Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 124-128. УДК 371.8
О. А. Андриенко
Особенности профессионального самоопределения обучающихся старших классов средних общеобразовательных школ
В данной работе рассматривается проблема профессионального самоопределения старшеклассников. Представлен теоретический анализ понятия «профессиональное самоопределение», а также результаты исследования, задачей которого явилось изучение особенностей профессионального самоопределения юношей и девушек девятых и одиннадцатых классов средних общеобразовательных школ г.Орска в количестве 200 человек. Были рассмотрены и изучены следующие компоненты профессионального самоопределения: выбор профессии и его мотивы, пути получения профессии, информированность о рынке труда в регионе, профессиональная направленность школьников. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что у обучающихся еще недостаточно сформирован профессиональный план, они ориентированы на престижные профессии и специальности и при выборе практически не учитывают их востребованность в регионе, юношей и девушек привлекает деятельность, связанная с людьми, с техникой, с творчеством, менее - с природой. В статье представлены основные направления профориентационной работы со школьниками, которые позволят юношам и девушкам подойти к выбору профессии более осознанно и ответственно.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, выбор профессии, мотивы выбора профессии, профориентация, профессиональная информация, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный подбор
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 124-128.
0. A. ANDRiENKO
Features of professional self-determination of high school students of secondary schools
In this paper, the problem of professional self-determination of high school students. A theoretical analysis of the concept of "professional self-determination" is presented, as well as the results of a study whose task was to study the characteristics of professional self-determination of boys and girls of the ninth and eleventh classes of secondary schools in Orsk in the number of 200 people. The following components of professional self-determination were examined and studied: choice of profession and its motives, ways of getting a profession, awareness of the labor market in the region, and the professional orientation of schoolchildren. The results of the study show that the students have not yet formed a professional plan, they are focused on prestigious professions and specialties and, when choosing, practically do not take into account their relevance in the region, boys and girls attract activities related to people, technology, creativity, less - with nature. The article presents the main directions of vocational guidance work with schoolchildren, which will allow young men and women to approach the choice of the profession more consciously and responsibly. It is important to carry out systematic work on the formation of students responsible attitude to informed choice and the construction of further individual trajectory of education.
Keywords: professional self-determination, choice of profession, motives for choosing a profession, career guidance, professional information, professional diagnostics, professional advice, professional selection
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указывается, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать формирование ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде [8].
Практика же показывает, что зачастую юношам и девушкам не просто выбрать профессию. Для многих этот выбор часто мотивируется сиюминутной конъюнктурой и не ориентирован на перспективы развития рынка труда. Недостаточная готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению заключается в том, что у большинства из них не развиты личностные качества, необходимые для данного процесса (способность к самопознанию и саморазвитию, ответственность, самостоятельность, целенаправленность, самокритичность); практически отсутствуют знания о мире профессий, о самом себе; занижена потребность в профессиональном самоопределении; завышен уровень притязаний. Все это создает определенные трудности в профессиональном самоопределении выпускников школ.
Вопросам профессионального самоопределения молодежи посвящены работы Э.Ф. Зеера [3; 4], Е.А. Климова [6], Н.С. Пряжникова [9; 10], Е.Ю. Пряжниковой [10], Н.Ф. Родичева [12; 13], Н.С. Чистяковой [11; 12; 13] и др.
Отметим, что в отечественной психолого-педагогической литературе процесс профессионального самоопределения рассматривается не обособленно, а как разновидность самоопределения и всегда во взаимосвязи с личностным, жизненным, социальным и другими видами самоопределения.
Обобщая различные подходы к выделенной проблеме, можно сказать, что профессиональное самоопределение это:
- одна из форм личностного самоопределения, характеризующаяся как процесс поиска и приобретения профессии, осуществляемого в результате анализа своих способностей, возможностей в соотнесении с требованиями профессии [14];
- поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения (Н.С. Пряжников) [9];
- важное проявление психического развития, активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества профессионалов (Е. А. Климов) [2];
- процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации, согласование индивидуальных и социально-профессиональных потребностей. Это необходимое условие личностного и жизненного самоопределения (С.Н. Чистякова и Н.Ф. Родичев) [12];
- избирательное отношение личности к миру профессий. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни, актуализируясь в связи с различными событиями (окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и т.д.). Ядро профессионального самоопределения - осознанный выбор профессии, учитывающий особенности, возможности личности, а также требования профессиональной деятельности и социально-экономических условий (Э.Ф. Зеер) [3; 4].
Таким образом, под профессиональным самоопределением понимается, во-первых, акт, момент выбора профессии; во-вторых, длительный процесс, занимающий большую часть жизни индивида.
Проведенные исследования показывают, что часто учащиеся не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; школьники практически не имеют представления о научных основах выбора профессии; они не достаточно обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда; выпускников часто привлекает только внешняя сторона профессии. Данная ситуация - это одна из причин, вызывающих сложности дальнейшего трудоустройства молодежи на рынке [1; 13].
Задачей представленного исследования явилось изучение особенностей профессионального самоопределения обучающихся девятых и одиннадцатых классов.
