Ю.В. ВАРДАНЯН, профессор, исполнительный директор научно-образовательного комплекса
Т.И. ШУКШИНА, профессор, проректор по научной работе
Профессиональноразвивающие ресурсы научно - образовательного комплекса
В статье рассматриваются проблемы создания и совместного использования профессионально-развивающих ресурсов научно-образовательного комплекса в условиях сотрудничества педагогического вуза с учреждениями системы дошкольного, общего, инклюзивного, профессионального, послевузовского и дополнительного образования.
Ключевые слова: научно-образовательный комплекс, профессионально-развивающие ресурсы, подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, интеграционный центр сотрудничества педагогической общественности.
На современном этапе развития системы непрерывного образования особую остроту приобретают проблемы подготовки конкурентоспособных и компетентных выпускников, востребованных на рынке труда и способных к успешной социальной самореализации. Эти требования выдвигают перед педагогическими вузами задачу подготовки кадров нового поколения, готовых к преемственному развитию компетенций обучающихся путем гармонизации традиций и инноваций, к реализации стандарта образования на основе педагогического творчества, интеграции теоретической состоятельности и практической ориентации в учебных достижениях и др.
В качественное решение этой задачи оказались вовлеченными в равной мере все заинтересованные стороны - обучающиеся, работодатели, родительская и педагогическая общественность Республики Мордовия, - что породило идею создания и совместного использования профессионально-развивающих ресурсов научно-образовательного комплекса (НОК) на базе сотрудничества педагогического вуза с учреждениями системы дошкольного, общего, инклюзивного, профессионального, послевузовского и дополнительного образования. Само существование научно-образовательного комплекса вызвано необходимостью интеграции потенциалов преподавателей вуза, педагогов (работающих в уч-
реждениях дошкольного, общего, специального и дополнительного образования), учащихся, студентов, аспирантов, работодателей для создания развивающей образовательной среды, в которой бы применялись инновационные технологии, внедрялись результаты научныхи научно-методических исследований, осуществлялась подготовка, переподготовка и повышение квалификации современных педагогических кадров.
За три года своего функционирования как инновационного структурного подразделения МордГПИ научно-образователь-
ный комплекс вырос с 22 субъектов в момент своего создания до 60 субъектов в настоящее время. Сегодня в его составе:
■ семь дошкольных образовательных учреждений;
■ 37 учреждений общего образования;
■ три специальные(коррекционные) школы и школы-интернаты;
■ шесть учреждений профессионального образования;
■ четыре учреждения дополнительного образования;
■ три других учреждения и организации (центры и общества с ограниченной ответственностью).
Руководителем НОК является ректор вуза В.В. Кадакин, который инициирует плодотворные идеи взаимодействия образовательных учреждений в поиске и реализации эффективных путей решения актуальных проблем на основе инновационных гуманитарных и научно-технических решений. Руководство оперативной деятельностью комплекса осуществляет исполнительная дирекция в составе 14 человек.
Если на предыдущих этапах предложения о сотрудничестве, как правило, выдвигались нашей стороной, то в 2012 г. наметилась другая тенденция - они исходят от широкого круга образовательных учреждений, что свидетельствует о росте признания МордГПИ. В основном это изменение вызвано достижением очевидных общих результатов, оцениваемых в качестве значимых и притягательных, а именно:
• использованы разноплановые возможности республиканского и районных августовских совещаний работников образования для объединения субъектов НОК на основе научно-методических идей и предложений, разрабатываемых в МордГПИ;
• реализованы мониторинговые, консультационные и экспертные возможности субъектов НОК для качественной разработки основных образовательных программ учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, в которых
заложена обобщенная информация с учетом взаимных потребностей и ожиданий;
• обоснована необходимость смещения акцентов в организации взаимодействия (наряду с ориентацией на организацию фронтальных форм сотрудничества намечено проведение адресных форм двустороннего и многостороннего сотрудничества с учетом потребностей конкретных субъектов НОК).
Эти общие результаты имеют свое конкретное выражение в содержании деятельности каждого факультета института, причастного к реализации насущных задач, в рамках организации сотрудничества заинтересованных субъектов. Так, достигнут ряд конкретных результатов, значимых для создания взаиморазвивающей среды, обеспечивающей обмен идеями и инновационными находками. Преподаватели МордГПИ приняли участие в организации и проведении научно-практических семинаров, конференций, семинаров-практикумов на различных уровнях (всероссийском, межрегиональном, региональном, городском), а также мастер-классов, концертов в образовательных учреждениях республики с целью привлечения абитуриентов в вуз. На сегодняшний день налажены связи с педагогами учреждений дошкольного, общего, специального и дополнительного образования; осуществляется научное консультирование педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ, воспитателей дошкольных учреждений; реализуются программы дополнительного образования; проводятся опытно-экспериментальные исследования в рамках федеральных целевых программ, итогами которых становятся опубликованные научные статьи, монографии и учебно-методические пособия.
