УДК/UDC: 377.378(571.513)
С. А. Боргояков, доктор педагогических наук, профессор ХГУ им. Н. Ф. Катанова, заведующий кафедрой химии ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»
sergey Borgoyakov, Doctor of Pedagogics, Professor of KhSU named after N. F. Katanov, Head of the Chemistry Sub faculty
in Khakas State University named after N. F. Katanov
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛьНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАКАСИИ
SOME PROBLEMS OF THE PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM
DEVELOPMENT IN KHAKASIA
Эффективность подготовки молодежи к профессиональной карьере во многом зависит от уровня развития профессионального образования данного региона. Интенсивные процессы модернизации системы образования неоднозначно отражаются на развитии различных ступеней профессионального образования Республики Хакасия. Наиболее быстрыми темпами растут количественные показатели системы ВПО при незначительных изменениях характеристик СПО в общей структуре профессионального образования и снижении показателей НПО.
По числу студентов вузов в расчете на 10 тыс. чел. населения Хакасия (360 студентов] уступает общероссийским показателям, показатели системы НПО по республике (84 человека] также ниже соответствующих показателей по стране, а системы СПО - выше (237 студентов]. Одной из важных задач системы профессионального образования Республики Хакасия всех уровней является привидение ее в соответствие требованиям времени и современной экономики, запросам современного рынка труда.
The efficiency of youth training for the professional career depends on the professional education development level in a certain region. The impact of the intensive modernization processes embracing educational system may not be regarded as equal in respect of different levels of professional education in the Khakas Republic. Quantative indices of the higher professional education system (HPE] increase rapidly, while characteristics of the secondary vocational education system (SVE] demonstrate insignificant changes in the general structure of professional education, and indices of primary vocational education (PVE] have reduced.
The indices characterizing the share of higher education students per 10,000 people inhabiting Khakasia are lower than in average over the Russian Federation. Similar tendency may be seen in the primary vocational education. As for the share of secondary vocational education students it is higher than in average over Russia. A most current and topical target for all levels of the Khakas professional education system should be formulated as meeting the demands of present-day reality, contemporary economy and labour market.
Ключевые слова: Профессиональное самоопределение молодежи, региональная система профессионального образования.
Key words: professional self-determination, regional system of professional education.
В советский период развития нашего общества, когда каждому его члену была гарантирована работа, эффективность функционирования системы профессионального образования с точки зрения подготовки ее выпускников к успешному построению ими профессиональной карьеры в целом не вызывала сомнений. Однако с переходом экономики страны на рыночные отношения проблема подготовки молодежи к социально-профессиональному самоопределению заметно обострилась. Появление безработицы, необоснованный выбор заметной частью выпускников школ профессии и уровня профессионального образования актуализировали вопросы, связанные с необходимостью подготовки молодежи к социально-профессиональному самоопределению в системе общего и профессионального образования.
Эффективное решение проблем подготовки молодежи к успешной профессиональной карьере должно рассматриваться в контексте модернизации как образовательной, так и производственной сферы региона, поскольку успешность решения этих вопросов зависит от результатов взаимосвязи учреждений системы образования и народного хозяйства. Уровень подготовки студентов, например, в вузах зависит, как от качества образования учащихся в общеобразовательных школах, так и от социального заказа общества, а инновационное развитие предприятий народного хозяйства - от качества трудовых ресурсов и т.д.. При этом необходимо понимать, что региональные рынки труда пополняются в основном выпускниками местных образовательных учреждений. Надежда на то, что квалифицированные специалисты по окончании московских или питерских вузов поедут в регионы, тоже невелика. Поэтому вся ответственность за подготовку кадров для регионов ложится на местные образовательные учреждения профессионального образования.
Возможности достижения новых социальных и педагогических результатов системой образования конкретного региона страны в современных условиях во многом определяются совокупностью культурно-исторических и социально-экономических факторов, обусловливающих функционирование и развитие систем образования этих терри-
CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT
торий. Поэтому результаты модернизации региональных систем образования в целом, а также эффективность деятельности учреждений образования в решении проблем подготовки молодежи к успешному вхождению в мир труда и профессий в различных регионах страны неодинаковы.
