Научная статья на тему 'Методический подход к совершенствованию физической подготовки учащихся профильных медицинских классов'

Методический подход к совершенствованию физической подготовки учащихся профильных медицинских классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ ПРОФИЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КЛАССОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ВОСПИТАНИЯ / STUDENTS SPECIALIZED MEDICAL CLASSES / PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING / THE REASONS FOR THE LOW EFFICIENCY OF THE CURRENT SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караваева Татьяна Леонидовна

Статья посвящена анализу системы физической подготовки учащихся профильных медицинских классов, выявлению причины низкой эффективности действующей системы физического воспитания и обоснованию педагогических подходов к ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караваева Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approach of perfecting of profile medical groups students’ physical education

The article is devoted to the analysis of the system physical training students specialized medical classes, identify the reasons for the low efficiency of the current system of physical education and to the rationale pedagogical approaches to its improvement.

Текст научной работы на тему «Методический подход к совершенствованию физической подготовки учащихся профильных медицинских классов»

9. Volkov O. B. Sovershenstvovanie podgotovki sotrudnikov specsluzhb k professional'no kommunikativnoj deyatel'nosti: Diss. Kand. ped. nauk [Improvement of training of staff of intelligence services to professionally communicative activity: Cand. ped. sci. diss.]. Saratov, 2008.

10. Barchukov I. S., Nazarov Yu. N., Egorov S. S., Matsur I. A. Sidorenok I. V., Alekseev N. A., Malikov N. N. Spec. work; Zheltov R. A. Spec. work; Zholdak V. I. Krasilnikov K. V., Kupriyanov A. V., Fedy N. M. Spec. work; Sushchenko V. P. Spec. work; Yashchenko Yu. G. Spec. work; Mikhaylov S. B. Spec. work; Popov A. G. Spec. work; Holodov Zh. K. Kuznetsov V. S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and technique of physical training and sports]: tutorial for students of higher education institutions. 6th ed. Moscow: Akademiya Publ. 2008.

УДК 74.267.5:74.005.54

Т. Л. Караваева

Методический подход к совершенствованию физической подготовки учащихся профильных медицинских классов

Статья посвящена анализу системы физической подготовки учащихся профильных медицинских классов, выявлению причины низкой эффективности действующей системы физического воспитания и обоснованию педагогических подходов к ее совершенствованию.

The article is devoted to the analysis of the system physical training students specialized medical classes, identify the reasons for the low efficiency of the current system of physical education and to the rationale pedagogical approaches to its improvement.

Ключевые слова: учащиеся профильных медицинских классов, физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, причины низкой эффективности действующей системы физической воспитания.

Keywords: students specialized medical classes, physical training, professionally applied physical training, the reasons for the low efficiency of the current system of physical education.

Формирование личности специалиста начинается в школьные годы. Сегодняшнее образование нацеливает выпускника школы не только на то, чтобы он вышел в жизнь достаточно физически подготовленным, но и с развитым функциональным и двигательным потенциалом применительно к конкретным видам трудовой деятельности [1].

Развитие общества, научно-технический прогресс сопровождаются не только социальными и техническими достижениями, совершенствующими образ жизни современного человека, но и оказывают воздействие на природу самого человека, предъявляя разнообразные требования к определенным качествам индивида, в том числе его физическому развитию, оптимальной работоспособности, трудоспособности.

По мнению И. А. Медведева, основная идея обновления общего образования на старшей ступени общеобразовательной школы - это её переориентирование на профильное обучение и создание специализированной подготовки старшеклассников с учетом их индивидуальных способностей и познавательных интересов [2].

И. К. Латыпов отмечает, что профильное обучение предусматривает отбор и профессиональную ориентацию школьников на будущую профессиональную деятельность и будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся в соответствии с профилем избранной специфики и индивидуальным особенностями. По мнению автора, профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом - и к будущей профессиональной деятельно-

© Караваева Т. Л., 2014

сти. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста - профессионала [3].

По мнению С. Н. Чистяковой, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичева, О. В. Кузиной, С. О. Кропивян-ской, целью школьного образования становится социальная зрелость выпускников школ любого типа как важнейший параметр развития личности и сохранения индивидуальности. Авторы считают, что профильное обучение берет на себя функцию коррекции содержания общего среднего образования, которое отстает от задач обеспечения профессионального выбора молодежи и одновременно сохраняет некоторую академическую заданность преподавания «основ наук» [4].

