Научная статья на тему 'Введение в профессиональную деятельность'

Введение в профессиональную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4922
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никандров Николай Дмитриевич, Грохольская Ольга Глебовна

Уважаемые читатели! В 2011 году вышла в свет новая книга доктора педагогических наук, профессора Ольги Глебовны Грохольской и Президента Российской академии образования Николая Дмитриевича Никандрова «Введение в профессиональную деятельность». Внимание в работе сфокусировано на вопросах, связанных с профессиональным становлением личности в условиях рынка, с деятельностью профессионала, со становлением общей и профессиональной культуры педагога, а также с допрофессиональной подготовкой школьников. Книга может быть полезна, преподавателям вузов, аспирантам, студентам педагогических специальностей. Приложение «Научные исследования в образовании» к журналу «Профессиональное образование. Столица» представляет ее на своих страницах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никандров Николай Дмитриевич, Грохольская Ольга Глебовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Введение в профессиональную деятельность»

Уважаемые читатели!

В 2011 году вышла в свет новая книга доктора педагогических наук, профессора Ольги Глебовны Грохольской и Президента Российской академии образования Николая Дмитриевича Никандрова «Введение в профессиональную деятельность».

Внимание в работе сфокусировано на вопросах, связанных с профессиональным становлением личности в условиях рынка, с деятельностью профессионала, со становлением общей и профессиональной культуры педагога, а также с допрофессиональной подготовкой школьников.

Книга может быть полезна, преподавателям вузов, аспирантам, студентам педагогических специальностей. Приложение «Научные исследования в образовании» к журналу «Профессиональное образование. Столица» представляет ее на своих страницах.

Ш «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ГРОХОЛЬСКАЯ О.Г., доктор педагогических наук, профессор

НИКАНДРОВ Н.Д., ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (С 1997); ПОЧЁТНЫЙ

ЧЛЕН РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обращение к студенту - будущему специалисту-профессионалу

Новая социально-экономическая реальность, сформировавшаяся в начале XXI века в нашей стране, требует подготовки кадров, которые отличались бы не только высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, мобильностью, но и творческим отношением к делу, социальной ответственностью. Ведь сегодня в числе особенностей современного этапа социально-экономического развития принято называть глобализацию, которая ведет к трансформации рынка труда, инициирует переход к инновационному типу экономического роста, динамичным изменениям в профессиональной среде, характеризующимся риском, неопределенностью, отсутствием стандартных решений.

В этих условиях востребованным качеством специалиста становится его стабильность и надежность, то есть его способность устойчиво, успешно и эффективно работать на протяжении всей его трудовой жизни.

Обеспечение качественного уровня подготовки специалиста-профессионала в таких условиях становится одной из главных задач профессионального образования. Стабильность и надежность деятельности выпускника вуза, получившего традиционное профессиональное образование, достигается за счет узкой специализации и использования моделей обучения, обеспечивающих адаптацию путем подбора соответствующего инварианта решения профессиональной задачи из набора предполагаемых избыточных и возможных задач.

Необходимо дать возможность будущему профессионалу формироваться в условиях предоставления ему избыточности вариантов решения профессиональных задач, что осуществляется всем ходом процесса обучения через:

- набор готовых алгоритмов и правил функциональной подготовки;

- метод проектов, обеспечивающих интегративный характер обучения;

- внедрение модульного и личностно-ориентированного обучения и пр.

Однако серьезным недостатком специалиста-профессионала, подготовленного по готовым алгоритмам, даже в условиях большого их количества и избыточности, является то, что, приступая к адаптации в изменившейся ситуации, он встречается с существенными затруднениями в своей деятельности, особенно в условиях быстро меняющейся профессиональной среды.

В результате, чем больше отличаются условия профессиональной среды от освоенных в процессе обучения инвариантов деятельности, тем менее продуктивно выпускник вуза решает актуальные профессиональные задачи. В таких условиях решение задач требует от него значительных затрат времени и энергии.

Удовлетворение потребностей общества и осуществление надежд, которые оно возлагает на высшее образование сегодня, зависит в конечном итоге от уровня профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава, качественного уровня образовательных программ, уровня освоения знаний студентами, инфраструктуры высшего образования, а также состояния научно-академической среды.

Процесс обеспечения качества подготовки профессионала является многогранной деятельностью. Приоритетными целями на пути становления профессионала сегодня становятся:

- развитие общекультурных компонентов в содержании образования;

- развитие личностной зрелости обучающегося, основанной на ценностно-этической ориентации. Коренная проблема для достижения этих целей - личность самого специалиста-профессионала.

В условиях постиндустриального общества количество профессиональных задач, требующих незамедлительного решения, постоянно растет, повышается уровень их сложности, появляются новые, ранее неизвестные задачи. В связи с этим растет и ненадежность деятельности специалиста, получившего традиционное высшее профессиональное образование. А эта ненадежность может быть преодолена, если развить способности будущих профессионалов генерировать в условиях быстро меняющейся среды необходимые решения и способы деятельности, причем в нужное время и в нужном месте, профессионального пространства. И тогда будущий специалист сможет эффективно работать и принимать решения в ситуациях неопределенности, когда необходимо заранее составить алгоритм деятельности, привлечь опыт прошлых поколений, опыт других специалистов. Ведь генерировать не значит производить нечто абсолютно новое. Это значит также через эволюционную адаптацию существующих знаний и способов деятельности применять профессиональные знания и опыт прошлых лет к новым условиям.

Следовательно, важнейшая задача для повышения надежности деятельности выпускника вуза - создание условий, обеспечивающих продуктивную генерацию профессиональных решений в течение всей трудовой жизни специалиста.

