СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 378
А. А. Тажеев
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА ЮРИДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Исследуется проблема формирования ключевых компетенций будущих выпускников вуза на основе профессионального мышления. Отмечается, что содержательно-правовое восприятие выпускником вуза окружающей его информации способствует формированию ключевых компетенций. Позиционируется важность компетент-ностного подхода в рамках решения поставленной задачи. Показано содержание реализации авторской методики исследования. Приведены некоторые результаты изысканий по проблеме формирования ключевых компетенций. Ключевые слова: профессиональное мышление, формирование, выпускники вуза, ключевые компетенции
Одним из приоритетных направлений профессионального образования современного этапа является подготовка компетентного специалиста, обладающего высокой культурой мышления. Эта потребность современного российского общества находит отражение в модели образования, сконструированной на основе компетентностного подхода.
В основе такой модели лежит понятие профессиональная компетенция. Оно представляет собой интегративную, интеллектуальную и личностную характеристику обучающегося, которая включает совокупность приобретенных компетенций, ценностных ориентаций, социально значимых и профессионально важных личностных качеств. Последние выступают основой для полноценного включения в профессиональную среду и позволяют выпускнику вуза быть эффективным в профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды рыночной экономики [11, с. 89].
В государственном образовательном стандарте третьего поколения по направлению подготовки «Юриспруденция» предусмотрен такой вид учебной нагрузки, как самостоятельная работа, целью которой является активизация субъектной позиции самих обучающихся и выработка профессиональных навыков. Таким образом, образовательная программа предполагает не только получение теоретических знаний, но и формирование умений самостоятельно получать и анализировать информацию, обдуманно при-
нимать решения, быть открытым к самообразованию, социальному взаимодействию с обществом, готовым творчески и самостоятельно действовать в нетипичных ситуациях. Все эти качества предполагают высоко развитый интеллектуальный потенциал, на основе которого у обучающегося формируется умение многогранного видения возникающей проблемы и творческого ее решения. Основой для формирования такого тренда по проблеме выступает профессиональное мышление, имеющее в повседневной деятельности юристов приоритетное значение.
Анализ приведенных литературных источников показывает, что мышление юристов было предметом изучения многих исследователей. Так, например, О. Н. Клейнос выделяет критическое мышление юриста в ходе самостоятельной работы [7, с. 96], М. Л. Давыдова в своей статье определяет содержание и формы развития профессионального юридического мышления обучающихся [3, с. 30], Д. В. Зыков обстоятельно изучает вопросы теории юридического мышления [5, с. 274], В. А. Егоров отмечает особенности профессионально-аналитического мышления будущего юриста в ходе решения задач [4, с. 301].
Однако при различных интерпретациях данного феномена авторы пишут об одном и том же - мышлении юриста как содержательно-правовом восприятии окружающей его информации.
Особое значение заключается в понимании самой юридической профессии. Как представ-
151
ляется, суть юридического образования заключается в первую очередь не в передаче определенного количества информации, воспринимаемой субъектом, а в формировании у него специфического способа восприятия этой информации. В качестве основного средства формирования профессионального мышления юриста выступает юридическая конструкция, благодаря которой каждое понятие, категория, правовое явление рассматривается как сложное структурное образование, состоящее из набора юридически значимых показателей [3, с. 31].
Юридическое мышление субъекта может быть только результатом профессиональной принадлежности либо призвания. Собственный опыт, а также ряд проведенных исследований позволяет сделать вывод, что специальность юридического профиля в повседневной жизни накладывает отпечаток на образ мысли субъекта и поведение в целом. Юрист, не говоря о профессиональной деятельности, даже в быту оперирует фактами, правовыми актами, опирается на нормы права и законы логики. В этой связи мышление юриста отличается от мышления обычного индивида, чаще всего ограниченного собственным представлением о должном и возможном поведении в социуме, размышлением о своем личном праве, справедливости, которое всегда эмоционально окрашено. При этом можно согласиться с В. П. Малаховым в том, что юридическая мысль «привносит» правовой момент в действительность, а не «открывает» его там [8, с. 270].
Опытно-экспериментальная работа проводится на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» и Челябинского филиала автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Российская академия предпринимательства». Эксперимент ориентирован на бакалавров юридических направлений второго и третьего курсов очной формы обучения. Всего принимают участие 103 студента и 9 педагогов образовательных организаций высшего профессионального образования.