Для выявления особенностей профессионального самоопределения школьников использовались методика «Дифференциально-диагностический опросник» (автор Е.А. Климов) [7], анкетирование.
В исследовании приняли участие юноши и девушки в возрасте 16-18 лет средних общеобразовательных школ г.Орска в количестве 200 человек.
Анализ анкет учащихся девятых классов показал, что выбор профессии осуществили 72% опрошенных. 57% юношей и девушек планируют продолжить свое обучение в колледжах и техникумах, причем только 25% школьников указали конкретное образовательное учреждение и направление подготовки, что говорит об их недостаточной информированности. Также следует отметить, что не все школьники видят пути достижения выбранной профессии (21%).
Проанализировав анкеты учащихся одиннадцатых классов, можно сказать, что 97% из них уже определились с выбранной профессией, 54% школьников имеют четкое представление о том, куда они будут поступать, в какой вуз, на какой факультет; 27% юношей и девушек не до конца определились с вузом, указывая только город; 19% выпускников не знают, куда идти учиться.
Девятиклассники выбирают следующие профессии (расположены они по популярности): бухгалтер, экономист, врач, спасатель МЧС, военный, программист, медсестра, юрист, механик, газоэлектросварщик, педагог, энергетик, менеджер по продажам, товаровед, техник по переработке нефти и газа, аудитор, специалист страхового дела, повар.
На вопрос «Почему ты выбрал данную профессию?» были получены следующие ответы: 1) «Нравится» (35%); 2) «Интересная» (18%); 3) «Желание помогать людям» (12%); 4) «Высокая заработная плата» (12%); 5) «Востребованность на рынке труда» (5%).
Заметим, что часть юношей и девушек не смогли ответить на поставленный вопрос, так как еще не определились с выбором профессии.
Юношей и девушек одиннадцатых классов привлекают такие профессии как инженер, экономист, технолог, юрист, врач, маркетолог, журналист, геофизик, тренер, военный, электроэнергетик, пожарный, учитель, психолог, дефектолог, социолог, фармацевт, ветеринар, реставратор и др.
Основными мотивами выбора профессии являются: 1) положительное отношение к профессии (56%); 2) востребованность на рынке труда (17%); 3) высокая заработная плата (11%); 4) интерес (9%); 5) мечта с детства (5%); 6) выбор профессии осуществлен под сдаваемый ЕГЭ (2%).
Осуществляя выбор, школьники, как правило, пользуются советом родителей, родственников, друзей. На самостоятельный выбор указали 37% юношей и девушек, причем 26% - это одиннадцатиклассники. Источником получения информации о профессиях (специальностях) служат Интернет, средства массовой информации и родители.
Большинство обучающихся девятых классов (73%) не знают, какие профессии востребованы в городе, 55% одиннадцатиклассников знакомы с ситуацией на рынке труда, указывая при этом, что в регионе требуются учителя, врачи, продавцы, полицейские, программисты, менеджеры, повара, инженеры-технологи и др.
Интерактивный портал службы занятости населения Оренбургской области представляет следующий перечень профессий (специальностей), пользующихся спросом со стороны работодателей на рынке труда на январь - февраль 2018 года: врач (различной специализации), медицинская сестра, учитель (различной специализации), водитель автомобиля, машинист бульдозера, тракторист, электромонтер по ремонту и
обслуживанию электрооборудования, оператор котельной, продавец-консультант, фармацевт, кондуктор [5].
Также было выявлено, что старшеклассникам не нравятся следующие профессии: учитель, дворник, грузчик, строитель, сантехник, полицейский, портной, уборщик помещений, библиотекарь и др.
Проанализировав ответы испытуемых, можно сказать, что в свободное от школы время юноши и девушки предпочитают гулять, заниматься спортом, слушать музыку, смотреть телевизор, сидеть за компьютером, читать и т.д.
51% девятиклассников и 39% одиннадцатиклассников посещают различные кружки, секции (бокс, баскетбол, плавание, троеборье, театральная студия, художественная школа, студия вокального мастерства, хореографическая студия, музыкальная школа, курсы вожатого, шахматы и т.д.).
После проведения методики Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник», у обучающихся была выявлена направленность на профессии типа «Человек-человек» (среднее значение по группам девятиклассников и одиннадцатиклассников соответственно - 5,1 и 5,2 балла), «Человек-техника» (4,2 и 4,4 балла), «Человек-знаковая система» (3,8 и 3,9 балла), «Человек-природа» (3,5 и 2,3 балла), и «Человек-художественный образ» (3,4 и 4,2 балла). Можно сказать, что в целом школьники ориентируются на деятельность, связанную с общением с людьми, помощью им; с разработкой и обслуживанием машин и механизмов; с работой с документами, числами, электронными базами данных; с творчеством - музыкой, рисованием, драматургией и т.д.; с изучением и охраной природы. Разница между профессиональной направленностью девяти- и одиннадцатиклассников не значительна.