Как считают И. К. Латыпов, В. И. Лукина, цель профильного обучения - повышение качества общего образования, а также обеспечение углублённой специализированной довузовской подготовки учащихся старших классов с учётом их индивидуальных склонностей. Основным содержанием этой работы является формирование профессиональной направленности личности учащихся различными средствами, в том числе и средствами физической культуры. В старших классах школы необходимо создать базу функциональной и двигательной подготовленности учащихся, которая позволит быстро адаптироваться и успешно осваивать выбранную профессию [5].

Таким образом, можно утверждать, что профильное обучение играет существенную роль в профессиональной подготовке, если профиль обучения будет восприниматься как совокупность видов деятельности, присущих данной профессии, а обучение в профильном классе станет началом профессиональной карьеры.

По данным С. М. Погудина, к числу наиболее важных задач профилированного воспитания старшеклассников относятся создание базы прикладной физической и функциональной подготовленности; становление системы прикладных двигательных умений и навыков; воспитание потребностей в области профессионально-прикладного совершенствования и самосовершенствования; целенаправленное развитие психомоторных способностей и психических процессов прикладного характера; формирование потребностей в непрерывном физическом совершенствовании с учетом индивидуально значимых видов профессиональной деятельности [6].

Учебному предмету «Физическая культура» присвоен статус базовой общеобразовательной дисциплины, и в соответствии с положением о профилизации содержания образования на старшей ступени общеобразовательной школы данный предмет включен в перечень самых важных учебных дисциплин федерального компонента, которые должны иметь место в учебных планах любого из профилей независимо от их специфики. Физическая культура оказывает опережающее влияние на профиль обучения наличием уникального по своей природе и мощнейшего по содержательной сути общеобразовательного потенциала для формирования специальных знаний, практико-методических умений, способов познания собственного организма и целесообразного воздействия на его функции [7].

В системе физического воспитания одним из основополагающих должен быть принцип связи физической культуры с практической жизнью общества. Следовательно, решая конкретные задачи физического воспитания, нужно отдавать предпочтение тем средствам, которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки прикладного характера. Учащимся необходимо приобрести, возможно, больше разнообразных двигательных умений и навыков и получить разностороннее развитие физических способностей. Эти задачи решает профессионально-прикладная физическая подготовка. В то же время профессионально-прикладная физическая подготовка не может быть изолированной, оторванной от общей физической подготовки. Наоборот, её эффективность возможна лишь на базе общей физической подготовки, только их тесная взаимосвязь и позволит осуществлять разностороннее физическое воспитание школьников [8].

Современная медицина характеризуется повышением сложности и интенсивности труда, быстротой и точностью решений двигательных действий человека, а также высокой концентрацией внимания. По мнению М. М. Бобыревой, врач должен быть всесторонне физически и духовно развитой личностью, способной активно действовать в условиях глобального кризиса и медицины катастроф [9].

Б. А. Ясько отмечает, что врачебная деятельность относится к сложным видам труда, требующего от человека разносторонней образованности, непрерывности процесса профес-

сионализации, выполнения различных структурированных видов деятельности, операций и манипуляций, предъявляющих специфические требования [10].

Дополнительную нагрузку оказывают работа на полторы - две ставки, нерегулярные выходные и отпуска, вследствие относительно низкой оплаты труда врачей. В классификации профессий по «критерию трудности и вредности» профессия медицинского работника относится к профессии высшего типа - по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой [11].

Профессиональная подготовка будущих медицинских работников предъявляет высокие требования к физической подготовленности и является важнейшей задачей профессионального становления будущих врачей. Физическая подготовка как основная категория профессионально-прикладной физической подготовки будущих медицинских работников - результат профессионального обучения, позволяющий компетентно действовать в любой ситуации. Профессия медицинского работника требует всестороннего развития силы рук, выносливости мышц плечевого пояса и спины, вестибулярной устойчивости, быстроты реакции, точности воспроизведения усилия, значительного напряжения внимания и мышления.

В то же время в профессиональной деятельности медицинского работника требуется проявление не только физических качеств, но и способности человека противостоять неблагоприятному воздействию на организм условий работы. По данным В. Г. Артамоновой, Н. А. Мухина, к неблагоприятным факторам рабочей среды и самого трудового процесса относятся вредные химические вещества и биологические агенты, ионизирующие излучения, шум, вибрация, канцерогены, высокое нервно-психическое напряжение, вынужденное положение тела во время работы, перенапряжение анализаторных систем и др. [12]

Также негативно влияет на организм медицинского работника использование во время операции рентгеновских лучей, введение наркоза больным, наркотических веществ и их наличие в воздухе операционной [13].