Сегодня можно говорить о том, что рынок труда, формируя конъюнктуру спроса и предложения, выступает как естественный регулятор качества в подготовке и распределении квалифицированных кадров. Как уже говорилось, в первую очередь изменения коснулись профессиональной сферы деятельности, в результате чего существенно изменились требования к процессу подготовки будущего специалиста. Прежде всего, они связаны с возросшим профессиональным уровнем кадров, а также предполагают развитие профессиональнозначимых качеств личности, что может быть осуществлено лишь при взаимодействии образовательных учреждений различного уровня - от общеобразовательной школы до вузовской подготовки и системы повышения квалификации.

Все эти изменения выдвигают принципиально новые задачи в сфере подготовки профессионалов. Кардинальная трансформация социокультурной ситуации в обществе, смена методологических ориентиров и парадигм образования, создание неогуманистической философии и новых образовательных ценностей; мощный поток инновационных процессов,

охвативших российское образование, внедрение прогрессивных информационных технологий обучения, связанных с интеллектуально-информационной поддержкой профессиональной деятельности, требуют подготовки не узкого специалиста, а мобильного и конкурентоспособного профессионала, имеющего возможность и мотивацию на дальнейшее развитие в области приложения собственных профессиональных сил.

Нормативной базой подготовки таких специалистов является государственный

образовательный стандарт высшего профессионального образования. Стандартом

предусмотрена обязательная дисциплина «Введение в профессиональную деятельность». Эта дисциплина относится к ориентирующему модулю дисциплин психолого-педагогического блока и изучается на первом курсе высшего профессионального учебного заведения.

Образовательные цели данной дисциплины направлены на:

- расширение общей и становление первоначальных основ профессиональной культуры студентов;

- углубление профессиональной ориентации, мотивов и личностного осознания сделанного ими выбора профессии, путем овладения целостным представлением о сущности, творческом характере, специфике, месте и роли деятельности по своей профессии в жизни обществ;

- обеспечение установки на профессионально-личностное развитие, саморазвитие, самоопределение самовоспитание студентов с учетом их индивидуальных особенностей;

- овладение основами учебной деятельности в вузе и адаптацию к условиям вузовской жизни;

- углубление мотивации на дальнейшее развитие специалиста в области приложения профессиональных сил.

От того, насколько качественно будут решены образовательные, развивающие и воспитательные задачи данного этапа обучения специалиста, во многом зависит успешность реализации задач профессиональной подготовки в целом. Успешность реализации специалиста «как высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности, предприимчивой в условиях рыночных отношений» [П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов Психологодидактический справочник преподавателя высшей школы. - М, 1990, С.3] во многом зависит от того, насколько целесообразно будет отобрано содержание и методы организации познавательной деятельности студентов, от внедрения новых образовательных технологий, позволяющих расширить интеллектуально-информационный контекст процесса обучения, от новых технологий, позволяющих диагностировать результативность деятельности вузовских преподавателей, по формированию профессионализма студентов. Именно с этих позиций и разрабатывалось учебное пособие «Введение в профессиональную деятельность».

Спецификой предлагаемого учебного пособия является его ориентированность на создание профессиональной среды как интеллектуально-информационного континуума, который не только дает информацию и формирует у студентов систему базовых понятий в области профессиональной педагогики, но и потенциально содержит решения определенных профессиональных задач разного уровня, глубины, степени частности, от чего во многом зависит успешность реализации задач профессиональной подготовки специалиста в целом.

Спецификой предлагаемого учебного пособия является еще и его ориентированность не только на процесс формирования у студентов спектра базовых понятий на аудиторных занятиях, но и на организацию активного включения обучающихся в разнообразные виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности, результатом которой являются разработанные ими индивидуализированные модели собственно профессионального облака и программы личностного профессионального становления.

Принципиальной особенностью данного учебного курса является органическое сочетание в нем социокультурного контекста, характеризующего сущность педагогической профессии и педагогической деятельности и контекста личностного самоопределения будущего педагога.

Содержательное своеобразие тем аудиторных занятий характеризуется тем, что наряду с основными вопросами Стандарта высшего профессионального педагогического образования включены вопросы специфики, форм и методов вузовской познавательной деятельности, что позволяет решать задачу формирования у студентов умений учиться в вузе. Междисциплинарный характер учебной информации, предъявляемой студентам в рамках данного курса, предполагает привлечение значительного массива сведений из психологии, философии, физиологии, медицины, этики, управления, права.

Курс построен не как сумма готовых знаний, а как система смыслообразующих проблем, при рассмотрении которых студентам предоставляется право на свободу выбора своей точки зрения, то есть выбора личностных смыслов, средств и методов профессионально-личностного самосознания, самоопределения и самореализации. Поэтому курс строится на основе диалогического взаимодействия преподавателя со студентами, предполагающего совместные усилия, направленные на создание условий для поиска истины и реализацию принципа личностно ориентированного овладения знаниями, включая рефлексию имеющегося у обучающихся опыта жизнедеятельности.

Курс предполагает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм учебных занятий, проектирование и решение проблемно-профессиональных ситуаций в виде аудиторных и неаудиторных заданий, дискуссии и диспуты, ролевые игры, понятийно-терминологические диктанты, реферирование литературных источников, самоинтервью, написание кратких сочинений (эссе) на профессиональные темы и др.

Изучение курса «Введение в профессиональную деятельность» завершается зачетом, который проходит в устной форме с предоставлением разработанной программы самосовершенствования будущего специалиста, как основного критерия оценки успешности усвоения курса.

Представленный педагогический практикум дает возможность полнее ознакомиться с основными принципами, такими как принцип свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи, которые являются кратким теоретическим минимумом подготовки будущего специалиста-педагога к профессиональной деятельности. Педагогический практикум содержит систему тестов и тестовых заданий по диагностике профессиональных сторон и личностный качества будущего специалиста, а также выборку по организации труда учителя - в помощь начинающему педагогу.

