_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
целенаправленного информационного процесса и предоставления каждому обучаемому возможности продвигаться в учении с максимальной скоростью, которая для его познавательных сил оптимальна). 4) Использование компьютеров при изучении дисциплин, связанных с поисковой, исследовательской деятельностью, развитием определенных черт личности студентов. 5) Экономия учебного времени требует обеспечения резерва времени для индивидуальной и самостоятельной групповой работы студентов. Концептуальные положения технологии:
1) управляемость учебного процесса (в любое время возможна коррекция преподавателем учебного процесса); 2) оптимальное сочетание форм учебной работы (индивидуальной, групповой и фронтальной); 3) адаптивность учебного процесса (в том числе, режима работы компьютера) к индивидуальным особенностям студентов; 4) диалоговой характер обучения.
Гибкость интегральной технологии можно определить как способность оперативно реагировать и адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям.
Модели интегральных педагогических технологий, разработанные нами, были экспериментально проверены и широко апробированы в образовательной деятельности Казанского государственного энергетического университета. Результаты исследования позволили сделать вывод о положительном влиянии данных моделей на учебный процесс в учреждении высшего профессионального образования, его ресурсы и результаты.
Список использованной литературы:
1. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. научных трудов. - Свердловск. инж-пед. ин-т., 1990. C. 24-38.
2. Быков Д.П. Новые индивидуальные технологии в образовании. - М., 2012. С. 41.
3. Чошанов М.А. Дидактика и инженерия. - М: изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2013, С. 43.
4. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. - М., 2009. С. 54.
© Галиахметова А.Т., 2017
УДК 378
А.Т. Галиахметова
к.п.н., доцент КГЭУ г. Казань, Российская Федерация
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы эффективной реализации ФГОС общего образования, рассмотрены результаты исследования по профессиональному развитию педагогических работников в условиях новых стандартов образования, определены основные условия повышения профессиональной компетентности и совершенствования личностных качеств работников образования.
Ключевые слова
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; системно-деятельностный подход; развитие личности как цель и основной результат образования; профессиональное развитие педагогов.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования совместно с другими требованиями выдвигаются требования к уровню квалификации педагогических и других работников образовательного учреждения и непрерывности их профессионального развития. Уровень
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - квалификационной категории. Тем самым, успешность результативности реализации новых стандартов будет определяется уровнем профессионального развития педагогических работников.
В основе ФГОС общего образования лежит « системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [1,с. 2]. Это свидетельствует о нацеленности всех участников образовательного процесса на конечный результат. Инновационный характер результатов требует иной организации образовательного процесса. «Конечные результаты, планируемые на принципиально ином методологическом подходе (системно-деятельностном),имеют инновационный характер, который выражается в ориентации их не только на формирование знаний, но и на формирование личности» [2, с. 10], формирование «компетентности к обновлению компетентности» [1, с. 21].
Для достижения конечного результата - развития личности ребенка, в том числе и для профессионального развития педагогов, на основе сформированности универсальных учебных действий -необходимо на основе всестороннего и комплексного анализа реальной ситуации определить и создать определенные условия. Причем, существует реальная необходимость перехода от традиционных методов обучения к использованию технологий обучения деятельностного типа, способствующих формированию универсальных учебных (метапредметных) действий учащихся как средствами учебного предмета, так и внеурочной деятельности учащихся. В связи с этим остро встает проблема освоения всеми педагогами подобных технологий, решение которой возможно только через создание системы профессионального развития учителя. В философии под развитием понимается характеристика качественных изменений объектов, появление новых форм бытия, инноваций и нововведений, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Таким образом, профессиональное развитие педагогов в условиях реализации ФГОС общего образования, можно определить как процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) и тем самым, способствующих развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Одной из составляющих профессионального развития педагогов является саморазвитие, предполагающее умение осуществлять самопознание, самопроектирование, самореализацию.