К основным организационным результатам, способствующим интеграции и взаимодействию субъектов НОК, относятся: обеспечение высококачественной и высокотехнологичной образовательной среды; создание условий для обмена инновационным
опытом педагогических работников и управленческих кадров; объединение профессиональных сообществ на основе профессионально-педагогического и предметнодисциплинарного регионального опыта; повышение авторитета МордГПИ в образовательном пространстве региона.
В настоящее время плодотворно осуществляются такие направления сотрудничества, как развитие научно-образовательного комплекса; научно-методическое и пси-холого-педагогическое сопровождение региональной системы образования; научно-исследовательская, экспериментальноинновационная, экспертно-диагностическая, информационно-аналитическая, консультационная, редакционно-издательская деятельность; профессиональная подготовка и повышение квалификации; дополнительные образовательные услуги.
В рамках данных направлений организуются такие формы сотрудничества, как дни открытых дверей, презентации, выступления через республиканские и местные средства массовой информации, собеседования, конкурсы, экспертиза (программ, материалов и результатов исследований), комплексная оценка состояния решения конкретных проблем, круглые столы, совместные научно-исследовательские работы, творческие мастерские, мастер-классы, рецензии, форумы [1], консультации, семинары, привлечение работников образования к издательской деятельности и апробации своего опыта в научных публикациях, разработка и реализация программ повышения квалификации работников образовательных учреждений общего и профессионального образования, переподготовка педагогических кадров к внедрению в учебный процесс новых научных достижений, совершенствование вузовского процесса подготовки педагогических кадров.
В июле-сентябре 2011 г. в ходе проведения республикан-
ского, районных и местных августовских совещаний работников образования субъектам НОК удалось объединить педагогов в составе временных коллективов для многостороннего обсуждения инновационных подходов к решению современных проблем в региональной системе образования. Большое внимание уделено анализу и оценке путей их внедрения в образовательную практику с учетом местных и региональных особенностей.
На пленарном заседании республиканского августовского совещания педагогических работников выступил генеральный директор НОК, ректор В.В. Кадакин с содержательным докладом, в котором выявлены противоречия в развитии современного регионального образования, охарактеризованы их сущностные причины, намечены пути их эффективного решения на основе сотрудничества и консолидации усилий учреждений системы дошкольного, общего, инклюзивного, профессионального, послевузовского и дополнительного образования в образовательном пространстве Республики Мордовия.
Впервые ряд республиканских секцион-ныхмероприятий перенесены со школьных площадок в МордГПИ. Преподаватели вуза стали соруководителями секций, докладчиками, организаторами мастер-классов, выставок, экскурсий.
В ходе августовских педагогических совещаний на разных уровнях был задан ощутимый импульс для обсуждения и совместного поиска путей обмена инновационным опытом, его приращения и превращения в достояние всего педагогического сообщества республики. Таким образом, в самом начале 2011/ 2012 учебного года удалось объединить педагогические кадры Республики Мордовия на основе научно-методических идей и предложений, разрабатываемых в МордГПИ.
Наличие в образовательных учреждениях вакантных мест на начало 2011/2012 учебного года привело к активизации деятельности факультетов вуза по переводу лучших студентов выпускных курсов на индивидуальный план обучения и их привлечению к педагогической деятельности (по преимуществу - в сельской местности).
Проектируя профильные формы работы, ряд факультетов (физико-математический, биолого-химический, педагогического и художественного образования) организуют и проводят на базе института для работников образования пролонгированные семинары, которые зарекомендовали себя в качестве востребованной оперативной формы обмена опытом, оказания научно-методической помощи учителям, организации научно-исследовательской и научно-методической работы.
В качестве примера комплексных форм работы можно привести следующие:
■ Научно-методический десант. Так, в рамках сотрудничества с Краснослободским муниципальным районом на базе Краснослободской средней общеобразовательной школы № 2 апробирована новая форма сотрудничества - одновременное проведение нескольких тематических практических семинаров для всех педагогов конкретного района, что оказало плодотворное содействие процессу повышения квалификации, освоению новых мировоззренческих идей и подходов, овладению инновационными технологиями обучения, повышению готовности к работе в новых ус-
ловиях. Программа десанта включала восемь семинаров (каждый - по 4 ч. работы) по наиболее острым и сложным научно-методическим вопросам; всего в них участвовали 13 преподавателей и 139 учителей.
