УДК 37.01 Гапонова Галина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории
Кубанского социально-экономического института [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО РЕСУРСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Gaponova Galina Ivanovna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the History Department, Kuban Institute for Social and Economic Studies
IMPROVEMENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A HIGHER SCHOOL LECTURER AS DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL RESOURCES OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Аннотация:
В статье рассматривается возможность образовательной среды вуза, его потенциал как ресурс совершенствования профессиональной компетентности педагогов высшей школы. Представлены различные точки зрения ученых на проблему профессиональной компетентности преподавателя, результаты экспериментальной работы вуза по повышению психологопедагогической квалификации.
Ключевые слова:
профессиональная компетентность, психологопедагогическая компетентность, образовательная среда, программа повышения квалификации преподавателей, профессионализм педагога, ценностные ориентации.
Summary:
The article considers colleges’ educational environment as a resource of vocational competence improvement for the colleges’ educational staff. The author reviews scientists’ different opinions regarding professional competence of the lecturer, and observes results of the higher education institution’s experimental measures aiming to upgrade psychological and educational professional skills of the teachers.
Keywords:
professional competence, psychological and educational competence, educational environment, program of professional development of teachers’ skills, professionalism of a teacher, value focus.
Проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов высшего профессионального образования в последние десятилетия приобрела особое значение и выявила новые аспекты. Значительно изменился социальный статус преподавателя: из числа уважаемых и престижных профессия перешла в разряд непривлекательных, низкооплачиваемых. Очевидным является противоречие: с одной стороны, преподавательская деятельность выполняет высокую миссию в информационном обществе, обладает значительным образовательным потенциалом, а с другой стороны - невысоким уровнем жизни, слабой мотивацией преподавателей к научно-исследовательской деятельности. Проблема усиливается сокращением инвестирования вузов в развитие профессионализма преподавателей: сокращаются либо вовсе отсутствуют расходы на участие и поездки преподавателей на конференции с целью обмена опытом и повышения квалификации. В научном сообществе эти вопросы активно обсуждаются, но «воз и ныне там» - практически слабо используются потенциальные внутренние возможности вузов.
Нами предпринята попытка, в связи с актуальностью проблемы повышения качества профессионального образования, не только теоретического осмысления, но и практического поиска использования внутренних резервов образовательной среды вуза как средства повышения профессиональной компетентности преподавателей.
В отечественной науке профессиональную компетентность рассматривают как определенное психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции (А.К. Маркова); как наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей научно-профессиональной подготовки (В.Г. Зазыкин и А.П. Чернышева); как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности (К.А. Абульханова); как потенциальную готовность решать задачи со знанием дела (П.В. Симонов).
Рассматривая сущность профессиональной компетентности непосредственно педагога, учитывая, что проблема эта разрабатывается в науке давно, ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Так, по мнению В.Л. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянова,
профессиональная компетентность педагога выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности», при этом основу структуры компетентности учителя составляют многочисленные психолого-педагогические умения, характеризующие эту готовность [1, с. 46].
Некоторые ученые, рассматривая профессиональную компетентность педагога, выделяют ее виды. Коммуникативную компетентность в своих исследованиях рассматривают Ю.М. Жуков, Л.Л. Петровская, М.С. Кузьмин, Ю.Л. Емельянов и др. В.А. Адольф различает предметную психолого-педагогическую и методическую компетентность учителя, которые в совокупности образуют так называемую функциональную компетентность [2, с. 98].
Н.В. Кузьмина расширяет этот перечень и в качестве отдельных видов педагогической компетентности выделяет следующие: специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическую компетентность в области способов формирования знаний, умений, навыков у обучаемых; психолого-педагогическую компетентность в сфере обучения [3, с. 76].
Проблема изучения профессионализма педагогов, их психологической компетентности и психолого-акмеологического обеспечения ее развития по сути дела остается недостаточно разработанной, несмотря на ее очевидную актуальность и научно-практическую значимость.
