В.В. КАДАКИН, ректор Т.И. ШУКШИНА, проректор по научной работе Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева
Педагогический вуз как базовый центр подготовки учителя
В статье рассматриваются проблемы и пути разработки новой модели педагогического образования, внедрение которой способствует развитию педагога новой формации. Представлен опыт работы Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева как базового центра педагогического образования.
Ключевые слова: педагогическое образование, базовый центр педагогического образования, инновационная инфраструктура, научно-образовательный центр, научно-исследовательские и научно-образовательные лаборатории, научно-образовательный комплекс, Малая школьная академия, малое инновационное предприятие
Необходимость изменения структуры и содержания высшего образования вызвана возникшим противоречием между глобальными потребностями общества и результатами работы отрасли. Новые задачи высшей школы и ее изменившиеся социальные
функции обусловливают актуальность проектирования новой модели образования, учитывающей сложившиеся реалии, новые педагогические и информационно-коммуникационные технологии, прагматизм и личностно-ориентированный характер учебного процесса в современном вузе.
В русле разработки адекватной парадигмы педагогического образования Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева (МордГПИ) выступил с инициативой создания Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО). Новизна идеи видится в выявлении, обосновании и реализации принципов, подходов, механизмов консолидации интеллектуальных, кадровых и материальных ресурсов различных образовательных структур и сообществ с целью повышения качества педагогического образования, способного эффективно выполнять социальный заказ, направленный на формирование культурно-продуктивного типа личности.
В развитии МБЦПО определены пять этапов, а именно: 1-й этап - нормативно-
правовое и структурно-функциональное становление (2010-2011 гг.); 2-й этап - научно-методическое обеспечение и процессу ально-технологическое внедрение (2012-2013 гг.); 3-й этап - потенциально-накопительная реализация (2012-2013 гг.); 4-й этап - продуктивно-содержательное развитие (2013-2014 гг.); 5-й этап - диссе-минационно-обобщающий (2014-2015 гг.).
В структуру МБЦПО, кроме традиционных институтов (9 факультетов и 33 кафедры), входят инновационные подразделения, в том числе:
■ научно-образовательные центры «Гуманитарные науки и образование» и «Естественнонаучное образование »;
■ научно-исследовательские и научно-образовательные лаборатории;
■ научно-практические центры («Ак-меологический центр»; «Центр художественного образования»; «Центр продленного дня»; «Консультативно-образовательный центр для учащихся, учителей-словесников и руководителей методических объединений образовательных учреждений Республики Мордовия»; «Центр физической культуры и здорового образа жизни»);
■ малая школьная академия, объединяющая пять учебно-исследовательских школ: физико-математическая («Квант»), биолого-химическая («Биосфера»), исто-рико-обществоведческая («Гуманитарий»);
филологическая («Логос»), иностранных языков («Языковая мозаика»);
■ научно-образовательный комплекс (НОК);
■ малые инновационные предприятия (ООО «Новые возможности » и ООО «Универсал»).
Реализация модели Мордовского базового центра педагогического образования направлена на решение ряда проблем и задач. Среди них:
• научно-методические проблемы педагогического образования;
• консолидация интеллектуальных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов при решении приоритетных задач развития педагогической науки и образования в регионе;
• МБЦПО как научно-методический центр развития системы непрерывного образования;
• развитие и педагогизация социокультурного пространства будущего учителя.
Научно-методические проблемы педагогического образования связаны прежде всего с тем, что реализация ФГОС высшего профессионального педагогического образования предполагает качественно иную подготовку будущих педагогов и предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом, гарантирующее достижение поставленных образовательных целей.
В настоящее время наблюдается десинхронизация процесса стандартизации общего и профессионального образования. Так, в 2011 г. начато введение ФГОС начального общего образования. Полномасштабное введение ФГОС основного общего образования запланировано на 2015/ 2016 учебный год. Между тем ФГОС ВПО по направлениям педагогического образования, введенные по преимуществу в 2009 -2010 гг., были спроектированы до
утверждения двух первых стандартов. Поэтому требование опережающего характера подготовки педагогических кадров к реализации ФГОС учтено в них лишь схематично, лишь как обозначение намерений. В стандартах нет детальной проработки разделов и дисциплин, а также дидактических единиц содержания высшего профессионально-педагогического образования, обеспечивающих адресную подготовку студентов к реализации новых требований стандартов для разных ступеней системы общего образования. В связи с этим обозначается проблема научно-методического сопровождения адресной подготовки студентов к проектированию и реализации педагогической деятельности в новых образовательных условиях.
Для подготовки педагогических кадров к внедрению ФГОС НОО и ФГОС ООО в нашем вузе развернуты следующие направления научно-методической работы:
■ формирование компетенций будущего педагога, обеспечивающих достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени;
■ подготовка будущего педагога к проектированию и реализации программы развития универсальных учебных действий;
■ подготовка будущего педагога к проектированию и реализации программы воспитания и социализации;
■ подготовка будущего педагога к проектированию и реализации программы кор-рекционной работы.
Выбор данных направлений обусловлен тем, что дисциплины федеральной части ФГОС ВПО обеспечивают преимущественно формирование компетенций будущего педагога в области достижения учащимися предметных результатов. Однако вводимые стандарты начального и общего образования предъявляют к подготовке студентов качественно иные требования. Например, ставится задача формирования у будущего педагога компетенций в области достижения обучающимися личностных и мета-предметных результатов, универсальных учебных действий. Современному работнику системы образования необходимы умения проектировать и реализовывать программы воспитания и социализации, кор-рекционной работы. Подобные требования отражены в ФГОС ВПО фрагментарно. Для преодоления данного пробела в учебные планы включены дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору, например: «Профилизация образовательного процесса в школе», «Основы психологической безопасности личности», «Основы психодиагностики личности и группы», «Современные модели педагогического образования», «Тренинг личностного роста », «Инновационные процессы в образовании», «Организация проектного обучения в школе», «Организация проектной работы по естествознанию », «Обучение решению олимпи-адных задач» и др.
Ни для кого не является секретом, что компетентность будущего педагога во многом определяется практико-ориентиро-ванной направленностью обучения. Усилению данного аспекта подготовки буду-
щего педагога способствуют следующие подходы. Во-первых, системное оформление теоретических оснований педагогической практики. Во-вторых, содержательно-процессуальное обеспечение практики (например, определены дисциплины базовой и вариативной частей учебных планов, решающие задачи формирования практико-ориентированных компетенций в системе лабораторных практикумов, лабораторных и практическихзанятий;скорректировано содержание профессиональной практической подготовки студентов в связи с введением ФГОС, профильного обучения в старшей школе и новыми формами государственной аттестации выпускников образовательных учреждений). В-третьих, технологическое обеспечение практики (применяются технологии контекстного и проектного обучения, интерактивного взаимодействия; оптимизированы и интегрированы учебные задания практики; используется модульная структура и мониторинг деятельности и др.). И наконец, организационные аспекты практик. Существенно расширена география их проведения. Сегодня институтом заключено около 300 договоров о сотрудничестве не только с образовательными организациями, но и с учреждениями культуры, физической культуры, социальной сферы (в 2010 г. -72 договора). Решена проблема отбора баз практик с учетом многоуровневой системы образования; в качестве базовых площадок активно используются инновационные структурные подразделения МБЦПО. Успешно реализуется такой вид педагогической практики, как приглашение студентов на вакантные места в качестве учителей. Тем самым вуз способствует решению проблемы трудоустройства в регионе, а студент через индивидуальную образовательную траекторию получает возможность актуализировать необходимые профессиональные компетенции.
Следующий круг проблем связан с необходимостью консолидации интеллек-
туальных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов, направленных на решение приоритетных задач развития педагогической науки и образования в регионе, подготовку компетентного и мобильного педагога. С этой целью формируется и активно развивается инфраструктура научно-исследовательской деятельности, создаются творческие коллективы из числа ведущих ученых и практиков, докторантов, аспирантов и студентов.
Одной из эффективных организационных форм интеграции и координации усилий и потенциала учебного, научного и инновационно-внедренческого подразделений являются научно-образовательные центры (НОЦ). В их работе принимают участие все факультеты, кафедры, центры, лаборатории и другие подразделения института. В рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. осуществляется работа по 21 научно-исследовательской теме фундаментального и прикладного характера. Например, участниками НОЦ «Гуманитарные науки и образование» выполнен проект «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании», итогом которого стали 35 монографий, 63 статьи в журналах, рекомендованных ВАК, 12 учебно-методических пособий. Кроме того, в рамках проекта защищены докторские и кандидатские диссертации.
Интеграция научной и образовательной деятельности осуществляется и через научно-исследовательские и научно-образовательные лаборатории (НИЛ, НОЦ). Исследования в них ведутся, например, по таким темам, как «Развитие карьеры студента педвуза», «Методология, теория и технология этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений», «Развитие профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования», «Интегрирован-
ное обучение детей в современной системе образования», «История культуры и образования в мордовском крае», «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования», «Математическое моделирование »и др.
С целью подготовки учителя, владеющего современными технологиями, сотрудниками НОЛ «Основы нанотехнологий и сканирующей зондовой микроскопии» введены в учебный план два элективных курса: «Основы нанотехнологий» и «Основы сканирующей зондовой микроскопии», - а также разработаны учебно-методические комплексы. В рамках научного направления «Исследование адаптационных процессов в биологических системах» профессором О.С. Шубиной и ее аспирантами на базе НИЛ «Цифровая микроскопия » проводится исследование по проблемам экологии и защиты окружающей среды.
Следует отметить, что результаты исследований широко используются в образовательном процессе не только нашего института, но и других учреждений системы образования. Благодаря деятельности НОЦ и НИЛ в вузе происходит постепенная диверсификация источников внешнего финансирования: возросло количество тем, финансируемых Минобрнауки РФ, установлены устойчивые связи с Министерством образования и Министерством промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия. МордГПИ вошел в региональную целевую научно-техническую программу. Привлечение разнообразных источников финансирования науки позволяет осуществлять трудоемкие и затратные исследования, а также гарантирует материальное вознаграждение преподавателям и сотрудникам. Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что на повышение зарплаты преподавателей, молодых исследователей существенно влияет как раз участие и победы в различных научных конкурсах. Так, по некоторым кафедрам доля средств
в оплате труда, полученных от выполнения НИОКР, составляет от 17 до 35%.
Особого упоминания заслуживает исследовательская группа, входящая в состав малого инновационного предприятия «Универсал» (доцент С.Н. Лизин). Созданное только год назад, в 2012 г., оно уже имеет две победы в открытых конкурсах Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В структуре зарплаты преподавателей, сотрудников и студентов данного предприятия почти 98% - именно средства от НИОКР. В свою очередь, реализация выигранного проекта по теме «Разработка виртуальных лабораторных работ по физике с использованием трехмерной графики и дополненной реальности» позволит существенно повысить привлекательность и интерактивность школьных занятий по физике.
Генерация новых знаний, вызванная поисковыми исследованиями в структурных подразделениях, способствовала росту в 16 раз бюджетного и внебюджетного финансирования научных подразделений института. За счет этого, как уже отмечалось, удалось не только создать новые лаборатории, но и полностью обновить их материально-техническое оснащение.
Вовлечение студентов в деятельность лабораторий - важное направление интеграции научной и образовательной деятельности. Его задачи: совершенствование различных форм НИРС, наполнение работы новым содержанием, нацеленность преподавателей и студентов на раннюю научную специализацию, расширение географии сотрудничества и научныхконтактов студенчества, реализация возможностей информационных технологий в развитии студенческой науки [1]. На сегодняшний день студентами института опубликовано более 570 статей, т.е. каждый пятый студент приобрел опыт подготовки научной публикации.
Следующий ряд проблем связан со становлением МБЦПО как научно-методи-
ческого центра развития системы непрерывного образования. Данное направление деятельности осуществляется через такие подразделения, как научно-образовательный комплекс (НОК) и научно-практические центры.
В состав НОК входят 74 образовательных учреждения разных типов и видов Республики Мордовия (на момент создания их было 22) [2]. В числе основных направлений деятельности комплекса - различные формы сотрудничества, дни открытых дверей, презентации, выступления через республиканские и местные средства массовой информации, собеседования, конкурсы, экспертиза (программ, материалов и результатов исследований), комплексная оценка состояния решения конкретных проблем, круглые столы, совместные научно-исследовательские работы, творческие мастерские, мастер-классы, рецензии, форумы, консультации, семинары, привлечение работников образования к издательской деятельности и апробация исследовательского опыта в научных публикациях, разработка и реализация программ повышения квалификации работников образовательных учреждений общего и профессионального образования, подготовка педагогических кадров к внедрению в учебный процесс новых научных достижений, совершенствование вузовского процесса подготовки педагогических кадров на основе использования профессионально-развивающих ресурсов НОК и др.
Особая роль в становлении МБЦПО как научно-методического центра развития системы непрерывного образования отводится деятельности таких инновационных научно-практических центров, как, например, акмеологический центр, консультативно-образовательный центр для учащихся, учителей-словесников и руководителей методических объединений образовательных учреждений Республики Мордовия, региональный научно-практический центр физической культуры и здорового образа
жизни, научно-практический центр художественного образования.
Особый интерес представляет деятельность центра продленного дня для детей дошкольного и младшего школьного возраста.. Он рассматривается нами как научно-экспериментальная площадка, позволяющая апробировать инновационные технологии предметно-развивающей среды воспитания и развития ребенка, и одновременно как учебно-производственная площадка, на базе которой можно успешно формировать профессионально-педагогические компетенции будущих педагогов. Центр оказывает услуги воспитательно-образовательного характера для дошкольников и младших школьников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья [3]. Работа центра привлекла внимание населения, и в итоге число обучающихся за последние два года выросло в четыре раза.
Инновационным подразделением института является малая школьная академия (МША). Ее деятельность нацелена на довузовскую подготовку школьников через действенную систему профессиональной ориентации, а также на повышение качества обучения и уровня сформированности компетенций научно-исследовательской деятельности. В составе МША функционируют пять научно-исследовательских школ [4].
Информационное сопровождение и апробация результатов научно-исследовательской деятельности осуществляются на страницах научно-методических журналов «Гуманитарные науки и образование» (включен в перечень журналов, рекомендованных ВАК РФ)
и «Учебный эксперимент в образовании», которые издаются на базе научно-образовательного центра «Гуманитарные науки и образование» [5; 6].
В рамках ряда подразделений МБЦПО успешно развивается новая для института сфера деятельности - организация платных дополнительных образовательных услуг для различных категорий обучающихся. Так, при работе со студентами делается упор на овладение ими информационно-коммуникационными технологиями и иностранными языками. Порядка 60% выпускников института получают сертификаты о дополнительном образовании, и это, безусловно, повышает их конкурентоспособность. Слушатели малой школьной академии, количество которых за последние двагода увеличилось в 1,5 раза, не только успешно подготовились к сдаче ЕГЭ, но и прошли углубленную подготовку по различным предметам, обрели исследовательские компетенции, позволившие им результативно участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Дополнительные образовательные услуги, связанные с психолого-педагогической диагностикой, коррекционно-развивающей и консультативной деятельностью, способствуют обеспечению равных стартовых возможностей
дошкольников и младших школьников для обучения в образовательных учреждениях. С 2010 по 2012 гг. в два раза увеличилось количество дополнительных образовательных программ для других групп населения (например, работников сферы физической культуры и спорта, здравоохранения и других).
Ориентация студентов на ценностно-смысловые стратегии профессионального и личностного роста приводит к необходимости развития и педагогизации социокультурного пространства будущего учителя. Реализуемая в институте модель студенческого самоуправления базируется на предоставлении каждому студенту возможности стать участником общественно значимой деятельности, раскрыть свой творческий потенциал. Она представлена разнообразными объединениями и организациями, среди них: студенческие профильные отряды, студенческий совет, старостат, студенческое научное общество, студенческий клуб, спортивный клуб, Пресс-центр, клубы единомышленников, Академия талантов, центр профориентации «Твой выбор», студенческое бюро по трудоустройству «Карьера» и др. [7]. В Ассоциацию педагогических отрядов МордГПИ входят 11 отрядов, деятельность которых является круглогодичной. В ней принимают активное участие более 900 студентов, что составляет третью часть от общего числа обучающихся. Одним из факторов, способствующих формированию карьерной мотивации и развитию социальной активности студентов педагогического вуза, является волонтерство. Студенческий отряд «Стиль жизни» является постоянным организатором спортивных и культурно-массовых мероприятий, проводимых в городе и республике.
Развитие социальной инфраструктуры и педагогизация социокультурного пространства повышают привлекательность педагогического вуза и конкурентоспособ-
ность наших студентов на рынке образовательных услуг.
Эффективное использование государственных ресурсов с привлечением дополнительных средств, консолидация интел-лектуальныхи кадровых ресурсов обеспечивают развитие научно-образовательного, информационно-технологического и материально-технического потенциала Мордовского базового центра педагогического образования. Основным параметрами динамики его развития являются:
■ изменение профессиональной позиции преподавателя вуза, повышение его мотивации к саморазвитию и реализации профессионально-творческого потенциала;
■ расширение спектра образовательных программ в соответствии с запросами региональной системы образования и рынка труда;
■ обновление содержания педагогического образования;
■ усиление практико-ориентирован-ной направленности подготовки педагога;
■ внедрение независимой системы мониторинговой оценки сформированности компетенций будущего педагога;
■ повышение качества подготовки педагогических кадров;
■ повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников, их трудоустройство по специальности;
■ расширение ассортимента дополнительных образовательных и научно-методических услуг;
■ повышение исследовательской активности ППС и обучающихся и увеличение роста бюджетного и внебюджетного финансирования объектов научных исследований;
■ обогащение и педагогизация социокультурной среды;
■ создание эффективной многофункциональной информационно-технологической платформы;
■ значительное расширение и обновле-
ние материально-технической базы, перевод ее на качественно новый уровень;
■ укрепление статуса МБЦПО как научно-методического центра;
■ увеличение конкурса среди абитуриентов.
Принятие коллективом вуза идеи развития института как базового центра педагогического образования привело к изменению профессиональной позиции преподавателей, руководителей структурных подразделений, повышению их мотивации к саморазвитию и реализации профессионально-творческого потенциала. За последние годы все - от ректора до сотрудников и лаборантов - прошли повышение квалификации в области информационно-коммуникационных технологий. Планомерно реализуется программа по овладению ППС иностранными языками. Порядка 70% преподавателей включены в проектно-исследо-вательскую деятельность.
Показателем конкурентоспособности нашего института и востребованности его деятельности в регионе является тот факт, что доля его выпускников, работающих в системе образования Мордовии, составляет около 70% от общего количества педагогических кадров; в учреждениях культуры, физической культуры и спорта, социальной сферы выпускники МордГПИ составляют 30% работающих. Свидетельством роста авторитета вуза, профессионального мастерства коллектива, а также престижа педагогической профессии служит то, что в течение двух последних лет в вузе осуществляется конкурсный прием на направления подготовки «Педагогическое образование» (конкурс - 3,2 человека), «Психолого-педагогическое образование» (2,4) и «Специальное (дефектологическое) образование» (3,2). Более чем в три раза увеличилось число иностранных граждан, ставших студентами нашего вуза.
Анализ возможностей МБЦПО и первые результаты его работы показывают
значительный потенциал в поиске эффективных путей развития системы непрерывного педагогического образования. Опыт работы Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсе-вьева был обобщен в рамках выездного расширенного заседания Бюро Президиума Российской академии образования [8]. По его итогам институту был присвоен статус экспериментальной площадки РАО.
Литература
1. Шукшина Т.И, Замкин П.В. Развитие сис-
темы научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 13-18.
2. Варданян Ю.В, Шукшина Т.И. Професси-
онально-развивающие ресурсы научно-образовательного комплекса // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 73-79.
3. Винокурова Н.В. Организация образова-
тельной среды в педвузе // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 85-89.
4. Киселева М.В, Максимкина О.И. Малая
школьная академия как инновационная форма довузовской подготовки в Мордовском государственном педагогическом институте (МордГПИ) // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 48-51.
5. Сайт научно-методического журнала «Гу-
манитарные науки и образование». -http:// www.mordgpi.ru/ mordgpi_science/ magazine%20/.
6. Сайт научно-методического журнала «Учеб-
ный эксперимент в образовании». URL: http:// www.mordgpi.ru/ mordgpi_science/ journal_of_educational_experiment_in_ education/
7. Кутняк С.В. Студенческое самоуправле-
ние как фактор карьерного становления будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 24-27.
8. Постановление выездного заседания Бюро
Президиума Российской академии образования (10 октября 2012 г.). URL: http:// www.raop.ru/ index.php?id=1209
KADAKIN V.V., SHUKSHINA T.I. DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL INSTITUTE AS A BASE TEACHERS' TRAINING CENTRE (THE EXAMPLE OF THE MORDOVIAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER M. E. EVSEVIEV) The article discusses the problems and the ways of developing a new model of pedagogical education, the implementation of which contributes to nurturing a teacher of a new formation. The experience of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev as the base centre of teacher education is presented.
Keywords: pedagogical education, basic centre for pedagogical education, innovative infrastructure, research and education centre, research and education laboratories, research and education complex, Little School Academy, small innovative company
Деятельность научно-о.с. шубина, профессор образовательного центра
на. мельникова, доцент «Естественнонаучное
образование»
Педагогические вузы должны готовить специалистов естественно-научного направления, обладающих не только психолого-педагогической квалификацией, но и фундаментальными знаниями в области физики, химии, биологии. В статье изложен опыт работы научно-образовательного центра «Естественнонаучное образование » Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, предоставляющего широкий спектр образовательных услуг для студентов, сотрудников института, школьников и учителей.
Ключевые слова: естественно-научное образование, научно-образовательный центр, цифровая микроскопия, нанотехнологии, сканирующая зондовая микроскопия, молекулярная и клеточная биология, интеграция образовательного и научного процессов
В условиях модернизации системы оте- тальные площадки, адекватные современ-
чественного образования педагогические ному уровню научно-исследовательской
вузы должны стать базовыми центрами под- деятельности [1]. Научно-образовательные
готовки учителей, имеющими эксперимен- центры (НОЦ) являются одним из инсти-