■ Фестиваль-презентация «Высшее образование в МордГПИ: инновационно, качественно, профессионально» (февраль-март 2012 г.). Это новая форма комплексного сотрудничества, проводимая в каждом муниципальном районе Республики Мордовия. По многим причинам такое сотрудничество необходимо не только потенциальным абитуриентам и педагогическому институту, но и всем субъектам НОК: для динамичного развития региона важно, чтобы значительная часть профессионально подготовленных выпускников оставалась в республике, выбирала местные учебные заведения или места трудоустройства. Для эффективного развития системы образования в Республике Мордовия нужны молодые педагоги, прошедшие качественную и современную подготовку, интегрированные в привычную для себя среду жизни, готовые к раскрытию собственных талантов и талантов своих будущих воспитанников.
■ Организация сотрудничества с диаспорой совместно с Министерством по национальной политике Республики Мордовия, в рамках которого осуществляется подготовка к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, организуются выезды деканов факультетов, преподавателей и студентов в образовательные учреждения Пензенской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Оренбургской областей и других регионов, проводятся экскурсии потенциальных абитуриентов и их родителей в МордГПИ.
Одна из острых проблем, характерных для образовательного пространства Республики Мордовия, - острый дефицит специалистов и учреждений, оказывающих услуги по психолого-педагогическому сопровождению разных категорий педагогических работников и обучающихся, имею-
щих психологические проблемы (познавательные, личностные и др.). Для разрешения сложившейся ситуации субъектами НОК реализована программа активизации профессионального самоопределения старшеклассников («Дороги, которые мы выбираем»), проведены востребованные старшеклассниками тренинговые формы работы («Эффективный тайм-менеджмент для старшеклассников», «Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ » и др.), организован родительский всеобуч «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка» и др.
На базе центра продленного дня Морд-ГПИ [2] проводятся индивидуальные и групповые психодиагностические и психоразвивающие занятия; осуществляется работа по психолого-педагогическому сопровождению групп детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере; разработаны и реализуются программы для учащихся («Логопедическое сопровождение детей с речевыми нарушениями», «Развитие речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями» и др.) и студентов («Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии », разные виды учебно-педагогической и производственно-педагогической практики) и др.
Ожидается, что частично острота этой проблемы снимется после развертывания деятельности акмеологического научнопрактического центра МордГПИ. Параллельно с этим важно формировать у менеджеров образования понимание деструктивного влияния нерешенных психологических проблем учащихся и педагогов на качество образования и обосновывать важность их решения через создание рабочих мест для организации деятельности достаточного количества психологов, педагогов-пси-хологов, логопедов и других узких специалистов (в том числе - через разнообразные формы взаимной кооперации).
В контексте сотрудничества субъектов НОК организована разноплановая работа по привлечению не только учителей школ,
но и студентов, учащихся к научно-исследовательской деятельности, осуществлению совместных исследований. Практикуются такие организационные формы, как реализация научных проектов в рамках выполнения федеральных целевых программ, проведение научно-практических конференций различного уровня, Интернет-конференций, апробация и внедрение результатов научных исследований в образовательной практике и др. Однако система организации многоуровневых разноплановых совместных исследований субъектов НОК продолжает оставаться актуальной задачей, реализация которой возможна лишь в перспективе.
В настоящее время активно развивается система информационной поддержки субъектов НОК на сайте института. Для решения оперативных вопросов деятельности исполнительной дирекции в системе ИНФО-ВУЗ создан служебный узел «Научно-образовательный комплекс». На подготовленном к открытию портале центра коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования» размещен узел «Научно-образовательный комплекс », к которому будет открыт доступ любого пользователя Интернет-сообщества. Субъектами НОК активно используются оперативные удаленные возможности электронной почты, скайп-взаимодействия. Начато совместное создание базы электронных образовательных ресурсов и развитие инновационной информационно-образовательной среды.
Качество подготовки педагогических кадров продолжает оставаться полем пересечения интересов всех субъектов НОК. В 2010/2011 учебном году стартовал пилотный проект введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в 13 общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия, пять из которых являются субъектами НОК. В 2011 г. начато внедрение указанного стандарта в первых классах по всей России. На 2012 г.