Проводимые нами исследования, анализ статистических данных и отчетов Министерства образования и науки Республики Хакасия позволяют прийти к определенным обобщениям, характеризующим некоторые особенности развития системы профессионального образования региона в решении проблемы подготовки молодежи к социально-профессиональному самоопределению.
Как показывают результаты социологических опросов, проводимых нами, в планах современной молодежи приоритетным остается получение высшего образования, несмотря на существующие трудности экономического характера. Так, если в 90-х годах прошлого столетия поступление в вузы планировало до 59% выпускников средних школ Хакасии, то сегодня их доля выросла до 85% (рост произошел не только в относительных показателях, но и в абсолютных). Изменились соответственно показатели реализации образовательных намерений школьников. Если в 90-х гг. в вузы поступали до 34% выпускников средних школ республики (44% городских и 26% сельских), то с расширением платного образования в государственных вузах и открытием негосударственных вузов этот показатель стал стремительно расти и в 2008 г. достиг 60% (72% городских и 46% в сельских выпускников) [1; 2].
Соответственно за эти годы заметно уменьшилось количество выпускников, ориентирующихся на получение среднего и начального профессионального образования. Так, если в середине 90-х годов, поступление в учреждения СПО планировал каждый пятый выпускник средней школы, а в учреждения НПО - каждый десятый, то сегодня эти показатели соответственно упали в два и более раза. В первую очередь это связано с изменением отношения молодежи к этим уровня образования. Обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования при внешней доступности высшего образования ассоциируется в массовом сознании с неудачным образовательно-профессиональным стартом молодого человека.
Доминирующая установка на поступление в вузы имеет множество причин, и в том числе объясняется социальной незрелостью выпускников средней школы, проявляющейся в недостаточной готовности к решению проблем, связанных с социально-профессиональным самоопределением. Молодые люди в момент окончания школы должны сделать самостоятельный выбор профессионального будущего, но, подготовленные школой, семьей к решению стандартных проблем и вопросов, они не готовы к реалиям современной жизни с ее неопределенностью и непредсказуемостью. Поэтому, несмотря на увеличение прагматических настроений среди современной молодежи, продолжение обучения позволяет им отсрочить переход во взрослую жизнь. Эти намерения поддерживаются и родителями, и общественным мнением. В результате для заметной части юношей и девушек обучение в вузе является периодом взросления и осознания своих реальных интересов, а также подготовкой к последующему получению второго образования, которое в очень значительной степени выполняет функции первого.
Проблемой, требующей общественного внимания, является не само стремление молодежи к получению высше-
го образования, а доминирование при этом социальной ориентации над профессиональным и образовательным самоопределением. Необоснованный выбор профессии и уровня образования значительной частью выпускников школы приводит к ряду негативных последствий.
Во-первых, доступ к обучению в вузе получают молодые люди, не подготовленные к получению высшего образования. Как показывает анализ итогов приемных экзаменов в вузы страны за последние годы, лишь 17% выпускников школ реально соответствуют тем требованиям, которые современная высшая школа предъявляет к студентам. В результате - по некоторым специальностям отсев студентов за годы обучения достигает 50% от набора.
Во-вторых, большая доля студентов изначально не собирается работать по специальности. Не случайно, по оценкам специалистов, 70-75% выпускников педвузов, более 50% выпускников медицинских и инженерных вузов, более 60% выпускников аграрных вузов сейчас не работают по специальности, а 42% обладателей дипломов о профессиональном образовании меняют свою профессию уже в первые два года после окончания учебного заведения [3]. (Справедливости ради надо отметить, что здесь немаловажна роль играют объективные социально-экономические факторы).