Представляется целесообразным использовать данное учебное пособие при подготовке к курсовым, государственным и кандидатским экзаменам по педагогике.

Хотелось бы отметить, что реализация достижений педагогики в практике обучения и воспитания в значительной мере опосредуется личностью каждого педагога, его взглядами, стремлениями, профессионализмом. Если в области материального можно всегда, следуя рекомендациям науки, получить заведомо запланированный результат, то педагогическая деятельность, так же как, например, медицина, не столь предсказуема. Поэтому высокая социальная ответственность лежит и на учителях, и на педагогах-исследователях: проектируя любую образовательную инновацию, они должны предвидеть возможные негативные последствия, руководствуясь главным принципом - «не навреди!».

Обращаясь к студентам - будущим учителям-профессионалам, хотелось бы еще раз напомнить, что профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими правилами-постулатами педагогической деятельности:

- уважай в ученике Человека, Личность;

- постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования;

- передавай ученику знания так, чтобы он мог и хотел их осваивать, был готов их использовать

в жизни;

- развивай в ученике стремление к самосовершенствованию.

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ

1.1. Современная профессиональная школа - требования времени

Последние 10-15 лет - это время активного реформирования во всех сферах жизнедеятельности Российского общества. Результатом реформ должно стать формирование экономически стабильного, технологически развитого, политически стабильного и процветающего государства. Решение данной проблемы во многом зависит от уровня развития интеллектуального потенциала нации, который, в свою очередь, определяется средствами образования.

Научно техническая революция сегодня знаменует собой переход на новые технологии. Меняется роль человека в общественном производстве. Теперь на первый план выдвигается «человеческий фактор», умение специалиста создавать и осваивать сложные технологии, в том числе нанотехнологии, адаптироваться к новым условиям информационной среды. Это становится возможным только при наличии высокого интеллектуального уровня социума, который является результатом грамотной политики государства в области образования. В значительной мере это касается и высшего профессионального образования. Ведь российскому обществу необходима хорошо разработанная и четко отлаженная система подготовки высокоинтеллектуальных специалистов, способных эффективно работать в новом высокотехнологичном производстве XXI века.

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, в качестве стратегических целей образования объявлены:

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;

- усиление воспитательной стороны образования;

- систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- непрерывность образования в течение всей жизни человека;

- развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;

- становление академической мобильности обучающихся;

- подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Доктрина определяет четыре основные задачи государства в сфере образования.

Таблица 1. Основные задачи государства в сфере образования (в соответствии со

стратегическими целями Доктрины образования).

Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4

Интеграция образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций, с образовательными учреждениями, науки и образования с производством Интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций Формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства Доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационнодидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе

Доктрина образования была принята на Совещании работников образования в Кремле в январе 2001 года. Хотя некоторые ее аспекты при обсуждении Правительством РФ были сокращены по экономическим соображениям, основное содержание осталось и составило Программу модернизации российского образования.

Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России. А это значит, что первоочередными задачами в сфере образования, лежащими в русле решения названных вопросов, является создание условий для воспитания высокообразованных, конкурентоспособных, специалистов, свободно владеющих информационными технологиями, обладающих профессиональной мобильностью и адаптивностью, осуществляющих непрерывное в течение всей жизни образование, повышение профессиональной квалификации.

Кроме того, у выпускника вуза - специалиста-профессионала должен быть сформирован целостный взгляд на мир, развито интегрированное мышление, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Образовательный процесс в профессиональной школе должен отражать все изменения в сфере науки, культуры, экономики, техники, технологий и иметь опережающий характер.

Исследователи в области профессионального образования в России отмечают три следующие тенденции в развитии современного рынка труда:

- низкая мобильность населения, что означает неспособность работников переходить самостоятельно с одного рынка труда на другой. Это, как правило, консервирует неэффективную занятость и скрытую безработицу в отдельных отраслях, городах, регионах;

- дифференциация заработков и доходов населения, что будет способствовать росту недовольства среди граждан в городах, регионах, в отраслях;

- сокращение трудовых ресурсов, что повлечет за собой рост иждивенческой нагрузки на работающих граждан, уменьшение отчислений в страховые фонды и налоговых поступлений в бюджет. По данным демографического прогноза, в результате резкого сокращения рождаемости в 1990-е годы в 2007 - 2010 гг. резко сократится число школьников и абитуриентов. Поэтому, будущее трудоустройство нынешних студентов вузов представляется проблемным, им сразу по окончании институтов придется менять профессию и сферу деятельности [Модернизация российского образования. Ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред.Т.Л. Клячко. - М., 2002. С.98].

Какова на сегодняшний день структура подготовки специалистов-профессионалов по различным специальностям и профессиям? Она не полностью соответствует структуре современных потребностей общества и тем структурным изменениям, которые происходят в

экономике. Сформировавшаяся демографическая яма привела к тому, что конкурс в высшие учебные заведения значительно снизился. Сегодня в вуз имеет шанс поступить абитуриент практически с любым уровнем знаний, культуры мышления и кругозором. Не всегда оказывается возможным поднять этот уровень. Такая ситуация привела к падению общего интеллектуального уровня студентов - будущих профессионалов, а это, в свою очередь повлекло за собой снижение качества профессионального образования.

К этому можно прибавить нежелание многих студентов старательно учиться, прилагать максимум усилий, так как многие из них, по данным опросов, не собираются связывать свою жизнь с получаемой профессией.

В сложившихся условиях необходим такой подход к системе высшего профессионального образования, который, с одной стороны, будет удовлетворять требования социума в высококачественных специалистах, а с другой - повысит мотивацию студентов к учебной и будущей профессиональной деятельности, вооружит их необходимыми знаниями, умениями, навыками.