Появление на фоне напряженной трудовой деятельности медицинского персонала двух или более вредных производственных факторов (химических, физических и др.) характеризует условия их труда как условия наиболее высокой степени опасности развития профессиональных заболеваний и роста общей хронической заболеваемости [14].

В. Г. Артамонова, Н. А. Мухин отмечают, что по риску развития профессиональных заболеваний некоторые отрасли здравоохранения могут сравниться с ведущими отраслями промышленности. Существует мнение о том, что медицинская профессия является едва ли не самой опасной для здоровья и жизни из всех «интеллигентных» профессий [15].

М. М. Авхименко полагает, что профессиональные заболевания медицинских работников имеют тенденции к росту и основными причинами их появления являются неблагоприятные условия труда и ухудшающееся состояние материально-технической базы. Все вышеперечисленные факторы снижают эффективность профессиональной деятельности врачей и в совокупности определяют значительно меньшую продолжительность их жизни, по сравнению с пациентами, сокращая ее на 10-20 лет [16].

Научные исследования показывают, что профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками, создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности. ППФП организуется и проводится на этапе, предшествующем освоению сложных видов профессиональной деятельности, повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды, снижает заболеваемость и способствует профессиональному долголетию [17].

Именно средства ППФП, с одной стороны, должны быть эффективными и обеспечивать развитие профессионально значимых физических и личностных свойств, а с другой - должны быть интересными и формирующими личностную физическую культуру учащегося [18].

Так, по данным М. Н. Шкурпит, Т. П. Вериной, профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов должна быть направлена не только на развитие физических качеств и формирование у них двигательных умений и навыков, необходимых для выбранной профессии, но и обеспечивать приобретение специальных знаний об использовании средств физической культуры для профессионального становления личности [19].

Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению профессионально-прикладной физической подготовки, необходимо отметить, что данные исследова-

ния направлены на подготовку к профессиональной деятельности учащихся высших учебных заведений.

Так, М. М. Бобыревой разработана методика, объединяющая спортивную игру, аэробику и йогу в единое целое [20].

B. П. Плотников, Т. С. Миронова, М. М. Рыжак считают, что для профессии врача важен опыт спортивной деятельности [21].

Г. А. Хацаев предлагает комплексную программу стимуляционных воздействий с применением средств мануальной ловкости в сочетании с гимнастикой пальцев кистей рук [22].

C. А. Моисеенко рекомендует ритмическую гимнастику в сочетании с бегом, ходьбой на лыжах и атлетической гимнастикой [23].

B. И. Павлов применял физические упражнения, направленные на развитие моторной памяти и совершенствование мышечно-двигательных ощущений в условиях тренажерного зала [24].

A. В. Доронцев добавил специализированный лекционный курс с применением мето-дико-практического и элективного материала [25].

C. В. Салько разработана программа по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью [26].

Е. Н. Селюжицкая применила модель формирования мотивов физкультурной деятельности и развития физических качеств [27].

У О. А. Брейкиной основными элементами методики являлись блок теоретического материала, комплекс заданий, рейтинговая оценка физической подготовленности [28].

Т. Г. Ефремова предлагает реализацию модульной методики, обеспечивающей сопряженное решение задач формирования общей и профессионально-прикладной физической культуры [29].

B. И. Павловым разработаны восстановительно-профилактические комплексы из упражнений с предметами, в равновесии, на координацию, метание и ловля мяча, упражнения для мелких мышечных групп [30].

H. Н. Нежкина, О. В. Исаева, Ю. В. Чистякова, Т. В. Авдеева, С. В. Бурова включили дифференцированную программу психофизической тренировки [31].

В. Д. Прошляков, А. В. Иванов, А. Ю. Лутонин, Л. М. Кушнер, Т. И. Семенкина внедрили в учебный процесс методику оценки студентами своего физического состояния и для повышения мотивации - метод, определяющий состояние опорно-двигательного аппарата [32].

В. Б. Мандриков проводил занятия с использованием элементов оперативного контроля и управления параметрами нагрузки [33].

В то же время необходимо обозначить, что несмотря на положительное влияние средств профессионально-прикладной физической подготовки, применяемых в медицинских учебных заведениях, они не нашли применения в системе физического воспитания учащихся профильных медико-биологических классов. Тем не менее раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка юношей и девушек 10-11-х классов» был включен в Комплексную программу физического воспитания учащихся общеобразовательных школ 1985-1987 гг., но не использовался на практике.

Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день научно-методическое обеспечение содержания профессионально-прикладной физической подготовки учащихся профильных классов общеобразовательной школы нуждается в существенной доработке с учетом современных научных данных, в основе которых лежат общие принципы теории и методики физического воспитания.

Исходя из опыта работы в медицинских вузах, можно определить методические подходы к совершенствованию действующей системы физического воспитания в профильных медико-биологических классах.

Анализ доступных литературных источников по проблеме профессионально-прикладной физической подготовки будущих медицинских работников позволил выявить следующие противоречия:

I. Между постоянным повышением требований к качеству профессиональной деятельности медицинских работников и недостаточным использованием для этого средств и методов физического воспитания.

2. Между современными требованиями нормативных документов к организации систематических занятий физическими упражнениями медицинскими работниками и отсут-

ствием научно обоснованных методик организации таких непрерывных занятий с целью повышения качества профессиональной деятельности будущего медицинского персонала.

Обозначенные противоречия позволили определить научную проблему исследования, которая актуальна и заключается в разработке экспериментальной модели и Программы профессионально-прикладной физической подготовки и методики использования её педагогических средств и методов на различных формах занятий по физическому воспитанию в профильных медицинских классах с целью создания условий для опережающего улучшения и качественного освоения профессиональной деятельности будущими медицинскими работниками.

Для реализации данной проблемы мы используем следующий методический подход:

1. Учет содержания профиля обучения с целью определения принципов и оптимальных средств и методов физической подготовки учащихся профильных медицинских классов.

2. При организации занятий необходимо соблюдение следующих принципов:

- принцип опережающего педагогического воздействия;

- принцип непрерывного и комплексного воздействия на различных формах занятий;

- принцип профессионально-прикладной направленности;

- принцип систематичности и последовательности педагогических воздействий;

- принцип целенаправленного и индивидуального подхода.

3. Реализация экспериментальной Программы профессионально-прикладной физической подготовки учащихся профильных медицинских классов:

- проведение теоретических занятий (уроков-лекций);

- применение комплексов упражнений профессионально-прикладной физической подготовки на уроках физической культуры;

- введение специализированных уроков ППФП;

- включение самостоятельных индивидуальных домашних занятий;

- подбор средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки целесообразно применять с учетом профессионально важных качеств медицинских работников и с учетом низких показателей физической, функциональной и психологической подготовленности учащихся профильных медико-биологических классов.

Структура и содержание Программы с применением данного методического подхода позволяет в полном объеме использовать средства и методы физической культуры для достижения должного уровня подготовленности учащихся к будущей профессиональной деятельности.

Примечания

1. Худолеева О. В. Подготовка школьников к будущей профессии // Физическая культура в школе. 2007. № 1. С. 53-56.

2. Медведева Е. Н., Григорьева О. П. Технология прикладной физической подготовки студентов на основе учета специфики профессиональной деятельности менеджеров // Теория и практика физической культуры. 2010. № 6. С. 29-31.

3. Латыпов И. К., Лукина В. И. Урок в современной школе. Проблемы и реальные возможности // Физическая культура в школе. 2010. № 7. С. 2-10.

4. Чистякова С. Н., Лернер П. С., Родичев Н. Ф., Кузина О. В., Кропивянская С. О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. 2002. № 1. С. 101-108.

5. Латыпов И. К. Подготовка учащихся спортивно-педагогических классов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 1. С. 17-19.

6. Погудин С. М. Задачи непрерывного профессионального направленного физкультурного образования учащихся // Физическая культура в школе. 2012. № 7. С. 18-20.

7. Лукьяненко В. П. Основные заблуждения в понимании проблем школьной физической культуры // Физическая культура в школе. 2012. № 2. С. 46-50.

8. Худолеева О. В. Указ. соч.

9. Бобырева М. М. Совершенствование методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинского вуза: дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 2008.

10. Ясько Б. А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 3. С. 71-81.

11. Бобрецова С. В., Плаксин В. А. Здоровый образ жизни: теория и практика // Медицинская сестра. 2010. № 8. С. 31-33.

12. Артамонова В. Г., Мухин Н. А. Профессиональные болезни: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов.), ил. М.: Медицина, 2004.

13. Пономарева В. В. Физическая культура и здоровье: учеб. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001.

14. Баев М. В., Полянский В. В. Гигиена труда медицинских работников: учеб.-метод. пособие для самост. подготовки студ. к практ. занятию. Пенза, 2003.