В-третьих - преимущественная ориентация школьников на получение высшего образования находится в противоречии с потребностями рынка труда в работниках разного уровня квалификации. Сегодня до 80% вакансий на общероссийском и региональных рынках труда составляют места квалифицированных рабочих и младших специалистов. В связи с этим очень часто эти вакансии заполняются выпускниками вузов. При этом более 26% занятого населения в экономике страны - это специалисты со средним профессиональным образованием. В реальном секторе экономики, здравоохранении и сфере услуг их доля составляет от 28 до 45%, что превышает численность лиц с высшим образованием в 1,5-2 раза [4].
Низкий уровень готовности выпускников школ к профессиональному самоопределению проявляется в несоответствии структуры их профессиональных и образовательных предпочтений требованиям рынка труда, как реальным, так и перспективным.
Если в 90-х гг. прошедшего столетия основная масса выпускников средних школ Хакасии ориентировалась на педагогические (девушки 40%-50%, юноши 20%-30%) и индустриальные (девушки 5%-9%, юноши 35%-45%) профессии, то сегодня получение профессий промышленности планируют около 11% городских школьников, а сельские выпускники еще меньше - 4-8%.
В планах сегодняшних выпускников наиболее популярными являются профессии финансово-экономической сферы (20%-26%) и юриспруденции (7%-10%). Причем привлекательность этих профессий несколько лет назад доходила то того, что практически каждый второй выпускник общеобразовательной школы планировал быть экономистом или юристом. Отсутствие в регионе, как и в стране в целом, эффективного и оперативного взаиморегулиро-вания запросов и предложений рынков труда и образовательных услуг не может не сказаться на ситуации в сфере занятости населения. Массовая ориентация выпускников школ на профессии управленческо-экономического и юридического направления заранее обрекает эту категорию выпускников в будущем на проблемы с трудоустройством по полученной специальности.
Доля выпускников, планирующих выбор профессий сферы услуг, сегодня составляет 6%. Еще 5-10 лет назад таковых среди старшеклассников было в несколько раз меньше. Следует ожидать, что количество школьников, ориентирующихся на выбор профессий данной сферы, и в дальнейшем будет увеличиваться, т.к. на современном рынке труда потребность в представителях данных профессий заметно растет.
Рост интереса молодежи к гуманитарному знанию совпадает с общемировой тенденцией гуманизации человеческой жизни. Именно гуманитарные знания дают основу для разностороннего развития личности, ее сущностных сил, мышления, способности самостоятельно добывать и применять знания, а также - для дальнейшего самоопределения и самореализации.
В то же время сложившиеся в массовом сознании представления о престижности профессий данных сфер не соответствуют реальным требованиям рынка труда. Как показывают статистические данные, в 2008 году 35,7% ВВП России было произведено в промышленности, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, строительстве и сфере ЖКХ. Финансовый сектор и госуправление обеспечили 8,3% ВВП. Поэтому, несмотря на заметное снижение в последние годы доли людей, работающих в реальном секторе экономики, именно эта сфера народного хозяйства испытывает наибольшую необходимость в специалистах и недостаток квалифицированного персонала является одним из факторов, сдерживающих инновационное развитие промышленных предприятий. Перепроизводство «офисных» работников при очевидном недостатке работников, обеспечивающих «содержательную» составляющую любой экономики не отвечает планам инновационного развития экономики и промышленности.
По профессиям педагогической сферы сегодня планируют учиться и работать не более 2% городских и 6-8% сельских выпускников. Такая низкая привлекательность педагогической профессии является следствием отношения государства к ряду профессий непроизводственной сферы и, следовательно, сложившегося социального статуса учителя в нашем обществе. По данным опроса фонда «Общественное мнение», сегодня 55% россиян уверены в том, что профессия учителя не пользуется уважением, а 26% считают, что «учителя живут хуже большинства граждан». Очевидно, что при такой оценке статуса учителя и его труда, трудно ожидать интереса молодежи к педагогическим профессиям, а в образовательном процессе - полноценного сотрудничества школьников и их родителей с педагогами.
Современные подростки при выборе своего жизненного пути сначала выбирают желаемый образ жизни, а только потом профессию, как средство его достижения. Сегодня «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни», таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.
Такое понимание жизненного самоопределения поддерживается средствами массовой информации и родителями молодых людей. Так, по данным социологов почти каждый четвертый россиянин хотел бы видеть своего сына, дочь, внука юристом, экономистом, финансистом, наиболее престижными в массовом сознании. Для заметной части современной молодежи учеба в системе высшего профессионального образования не имеет образовательной ценности, им нужны формальные показатели образо-
ванности - диплом. Так, по мнению экспертов, значительная часть вузов страны с взаимного согласия сторон дает не столько высшее профессиональное образование многим молодым людям, сколько формальные показатели образованности. В России сегодня помимо 682 государственных высших учебных заведений открыты и действуют 1357 филиалов вузов и 741 негосударственных вузов и 1407 их филиалов [5]. И все «новые» вузы, по мнению ректора МГУ В. А. Садовничего, посвятили себя делу подготовки специалистов по «легким» наукам: среди созданных в последние годы учебных заведений нет ни одного, которое бы готовило математиков, физиков или химиков.
Таким образом, можно отметить, что структура профессиональных намерений выпускников школ Хакасии из одной крайности качнулась в другую: от преимущественного выбора педагогических и индустриальных профессий в советское время - к экономическим и юридическим сегодня. Хотя, несомненно, спектр профессий, выбираемый современными школьниками, существенно расширился. При этом выбор профессий реального сектора экономики, а также профессий сферы услуг и др. профессий, востребованных на рынке труда, в реальных намерениях многих юношей и девушек появляются чаще всего тогда, когда они не могут по тем или иным причинам реализовать планы по получению «престижных» профессий.
Возможности получения молодыми людьми качественного образования и построения профессиональной карьеры во много определяются уровнем развития системы профессионального образования региона, в котором проживает школьник.
Система профессионального образования Республики Хакасия располагает достаточно развитой сетью образовательных учреждений, которая обеспечивает получение молодежью начального (НПО), среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).
За последние 10-15 лет произошел существенный рост общего количества обучающихся на всех уровнях профессионального образования республики. Однако эти изменения происходили неравномерно: при незначительных изменениях доли СПО в общей структуре профессионального образования и сокращения доли НПО быстрыми темпами растет доля ВПО (табл. 1).
Так, численность учащихся НПО сегодня по сравнению с 90-ми годами уменьшилась в 1,6 раза, а их удельный вес в общей численности учащихся и студентов учреждений профессионального образования снизился в 2,7 раза.
В 1,8 раза увеличился охват молодежи средним профессиональным образованием. Наблюдавшееся в начале 90-х годов сокращение численности студентов учреждений СПО впоследствии сменилось ее ежегодным ростом. Растет и доля студентов СПО среди всех обучающихся в системе профессионального образования республики (30,9% в 1996 г. и 33,1% в 2008 г.).
За этот же период численность студентов высших учебных заведений увеличилась в 2,7 раза, а их доля выросла с 38% до 55%.
Расширение подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования, как и по всей стране в целом, в основном происходит за счет роста обучающихся по договорам с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение. Так, в 2007/08 учебном году прием на платной основе в учреждения НПО Хакасии составил 48%, в учреждения СПО - 42%, а в учреждения ВПО - 66% от общего числа принятых в госу-
contemporary tendencies in professional education development
дарственные учебные заведения и их филиалы, а также в негосударственные учебные заведения. По стране численность учащихся в платном секторе образования в учреждениях СПО равняется 33%, а в учреждениях ВПО -57% [6].
Т а б л и ц а 1
Основные показатели развития профессионального образования Республики Хакасия
Таким образом, можно отметить, что относительные показатели платного сектора образования в системах СПО и ВПО в Хакасии выше, чем по стране в целом.