Информатизация является не только необходимым условием успешного развития системы образования, но и важным фактором достижения ее главных целей - повышения уровня образованности и воспитанности людей, формирования у них нового научного мировоззрения, которое должно соответствовать условиям и проблемам развития общества в XXI -м веке.

Реформы, происходящие в стране, обуславливают изменения в материальной сфере производства, характере и содержании трудовой деятельности человека, роль которого в общественном производстве постепенно трансформируется. В современных условиях компьютеризации и информатизации социума человек вместо обрабатывания предметов труда принимает на себя функции управления сложной техникой, переработки информации, принятия ответственных решений. Возрастает роль интеллектуального труда. Повышается потребность в высокообразованных специалистах, креативно мыслящих, настроенных на постоянное самообразование, повышение своего профессионального уровня, умеющих приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям.

Сегодня одним из факторов, определяющим характер взаимодействия системы образования и профессионально-трудовой сферы является безработица. Отсутствие возможности найти хорошую работу, соответствующую личным и материальным запросам, а также уровню профессиональной подготовки побуждает многих соискателей осуществлять профессиональную переподготовку в соответствии с требованиями рынка труда, получать второе высшее образование, кардинально менять профиль своей деятельности.

Современная ситуация в области трудовой деятельности, учитывая высокий процент безработных граждан, жесткую конкуренцию на рынке труда повышает требования к качеству обучения, эффективности педагогических технологий, вынуждает преподавателей высшей школы искать новые образовательные методы и средства, которые были бы адекватны новым условиям.

Окончив высшее учебное заведение (часто успешно), выпускник оказывается невостребованным современным обществом. Если он все же находит работу по специальности, то приобретенных знаний оказывается недостаточно, а многие навыки приходится приобретать уже на рабочем месте. Чаще бывает, что выпускник не в состоянии найти работу по специальности, и ему приходится переквалифицироваться, менять профиль. Согласно исследованиям И.В. Барбашина, только 20% используют предоставленную вузом возможность трудоустроиться. 50% выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования оказываются невостребованными, пополняя армию безработных [И.В. Барбашин Современное состояние и проблемы системы высшего профессионального образования в Российской Федерации // Образование в социально-

гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 2 (195).

Анализируя ситуацию взаимодействия учреждения профессионального образования и рынка труда, следует отметить, что далеко не все вузы сегодня оказываются в состоянии реагировать на быстроизменяющуюся экономическую ситуацию в стране, изменения рынка труда. В настоящее время требуется такая подготовка специалистов, которая позволит им безболезненно и быстро адаптироваться к новым условиям и технологическим изменениям в производстве. Необходимыми качествами успешной социально-профессиональной адаптации выпускников вузов становятся: ответственность, коммуникабельность, профессиональная мобильность.

Исходя из перечисленных выше фактов, важнейшим требованием к высшему профессиональному образованию на сегодняшний день является приведение уровня профессиональной подготовки и качества специалистов в соответствие с потребностями рынка труда.

Уже сегодня ученые-исследователи проблемы развития человека, личности, говорят о появлении нового, неклассического человека, интересы которого наряду с «человеческими», и «социальными» измерениями приобретают космопланетарное измерение. Еще В.И. Вернадский считал, что человеческая мысль становится планетарной силой. Принцип управляемой социоприродной эволюции требует возвышения человека до уровня таких знаний о биосфере, о живом веществе и о самом себе, которые позволили бы ему перейти к управлению социоприродной гармонией. На этом пути и стоит преодоление кризиса образования, кризиса знания.... [А.И. Субетто Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития. (Философия качества образования). -Красноярск: Изд-во Красноярского краевого центра развития образования., 1999. - 87 С., С.15].

Исследователи говорят о произошедшем скачке в качестве бытия человечества на рубеже XX и XXI веков. По мнению ученых, новая «эпоха-цивилизация» XXI века - интеллектно-информационная цивилизация должна сменить энергетическую цивилизацию XX века.

На передний план выходит «управление социальным развитием с упреждением» как главная функция общественного интеллекта (с соответствующими функциями планирования, программирования, прогнозирования, нормирования, моделирования, проектирования и другими функциями будущетворения), которая реализуется только при действии закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества и качества образовательных систем в обществе [С.15].

Сегодня исследователи говорят о «системной революции», произошедшей в последнее время. Новая высшая системность социума олицетворяет собой доминирование синтетических, интеграционных процессов, охватывающих не только общественное производство, но и культуру, науку, образование, общественный интеллект.

Ученые утверждают, что одна из революций, входящая в системную революцию, -«человеческая революция». [А. Печчеи Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1980]. Человеческая революция представляет собой революцию в системе мировидения, мироосвоения, мироотношения человека. Это революция в качестве человека.

Рост системности, сложности, универсальности бытия в XXI веке требует соответствующего человека - всесторонне, гармонично развитого, универсально-целостного человека, проблемноориентированного профессионала, могущего взять на себя бремя ответственности и за свое будущее, и за будущее общества, и за будущее человечества.

Таблица 2. Иерархия революций на пути развития цивилизации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системная революция Человеческая революция Интеллектно-инновационная революция

Новая высшая системность социума олицетворяет собой доминирование синтетических, интеграционных процессов, охватывающих не только общественное производство, но и культуру, науку, образование, общественный интеллект. Новое знание должно быть универсальным, системным, интегрированным. Оно должно формировать нового целостного человека, обладающего творческими умениями и умеющего решать профессиональные и жизненные проблемы, создавать проекты. Этот тип революции реализуется через человеческую революцию. Представляет собой революцию в системе мировидения человека, его мироосвоения, мироотношения. Это революция в качестве человека и она предполагает развитие соответствующей личности - всесторонне, гармонично развитой, универсально-целостной, проблемно-ориентированной личности профессионала, могущего взять на себя бремя ответственности и за свое будущее, и за будущее общества, и за будущее человечества. Такого человека можно создать реализуя интеллектно-инновационную революцию. Ведущими процессами являются возрастающая интеллектуальность личности (интеллектуальная революция) и креативность личности (творческая революция), а значит интеллектуализация механизмов развития цивилизации. Инновационная революция объединяет интеллектуальную и креативную революции. Такая революция предъявляет требования к новой профессиональной адаптивности человека, его профессиональной мобильности и гибкости, способности регулярно осуществлять свою переквалификацию и перепрофессионализацию.