15. Артамонова В. Г., Мухин Н. А. Указ. соч.

16. Авхименко М. М. Некоторые факты риска труда медика // Медицинская помощь. 2003. № 2. С. 25-28.

17. Иваненко Я. В. Значение физической культуры в подготовке будущего специалиста к трудовой деятельности // Материалы междунар. науч. конф.: в 2 ч. Белгород: ИПК, 2011. Ч. 1. С. 235-237.

18. Ильинич В. И. Физическая культура студента: учеб. М.: Гардарики, 2007.

19. Шкурпит М. Н., Верина Т. П. Упражнения профессионально-прикладной направленности // Физическая культура в школе. 2010. № 8. С. 20-23.

20. Бобырева М. М. Указ. соч.

21. Плотников В. П., Миронова Т. С., Рыжак М. М. Нервно-психическое состояние и мотивация спортивной деятельности студентов медицинского вуза // Теория и практика физической культуры. 2001. № 5. С. 26, 39-40.

22. Хацаев Г. А. Формирование комплекса профессионально-прикладных средств стимуляции работоспособности молодых врачей стоматологов-ортопедов: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2007.

23. Моисеенко С. А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности: дис. . канд. пед. наук. Хабаровск, 2006.

24. Павлов В. И. Педагогическая система многоуровневой физической подготовки врача-стоматолога: дис. . канд. пед. наук. Саратов, 2000.

25. Доронцев А. В. Формирование у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006.

26. Салько С. В. Формирование умений здорового образа жизни у студентов медицинского колледжа в индивидуальной и профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2006.

27. Селюжицкая Е. Н. Методика повышения физического состояния студенток медицинского вуза, имеющих низкий уровень мотивации к физкультурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Брейкина О. А. Оценка эффективности методики формирования у студентов медицинских специальностей, теоретических знаний методико-практических умений использования средств физической культуры в профессионально-профилактической деятельности // Материалы междунар. науч. конф.: в 2 ч. Белгород: ИПК, 2011. Ч. 1. С. 144-155.

29. Ефремова Т. Г. Формирование физической культуры студентов медицинских колледжей на основе интенсификации самостоятельной работы: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2011.

30. Павлов В. И. Профилированные учебные модули по физической культуре в условиях медицинского образования // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7. № 4. С. 984-988.

31. Нежкина Н. Н., Исаева О. В., Чистякова Ю. В., Авдеева Т. В., Бурова С. В. Дифференцированные программы физического воспитания подростков 16-17 лет, обучающихся в медицинском вузе // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Шуя: ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. С. 159-163.

32. Прошляков В. Д., Иванов А. В., Лутонин А. Ю., Кушнер Л. М., Семенкина Т. И. Оценка и самооценка физического состояния студентов в учебном процессе по физическому воспитанию // Материалы всерос. науч.-практ. конф. М.: Междунар. акад. наук пед. образвания, 2008. С. 172-176.

33. Мандриков В. Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.

Notes

1. Hudoleeva O. V. Podgotovka shkol'nikov k budushchej professii [Training of school students for future profession]// Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical culture at school. 2007, No. 1, pp. 53-56.

2. Medvedev E. N., Grigoryeva O. P. Tekhnologiya prikladnoj fizicheskoj podgotovki studentov na osnove ucheta specifiki professional'noj deyatel'nosti menedzherov [Tecnology of applied physical training of students on the basis of the accounting of specifics of professional activity of managers]// Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture. 2010, No. 6, pp. 29-31.

3. Latypov I. K., Lukina V. I. Urok v sovremennoj shkole. Problemy i real'nye vozmozhnosti [Lesson at modern school. Problems and real opportunities]// Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical culture at school. 2010, No. 7, pp. 2-10.

4. Chistyakova S. N., Lerner P. S., Rodichev N. F., Cousin O. V., Kropivyanskaya S. O. Profil'noe obuchenie i novye usloviya podgotovki [Profile training and new conditions of preparation]// Profil'noe obuchenie i novye usloviya podgotovki - School technologies. 2002, No. 1, pp. 101-108.

5. Latypov I. K. Podgotovka uchashchihsya sportivno pedagogicheskih klassov k professional'noj deyatel'nosti v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta [Training of pupils of sports-pedagogical classes to professional activity in physical culture and sport sphere]// Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka -Physical culture: education, education, training. 2009, No. 1, pp. 17-19.