Итак, у 89% учащихся одиннадцатых классов и только у 52% девятых классов существует сформированный профессиональный план, т.е. выбрана профессия, продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора. Учащиеся одиннадцатых классов чаще выбирают профессию самостоятельно, а вот девятиклассники предпочитают в большей степени советы родителей и друзей. Что касается источников получения информации о профессиях, то в обоих случаях чаще ими выступают Интернет и родители. Также все учащиеся ориентированы на достаточно престижные профессии и специальности, при этом школьники при выборе профессии практически не учитывают ее востребованность в регионе, но при этом одиннадцатиклассники более информированы о потребностях рынка труда. В целом юношей и девушек привлекает деятельность, связанная с людьми, с техникой, с творчеством, менее - с природой.
Чтобы помочь молодым людям определиться с выбором профессии, система профориентаци-
онной работы школы должна включать в себя деятельность по следующим направлениям:
1. Профессиональная информация, представляющая собой ознакомление школьников с состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
2. Предварительная профессиональная диагностика, целью которой является выявление интересов, склонностей и способностей личности к той или иной профессии.
3. Профессиональная консультация, заключающаяся в оказание помощи выпускнику в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
4. Профессиональный подбор, характеризующийся как предоставление рекомендаций школьнику о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Разделяя точку зрения Е.А. Климова, мы считаем, что при выборе профессии необходимо учитывать: во-первых, желания, интересы и склонности личности («хочу»); во-вторых, человеческие возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья («могу»); в-третьих, потребности рынка труда в кадрах («надо»).
Таким образом, вооружение юношей и девушек необходимым объемом профориента-ционных знаний, активизация их интереса к самопознанию, формирование ответственности, самостоятельности, целенаправленности, самокритичности, готовности к выбору - это условия успешного самоопределения школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андриенко О.А. Профессиональная ориентация абитуриентов в условиях колледжа // Перспективы науки. 2018. №1. С. 46-49.
2. Долгушина Т.Н., Юревич С.Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности // Научно-теоретический журнал. 2013. Выпуск 3 - 4. С. 101 - 107.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М: Академический проект, 2006. 336 с.
4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика. М.: Академический проспект: Фонд «Мир», 2008. 192 с.
5. Интерактивный портал службы занятости населения Оренбургской области [сайт] URL: http://szn.orb.ru/content/ востребованные_профессии (дата обращения: 15.04.2018).
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М, Издательский центр «Академия» 2004. 304 с.
7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Н.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. 560 с.
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [сайт] URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/55170507/paragraph/58:0 (дата обращения: 15.04.2018).
9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: «Академия», 2008. 320 с.
10. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М.: Академия, 2007. 496 с.
11. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. 2014. № 3. С. 45 - 50.
12. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 176 с.
13. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональная ориентация: система и новые рубежи // Профессиональное образование. 2012. № 12. С. 20 -24.
14. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. URL: http://psychology_pedagogy. academic.ru/ (дата обращения: 15.04.2018)
REFERENCES
1. Andrienko O.A. Professional orientation of applicants in college conditions. Prospects of science. 2018. No. 1. pp. 46 - 49. (in Russian)
2. Dolgushina T.N., Yurevich S.N. Professional self-determination as a component of professional development of personality. Scientific and theoretical journal. 2013. Issue 3 - 4. pp. 101 - 107. (in Russian)
3. Zeer E.F. Psychology of professions. Moscow, Academic Project Publ., 2006. 336 p. (in Russian)
4. Zeer E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Professional orientation: theory and practice. Moscow: Academic Avenue: The Mir Foundation, 2008. 192 p. (in Russian)
5. Interactive portal of the employment service of the population of Orenburg region [site] Available at: http://szn.orb.ru/content/ required_profession (accessed 15 April 2018). (in Russian)
6. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. Moscow, Publishing Center "Academy", 2004. 304 p. (in Russian)
|7. Workshop on General, Experimental and Applied Psychology / ed. ON. Krylova, S.A. Manichev. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2000. 560 p. (in Russian)
8. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 N 1897 "On approval of the federal state educational standard of basic general education" [site] Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/ paragraph/58: 0 (accessed 15 April 2018).
9. Pryazhnikov N.S. Professional self-determination: theory and practice. Moscow: "Academy", 2008. 320 p. (in Russian)
10. Pryuzhnikova E.Yu., Pryazhnikov NS Career Guidance. Moscow: Academy, 2007. 496 p. (in Russian)
11. Chistyakova S.N. Professional self-determination of personality: mechanisms and educational resources. Human and education. 2014. no. 3. pp. 45 - 50. (in Russian)
pl2. Chistyakova S.N., Rodichev N.F. From study to professional career. Moscow: Publishing Center "Academy", 2012. 176 p. (in Russian)
13. Chistyakova SN, Rodichev NF Professional orientation: the system and new frontiers. Vocational education, 2012. no 12. pp. 20-24. (in Russian)
14. Encyclopedic Dictionary of Psychology and Pedagogy [Electronic resource]. Available at: http://psychology_pedagogy.academic. ru/ (accessed 15 April 2018)
Информация об авторе Андриенко Оксана Александровна
(Россия, Орск) Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ E-mail: andrienko-oa@mail.ru
Information about the author
Andrienko Oksana Aleksandrovna
(Russia, Orsk) PhD in Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy Orsk Institute of Humanities and Technology (Branch) OSU E-mail: andrienko-oa@mail.ru