УДК 316.346.32
Черевко Марина Александровна
кандидат социологических наук, доцент. Дальневосточный государственный гуманитарный университет [email protected]
Профессиональное
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Marina A. Cherevko
candidate of sociological Sciences, docent. Far Eastern State University of Humanities [email protected]
Professional self
DETERMINATION OF YOUTH IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE
Аннотация. В предлагаемой вниманию читателей статье в контексте современного научного знания профессиональное самоопределение рассматривается с позиции междисциплинарного подхода. Изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности современного общества, сформировали практику, позволяющую человеку неоднократно совершать образовательные и социально-профессиональные выборы в течение своей активной жизнедеятельности.
Специфика процесса профессионального самоопределения проявляется в его одновременно динамичном и статичном характере, сочетании моментов ставшего и становящегося, что обуславливает необходимость выявления и исследования сущности и условий становления культуры профессионально-личностного самоопределения как интегративного, системообразующего свойства личности, обеспечивающего, с одной стороны, ее стабильность, устойчивость, а с другой - ее динамику, готовность постоянно делать выбор и самоопределяться в постоянно изменяющихся условиях профессиональной жизнедеятельности. Необходимость анализа профессионального самоопределения обусловлена отсутствием системных механизмов оптимального воздействия на данный процесс. Вместе с тем, наличие разнополярных теоретических представлений о содержании профессионального самоопределения, его критериях, а также отсутствие однозначного понимания развития данного процесса свидетельствует об объективной необходимости его научного осмысления.
Ключевые слова: самоопределение; профессиональное самоопределение; молодежь; профессия.
Annotation. In the context of modern scientific knowledge professional self-determination is considered from a position of interdisciplinary approach. The changes happening in all spheres of activity of modern society created to the practician, allowing the person to make repeatedly educational and social and professional elections during the active activity.
Specifics of process of professional selfdetermination are shown in its at the same time dynamic and static character, a combination of the moments which became and becoming that causes need of identification and research of essence and conditions of formation of culture of professional and personal self-determination as the integrative, backbone property of the personality providing, on the one hand, its stability, stability, and with another - its dynamics, readiness constantly to make a choice and will gain independence in constantly changing conditions of professional activity.
Need of the analysis of professional self-
determination is caused by lack of system mechanisms of optimum impact on this process. At the same time, existence of heteropolar theoretical ideas of the content of professional self-
determination, its criteria, and also absence of unambiguous understanding of development of this process testifies to objective need of its scientific judgment.
Keywords: self-determination; professional selfdetermination; young people; profession.
Динамические изменения, происходящие в системе разделения общественного труда, сформировали практику, позволяющую человеку неоднократно совершать социально-профессиональные выборы в течение своей активной жизнедеятельности. Молодое поколение вынуждено приспосабливаться к сложным условиям инте-
грации в общество, самоопределяться в личностных аспектах, оценивать и применять свои профессиональные интересы, устремления, способности. Потребности современного общества отражаются в сознании молодых людей в виде профессиональных планов, направленных на получение в вузе той профессии, которая дает
94
право на занятие определенного социального положения. Трудности в реализации профессиональных предпочтений современной молодежи являются результатом стихийного профессионального самоопределения, происходящего несвоевременно в ситуации вынужденного принятия решения.
В научной литературе проблема самоопределения личности изучается с различных точек зрения: философии, психологии, педагогики, социологии. Об этом пишет В. А. Ядов, подчеркивая, что при исследовании самоопределения личности «особенно ощущается плодотворность междисциплинарного подхода к проблеме». Вследствие этого следует выделить два основных подхода к пониманию самоопределения: социологический и психологический.
Особенность социологического подхода заключается в его комплексном характере, основанном на изучении общества как целостной структуры во взаимосвязи с его различными элементами, социальными условиями и типами социальных связей. В социологии категория самоопределение характеризуется как понимание субъектом своей собственной природы, как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях [8, с.310]. С социологической точки зрения, самоопределение, как правило, наделяется признаками, указывающими на связь с определенными сферами жизнедеятельности и общественными отношениями. В данном контексте выделяют виды самоопределения, соответствующие социальным сферам жизнедеятельности человека, в которые личность интегрирует по мере взросления, усвоения социальных норм и ценностей, приобретая определенный жизненный и социальный опыт:
1. Жизненное самоопределение, средствами которого выступает выбор профессии, процесс нахождения себя в общественно-политической жизни общества, формирование нравственных позиции, определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни.
2. Конвенциально-ролевое самоопределение основывается на процессе осознания и соотнесения субъектом своих жизненных позиций относительно установленных требований и норм поведения межличностных отношений, утверждения себя в них по средствам поступков, манеры поведения, речи.
