Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 150-153.
УдК 37.06 ББК 74.2
особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ
Е. Г. Черникова
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинск, Россия
Определено, что движущей силой процесса адаптации является разрешение противоречий, лежащих в его основе. Основное противоречие этого периода заключается в несоответствии уровня профессионально-педагогической подготовленности начинающего учителя для работы с учащимися, его личного профессионального потенциала требованиям, предъявляемым к нему в педагогической деятельности.
Ключевые слова: социально-профессиональная адаптация, особенности, факторы, противоречия социально-профессиональной адаптации, профессиональная деятельность, социально-профессиональная среда.
В настоящее время проблема социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ сохраняет свою актуальность, так как, несмотря на достаточное количество исследований, проводимых социологами, психологами, педагогами, проблема закрепления и сохранения молодых педагогов в образовательных учреждениях не решается. Немногие выпускники педучилищ и вузов идут в школу. Механизм, способствующий закреплению молодых педагогов в образовательных учреждениях, не выработан или прочно забыт. Связано это с тем, что институты образования не учитывают противоречия, сопровождающие процесс освоения педагогической профессии у молодых педагогов, влияние внешних и внутренних факторов, способствующих или препятствующих социально-профессиональной адаптации молодых педагогов.
Условия профессиональной адаптации молодого педагога раскрыты в работах О. А. Абдулиной, И. Ф. Исаева, С. Г. Вершловского, Н. Ф. Го-ноболина, Г В. Кондратьевой, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, А. К. Марковой, В. А. Сластё-нина, С. Г Сухобской, А. Г Мороза, С. В. Овдей, М. И. Скубий, П. А. Шептенко, О. А. Шиян и др. Авторы связывают процесс адаптации с условиями труда педагога и профессиональными требованиями к личности учителя. Отдельную группу работ составляют прикладные исследования, послужившие основой для разработки инструментария, а также базой для проведения сравнительного анализа. Среди авторов этих исследований отметим Е. Н. Бурдастых, Е. С. Бурлаковскую, А. И. Матвееву, С. М. Редлиха и др. В результа-
те проведения сравнительного анализа подходов перечисленных выше исследователей нами сформулировано определение социально-профессиональной адаптации как процесса взаимодействия личности и профессиональной среды, в ходе которого осуществляется освоение целей, ценностей, норм профессиональной деятельности, обусловленное сочетанием внешних и внутренних факторов, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие индивида в профессии. К содержанию социально-профессиональной адаптации мы также относим освоение начинающим специалистом непосредственных профессиональных обязанностей. Процесс социально-профессиональной адаптации молодого педагога — это сложный процесс. Можно сказать, что он триедин: касается как изменения его личности, так и образовательной среды и педагогической деятельности.
Материалы исследования. В данной статье представлены результаты исследований, проведённых автором в 2005-2008, 2011-2012 гг. среди молодых учителей Челябинска и Челябинской области, а также магистрантов, обучающихся в Челябинском государственном педагогическом университете и работающих учителями в школах. В исследовании приняли участие около 300 молодых учителей со стажем работы от одного года до трёх лет. По возрастным группам распределение следующее: до 25 лет — 70 %, 26-30 лет — 21 %, старше 30 лет — 9 %. Метод исследования — анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение. Основываясь на точке зрения Н. Н. Мельниковой
[1] о том, что об эффективной социальной адаптации можно говорить при условии, что в процессе жизнедеятельности человек легко отыскивает либо вырабатывает такие адаптивные стратегии, которые позволяют ему, не вступая в конфликт с законами, нормами и традициями общества, эффективно преодолевать многочисленные (в том числе мировоззренческие) адаптивные барьеры, успешно взаимодействовать с различными социальными общностями, сохраняя при этом психологическую стабильность и состояние эмоциональной удовлетворённости. Исходя из этого полагаем, что в результате процесса адаптации желательно достижение оптимального соответствия профессионально-педагогической подготовленности молодого педагога, его личного профессионального потенциала требованиям, предъявляемым к его педагогической деятельности в настоящее время в условиях работы общеобразовательной школы.