Опытно-экспериментальной частью исследования предусмотрено внедрение авторского спецкурса «Формирование профессионально значимых компетенций бакалавров юридических направлений подготовки». В рамках данной методики на проблемных семинарах, беседах, учебных полемиках, дискуссиях, самообразовательных практикумах реализованы основные подходы формирования ключевых компетенций будущих юристов.
Формирование ключевых компетенций бакалавров юридической направленности, как, впрочем, и многих иных, может развиваться при соблюдении определенных педагогических условий. При апробации спецкурса мы опирались на работы исследователей В. И. Байденко [1, с. 24], С. А. Бондаренко [2, с. 8], О. Л. Карповой [6, с. 104], З. А. Решетовой [10, с. 192], А. Я. Найна [9, с. 209-210]. При этом были предусмотрены следующие педагогические условия: создана коммуникативно-образовательная среда, способствующая росту ключевых компетенций бакалавров средствами гуманитарных дисциплин; активизирована субъектная позиция специалиста в образовательном процессе вуза на основе выполнения индивидуально-коммуникативных заданий, развивающих познавательную активность и самостоятельность обучающихся; обеспечена социальная направленность содержания образовательных программ, обновляющих диапазон профессионального знания и основных компетенций бакалавров на основе социального заказа работодателей.
Студентам предложили самостоятельно изучить и проанализировать фабулу трех однородных гражданско-правовых дел по трем основным разделам: вводному, аналитическому, заключительному. Первый раздел содержал общую характеристику, и студенты должны были дать обзор, фиксацию основных положений, определить главные идеи. Анализ второго предполагал исследование приведенных фактов, тезисов и примеров, их полноты и значимости, а также причинно-следственной связи между ними. Целью анализа третьего раздела стали обобщение и формулировка вы-
152
водов. На завершающем этапе выполнения задания перед обучающимися был поставлен вопрос: «Какие умения и навыки при анализе данных дел Вы приобрели?» Таким образом, 63 % студентов отметили ряд умений и навыков, позволяющих выделить юридически значимые элементы или признаки для принятия решения. Они научились в соответствии с предложенным алгоритмом выделять ведущие показатели для последующего анализа: а) эмоционально-ценностное отношение обучающегося к знаниям; б) развитие рефлексивных умений как фактор формирования ключе-
вых компетенций; в) самоорганизация и самоконтроль.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что авторская методика способствует формированию ключевых компетенций у будущих выпускников вуза юридической направленности. А как показали отсроченные материалы исследования, именно профессиональное мышление является основой для более эффективного формирования таких компетенций и, как следствие, более мобильной адаптации выпускников на современном, постоянно меняющемся рынке труда.
1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие / В. И. Байденко. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 54 с.
2. Бондаренко, С. А. Эффективность подготовки магистров юриспруденции к педагогической деятельности в вузе через ролевые игры / С. А. Бондаренко // Юридическое образование и наука. - 2012. - № 2. - С. 5-9.
3. Давыдова, М. Л. Обучение юридической профессии в России и США: к вопросу об универсальных основаниях / М. Л. Давыдова // Право и современные государства. - 2013. - № 2. - С. 28-35.
4. Егоров, В. А. Развитие профессионально-аналитического мышления будущего юриста в ходе решения профессионально-педагогических задач / В. А. Егоров // Вестник ТГУ - 2006. - Вып. 3. - С. 300-303.
5. Зыков, Д. В. Некоторые вопросы теории юридического мышления / Д. В. Зыков // Вестник ВГУ Сер. 5 Юриспруденция. - 2012. - № 2. - С. 274-280.
6. Карпова, О. Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: моногр. / О. Л. Карпова. - Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2009. - 312 с.
7. Клейнос, О. Н. Формирование критического мышления будущего юриста в ходе самостоятельной работы / О. Н. Клейнос // Вестник НГУ Сер. Педагогика. - 2012. - Т. 13. - Вып. 1. - С. 95-98.
8. Малахов, В. П. Логика для юристов / В. П. Малахов. - Москва: Академический проект, 2002. - 432 с.
9. Найн, А. Я. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры: моногр. / А. Я. Найн. - Челябинск: УралГУФК, 2012. - 340 с.
10. Решетова, З. А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетова. - Москва: МГУ, 1985. - 207 с.