запланировано поэтапное внедрение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). В Мордовии это предстоит в 2014/2015 учебном году в пилотных школах, а далее - во всех общеобразовательных учреждениях. Следовательно, все выпускники МордГПИ как будущие учителя начальных классов должны быть готовы к введению ФГОС НОО с первого года самостоятельной работы, а студентам - будущим учителям-предметникам, обучающимся сейчас на 3-5-хкурсах, предстоит работа в соответствии с ФГОС ООО через два года - в пилотных школах, через три года - в остальных школах. Между тем повышение квалификации педагогов проводится один раз в пять лет. Следовательно, уже сейчас необходима качественная опережающая подготовка каждого студента (и параллельно - каждого педагога-прак-тика) к работе в изменяющихся условиях. Поэтому адресная подготовка студентов, а также повышение квалификации педагогов по вопросам проектирования и реализации педагогической деятельности в новых образовательных условиях продолжают оставаться актуальной проблемой, требующей серьезной работы в рамках сотрудничества субъектов НОК.
Таким образом, на наших глазах в педагогическом сообществе происходит переход от поиска и определения совместного поля деятельности к системному взаимодействию в перспективных и «прорывных» направлениях, способных привести к значительному изменению образовательного пространства. Особое внимание при этом уделяется проектированию и организации деятельности, обеспечивающей более интенсивное применение возможностей инфраструктуры Морд-ГПИ [3; 4] для развития
сотрудничества и партнерских отношений с субъектами НОК. Преобразование педагогического вуза, выступающего в качестве интеграционного центра сотрудничества субъектов НОК в области модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, ведет к необходимости совместного выявления и решения научно-методических и содержательно-технологических проблем в современной системе непрерывного образования РМ. Основными путями реализации этой интеграционной миссии института, на наш взгляд, являются следующие:
• постоянный мониторинг работы перспективной молодежи, проявляющей склонности к педагогической, художественной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-тренерской, психосанаци-онной, менеджерской, научно-исследовательской деятельности по профилям подготовки в институте;
• информирование субъектов НОК о перспективах развития МордГПИ, в том числе - об открытии новых направлений подготовки, о новых программах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров [5];
• развертывание деятельности научнопрактического центра физической культуры и здорового образа жизни (факультет физической культуры), консультативнообразовательного центра для учащихся,
учителей-словесников и руководителей методических объединений образовательных учреждений Республики Мордовия (филологический факультет) и акмеологи-ческого научно-практического центра (факультет психологии и дефектологии);
• укрепление интеграционных связей путем привлечения руководителей учреждений образования и педагогов к учебному процессу в МордГПИ;
• расширение количества и качества дополнительных образовательных услуг (перечня, объема, состава получателей), увеличение доли платных образовательных услуг, поиск дополнительных источников финансирования совместных проектов.
Таким образом, сотрудничество педагогического вуза с учреждениями системы дошкольного, общего, инклюзивного, профессионального, послевузовского и дополнительного образования обеспечивает высокий уровень решения проблемы создания и совместного использования профессионально-развивающих ресурсов в условиях НОК.
Литература
1. Еремина С.С. Всероссийский молодеж-
ный форум «Молодежь против терроризма, экстремизма и ксенофобии» // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 3.
2. Винокурова Н.В. О возможностях иннова-
ционного развития педагогических вузов // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 2. С. 14-16.
3. Материалы о деятельности Мордовского
базового центра педагогического образования / Под общ. ред. В.В. Кадакина; Мор-дов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2011. 233 с.
4. Шукшина Т.И. Development of innovation
infrastructure in pedagogical university (Развитие инновационной инфраструктуры педагогического вуза) // Перспективы науки. 2011. № 10. С. 262-264.
5. Шукшина Т.И. Мордовский базовый центр
педагогического образования как инновационная модель подготовки учителя // Российский научный журнал. 2011. № 4. С. 76-86.
VARDANYANJ, SHUKSHINA T. THE PROFESSION-DEVELOPING RESOURCES OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMPLEX
This article is devoted to the problems of creation and using of the profession-developing resources ofthe scientific and educational complex in conditions ofcooperation ofthe teacher’s training institute with the departments of preschool, general, inclusive, professional, further and additional education system.
Key words: scientific and educational complex, profession-developing resources, pedagogical staff training, qualification raising system, integration centre for pedagogical community cooperation.
С.В. кутняк, доцент, Карьерообразующий
проректор по воспитательной потенциал
работе воспитательной среды
В статье представлены основные направления создания и развития в педагогическом вузе воспитательной среды, способствующей становлению и реализации профессиональной карьеры будущего педагога.
Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебная деятельность, профессиональная карьера, карьерообразующая среда, студенческий совет, студенческое самоуправление.
Органичной составляющей воспита- ентация студентов на ценностно-смысло-
тельной деятельности вуза является ори- вые стратегии профессионального и лично-