018; Т. 2, № 2: 178 - 182.
5. Годунова А.Д., Грицков В.Л. Мотивационные особенности работающих и неработающих студентов (на примере Санкт-Петербургского государственного университета). Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2015; Т. 3: 41 - 47.
6. Папанова О.А. Синдром «эмоционального выгорания» у студентов - будущих социальных работников и способы его профилактики. Высшее образование сегодня. 2008; 9: 49 - 53.
References
1. Zavrazhnov V.V. Pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo samoopredeleniya buduschih pedagogov-psihologov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Arzamas, 2010.
2. Medvedeva G.P. Deontologiya social'nojraboty. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2011.
3. Zhukova G.S., Kozlovskaya S.N. Psihologicheskie kriterii samoopredeleniya buduschih social'nyh rabotnikov v sisteme dvuhurovnevoj professional'noj podgotovki. Chelovecheskij kapital. 2014; 1 (71): 53 - 57.
4. Myasnikova N.I. Zhiznennye strategii povedeniya rabotayuschih studentov-medikov. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sociologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018; T. 2, № 2: 178 - 182.
5. Godunova A.D., Grickov V.L. Motivacionnye osobennosti rabotayuschih i nerabotayuschih studentov (na primere Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta). Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakul'teta psihologii SPBGU. 2015; T. 3: 41 - 47.
6. Papanova O.A. Sindrom «'emocional'nogovygoraniya» u studentov - buduschih social'nyh rabotnikov i sposoby ego profilaktiki. Vyssheeobrazovaniesegodnya. 2008; 9: 49 - 53.
Статья поступила в редакцию 29.03.19
УДК 37.062.1
Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE MECHANISM OF FUNCTIONING OF COMPLEX SUPPORT SERVICE OF ORPHANS AMONG STUDENTS AT INDUSTRIAL SHIPBUILDING LYCEUM.
The article presents a functioning mechanism in Industrial Shipbuilding Lyceum of St. Petersburg of the Comprehensive Support Service for Orphaned Students. The directions of work, stages, subjects and results of activity of the Integrated Support Service are disclosed. The essential characteristics of pedagogical support affecting the process of comprehensive support for orphan students of vocational education institutions are presented, and the mechanisms for the gradual functioning of the Integrated Support Service of the Industrial Shipbuilding Lyceum and the work of an individual curator in the process of supporting orphans are shown. Official duties and directions of activity of an individual curator are prescribed within the framework of comprehensive support for orphan students. Key words: orphan students, escort, Integrated Support Service.
С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., проф. каф. социализации и воспитания, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», руководитель ресурсного центра ИСЛ, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-СИРОТ ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЛИЦЕЯ
В статье представлен механизм функционирования в Индустриально-судостроительном лицее Санкт-Петербурга Службы комплексного сопровождения учащихся-сирот. Раскрываются направления работы, этапы, субъекты и результаты деятельности Службы комплексного сопровождения. Представлены сущностные характеристики педагогического сопровождения, влияющие на процесс комплексного сопровождения учащихся-сирот учреждений профессионального образования, а также показаны механизмы поэтапного функционирования Службы комплексного сопровождения Индустриально-судостроительного лицея и работа индивидуального куратора в процессе сопровождения сирот Прописаны должностные обязанности и направления деятельности индивидуального куратора в рамках комплексного сопровождения учащихся-сирот.
Ключевые слова: учащиеся-сироты, сопровождение, Служба комплексного сопровождения.
Важнейшей целью деятельности сиротского учреждения сегодня становится реализация права воспитанника-сироты на полноценное и разностороннее его развитие. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает реализацию мероприятий по социально-профессиональной, в том числе постинтернатной, адаптации воспитанников этих учреждений различными средствами: защите прав и законных интересов сирот, предоставление им государственных гарантий, организацию сопровождаемого проживания, воспитательно-реабилитационного и учебно-тренировочного процесса в организации для развития и реализации личностного потенциала и социальной активности воспитанников, получение необходимой помощи и поддержки специалистов, осуществляющих сопровождение.
Среди сирот довольно часто встречаются подростки с отклонениями в развитии (как соматического здоровья, так и поведенческих девиаций), поэтому сиротскому учреждению предписано осуществление психолого-медико-педагогической реабилитации подростков, в том числе реализация мероприятий по оказанию им психологической, социально-педагогической, реабилитационной помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи нуждающимся в ней.
Сиротское учреждение разрабатывает программу индивидуального развития и жизнеустройства сироты (Н.Н. Кузина [1]) и создает условия для ее реализации в виде различных механизмов, которые в сиротских учреждениях не отличаются большим разнообразием. Довольно часто в практике встречается психолого-медико-педагогическая комиссия, которая создается «в целях своев-
ременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций» (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
Реже встречаются социальные консилиумы в целях координации деятельности по реализации программ индивидуального развития и жизнеустройства сирот, воспитательных и иных планов работы учреждения. Ещё реже с этой целью организуется сетевое взаимодействие с государственными и негосударственными структурами, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) в целях реализации мероприятий, направленных на совершенствование учебно-воспитательной деятельности сиротского учреждения, обеспечению сопровождения сирот в подготовке к самостоятельной жизни, оказанию поддержки социально-профессиональной адаптации, постинтернатному сопровождению, а также оказанию организационной, юридической и иной помощи сиротам.
В Структурном подразделении Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Индустриально-судостроительного лицея (ИСЛ) созданы благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному