Научная статья на тему 'Профессионально-развивающие ресурсы научно-образовательного комплекса'

Профессионально-развивающие ресурсы научно-образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ РЕСУРСЫ / ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMPLEX / PROFESSION-DEVELOPING RESOURCES / PEDAGOGICAL STAFF TRAINING / QUALIFICATION RAISING SYSTEM / INTEGRATION CENTRE FOR PEDAGOGICAL COMMUNITY COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Юлия Владимировна, Шукшина Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются проблемы создания и совместного использования профессионально-развивающих ресурсов научно-образовательного комплекса в условиях сотрудничества педагогического вуза с учреждениями системы дошкольного, общего, инклюзивного, профессионального, послевузовского и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варданян Юлия Владимировна, Шукшина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The profession-developing resources of the scientific and educational complex

This article is devoted to the problems of creation and using of the profession-developing resources of the scientific and educational complex in conditions of cooperation of the teacher's training institute with the departments of preschool, general, inclusive, professional, further and additional education system

Текст научной работы на тему «Профессионально-развивающие ресурсы научно-образовательного комплекса»

Ю.В. ВАРДАНЯН, профессор, исполнительный директор научно-образовательного комплекса

Т.И. ШУКШИНА, профессор, проректор по научной работе

Профессиональноразвивающие ресурсы научно - образовательного комплекса

В статье рассматриваются проблемы создания и совместного использования профессионально-развивающих ресурсов научно-образовательного комплекса в условиях сотрудничества педагогического вуза с учреждениями системы дошкольного, общего, инклюзивного, профессионального, послевузовского и дополнительного образования.

Ключевые слова: научно-образовательный комплекс, профессионально-развивающие ресурсы, подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, интеграционный центр сотрудничества педагогической общественности.

На современном этапе развития системы непрерывного образования особую остроту приобретают проблемы подготовки конкурентоспособных и компетентных выпускников, востребованных на рынке труда и способных к успешной социальной самореализации. Эти требования выдвигают перед педагогическими вузами задачу подготовки кадров нового поколения, готовых к преемственному развитию компетенций обучающихся путем гармонизации традиций и инноваций, к реализации стандарта образования на основе педагогического творчества, интеграции теоретической состоятельности и практической ориентации в учебных достижениях и др.

В качественное решение этой задачи оказались вовлеченными в равной мере все заинтересованные стороны - обучающиеся, работодатели, родительская и педагогическая общественность Республики Мордовия, - что породило идею создания и совместного использования профессионально-развивающих ресурсов научно-образовательного комплекса (НОК) на базе сотрудничества педагогического вуза с учреждениями системы дошкольного, общего, инклюзивного, профессионального, послевузовского и дополнительного образования. Само существование научно-образовательного комплекса вызвано необходимостью интеграции потенциалов преподавателей вуза, педагогов (работающих в уч-

реждениях дошкольного, общего, специального и дополнительного образования), учащихся, студентов, аспирантов, работодателей для создания развивающей образовательной среды, в которой бы применялись инновационные технологии, внедрялись результаты научныхи научно-методических исследований, осуществлялась подготовка, переподготовка и повышение квалификации современных педагогических кадров.

За три года своего функционирования как инновационного структурного подразделения МордГПИ научно-образователь-

ный комплекс вырос с 22 субъектов в момент своего создания до 60 субъектов в настоящее время. Сегодня в его составе:

■ семь дошкольных образовательных учреждений;

■ 37 учреждений общего образования;

■ три специальные(коррекционные) школы и школы-интернаты;

■ шесть учреждений профессионального образования;

■ четыре учреждения дополнительного образования;

■ три других учреждения и организации (центры и общества с ограниченной ответственностью).

Руководителем НОК является ректор вуза В.В. Кадакин, который инициирует плодотворные идеи взаимодействия образовательных учреждений в поиске и реализации эффективных путей решения актуальных проблем на основе инновационных гуманитарных и научно-технических решений. Руководство оперативной деятельностью комплекса осуществляет исполнительная дирекция в составе 14 человек.

Если на предыдущих этапах предложения о сотрудничестве, как правило, выдвигались нашей стороной, то в 2012 г. наметилась другая тенденция - они исходят от широкого круга образовательных учреждений, что свидетельствует о росте признания МордГПИ. В основном это изменение вызвано достижением очевидных общих результатов, оцениваемых в качестве значимых и притягательных, а именно:

• использованы разноплановые возможности республиканского и районных августовских совещаний работников образования для объединения субъектов НОК на основе научно-методических идей и предложений, разрабатываемых в МордГПИ;

• реализованы мониторинговые, консультационные и экспертные возможности субъектов НОК для качественной разработки основных образовательных программ учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, в которых

заложена обобщенная информация с учетом взаимных потребностей и ожиданий;

• обоснована необходимость смещения акцентов в организации взаимодействия (наряду с ориентацией на организацию фронтальных форм сотрудничества намечено проведение адресных форм двустороннего и многостороннего сотрудничества с учетом потребностей конкретных субъектов НОК).

Эти общие результаты имеют свое конкретное выражение в содержании деятельности каждого факультета института, причастного к реализации насущных задач, в рамках организации сотрудничества заинтересованных субъектов. Так, достигнут ряд конкретных результатов, значимых для создания взаиморазвивающей среды, обеспечивающей обмен идеями и инновационными находками. Преподаватели МордГПИ приняли участие в организации и проведении научно-практических семинаров, конференций, семинаров-практикумов на различных уровнях (всероссийском, межрегиональном, региональном, городском), а также мастер-классов, концертов в образовательных учреждениях республики с целью привлечения абитуриентов в вуз. На сегодняшний день налажены связи с педагогами учреждений дошкольного, общего, специального и дополнительного образования; осуществляется научное консультирование педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ, воспитателей дошкольных учреждений; реализуются программы дополнительного образования; проводятся опытно-экспериментальные исследования в рамках федеральных целевых программ, итогами которых становятся опубликованные научные статьи, монографии и учебно-методические пособия.

К основным организационным результатам, способствующим интеграции и взаимодействию субъектов НОК, относятся: обеспечение высококачественной и высокотехнологичной образовательной среды; создание условий для обмена инновационным

опытом педагогических работников и управленческих кадров; объединение профессиональных сообществ на основе профессионально-педагогического и предметнодисциплинарного регионального опыта; повышение авторитета МордГПИ в образовательном пространстве региона.

В настоящее время плодотворно осуществляются такие направления сотрудничества, как развитие научно-образовательного комплекса; научно-методическое и пси-холого-педагогическое сопровождение региональной системы образования; научно-исследовательская, экспериментальноинновационная, экспертно-диагностическая, информационно-аналитическая, консультационная, редакционно-издательская деятельность; профессиональная подготовка и повышение квалификации; дополнительные образовательные услуги.

В рамках данных направлений организуются такие формы сотрудничества, как дни открытых дверей, презентации, выступления через республиканские и местные средства массовой информации, собеседования, конкурсы, экспертиза (программ, материалов и результатов исследований), комплексная оценка состояния решения конкретных проблем, круглые столы, совместные научно-исследовательские работы, творческие мастерские, мастер-классы, рецензии, форумы [1], консультации, семинары, привлечение работников образования к издательской деятельности и апробации своего опыта в научных публикациях, разработка и реализация программ повышения квалификации работников образовательных учреждений общего и профессионального образования, переподготовка педагогических кадров к внедрению в учебный процесс новых научных достижений, совершенствование вузовского процесса подготовки педагогических кадров.

В июле-сентябре 2011 г. в ходе проведения республикан-

ского, районных и местных августовских совещаний работников образования субъектам НОК удалось объединить педагогов в составе временных коллективов для многостороннего обсуждения инновационных подходов к решению современных проблем в региональной системе образования. Большое внимание уделено анализу и оценке путей их внедрения в образовательную практику с учетом местных и региональных особенностей.

На пленарном заседании республиканского августовского совещания педагогических работников выступил генеральный директор НОК, ректор В.В. Кадакин с содержательным докладом, в котором выявлены противоречия в развитии современного регионального образования, охарактеризованы их сущностные причины, намечены пути их эффективного решения на основе сотрудничества и консолидации усилий учреждений системы дошкольного, общего, инклюзивного, профессионального, послевузовского и дополнительного образования в образовательном пространстве Республики Мордовия.

Впервые ряд республиканских секцион-ныхмероприятий перенесены со школьных площадок в МордГПИ. Преподаватели вуза стали соруководителями секций, докладчиками, организаторами мастер-классов, выставок, экскурсий.

В ходе августовских педагогических совещаний на разных уровнях был задан ощутимый импульс для обсуждения и совместного поиска путей обмена инновационным опытом, его приращения и превращения в достояние всего педагогического сообщества республики. Таким образом, в самом начале 2011/ 2012 учебного года удалось объединить педагогические кадры Республики Мордовия на основе научно-методических идей и предложений, разрабатываемых в МордГПИ.

Наличие в образовательных учреждениях вакантных мест на начало 2011/2012 учебного года привело к активизации деятельности факультетов вуза по переводу лучших студентов выпускных курсов на индивидуальный план обучения и их привлечению к педагогической деятельности (по преимуществу - в сельской местности).

Проектируя профильные формы работы, ряд факультетов (физико-математический, биолого-химический, педагогического и художественного образования) организуют и проводят на базе института для работников образования пролонгированные семинары, которые зарекомендовали себя в качестве востребованной оперативной формы обмена опытом, оказания научно-методической помощи учителям, организации научно-исследовательской и научно-методической работы.

В качестве примера комплексных форм работы можно привести следующие:

■ Научно-методический десант. Так, в рамках сотрудничества с Краснослободским муниципальным районом на базе Краснослободской средней общеобразовательной школы № 2 апробирована новая форма сотрудничества - одновременное проведение нескольких тематических практических семинаров для всех педагогов конкретного района, что оказало плодотворное содействие процессу повышения квалификации, освоению новых мировоззренческих идей и подходов, овладению инновационными технологиями обучения, повышению готовности к работе в новых ус-

ловиях. Программа десанта включала восемь семинаров (каждый - по 4 ч. работы) по наиболее острым и сложным научно-методическим вопросам; всего в них участвовали 13 преподавателей и 139 учителей.

■ Фестиваль-презентация «Высшее образование в МордГПИ: инновационно, качественно, профессионально» (февраль-март 2012 г.). Это новая форма комплексного сотрудничества, проводимая в каждом муниципальном районе Республики Мордовия. По многим причинам такое сотрудничество необходимо не только потенциальным абитуриентам и педагогическому институту, но и всем субъектам НОК: для динамичного развития региона важно, чтобы значительная часть профессионально подготовленных выпускников оставалась в республике, выбирала местные учебные заведения или места трудоустройства. Для эффективного развития системы образования в Республике Мордовия нужны молодые педагоги, прошедшие качественную и современную подготовку, интегрированные в привычную для себя среду жизни, готовые к раскрытию собственных талантов и талантов своих будущих воспитанников.

■ Организация сотрудничества с диаспорой совместно с Министерством по национальной политике Республики Мордовия, в рамках которого осуществляется подготовка к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, организуются выезды деканов факультетов, преподавателей и студентов в образовательные учреждения Пензенской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Оренбургской областей и других регионов, проводятся экскурсии потенциальных абитуриентов и их родителей в МордГПИ.

Одна из острых проблем, характерных для образовательного пространства Республики Мордовия, - острый дефицит специалистов и учреждений, оказывающих услуги по психолого-педагогическому сопровождению разных категорий педагогических работников и обучающихся, имею-

щих психологические проблемы (познавательные, личностные и др.). Для разрешения сложившейся ситуации субъектами НОК реализована программа активизации профессионального самоопределения старшеклассников («Дороги, которые мы выбираем»), проведены востребованные старшеклассниками тренинговые формы работы («Эффективный тайм-менеджмент для старшеклассников», «Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ » и др.), организован родительский всеобуч «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка» и др.

На базе центра продленного дня Морд-ГПИ [2] проводятся индивидуальные и групповые психодиагностические и психоразвивающие занятия; осуществляется работа по психолого-педагогическому сопровождению групп детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере; разработаны и реализуются программы для учащихся («Логопедическое сопровождение детей с речевыми нарушениями», «Развитие речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями» и др.) и студентов («Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии », разные виды учебно-педагогической и производственно-педагогической практики) и др.

Ожидается, что частично острота этой проблемы снимется после развертывания деятельности акмеологического научнопрактического центра МордГПИ. Параллельно с этим важно формировать у менеджеров образования понимание деструктивного влияния нерешенных психологических проблем учащихся и педагогов на качество образования и обосновывать важность их решения через создание рабочих мест для организации деятельности достаточного количества психологов, педагогов-пси-хологов, логопедов и других узких специалистов (в том числе - через разнообразные формы взаимной кооперации).

В контексте сотрудничества субъектов НОК организована разноплановая работа по привлечению не только учителей школ,

но и студентов, учащихся к научно-исследовательской деятельности, осуществлению совместных исследований. Практикуются такие организационные формы, как реализация научных проектов в рамках выполнения федеральных целевых программ, проведение научно-практических конференций различного уровня, Интернет-конференций, апробация и внедрение результатов научных исследований в образовательной практике и др. Однако система организации многоуровневых разноплановых совместных исследований субъектов НОК продолжает оставаться актуальной задачей, реализация которой возможна лишь в перспективе.

В настоящее время активно развивается система информационной поддержки субъектов НОК на сайте института. Для решения оперативных вопросов деятельности исполнительной дирекции в системе ИНФО-ВУЗ создан служебный узел «Научно-образовательный комплекс». На подготовленном к открытию портале центра коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования» размещен узел «Научно-образовательный комплекс », к которому будет открыт доступ любого пользователя Интернет-сообщества. Субъектами НОК активно используются оперативные удаленные возможности электронной почты, скайп-взаимодействия. Начато совместное создание базы электронных образовательных ресурсов и развитие инновационной информационно-образовательной среды.

Качество подготовки педагогических кадров продолжает оставаться полем пересечения интересов всех субъектов НОК. В 2010/2011 учебном году стартовал пилотный проект введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в 13 общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия, пять из которых являются субъектами НОК. В 2011 г. начато внедрение указанного стандарта в первых классах по всей России. На 2012 г.

запланировано поэтапное внедрение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). В Мордовии это предстоит в 2014/2015 учебном году в пилотных школах, а далее - во всех общеобразовательных учреждениях. Следовательно, все выпускники МордГПИ как будущие учителя начальных классов должны быть готовы к введению ФГОС НОО с первого года самостоятельной работы, а студентам - будущим учителям-предметникам, обучающимся сейчас на 3-5-хкурсах, предстоит работа в соответствии с ФГОС ООО через два года - в пилотных школах, через три года - в остальных школах. Между тем повышение квалификации педагогов проводится один раз в пять лет. Следовательно, уже сейчас необходима качественная опережающая подготовка каждого студента (и параллельно - каждого педагога-прак-тика) к работе в изменяющихся условиях. Поэтому адресная подготовка студентов, а также повышение квалификации педагогов по вопросам проектирования и реализации педагогической деятельности в новых образовательных условиях продолжают оставаться актуальной проблемой, требующей серьезной работы в рамках сотрудничества субъектов НОК.

Таким образом, на наших глазах в педагогическом сообществе происходит переход от поиска и определения совместного поля деятельности к системному взаимодействию в перспективных и «прорывных» направлениях, способных привести к значительному изменению образовательного пространства. Особое внимание при этом уделяется проектированию и организации деятельности, обеспечивающей более интенсивное применение возможностей инфраструктуры Морд-ГПИ [3; 4] для развития

сотрудничества и партнерских отношений с субъектами НОК. Преобразование педагогического вуза, выступающего в качестве интеграционного центра сотрудничества субъектов НОК в области модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, ведет к необходимости совместного выявления и решения научно-методических и содержательно-технологических проблем в современной системе непрерывного образования РМ. Основными путями реализации этой интеграционной миссии института, на наш взгляд, являются следующие:

• постоянный мониторинг работы перспективной молодежи, проявляющей склонности к педагогической, художественной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-тренерской, психосанаци-онной, менеджерской, научно-исследовательской деятельности по профилям подготовки в институте;

• информирование субъектов НОК о перспективах развития МордГПИ, в том числе - об открытии новых направлений подготовки, о новых программах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров [5];

• развертывание деятельности научнопрактического центра физической культуры и здорового образа жизни (факультет физической культуры), консультативнообразовательного центра для учащихся,

учителей-словесников и руководителей методических объединений образовательных учреждений Республики Мордовия (филологический факультет) и акмеологи-ческого научно-практического центра (факультет психологии и дефектологии);

• укрепление интеграционных связей путем привлечения руководителей учреждений образования и педагогов к учебному процессу в МордГПИ;

• расширение количества и качества дополнительных образовательных услуг (перечня, объема, состава получателей), увеличение доли платных образовательных услуг, поиск дополнительных источников финансирования совместных проектов.

Таким образом, сотрудничество педагогического вуза с учреждениями системы дошкольного, общего, инклюзивного, профессионального, послевузовского и дополнительного образования обеспечивает высокий уровень решения проблемы создания и совместного использования профессионально-развивающих ресурсов в условиях НОК.

Литература

1. Еремина С.С. Всероссийский молодеж-

ный форум «Молодежь против терроризма, экстремизма и ксенофобии» // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 3.

2. Винокурова Н.В. О возможностях иннова-

ционного развития педагогических вузов // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 2. С. 14-16.

3. Материалы о деятельности Мордовского

базового центра педагогического образования / Под общ. ред. В.В. Кадакина; Мор-дов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2011. 233 с.

4. Шукшина Т.И. Development of innovation

infrastructure in pedagogical university (Развитие инновационной инфраструктуры педагогического вуза) // Перспективы науки. 2011. № 10. С. 262-264.

5. Шукшина Т.И. Мордовский базовый центр

педагогического образования как инновационная модель подготовки учителя // Российский научный журнал. 2011. № 4. С. 76-86.

VARDANYANJ, SHUKSHINA T. THE PROFESSION-DEVELOPING RESOURCES OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMPLEX

This article is devoted to the problems of creation and using of the profession-developing resources ofthe scientific and educational complex in conditions ofcooperation ofthe teacher’s training institute with the departments of preschool, general, inclusive, professional, further and additional education system.

Key words: scientific and educational complex, profession-developing resources, pedagogical staff training, qualification raising system, integration centre for pedagogical community cooperation.

С.В. кутняк, доцент, Карьерообразующий

проректор по воспитательной потенциал

работе воспитательной среды

В статье представлены основные направления создания и развития в педагогическом вузе воспитательной среды, способствующей становлению и реализации профессиональной карьеры будущего педагога.

Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебная деятельность, профессиональная карьера, карьерообразующая среда, студенческий совет, студенческое самоуправление.

Органичной составляющей воспита- ентация студентов на ценностно-смысло-

тельной деятельности вуза является ори- вые стратегии профессионального и лично-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.