Количественные показатели системы НПО по республике заметно ниже соответствующих показателей по стране в целом, а системы СПО - выше. Если в 2008 г. в Хакасии на 10 тыс. чел. населения в учреждениях НПО приходилось 84 учащихся, в учреждениях СПО - 237 студента, то по стране - эти показатели равнялись соответственно 112 и 181.
По числу студентов высших учебных заведений в расчете на 10 тыс. чел. населения Хакасия уступает общероссийским показателям: в 2008 г. 360 студентов в республике и 517 - по стране.
Доля студентов вузов, среди всех обучающихся в системе профессионального образования Хакасии, также ниже, чем по России в целом. Так, в структуре профессионального образования России доля обучающихся в учреждениях НПО составляла 15%, СПО - 23%, а ВПО - 62%, а по республике - 11,6%, 33,1% и 55,3% (табл. 1).
Таким образом, из всех видов профессионального образования наиболее интенсивно в Республике Хакасия развивается система ВПО. В то же время темпы ее развития в количественном отношении заметно уступают общероссийским показателям, особенно за счет бюджета страны. Одновременно происходит снижение количественных показателей системы НПО. Общее количество учащихся системы НПО в республике к 2008 году относительно максимального показателя (в 2002 г. - 10020 учащихся) снизилась более чем в 2 раза. Если в 2000 г. на одного учащегося ПТУ приходилось 1,6 студента вуза, то в 2008 году - это соотношение составляет один к пяти.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» за счет средств федерального бюджета в системе ВПО должно финансироваться обучение не менее 170 студентов на 10 тыс. чел. населения. В Хакасии этот показатель в 2008 г. был равен 149 студентам, а по стране - 210.
Происходят заметные изменения в структуре подготовки учреждений профессионального образования региона.
В системе НПО республики сохраняется преобладающая подготовка рабочих и специалистов для производственной сферы экономики. Однако по сравнению с 1996 г. наблюдается снижение подготовки и выпуска квалифицированных рабочих по профессиям промышленности, транспорта и связи - с 57,1% до 42,7%.
Одновременно происходит рост подготовки рабочих кадров для сферы обслуживания и общественного питания - с 17% до 22,8%.
Подготовка по сельскохозяйственным профессиям осталась на прежнем уровне - 22,6% в 1996 г. и 22,7% - в 2008 г.
В системе СПО за этот период произошло снижение подготовки специалистов по специальностям промышленности, строительства и транспорта - с 42,9% до 33,9%, сельского хозяйства - с 13,5% до 10,3%, просвещения - с 9,7% до 5,1%, культуры и искусства - с 9,5% до 5,7%.
При этом возросла численность обучающихся по другим группам специальностей: экономике и управлению, правоведению, информатике и вычислительной технике, энергетике и сервисному обслуживанию.
Доля специальностей здравоохранения, физкультуры и спорта за эти годы осталась практически на одном уровне (6,9% в 1996 г. и 6,3% в 2008 г.).
Произошли изменения в структуре подготовки учреждений ВПО. Если в первой половине 90-х годов в системе ВПО Хакасии наблюдалось существенное уменьшение подготовки специалистов по двум группам профессий: индустриальным и педагогическим, то в последние годы изменения в спектре и пропорциях подготовки не так интенсивны.
Подготовка специалистов промышленности, транспорта и связи в вузах республики практически остается на прежнем уровне - 18,4% в 1996 г. и 19% в 2008 г. На прежнем же уровне сохранилась подготовка специалистов юриспруденции - 11,1% в 1996 г. и 11,9% в 2008 г. Заметно уменьшился удельный вес педагогических специальностей - с 46% до 25%, стала снижаться доля специальностей экономики и управления - с 24,8% до 20%. Одновременно выросла подготовка специалистов сельского хозяйства (с 3,6% до 5,7%), информационных технологий (5%), социальных работников, культуры и искусства (с 0,7% - до 1,6%). Началась подготовка медицинских работников.