В настоящее время исследования психологической компетентности осуществляются на основе психолого-акмеологического подхода с опорой на результаты психологических и акмеологи-ческих исследований различных видов компетентности (И.Э. Вегерчук, О.И. Денисов, А.А. Деркач, И.Н. Дроздов, Т.Е. Егорова, И.Е. Елина, С.С. Жидаев, В.Г. Зазыкин, М.С. Игельник, В.В. Куликова, С.В. Макаров, А.К. Маркова, Е.В. Селезнева, Л.А. Степнова, А.Ф. Фоминых, С.А. Юсупов и др.).
«Каковы характеристики психологической компетентности преподавателей высшей школы в свете современных требований? Каковы пути ее формирования и дальнейшего развития?» Ответы на данные вопросы были получены в результате качественного анализа состояния проблемы исследований, включающего собственно теоретический анализ публикаций и результаты экспериментальной работы [4, с. 120].
Педагогическая реальность, сложившаяся в высшем образовании, свидетельствует о том, что остро назрела необходимость осуществлять дополнительную профессиональную подготовку преподавателей вуза в соответствии с современными требованиями.
Для реализации педагогической идеи о необходимости построения системы повышения педагогической квалификации преподавателей в Кубанском социально-экономическом институте создана и действует с 2007 г. программа повышения психолого-педагогической компетентности педагогов высшей школы. Ее освоение предполагает 72 часа, содержание включает актуализацию психологических знаний, новых педагогических технологий, обмен опытом и методиками преподавания различных дисциплин, обсуждение научных статей по педагогике и психологии высшего образования.
Повышение квалификации является важным звеном непрерывного профессионального образования специалистов, стимулирующим их профессиональный рост. Оно создает условия для актуализации профессионально-психологического потенциала личности, обеспечивает социальную защиту специалиста, повышая его конкурентоспособность на рынке труда.
Целью повышения квалификации является рост профессионализма, который может быть достигнут в процессе решения следующих задач:
- мотивирование саморазвития, самообразования, профессионального роста, карьеры;
- повышение компетентности: социальной, психологической, педагогической, экономической, правовой, специальной и др.;
- развитие психологических свойств, профессионально важных качеств, коррекции профессиональных форм поведения;
- развитие аутокомпетентности (персональной компетентности) и корректировка профессионально-психологического профиля педагога;
- обеспечение условий саморазвития, самообразования и самоосуществления личности.
Для изучения психолого-педагогической компетентности преподавателей КСЭИ было
проведено исследование, в котором участвовали слушатели курсов повышения квалификации.
Были опрошены 27 человек, все они имеют высшее образование, закончили технический вуз - 8 человек, 9 - имеют экономическое образование и 7 человек - с гуманитарным образованием, 3 - с педагогическим. Из них 10 человек имеют стаж работы менее 5 лет, 7 человек - свыше 5 лет, 10 человек - свыше 10-12 лет.
Цель исследования - изучить психолого-педагогическую компетентность преподавателей и способность к педагогическому общению.
Задачи исследования: уточнить и дополнить знания психологии юношеского возраста; выявить уровни конфликтоустойчивости; определить стили межличностного взаимодействия в
коллективе; проанализировать иерархию ценностей преподавателей, значимых для профессиональной деятельности.
При проведении данного исследования были использованы следующие методики: определение уровня конфликтоустойчивости; определение стиля межличностного взаимодействия (С.В. Максимов, Ю.А. Лобейко); анкета диагностики уровня саморазвития и развития психологической компетентности М.Б. Калашниковой; анкета ценностных ориентаций М. Рокича.
В проведенном нами исследовании уточнялись знания психологии личности обучаемых (юношеский возраст): возрастные границы; личностные особенности; новообразования возраста.
Анализ полученных результатов показывает, что одной из проблем преподаватели считают недостаток психологической знаний. Так, только 6 % отметили у себя высокий уровень знаний по психологии, большинство - 63 % считают, что их психологические знания находятся на низком уровне, 31 % - на среднем. Косвенная оценка подтвердила эти данные: только 8 % преподавателей смогли правильно определить границы юношеского возраста, ведущую деятельность и новообразования этого возраста.
Изучение склонности к конфликтному взаимодействию выявило такую тенденцию: 12 % респондентов имеют низкий уровень конфликтоустойчивости, подтверждающий выраженную конфликтность; 62 % - средний уровень, свидетельствующий об ориентации на компромисс, стремлении избегать конфликта; и только у 26 % преподавателей выявился высокий уровень конфликтоустойчивости.