3. Самоопределение личности в семейнобытовой сфере представляет собой осознание и соотнесение субъектом своих жизненных позиций и норм поведения относительно системы семенных отношений.
4. Социальное самоопределение связано с определением себя относительно выработанных критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, с занятием определенного места в социальной структуре общества и выбором определенного варианта образа жизни.
5. Профессиональное самоопределение отображает процесс поиска и приобретения профессии.
Следовательно, каждый вид самоопределения в зависимости от своего объекта соотносится с определенной сферой жизнедеятельности личности, которую она осваивает. Ряд приверженцев данного подхода рассматривает самоопределение в качестве результата социализации человека, осуществляемого по средствам усвоения им определенных норм и образцов поведения, принятых в социальных структурах данного общества. В данном контексте самоопределение следует понимать как длительный и многоэтапный процесс социального развития человека.
Эстонский социолог М. Титма рассматривает самоопределение личности через призму жизненного самоопределения молодого человека и характеризует его как возрастной процесс, обусловленный поэтапным включением молодого поколения в общественную жизнь. Кульминационным итогом самоопределения является позиция, занятая молодым человеком в определенной сфере общественной жизни [9 с. 37]. В свою очередь, Рубина Л.Я рассматривает самоопределение личности через анализ социального самоопределения, связывая его с процессом выбора профессии и указывая на тесную взаимозависимость этих двух аспектов устройства жизни человека. В данном случае социальное самоопределение представляется, как стремление индивида занять определенное положение в рамках конкретной социальной группы [5, с. 87].
Предметом исследования психологического подхода является изучение индивидуальноличностных особенностей человека, а также механизмов, способствующих вхождению личности в социальную среду без учета социальных условий, которые принимаются как абстрактная «данность». В рамках данного подхода ряд ученых рассматривает самоопределение с учетом ценностно-смыслового определения личностью своей позиции в системе общественных отношений как определение своего жизненного пути и, одновременно, как определение своего внутреннего «1», осознание своей индивидуальности. Как отмечает М.Р. Гринзбург, основой самоопределения личности выступает ценностносмысловое определение, то есть определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью обоснования жизненной позиции.
Следует отметить, что, по мнению ряда ученых, понятие самоопределение содержит в себе значение ограничения и может осмысливаться в качестве самоограничения, как постановка себе границ. Данная позиция нашла свое отражение в работах Е.А. Климова, определившего, что выбор человеком одной из множества альтернатив развития своего жизненного и профессионального пути лишает его возможности «прожить» иные оставшиеся в стороне жизненные варианты, предоставляя в то же время новые, недоступные ранее возможности профессионального развития. Следовательно, самоопределение целесообразно понимать не просто как самоограниче-
95
ние, не как некое добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов [3, с. 27]. Данный подход иллюстрирует самоопределение в контексте профессиональных ориентаций личности и соотносится с ее профессиональным выбором.
Изучение проблемы профессионального самоопределения личности осуществляется в рамках междисциплинарного подхода с позиции общей психологии развития личности, педагогики, социологии образования и социологии труда. В связи с этим в современной науке сложилось несколько разнообразных исследовательских подходов к пониманию содержания данного феномена, основанных на следующих методологических позициях:
1. Социологический подход основан на рассмотрении профессионального самоопределения как серии задач, которые ставит общество перед личностью. В основе данного исследовательского направления раскрывается значение социальных условий жизнедеятельности индивида в определении и выборе его жизненного пути, без учета воздействия на этот процесс внутриличностной активности. В научной литературе направления социологических исследований профессионального самоопределения личности основаны на изучении лишь некоторых аспектов данного процесса (профессиональные предпочтения, профессиональные планы, факторы, влияющие на данный процесс, особенности профессионального выбора, престиж профессии), носящих преимущественно прикладной характер. Социолог М.Х. Титма профессиональное самоопределение рассматривает через выбор профессии как «основу жизненного самоутверждения человека в обществе». Результатом профессионального самоопределения, по его мнению, является приобретение профессии и трудовой коллектив, в который вступает личность.
Мы придерживаемся позиции, основанной на рассмотрении профессионального самоопределения как подсистемы социального самоопределения личности. В свою очередь, социальное самоопределение основано на определении себя относительно выработанных и принятых в обществе критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и выбора социальных статусов. Как справедливо отмечает Л.Я. Рубина, «...план профессиональный определяется планом социальным, и выбор профессии осуществляется уже в рамках труда, наиболее предпочитаемого по характеру» [5, с. 76]. Вместе с тем, тесная взаимосвязь социального и профессионального самоопределения выражается в особенностях профессионального выбора и последующем месте работы человека, определяя, тем самым, будущий социальный статус человека в обществе и возможности его дальнейшего карьерного благополучия.