Важными условиями повышения эффективности профессионального развития педагогов в условиях реализации ФГОС общего образования также являются: 1) конкретизация требований к профессиональной компетентности для разных категорий педагогических работников; 2) разработка методических рекомендаций по системно-деятельностному подходу в профессиональном развитии педагогов; 3) организация и обеспечение научно-методического сопровождения работы площадок по диссеминации опыта реализации ФГОС общего образования; 4) разработка методических рекомендаций по созданию условий для свободного, личностно-ориентированного и востребованного профессионального роста учителя; 5) разработка методических рекомендации по «психологическому обеспечению проектирования образовательной деятельности» [2, с. 16].
Список использованной литературы: 1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] /А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С.18-22.
2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя [Текст] / Н. В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 2011. -255 с.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.
© Галиахметова А.Т., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК -378
С.И.Денисенко
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ
ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: ВИДЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Аннотация
Актуальность статьи связана с формированием идеальных представлений о преподавателе вуза. В современных условиях нередко такие представления существенно отличаются друг от друга. Это зависит и от того, кто оценивает (преподаватели, студенты) и от того, в каком вузе и в рамках какого направления подготовки это осуществляется. Данная статья предназначена для того, чтобы снять некоторые разночтения в этом важном деле.
Ключевые слова
Рыночные отношения. Образование. Педагогическое мастерство.
Педагогическая прогрессивность. Опросы. Мнения.
Время рыночных отношений внесло определенные изменения и в представления об образовательном процессе в школе, вузе. Все чаще идет речь о том, что образовательные организации должны самостоятельно зарабатывать средства, предоставлять дополнительные услуги учащимся, родителям, другим заинтересованным категориям граждан. Очевидно, что такие услуги будут востребованы тогда, когда их качество не будет вызывать нареканий, отличаться новизной и оригинальностью. Естественно, творцом таких услуг может быть только преподаватель, обладающий достаточным запасом знаний, умений, навыков, компетенций, способный к творчеству, отличающийся прекрасными личностными качествами, хороший организатор и коммуникатор. Т.е. речь идет об определенном идеале, на который может и должна равняться педагогическая общественность, многочисленные обучающиеся.
Исследования показывают, что представления об идеальном вообще и в педагогической деятельности в частности, могут существенно разниться. К примеру, идеальный педагог для ординарного гражданина -это одно, а для профессионального преподавателя - это другое. Но если исходить из того, что преподаватель - это основной поставщик образовательных услуг, который предлагает ученикам свой товар и сотрудничает со своими коллегами, то такое различие в понимание идеального преподавателя коллегами и учениками должно быть минимальным.
Проведенные исследования показывают, что измерения идеального педагога могут быть различными. Но весьма часто идеальный преподаватель оценивается по двум параметрам. Этими параметрами являются педагогическое мастерство и педагогическая прогрессивность.
Главной отличительной чертой педагогического мастерства является высокое совершенство в использовании учебных и воспитательных приемов, их умелая и оригинальная комбинация. В нем имеет место определенные творческие элементы, практически реализуется психолого-педагогическая теория и передовая учебно-воспитательная работа, способствующая достижению высоких показателей в обучении и воспитании. [1, с. 6].
С педагогической прогрессивностью у студентов чаще всего ассоциируются следующие моменты: использование компьютерных технологий при подаче учебного материала; предоставление студентам учебно-методических наработок; использование рейтинговой системы при оценке знаний студентов; связь учебного материала с современным состоянием науки [2,с. 125]. Идеального преподавателя в такой ситуации характеризует одновременно максимальный уровень как «педагогического мастерства», так и «педагогической прогрессивности».
Проведенные исследования показывают, что образ идеального педагога в сознании студентов, прежде всего, связывается с умением преподавателя наладить контакт с аудиторией. При этом, для опрошенных важна не только сама коммуникабельность, которая в отдельных случаях может даже мешать учебному