11. Тажеев, А. А. Профессиональные компетенции студентов-юристов: пути формирования средствами гуманитарных дисциплин / А. А. Тажеев // Современные приоритеты профессионального образования: сб. науч. тр. Вып. 6. / отв. ред. А. М. Кузьмин. - Челябинск: Уральская академия, 2014. - С. 84-92.
Сдано 2.10.2014 A. Tazheev
PROFESSIONAL THINKING AS THE BASIS OF FUTURE UNIVERSITY LEGAL DIRECTION GRADUATES' KEY COMPETENCIES FORMATION
Abstract. The article investigates the problem offormation of key competencies offuture graduates on the basis of professional thinking. It is noted that meaningfully-legal perception of the future graduate of the university surrounding information is contribute to the formation of key competencies. It is noted that the competencies of the future graduate are contribute to special perception surrounding information. The importance of the competency approach in solving the problem is positioned. Contents of the implementation of the author's research technique are shown. Some results of research on the problem under study are presented.
Keywords: professional thinking, formation, graduates, the key competencies, legal direction
153
References
1. Baidenko, V. I. Vyjavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuzov kak neobhodimyj jetap proektirovanija GOS VPO novogo pokolenija [Identification of composition of competencies of graduates as a necessary stage of designing a new generation of SES of HPE] / V. I. Baidenko. - Moscow: Research Center of the quality of training, 2006. - 54 p.
2. Bondarenko, S. A. Effectiveness of training of masters of jurisprudence to pedagogical activity in high school through role games / S. A. Bondarenko // Juridicheskoe obrazovanie i nauka [Legal education and science]. -2012. - № 2. - P. 5-9.
3. Davydova, M. L. Education of the legal profession in the Russia and the USA: the question of universal principles / M. L. Davydova // Pravo i sovremennye gosudarstva [Law and modern states]. - 2013. - № 2. - P. 28-35.
4. Egorov, V. A. Development of vocational and analytical thinking of the future lawyer in the progress of solving the professional-pedagogical tasks / V A. Egorov // Vestnik TGU [Herald of the TSU]. - 2006. - Vol. 3. - P. 300-303.
5. Zykov, D. V. Some questions of the theory of legal thinking / D. V. Zykov // Vestnik VGU. Ser. 5 Yurisprudentsiya [Herald of the VSU. Ser. 5 Jurisprudence]. - 2012. - № 2. - P. 274-280.
6. Karpova, O. L. Pedagogicheskaja koncepcija sodejstvija razvitiju samoobrazovatel'noj dejatel'nosti studentov vuza [Pedagogical concept of development assistance self-education activity of university students] / O. L. Karpova. - Chelyabinsk: ChelSREC UrD RAE, 2009. - 312 p.
7. Kleynos, O. N. Formation of critical thinking of the future lawyer in the course of independent work / O. N. Kleynos // Vestnik NGU. Ser. Pedagogika [Herald of the NSU. Ser. Pedagogy]. - 2012. - Vol. 13. - Ed. 1. - P. 95-98.
8. Malakhov, V P. Logika dlja juristov [Logic for lawyers] / V P. Malakhov. - Moscow: Academic Project, 2002. - 432 p.
9. Nayn, A. Y. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii kak osnova kachestvennoj podgotovki specialistov fizicheskoj kul'tury [Competence approach in education as a basis of quality training of physical education specialists] / A. Y. Nayn. - Chelyabinsk: UralGUFK, 2012. - 340 p.
10. Reshetova, Z. A. Psihologicheskie osnovy professional'nogo obuchenija [Psychological foundations of vocational training] / Z. A. Reshetova. - Moscow: MSU, 1985. - 207 p.
11. Tazheev, A. A. Professional competencies of law students: ways of forming by means humanitarian disciplines / A. A. Tazheev // Sovremennye prioritety professional'nogo obrazovanija [Modern priorities of vocational education]. Rel. 6 / editor-in-chief A. M. Kuzmin. - Chelyabinsk: Ural Academy, 2014. - P. 84-92.
Received 2.10.2014
Уважаемые читатели и авторы!
«Вестник ЧГАКИ» представлен в открытом доступе в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.ru
ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Общее число статей из журнала в РИНЦ 986
Общее число выпусков журнала в РИНЦ 33
Среднее число статей в выпуске 30
Число выпусков в год 4
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ 308
|| *Полный анализ публикационной активности журнала см.: http://elibrary.ru/title_profile.asp?id=26857
1L___________________
154