Рассматривая профессиональное самоопределение в контексте аксиологического анализа че-
рез ценностный выбор личностью вариантов развития своего жизненного пути, Я. В. Дидков-ская под профессиональным самоопределением понимает сложный процесс интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через ценностный выбор личностью вариантов своего профессионального развитиях [1, с. 10].
2. Социально-психологический подход основан на рассмотрении профессионального самоопределения как процесса принятия решений, на основе которых личность формирует баланс между потребностями, интересами и склонностями в сфере профессиональной деятельности и существующими требованиями в системы общественного разделения труда. С точки зрения данного анализа, ученые рассматривают профессиональное самоопределение как процесс, осуществляющийся в течение всей профессиональной жизни человека. Весьма ценной для предмета рассмотрения является мысль отечественного профессиоведа Е.А. Климова о том, что профессиональное самоопределение не является кратковременным процессом и однократным актом принятия решения, это длительный процесс, кульминационном моментом которого является выбор профессии: «вопрос о выборе профессии, специальности, об уточнении этого выбора время от времени возникает в течение всей трудовой жизни человека и осуществляется по формуле: «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [3 ,c. 27]. В данном исследовательском направлении Кон И.С. понимает профессиональное самоопределение как многомерный и многоступенчатый процесс, ключевым моментом которого также выступает выбор профессии. Оценивая личность в профессиональном отношении с позиции «чистой потенции», ученый подчеркивает, что «выбор специальности делает человека чем-то определенным, он получает определенную сферу деятельности, но это означает вместе с тем отказ от многих других видов деятельности» [4, с. 166].
Для определения концептуальных позиций в изучении профессионального самоопределения в качестве исходного методологического положения нами выбрана теория Сафина В.Ф., который рассматривает профессиональное самоопределение как процесс выбора и приобретения профессии. Принятие данного подхода обусловлено тем, что процесс профессионального самоопределения ученый рассматривает как длительный период жизни человека - от появления профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до завершения профессиональной подготовки по избранной специальности и окончательного утверждения в избранной сфере деятельности. В трудах Э.Ф. Зеера профессиональное самоопределение представлено в схожем контексте и понимается как «самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социальноэкономической ситуации» [2, с. 31].
96
Таким образом, анализ исследовательских подходов к изучению профессионального самоопределения позволил нам рассматривать профессиональное самоопределение как поэтапный и длительный процесс включения индивида в социально-трудовую структуру общества с учетом
Литература:
1. Дидковская ЯД. Профессиональное самоопределение студенчества: современные проблемы : автореферет дисс ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2000. 20 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М. : Акад. проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. 336 с.
3. Климов ЕЛ. Психология профессионального самоопределения. М. : Издательский дом «Академия», 2004. 304 с.
4. Кон И.С. Социологическая психология. М. : Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.
5. Рубина П.Я. Советское студенчество: социологический очерк. М. : Мысль, 1981. 207 с.
6. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования : монография. Уфа : Гилем, 2004. 142 с.
7. Социологический энциклопедический словарь. Редактор координатор Г.В. Осипов. М. : Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998. 488 с.
согласования своих внутренних профессиональных потребностей, соотнесение их с требованиями профессиональной деятельности, общественными предпочтениями и социально-экономическими условиями ее выполнения.
Literature:
1. Didkovskaya Ja.V. Professional'noe samoopre-delenie studenchestva: sovremennye problem : avtoreferet diss ... kand. sociol. nauk. Ekaterinburg,
2000. 20 p.
2. Zeer Ye.F. Psikhologiya professii. M. : Akad. proekt; Ekaterinburg : Delovaya kniga, 2003. 336 p.
3. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo sa-moopredeleniya. M. : Izdatel'skii dom «Akademiya», 2004. 304 p.
4. Kon I.S. Sociologicheskaya psihologiya. M. : Izd-vo NPO «MODYeK», 1999. 560 p.
5. Rubina L.Ja. Sovetskoe studenchestvo: socio-logicheskii ocherk. M. : Mysl', 1981. 207 p.
6. Safin V.F. Samoopredelenie lichnosti: teoretich-eskie i empiricheskie aspekty issledovaniya : mono-grafiya. Ufa : Gilem, 2004. 142 p.
7. Sociologicheskii enciklopedicheskii slovar'.
Redaktor koordinator G.V. Osipov. M. : Izdatel'skaya gruppa INFRA-M- NORMA, 1998. 488 p.
97