Человеческая революция призвана обеспечить преодоление «барьера сложности» с помощью образования, в том числе высшего образования, через формирование целостного, универсального знания в «голове» человеческого индивидуума. [Субетто, С.22,].

Таким образом, человеческая революция определяет фундаментальные сдвиги в качестве образования в целом, включая высшее, выдвигая на передний план проблематизацию профессиональной подготовки, формирования творческих умений решать сложные проблемы и проектировать сложные комплексы и программы [Субетто, С.22] (выдел. мною - Н.Б.).

Это означает, что новое знание должно быть универсальным, системным, интегрированным. Оно должно формировать нового целостного человека, обладающего творческими умениями и умеющего решать профессиональные и жизненные проблемы, создавать проекты.

Факты говорят о необходимости вооружения студентов системными, целостными, универсальными знаниями. Системность социума требует нового подхода к организации образования. В особенности это касается высшей школы. Ведущими тенденциями должны стать интеграция, планирование, проектирование, моделирование, программирование учебного процесса.

Третья революция, входящая в системную синтетическую революцию - «интеллектно-инновационная революция». Она выражает собой реальный скачок в инновационной динамике

- динамике обновления качеств, охватывающих все сферы существования цивилизации: производство, экономику, культуру, науку, управление, образование.

Что собой представляет интеллектуально-инновационная революция? Интеллектно-инновационная революция представляется в единстве трех взаимосвязанных революций: инновационной; интеллектуальной; креативной.

Все три революции «переходят» друг в друга. Ведущими процессами являются интеллектуализация (интеллектуальная революция) и креатизация (творческая революция) механизмов развития цивилизации.

Инновационная революция объединяет интеллектуальную и креативную революции. Формируется «мир изменений» как важнейшая инновационная характеристика бытия на рубеже XX и XXI веков, предъявившая требования к новой профессиональной адаптивности человека,

его профессиональной мобильности и гибкости, способности регулярно осуществлять свою переквалификацию и перепрофессионализацию.

Системная, человеческая, интеллектно-инновационная революции влекут за собой образовательную революцию, определяя ее содержание.

Это революция, связанная с программными установками образования, ориентированными на реализацию гармоничного, всестороннего развития синтетической личности, формирование наряду со старой парадигмой образования узконаправленных специалистов, новой парадигмы проблемно-системно-ориентированного профессионализма, формирование новой системы нравственности и ценностей, удовлетворяющих требованиям обеспечения ответственности за жизнь на Земле.

В результате происходит некоторый пересмотр роли общественного интеллекта в системе развития социума. В самой системе образования такая революция подразумевает постоянное обновление учебных программ, внедрение новых педагогических и информационных технологий, повышение профессионализма профессорско-преподавательского состава через систему повышения квалификации переподготовки специалистов.

На передний план в образовательных технологиях выходит креативная педагогика, формирование способности у личности самообучаться, самообразовываться, саморазвиваться, самосовершенствоваться (требование формирования самоизменяющейся, самопознающей и самосовершенствующейся личности, адекватной по своим адаптационным способностям темпам изменений в реальном мире.

Сегодня все больше философов, педагогов, экономистов, социологов как в России, так и за рубежом, обращают внимание на реально существующий «кризис образования», «кризис качества образования». Кризис качества образования. состоит в том, что инерционность образования, сложность его реформирования, исходя из направленности образовательной революции, приводят к отставанию процессов создания новых технологий обучения и к отставанию системно-проблемного синтеза знаний и умений специалиста.

Необходимо преодолеть «кризис образования», достичь такого его качества, которое позволит человеку XXI века чувствовать себя в безопасности в плане применения своих способностей и сил, быть конкурентоспособным, мобильным специалистом, спокойно реагирующим на любые изменения рынка труда.

Ведущая роль в преодолении «кризиса образования» принадлежит высшей школе, которая традиционно отвечает за качество профессионального образования. Именно высшая школа должна взять на себя ответственность за формирование «нового специалиста», вооруженного знаниями, опережающими развитие науки и техники.

1.2. Проблема качества высшего образования сегодня

Сегодня многие факты говорят о том, что интеллектно-инновационная революция обострила кризис качества образования. Появление новых технологий производства, резкий скачок в развитии науки и техники не находят быстрого отражения в темпах обновления образовательных технологий. А ведь темпы развития качества образования, качества подготовки специалистов в условиях нынешней реальности должны опережать темпы развития экономики, техники.

Закон опережающего развития качества человека и его образования требует изменения методологии развития образовательных систем. Сегодня невозможно осмыслить качество образования без закона опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе и качества общественного интеллекта.

Идея опережающего образования была выдвинута в России [А.Д. Урсул Устойчивое развитие цивилизации и образование в XX веке. «Зеленый крест». - М., 1995] и активно обсуждалась в конце XX века. Как достаточно полная и научно обоснованная концепция она была впервые представлена на И-м Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика»

[К.К. Колин Информатика в системе опережающего образования. Доклад на И-м Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». - М., 1996]. Суть этой концепции заключается в том, чтобы таким образом трансформировать методологию, содержание и организацию учебного процесса, чтобы своевременно и с опережением подготовить специалистов к новым производственным условиям с целью их успешной адаптации в новой среде.