Главная проблема системы профессионального образования Республики Хакасия всех уровней заключается в том, что она не отвечает требованиям времени и современной экономики, не соответствует запросам рынка труда. Система образования не готова к подготовке необходимого количества высококвалифицированных специалистов. У большинства выпускников учебных заведений отсутствуют практические навыки и необходимые компетенции. Например, средний уровень квалификации выпускников по рабочим специальностям сегодня составляет второй и третий разряды, а промышленность нуждается в рабочих кадрах пятого и шестого разрядов. При этом уч-
1996 2000 2008
чел. в % к итогу чел. к гу в ит чел. к гу в ит
Численность студентов (учащихся) 22358 100 36156 100 38737 100
В том числе в учреждениях: НПО 7007 31,4 9725 26,9 4472 11,6
СПО 6919 30,9 10060 27,8 12712 33,1
ВПО 8427 37,7 16371 45,3 21253 55,3
на 10 тыс. чел населения в учреждениях: НПО 120 169 84
СПО 118 175 237
ВПО 144 385 396
современные тенденции развития профессионального образования
реждения начального и среднего профобразования перегружены социальными функциями и, по мнению министра образования и науки РФ А.Фурсенко, превратились в «камеры хранения учащихся».
Учреждения высшего образования в своей деятельности продолжают ориентироваться на образовательные запросы учащихся и родителей, сформированные в 90-х годах прошлого века, нежели на подготовку кадров инновационной экономики соответственно стратегическим задачам развития страны. Одновременно с этим система образования по инерции стремится давать фундаментальные знания, при том, что рынок труда требует от работников в первую очередь компетенций (суммы знаний и навыков), а не абстрактных, пусть и фундаментальных знаний [7].
Для приведения системы образования в соответствие требованиям социально-экономического развития страны необходимо обновление его содержания и внедрение современных педагогических технологий. Структура функций в постиндустриальном обществе, построенном на знаниях, существенно отличается от структуры функций индустриального общества, и доля людей, создающих новые знания, падает, а людей использующих накопленные обществом знания возрастает. Для выполнения второго рода задач достаточно специального образования, развивающего базовые, в первую очередь социокультурные, коммуникативные и информационные компетенции, т.е. уровня выпускника бакалавра. Однако процесс перехода системы высшего образования на многоуровневую подготовку недостаточно подготовлен: количество студентов, осваивающих образовательные программы бакалавров, составляет 7,1 % и магистров 0,6 % от общего количества обучающихся.
В сегодняшней ситуации, когда система ВПО переходит на многоуровневую систему подготовки и к стандар-
там третьего поколения ФГОС, разрешение многих проблем модернизации профессионального образования возможно путем создания интегрированных университетских комплексов, включающих учреждения как общего, так и профессионального образования, готовых обеспечивать индивидуальные образовательные траектории обучающимся.
При этом важнейшим условием повышения эффективности подготовки молодежи к социально-профессиональному самоопределению является улучшение профориентационной деятельности школы в поддержке самоопределения школьников, нацеленной на формирование потребности молодого человека реализовать свой потенциал в сфере ключевых направлений, востребованных обществом, идущим по пути инновационного развития.
Библиографический список
1. Информационный сборник. Основные показатели деятельности системы образования Республики Хакасия в 2007 году. Вып. № 9. - Абакан, 2008. - 84 с.
2. Боргояков С. А. Молодежь Хакасии: образование и выбор профессии в условиях социально-экономических перемен. - Абакан, 2000. - 208 с.
3. Системные вопросы развития отечественного образования // Высшее образование в документах. - 2005. - № 11.
4. Ткаченко Е. В. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование России: возможности сохранения и развития // Образование и наука. - 2005.- № 3 (33). - С. 12-20.
5. Состояние Российского образования. - М., 2006. - 37 с.
6. Сальников Н., Бурухин С. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы // Высшее образование в России - 2008. - № 8. - С. 3-13.
7. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.