В исследовании определена специфика социально-профессиональной адаптации молодых педагогов, обусловливаемая содержанием педагогической деятельности, спецификой образовательной среды конкретного образовательного учреждения. Реализация педагогической деятельности в значительной степени продиктована взаимодействием с другими участниками образовательного процесса (учащимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией школы) либо организацией этого взаимодействия между ними. Соответственно, нами сделан вывод о том, что социально-профессиональная адаптация учителя к педагогической деятельности осуществляется в основном в сфере взаимодействия.
В аспекте социологического анализа, важным представляется выявление факторов, влияющих на процесс социально-профессиональной адаптации молодых педагогов образовательных учреждений. Факторы — условия, которые воздействуют на социальные процессы и определяют характер анализируемого явления в целом и его отдельные черты. Под факторами адаптации будем понимать условия, определяющие течение, сроки, темпы, результаты адаптации. Социальнопрофессиональная адаптация молодых педагогов учреждений общего образования обусловлена совокупностью внешних и внутренних факторов социально-экономического, социокультурного характера. В качестве основных внешних факторов, влияющих на состояние процесса социально-профессиональной адаптации молодых педа-
гогов и определяющих успешность их функционирования в образовательной среде, были изучены материальное положение молодых педагогов, качество и содержание подготовки учителя, образовательная среда, организация методической работы, семья, СМИ, престиж профессии в обществе, гендер.
Внутренние факторы: профессиональный стаж, система ценностей, мотивы выбора педагогической профессии, профессионально значимые качества (наличие/отсутствие), самообразование, самооценка педагогами подготовленности к осуществлению педагогической деятельности (профессиональные затруднения).
Ведущими факторами, влияющими на процесс социально-профессиональной адаптации молодого педагога, определены следующие: престиж профессии учителя, его материальное положение, мотивация, образовательная среда, уровень пси-холого-педагогической и коммуникативной подготовки учителя. Анализ эмпирических данных позволил сделать вывод о том, что престиж профессии учителя в нашей стране напрямую связан с его материальным положением. Есть определённое противоречие между декларируемой заботой об учителе и реальным положением дел в образовании. Предельно низкий уровень заработной платы, низкий престиж профессии учителя в обществе является тем дезадаптирующим фактором, из-за которого многие молодые педагоги уходят из педагогической профессии.
Изучение системы ценностей молодых педагогов показало отсутствие всеобщего разделения респондентами традиционных ценностей педагогического труда. Исходя из того, что ценности, связанные с профессиональным статусом молодых учителей, оказались менее значимыми, чем ценности, отражающие личное благополучие и самореализацию, можно заключить, что ценностная система молодых учителей характеризуется слабой направленностью на педагогическую деятельность и не способствует их социально-профессиональной адаптации.
Анализ научных исследований в области подготовки будущих учителей и результаты эмпирического исследования подтвердили тот факт, что большинство молодых учителей недостаточно подготовлены к реализации педагогической деятельности, а именно: не умеют применять теоретические знания на практике, испытывают трудности в проектировочной, организаторской и коммуникативной деятельности, проблемы
в организации внеурочной работы и сотрудничестве с семьёй учащихся [2]. Большинство молодых педагогов (65 %) не удовлетворено своей психологической подготовкой и в первую очередь её практической составляющей. Неэффективность современной психологической подготовки учителей кроется, на наш взгляд, в особенностях традиционной педагогической практики. В центре образовательного процесса и в средней, и в высшей школе стоит учебный предмет как особая проекция научного предмета. Предметно-центрированный процесс жёстко детерминирован учебными планами, принятыми учебниками, схемой занятий, обеспечивающими относительно успешную трансляцию соответствующих знаний. Изменяющееся общество требует подготовки творчески мыслящего учителя, способного к эффективной рефлексии, к выработке стратегически верного направления в образовательной политике. Существует противоречие между социальными запросами общества, требующего подготовки учителя, способного ориентироваться и целесообразно действовать в нестандартной ситуации, и традиционной системой подготовки учителя к работе в современной школе. Исследование показало: лишь треть молодых учителей признались, что их представления об учительском труде совпадают с практикой.