Качество человека в значительной степени как внешний фактор влияет на качество образования. Синтетическая революция в механизмах цивилизационного развития через призму человеческой революции актуализировала императив всесторонне гармонического,

универсально-целостного, творческого развития человека........ актуализировала процесс

становления новой парадигмы профессионализма, что потребовало раскрытия проблемного синтеза научного знания через призму нового типа учебных дисциплин интегративного, проблемноориентированного типа [А.И. Субетто, С.78].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что образовательная политика в области высшего образования должна быть направлена на формирование гармоничной, целостной личности, на развитие ее креативных способностей, на создание и внедрение интегрированных дисциплин, обеспечивающих студентов целостным, универсальным знанием. Такая политика требует применения технологий (проблемных, проектноориентированных, интегрированных, информационных и др.), которые способны повысить качество образования, сделать его конкурентоспособным.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что «образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования».

Ведущими тенденциями являются следующие:

«.переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности .. » [Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Народное образование. - № 4. - 2002. - С.254-269].

Новое информационное общество требует нового специалиста с гибким мышлением, владеющего на хорошем уровне современными информационными технологиями и умеющего применять их в профессиональной деятельности. Современный специалист в условиях стремительно меняющихся технологий и резкого увеличения объема информации должен постоянно заботиться о повышении своего профессионального и образовательного уровня, адаптироваться к новым условиям труда. Высокая квалификация должна стать важнейшим орудием конкуренции специалиста на рынке труда.

Реформирование государственной системы образования сегодня обнажило ряд проблем системы высшего образования. Среди них - проблема, связанная с ослаблением государственного контроля за взаимодействием системы профессионального образования и

профессиональной деятельности. Следствием этого явилось несоответствие спроса предложению рабочей силы по объемам, структуре и качеству.

В результате некоторые специальности оказались невостребованными на рынке труда или малооплачиваемыми, на другие специальности спрос оказался большим, однако качество подготовки специалистов не соответствовало необходимому уровню. Профессиональное образование не смогло быстро адаптироваться к быстроменяющимся условиям рынка труда и, как следствие - безработица, снижение профессионального потенциала общества.

Каков выход из этой ситуации? Выходом из сложившейся ситуации должна стать реализация следующих позиций:

- пересмотра роли и места высшего образования в системе профессиональной деятельности населения;

- соотнесения качества образования с требованиями современного рынка труда;

- разработки специальной стратегии формирования конкурентоспособного специалиста с целью обеспечения эффективной занятости.

Сегодня на рынке труда поддерживать конкурентоспособность помогает контроль за уровнем профессиональной компетентности, широкий профессиональный и социальный кругозор, гибкость мышления, индивидуальная активность работника. Каждый специалист-профессионал должен быть психологически готов в сокращению штатов, переквалификации, поискам нового места работы, конкуренции, обладать социальной и профессиональной мобильностью.

Эти личностные качества, необходимые каждому работнику в условиях нестабильного рынка труда, способствующие профессиональному росту и адаптации в социуме, необходимо формировать в вузе. Однако, реформы в современной системе образования в данном направлении осуществляются крайне медленно и не успевают за изменениями на рынке труда.

Такая реакция системы образования на проблему развития трудового потенциала приводит к снижению конкурентоспособности наших специалистов и на мировом рынке труда. Это говорит о несоответствии отечественного профессионального образования мировым стандартам.

Современный специалист, по мнению Л.А. Белогорцева, Е.Г. Бондаренко, П.Н. Осипова, В.С. Суворова и др., для достижения успеха в карьере должен обладать качествами лидера. Ведь теперь востребован работник, имеющий опережающий уровень общей и профессиональной культуры.

Кроме того, сегодня меняется характер производственной деятельности: от механического труда - к труду интеллектуальному, связанному с применением новейших информационных технологий, сложного оборудования. В создавшихся условиях необходим такой уровень подготовки специалиста, при котором его интегрированные знания, умения, навыки направлены на овладение профессиональными инновациями.

В профессиональной деятельности ярко проявляется культура человека - и общая и профессиональная. Это:

- ответственность за выполняемую работу;

- навыки принятия решения, адекватного ситуации;

- выбор научно производственных идей, проявление профессиональной интуиции, деловой инициативы;

- стремление к пополнению запаса знаний, повышению своего культурного уровня.

Здесь и нравственная, и эстетическая, и производственная, и психолого-педагогическая культура человека.

Сегодня образовательные системы должны быть ориентированы не только на внутренний, но и на международный рынок труда, и поэтому создание условий успешного функционирования международных, региональных образовательных систем необходимо как более высокий уровень кооперации для выхода конкурентоспособных специалистов на международный рынок труда.

Система образования должна быть ориентирована на формирование специалиста-профессионала, способного составить конкуренцию на рынке труда, как внутреннего, так и международного.

Таблица 3. Структура культуры специалиста-профессионала

Компонент культуры Характеристика компонента

1. Мышление Способность осуществления мыслительных операций (стандартных и нестандартных) и умение ими пользоваться.

2.Эмоционально-волевые проявления Эмоции, волевые акты, способы их выражения для данной деятельности.

3. Способы деятельности и поведения Умения, навыки, приемы, стиль поведения и жизни.

4. Ценности и ценностные ориентации Принятые, доминирующие и зарождающиеся по отношению к людям, труду, себе самому ценностные установки

5. Знания Факты, закономерности (естественнонаучные и профессиональные), обеспечивающие принятие оптимальных решений.

6. Опыт Общечеловеческий, профессиональный, современный, отечественный, зарубежный.

7. Традиции, нормы Связанные с историческими способами жизнедеятельности, нормы семьи -[Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. -Набережные Челны, 1996. - 215 с.].

