_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 343
О.М. Овчинников
докт. пед. наук, доцент Владимирский юридический институт ФСИН России,
г. Владимир, РФ e-mail: [email protected]
МЕСТО И РОЛЬ ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация
Реформирование уголовно-исполнительной системы, повлекло за собой концентрацию в исправительных учреждениях осужденных, имеющих устойчивые преступные устремления, демонстрирующих глубокую социальную запущенность. Изложенное обусловило особые требования к работникам оперативных подразделений исправительных учреждений, на которых возлагается основная правоохранительная функция. В статье подчеркивается и обосновывается тесная связь профессиональной состоятельности оперативного сотрудника с его гуманистической компетентностью, сформированностью гуманистически-ориентированного мировоззрения.
Ключевые слова
Оперативный сотрудник уголовно-исполнительной системы, преступность, спецконтингент, правоохранительная деятельность, компетенции, воспитанность, нравственность.
Набирающая обороты, в последнее время, гуманизация уголовно-исполнительной политики и правоприменительной практики обусловила концентрацию в исправительных учреждениях осужденных, являющихся так называемыми ворами в законе, лидеров и авторитетов уголовно-преступной среды, лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, имеющих различные виды рецидива преступлений, отличающихся высокой степенью социально-нравственной деформации личности [1, с. 302]. По официальным данным ФСИН России, с 2003 до 2014 г. количество лиц, отбывающих наказания в исправительных колониях, осужденных на сроки, превышающие 15 лет лишения свободы, выросло на 59 % (с 18 866 до 31 931 чел.). В этот же период значительно увеличилось число осужденных по ст. 105 УК РФ (с 107 307 до 150 690), из них количество женщин-убийц также возросло с 7 802 до 11 211. Наблюдается неуклонный и стремительный рост числа осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств (с 65 550 чел. в 2004 г. до 127 161 чел. в 2014 г.) [2]. Анализ состояния пенитенциарной преступности за 2014-2015 гг. также свидетельствует об определенных негативных тенденциях: отмечается рост числа совершенных преступлений в исправительных колониях с 754 до 837 (из них увеличилось количество: убийств с 14 до 18, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевшего, с 17 до 21, преступлений, связанных с дезорганизацией деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, с 160 до 175, захватов заложников с 0 до 2; в воспитательных колониях также наблюдается рост преступлений - с 2 до 5) [3, 4]. Негативные тенденции в структуре преступности, являющейся своеобразным индикатором состояния общества, подняли на особый уровень социальную роль правоохранительных структур. В данной связи особую значимость приобретает деятельность оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), призванных обеспечивать защиту жизни и здоровья граждан, собственности, их прав и свобод, оберегать общество и государство от преступных посягательств.
Правоохранительная функция дает оперативным сотрудникам УИС широкие возможности в плане реализации как правоприменительных и правоохранительных, так и педагогических функций. Высокая степень ответственности и общественной значимости работы оперуполномоченного, исключительное многообразие и сложность выполняемых им профессиональных задач обусловливают необходимость наличия у него целого конгломерата педагогических качеств. Мы глубоко убеждены, что игнорирование педагогической составляющей в правоохранительной работе, в деятельности по обеспечению законности,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
противодействию преступности неизбежно обернется эскалацией противоправных деяний, снижением эффективности профилактических мероприятий.
Сегодня, чтобы соответствовать ожиданиям и потребностям современного социума оперативному сотруднику УИС важно иметь весьма вариативные знания, умения и навыки: ориентироваться в политических и социальных процессах; знать нормативные правовые акты и сферы их применения; обладать культурой межличностной коммуникации и управления; быть готовым к корпоративной деятельности и открытому взаимодействию с коллегами; иметь навыки самообладания в экстремальных ситуациях; владеть иностранными языками; быть технически грамотными; уметь использовать компьютер в решении служебных задач. Реагируя на запросы современных реалий, он должен быть все более компетентным, ответственным, обеспечивая безусловное выполнение правовых норм, соблюдение справедливости в непростых текущих условиях. Кроме того, оперативный сотрудник УИС должен своевременно адаптироваться к меняющимся профессиональным условиям. При этом ему следует помнить о своей важнейшей роли в противодействии преступности; о том, что он состоит на службе государству и обществу, что детерминирует его обязанности перед страной.
Полноценному оперативному сотруднику УИС кроме общеюридической подготовленности необходимо иметь широкое мышление; ориентироваться в медицинских вопросах; разбираться в способах совершения различных противоправных деяний; ясно представлять себе, каким образом было совершено экономическое преступление; какие ухищрения используются осужденными, маскирующими подготовку к побегу из исправительного учреждения; знать наиболее вероятные места хранения запрещенных предметов и веществ в учреждении УИС. Оперативник должен понимать преступный жаргон, разбирать зашифрованные тексты, знать традиции и обычаи криминальной субкультуры.
Однако было бы ошибочным полагать, что представленные свойства и качества будут естественным путем формироваться в будущем, закономерно придут вместе с опытом. Важно понимать, что оперативная работа предполагает целенаправленную, планомерную подготовку, постоянное формирование и совершенствование личностно значимых и профессионально необходимых педагогических качеств, являющихся результатом образовательной и самовоспитательной деятельности. Только развив у себя такие качества оперативный сотрудник УИС в процессе своей служебной деятельности будет применять и делиться накопленными знаниями и опытом, оказывая на других педагогическое воздействие.
Список использованной литературы
1. Овчинников О. М. К проблеме оперативно-розыскного противодействия пенитенциарной преступности // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6. С. 302-304.
2. ФСИН России : [сайт]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika.
3. Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС за 2014 год.
4. Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС за 2015 год.
© Овчинников О.М., 2017
УДК 346.9
Темеров Тимофей Владимирович
студент ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, РФ.
E-mail: [email protected] Научный руководитель: Голубничий Артем Александрович старший преподаватель кафедры ИЭОП ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, РФ
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ НА АЗС РОССИИ
Аннотация
В статье рассматриваются и анализируются основные нарушения законодательства на АЗС России.