Что касается образовательной среды, то здесь нами отмечено её неоднозначное влияние на социально-профессиональную адаптацию молодых педагогов. С одной стороны, исходя из того, что большинство молодых педагогов (64,7 %) отметили доброжелательное принятие их педагогическими коллективами в свои ряды, нами сделано заключение о наличии позитивной адаптивной ситуации, стимулирующей и активизирующей прогрессивное развитие специалиста в учреждениях образования. С другой стороны, установлено, что молодые педагоги испытывают значительные трудности при организации взаимодействия с субъектами образовательной среды, особенно с представителями администрации и родителями учащихся, обусловленные как низкими коммуникативными способностями молодого специалиста, так и возрастными барьерами общения. В ходе исследования выявлено противоречие: уровень коммуникативной компетентности молодых учителей после окончания педагогического вуза не со-
ответствует уровню сложности решаемых задач, а формирование у них коммуникативной компетентности в ходе приобретения педагогического образования не является приоритетным. В связи с этим молодому педагогу с началом профессиональной деятельности необходимо устранять дефицит не только профессиональных знаний и умений, но и коммуникативных навыков [3; 4].
Таким образом, проведённое исследование позволило сделать некоторые выводы:
- специфика социально-профессиональной адаптации молодых педагогов определяется содержанием педагогической деятельности, реализация которой в значительной степени обусловлена взаимодействием с другими участниками образовательного процесса (учащимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией школы). Соответственно, социально-профессиональная адаптация учителя к педагогической деятельности осуществляется в основном в сфере взаимодействия;
- основное противоречие периода социальнопрофессиональной адаптации молодых учителей заключается в несоответствии уровня профессионально-педагогической подготовленности начинающего учителя для работы с учащимися, его личного профессионального потенциала и требований, предъявляемых к нему в педагогической деятельности;
- факторами, снижающими эффективность социально-профессиональной адаптации, являются низкий уровень материального благосостояния, низкий престиж профессии учителя в обществе, низкий уровень профессиональной подготовки, недостаточная сформированность профессионально значимых качеств молодого учителя;
- в повышении качества адаптационного процесса молодых учителей играют роль несколько факторов: фактор мотивации, фактор профессиональных ценностей и профессионально значимых качеств, фактор среды, уровень психолого-педа-гогической и коммуникативной подготовки учителя, самообразование.
Анализ результатов эмпирического исследования подтвердил наличие корреляции между показателями успешной социальной адаптации учителя и его удовлетворённостью средой, активностью самопроявления и приобретения профессионального опыта.
Список литературы
1. Мельникова, Н. Н. Стратегии социальной адаптации : дис. ... канд. психол. наук / Н. Н. Мельникова. Ярославль, 2004. 74 с.
2. Редлих, С. М. Педагогические основы социально-профессиональной адаптации учителя : дис. ... д-ра пед. наук / С. М. Редлих. М., 1999. 360 с.
3. Черникова, Е. Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей / Е. Г Черникова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2008. № 10. Философия. Социология. Культурология. Вып. 5. С. 182190.
4. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ : монография / Е. Г. Черникова. Челябинск : ЧГПУ, 2010. 184 с.
Сведения об авторе
черникова Елена Геннадьевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, Челябинск, Россия. Helen1268@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333).
Education and Healthcare. Issue 3. P. 150-153.
FEATURES AND CONTRADICTIONS OF SOCIALLY-PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS OF GENERAL SCHOOLS
E. G. Chernikova
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Social Work, Pedagogy and Psychology of Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. Helen1268@mail.ru
In research it is defined that a driving force of process of adaptation is the resolution of conflicts, being its cornerstone. The main contradiction of this period consists in discrepancy of level of professional and pedagogical readiness of the beginning teacher for work with pupils, his personal professional potential and requirements imposed to it in pedagogical activity.
Keywords: socially-professional adaptation, features, factors, contradictions of socially-professional adaptation, professional activity, socially-professional environment.
References
1. Melnikova, N. N. Social adaptation Strategy : dis. ... Cand. Psychology. Sciences / N. N. Melnikova. Yaroslavl, 2004. 74 p.
2. Redlich, S. M. Pedagogical foundations of socio-professional integration teacher : diss. ... Doc. ped. Sciences / S. M. Redlich. M., 1999. 360 p.
3. Chernikova, E. G. Factors the socio-professional integration of young teachers / E. G. Chernikova // Vest-nik Chelab. State un-ty. 2008. Philosophy. Sociology. Jurisprudence. Is. 5. P. 182-190.
4. Status and controversy of the socio-professional integration of young teachers: sociological analysis: monograph / E. G. Chernikova. Chelyabinsk : ChGPU, 2010. 184 p.