Если данные компоненты в достаточной степени развиты и взаимодействуют между собой в процессе формирования специалиста-профессионала, то они обеспечат будущему специалисту возможность быть конкурентоспособным на рынке трудовых ресурсов.

1.3. Система требований к будущему специалисты-профессионалу

Формирование всесторонне развитой, гармонично-целостной, креативной личности становится сегодня необходимостью, т.к. во многом прогресс, в том числе технический, зависит от трудового потенциала, от качества интеллектуальных ресурсов общества, обеспечиваемых системой профессионального образования.

Представленные выше факты позволяют выделить требования субъектов - личности, социума, работодателя.

Таблица 4. Требования субъектов к будущему специалисту

Субъект образовательной деятельности Содержание требований

Личность умения: проявить инициативу в выборе собственной жизненной позиции; проектировать собственную жизнь, профессиональную деятельность; самостоятельно решать проблемы, касающиеся своей жизни и жизни своей семьи; принимать ответственные решения; использовать знания, интеллектуальные умения при решении повседневных задач; способность к творению будущего, его проектированию, планированию; личностные качества: ответственность, коммуникабельность, толерантность, активность, целеустремленность; познавательная активность.

Социум способность взять на себя ответственность за свое будущее, будущее общества и человечества; умение ориентироваться в быстро меняющемся потоке информации; способность критически оценивать распространяемую по каналам СМИ информацию; умение работать с информацией - собирать необходимые для решения задачи факты, анализировать их, делать обобщения, формулировать выводы.

Субъект образовательной деятельности Содержание требований

способность и стремление к самореализации; умение креативно и самостоятельно мыслить; воспитание проблемно-ориентированного профессионала; интеллектуальная, профессионально-знаниевая мобильность; профессиональная адаптивность; социальная мобильность;

Работодатель умения: решать сложные профессиональные проблемы с привлечением мультимедийных технологий; брать на себя ответственность за свои действия; самостоятельно работать над повышением своего профессионального и культурного уровня. принимать решения, адекватные сложившейся ситуации; проектировать сложные комплексы и программы; работать в сотрудничестве; креативной деятельности; способность осуществлять свою переквалификацию и перепрофессионализацию; способность к профессиональному росту; профессиональная мобильность и гибкость; профессиональная адаптивность; настроенность на постоянное самообразование; наличие гибкого мышления; владение новыми, в т. ч. информационными технологиями; широкий профессиональный кругозор; индивидуальная активность; качества лидера; высокий уровень общей и профессиональной культуры; наличие профессиональной интуиции; наличие деловой инициативы; способность учиться в течение всей жизни как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане;

В соответствии с требованиями субъектов образовательной деятельности должны быть сформулированы и требования к образованию, как процессу формирования будущего специалиста-профессионала, конкурентоспособного на рынке труда. Такими требованиями являются:

- ориентация на проблемно-ориентированный процесс обучения и воспитания;

- становление системно-ориентированного профессионала, всесторонне, гармонично

развитого, универсально-целостного человека;

- акцент в образовательном процессе на формирование творческой личности;

- формирование способности у личности самообучаться, самообразовываться, саморазвиваться, самосовершенствоваться;

- широкое создание и введение в учебный процесс новых интегративных дисциплин проблемно-ориентированного типа;

- формирование навыков самореализации личности;

- формирование целостного миропонимания через восприятие интегрированных знаний. Выделенные требования позволят более эффективно и целенаправленно работать над

формированием данных качеств и умений у будущих специалистов в вузе.

Таким образом, первоочередными задачами в сфере образования является создание условий для воспитания высокообразованных, конкурентоспособных, специалистов, свободно владеющих информационными технологиями, обладающих профессиональной мобильностью и адаптивностью, осуществляющих непрерывное в течение всей жизни повышение квалификации. Кроме того, у выпускника образовательного учреждения будущего специалиста должен быть

сформирован целостный взгляд на мир, развито интегрированное мышление, стремление к самореализации личности. В связи с этим образовательный процесс любого учреждения образования, готовящего профессионалов, должен отражать все изменения в сфере науки, культуры, экономики, техники, технологий и иметь опережающий характер. Важнейшим требованием к высшему профессиональному образованию на сегодняшний день является приведение уровня профессиональной подготовки и качества специалистов в соответствие с потребностями рынка труда.

1.4. Имидж и межличностная привлекательность специалиста-профессионала сегодня

В современных условиях развития общества большое значение приобретает формирование имиджа специалиста-профессионала, делового человека, учителя и просто успешной личности. Создание привлекательного имиджа специалиста является перспективной проблемой для профессиональной школы сегодня.

Феноменом формирования привлекательного имиджа является межличностная привлекательность. Межличностная привлекательность - это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии.

Привлекательность человека взаимозависима с умением им контролировать свое психоэмоциональное состояние, создавать образ спокойного уравновешенного человека и в тоже время готового в любое время проявлять активность.

Взаимосвязь привлекательного имиджа и уверенного поведения можно зафиксировать в анализе функций имиджа. Исследователи этого феномена выделяют его ценностные функции. К ним часто относят: личностно возвышающую, комфортизацию межличностных отношений, психотерапевтическую.

Таблица 5. Ценностные функции имиджа

Функция Содержание функции

Личностно возвышающая Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств, принимаемой окружающими людьми. Но как мы уже отметили выше, эти лучшие качества должны соответствовать идеальным представлениям других людей. Люди, ищущие образец для подражания, с радостью примут человека, который соответствует этому образцу. Данная функция имиджа направлена на формирование у человека уверенного поведения.

Комфортизация межличностных отношений Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру толерантности и такта.

Психотерапевтическая функция Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности и организованности, обретает устойчивое хорошее, приподнятое принятое настроение и уверенность в себе.

Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности. Можно с уверенностью говорить о том, что верно и обратное. Уверенность в себе, умение управлять психоэмоциональным состоянием создает основу для становления благоприятного имиджа.

Наряду с ценностными функциями исследователи выделяют и технологические функции имиджа. Это функции: межличностной адаптации, высвечивания лучших личностно-деловых качеств, затенения негативных личностных характеристик, организации внимания, преодоления возрастных рубежей.

Таблица 6. Технологические функции имиджа

Функция Содержание функции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межличностной адаптации Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.

Высвечивания лучших личностноделовых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.

Затенения негативных личностных характеристик Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, прически и т. д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек, и привлечь людей к достоинствам, подчеркивая их.

Организация внимания Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует

Преодоление возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

Кроме того, необходимо выделить и функцию самоконтроля и саморегуляции. Недаром говорят, образ специалиста или его роль обязывает.

Технологические функции говорят о всестороннем использовании имиджа.

Таким образом, а это утверждает многие исследования, имидж - это полиметрическое явление. Главное его назначение - достичь эффекта личного притяжения.

Исходный этап имиджирования - самопознание духовной сущности человека. Именно духовность выступает одним из базовых условий создания соответствующего индивидуального имиджа будущего специалиста. На соответственном этапе профессиональной большое внимание уделяется этой стороне личности будущего профессионала.

Важные и другие этапы построения имиджа:

- объективизация самооценки человека и можно добавить конгруэнтность (гармонизация его внешнего облика и внутреннего психоэмоционального состояния, вербальных и невербальных компонентов общения);

- коррекция поведенческих стереотипов (исключение жестов - паразитов, жестов - агрессоров и других ненормативных средств общения);

- выработка устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, соответствующих ожиданиям коллег и окружения;

- индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющих раскрыть внутренний потенциал специалист (манера поведения, одежда, прическа и др.);

- формирование устойчивых коммуникативных навыков, соответствующих профессиональному имиджу;

- моделирование индивидуального стиля общения в различных жизненных ситуациях, овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях и многое другое.

Известно, что индивидуальное имиджирование позволяет овладеть системой

коммуникативных навыков, наиболее соответствующих профессиональному имиджу и общепринятым профессионально - этическим стандартам, а также индивидуальными средствами имиджа для усиления психологической защиты в конфликтных ситуациях. Интересна в этом смысле проблема взаимосвязи имиджа и психоэмоционального состояния человека. Можно с уверенностью считать, что психоэмоциональное состояние влияет на формирование имиджа и имидж влияет на психоэмоциональное состояние человека. Следовательно, необходимо формировать у будущего специалиста технику владения этим состоянием.

Для формирования таких умений специалиста достаточно научить элементарным техникам на расслабление, техникам визуализации и т.д. Но, учитывая то, что часто отводится мало времени на создание определенного имиджа (работа с одеждой, походкой, мимикой, жестикуляцией, речью и т.д.), и в это время человеку необходимо заниматься профессиональным делом, надо осуществлять поиск средств влияния на собственное психоэмоциональное состояние.

Если говорить о сущности профессионального имиджа педагога, с учетом того, что образ педагога может возникнуть только в процессе межсубъектного взаимодействия, можно выделить следующие сущностные характеристики имиджа:

- активность имиджа педагога, его способность влиять на поведение воспринимающих его субъектов;

- информативность и целостность имиджа педагога, его способность давать информацию социуму об учителе;

- динамичность и мобильность имиджа педагога в конкретных образовательных условиях;

- символичность имиджа как образа, укорененного и выраженного в реальных социокультурных символах;

- соответствие имиджа социальным ожиданиям воспринимающих имидж субъектов (ученик, учитель, родители, социум).

Концептуальные основы формирования имиджа педагога в системе профессионального образования базируются на теории личностно-ориентированного образования культурологического типа и опираются на принципы культуросообразности, интегративности и диалога культур.

Характеристики имиджа современного учителя представлены тремя ступенями.

Таблица 7. Ступени-характеристики имиджа педагога

№ п/п Ступень Характеристика ступени имиджа

1. Ступень «быть» Быть творческой личностью с высокой культурой; обладать интеркультурной коммуникабельностью, гибкостью ума и индивидуальным стилем мышления и особым менталитетом, быть неординарной личностью, эрудированным с тонким чувством юмора, артистичным и харизматичным, проявлять гражданскую позицию и быть духовно богатой личностью.

2. Ступень «знать» Характеризует знание основ развития современного мира в области естественнонаучных и психолого-педагогических знаний о человеке, его развитии и поведении. Знание личностью основ философии, культурологи, психологии, педагогики, социологии, основ культуры речи, которое обеспечивают паритетные соотношения между гуманитарной и общекультурной функциями своей профессии.

3. Ступень «уметь» Предполагает внедрять в практику образования инновационные подходы, создавать авторские методики, владеть приемами, методами, средствами гармоничного взаимодействия с обучающимися и создавать благоприятную атмосферу психологического комфорта и успешности, иметь способность к постоянному творческому саморазвитию, совершенствованию своего мастерства с тем, чтобы соответствовать современным профессиональным требованиям в условиях насыщения рынка педагогических услуг.

В свете всего сказанного под профессиональным имиджем педагога понимается интегративное, социально-психологическое образование личности педагога. Его структура включает:

- общекультурную и профессиональную грамотность;

- вербальную и невербальную коммуникацию;

- культуру внешнего вида.

Объединяя в себе характеристики культуры личности, культуры специалиста и субъективизированной мировой культуры, профессиональный имидж педагога способствует развитию социально-педагогических отношений в образовательной среде и воспроизводит в себе происходящие изменения, поэтому он выступает как условие и показатель совершенствования образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.