Определение стилей межличностного взаимодействия на основе диагностических методик показал, что наиболее предпочитаемыми стилями межличностного взаимодействия у преподавателей КСЭИ являются коллегиальный и стиль невмешательства в действия других людей. У более старших - авторитарный. При этом направленность на общение выражена больше у педагогов со стажем работы до 5 лет и более 12 лет - в 70 % случаев.
Для опытных преподавателей характерны такие социально-психологические характеристики общения, как равноправие общающихся в обмене мнениями, умение слушать партнера по общению, наблюдение и оценка реакций партнера в процессе общения, признание права каждого на свое мнение, требование обоснованности и доказательности мнений, тактичность, контактность, адекватность реакций на поведение партнера, умение думать не только о том, что сказать, но как сказать.
Характер взаимоотношений молодых преподавателей со студентами носит поучающий, наставляющий характер, что является барьером в общении.
Изучение ценностей проводилось по методике М. Рокича «Ценностные ориентации», которая основана на прямом ранжировании списка ценностей. Испытуемые присваивают каждой ценности ранговый номер, далее задавался вопрос: «В каком порядке и в какой степени реализованы данные ценности в вашей профессиональной деятельности?»
Анализ полученных результатов показывает, что как у молодых педагогов, так и у опытных преподавателей ведущей инструментальной ценностью является «образованность»; на второе место поставили «ответственность» на третье «воспитанность» (36,6 % и 30 % соответственно). Четвертое место занимает «исполнительность» и «честность» у всей выборки испытуемых. На последнем, пятом месте стоит «терпимость». Терпимость педагога основывается на устойчивом навыке принимать человека таким, каков он есть, на признании его права быть самим собой.
Таким образом, видно, что принципиальных различий в выборе наиболее значимых ценностей у педагогов с разным стажем нет.
Полученные эмпирические данные по результатам исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Большинство преподавателей отмечают низкий уровень психологических знаний студенческого возраста (63 % испытуемых).
2. Отмечаются трудности в выборе стиля межличностного взаимодействия, и как «защита» используется авторитарный стиль - 82 % или стиль невмешательства - 38 %.
3. Конфликтоустойчивость испытуемых разная: высокий уровень - 26 %; средний - 62 %; свидетельствующий об умении идти на компромисс; 12 % респондентов проявляют выраженную конфликтность, недопустимую в педагогическом взаимодействии.
4. При анализе ценностных ориентаций преподавателей отмечены ведущие инструментальные ценности:
- образованность (широта знаний, общая культура); ответственность (чувство долга, умение держать слово); воспитанность (хорошие манеры и поведение); исполнительность (дисциплинированность); честность (правдивость, искренность); терпимость (к взглядам и мнениям других людей); бесконфликтность, коммуникабельность, доброжелательность.
Полученные в исследовании данные подтверждают педагогический замысел о необходимости повышения психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы, используя внутренний потенциал образовательной среды вуза [5, с. 98].
Ссылки:
1. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М., 1998.
2. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетенции будущего учителя // Педагогика. 1998. № 1. С. 72-75.
3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
4. Золотовская Л.А. Психолого-педагогическая компетентность как условие профессионализма педагога высшей школы // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 6. С. 105-115.
5. Гапонова Г.И. Реализация личностного потенциала студента как средство формирования профессионализма: монография. Краснодар, 2010.
References (transliterated):
1. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedeniy / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. M., 1998.
2. Adolf V.A. Formirovanie professional'noy kompetentsii budushchego uchitelya // Pedagogika. 1998. № 1. P. 72-75.
3. Kuz'mina N.V. Sposobnosti, odarennost', talant uchitelya. L., 1985.
4. Zolotovskaya L.A. Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnost' kak uslovie professionalizma pedagoga vysshey shkoly // Sotsial'no-gumanitarne znaniya. 2010. № 6. P. 105-115.
5. Gaponova G.I. Realizatsiya lichnostnogo potentsiala studenta kak sredstvo formirovaniya professionalizma: monograph. Krasnodar, 2010.