6. Pogudin S. M. Zadachi nepreryvnogo professional'nogo napravlennogo fizkul'turnogo obrazovaniya uchashchihsya [Problems of the continuous professional directed sports education studying]// Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical culture at school. 2012, No. 7, pp. 18-20.

7. Lukyanenko V. P. . Osnovnye zabluzhdeniya v ponimanii problem shkol'noj fizicheskoj kul'tury [The main delusions in understanding of problems of school physical culture]// Fizicheskaya kul'tura v shkole -Physical culture at school. 2012, No. 2, pp. 46-50.

8. Hudoleeva O. V. Spec. work.

9. Bobyreva M. M. Sovershenstvovanie metodiki professional'no prikladnoj fizicheskoj podgotovki studen-tov medicinskogo vuza: Diss. Kand. ped. nauk [Improvement of a technique of professionally applied physical training of students of medical school: Cand. ped. sci. diss.]. Alma-Ata, 2008.

10. Yasko B. A. Ekspertnyj analiz professional'no vazhnyh kachestv vracha [Expert analysis of professionally important qualities of the doctor]// Psihologicheskijzhurnal - Psychological magazine. 2004, Vol. 25, No. 3, pp. 71-81.

11. Bobretsova S. V., Plaksin V. A. Zdorovyj obraz zhizni: teoriya i praktika [Healthy lifestyle: theory and practice]// Medicinskaya sestra - Nurse. 2010, No. 8, pp. 31-33.

12. Artamonova V. G., Mukhin N. A. Professional'nye bolezni [Professional diseases]: textbook. 4th ed. rev. and add. (Study literature for the students of medical higher education institutions) ill. Moscow: Medicina. 2004.

13. Ponomareva V. V. Fizicheskaya kul'tura i zdorov'e [Physical culture and health]: textbook. Moscow: VUNMTS Public Educational Institution. 2001.

14. Bayev M. V., Polyansky V. V. Gigiena truda medicinskih rabotnikov [Occupational health of medical workers]: study-methodological tutorial for the self-prep. of students to practical studies. Penza. 2003.

15. Artamonova V. G., Mukhin N. A. Spec. work.

16. Avkhimenko M. M. Nekotorye fakty riska truda medika [Some facts of risk of work of the physician]// Medicinskaya pomoshch'- Medical care. 2003, No. 2, pp. 25-28.

17. Ivanenko Ya. V. [Znacheniye of physical culture in training of future expert for work]// Materialy mezhdunar. nauch. konf. [Materials of Int. sci. conf.: in 2 p. Belgorod: IPK, 2011, p.1, pp. 235-237. (in Russ.)

18. Ilyinich V. I. Fizicheskaya kul'tura studenta [Physical culture of the student]: textbook. Moscow: Gardariki. 2007.

19. SHkurpit M. N., Verin T. P. Uprazhneniya professional'no-prikladnoj napravlennosti [Exercises of a professional and applied orientation]// Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical culture at school. 2010, No. 8, pp. 20-23.

20. Bobyreva M. M. Spec. work.

21. Plotnikov V. P., Mironov T. S., Ryzhak M. M. Nervno psihicheskoe sostoyanie i motivaciya sportivnoj deyatel'nosti studentov medicinskogo vuza [Nerve-mental state and motivation of sports activity of students of medical school]// Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture. 2001, No. 5, pp. 26, 39-40.

22. Hatsayev G. A. Formirovanie kompleksa professional'no prikladnyh sredstv stimulyacii rabotosposob-nosti molodyh vrachej stomatologov ortopedov: avtoref. dis. Kand. med. nauk [Formation of a complex of professionally applied means of stimulation of efficiency of young doctors-dantists-orthopedists: Cand. med. sci. autoref. diss.]. Moscow, 2007.

23. Moiseenko S. A. Sovershenstvovanie processa fizicheskogo vospitaniya studentov medicinskih vuzov na osnove dopolnitel'nyh zanyatij professional'no prikladnoj napravlennosti: Diss. Kand. ped. nauk [Improvement of process of physical training of students of medical schools on the basis of additional classes of professionally applied orientation: Cand. ped. sci. diss.]. Khabarovsk, 2006.

24. Pavlov V. I. Pedagogicheskaya sistema mnogourovnevoj fizicheskoj podgotovki vracha stomatologa: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical system of multilevel physical training of the doctor of the stomatologist: Cand. ped. sci. diss.]. Saratov, 2000.

25. Dorontsev A. V. Formirovanie u budushchih vrachej navyka profilaktiki zabolevaemosti sredstvami fizicheskoj kul'tury i sporta: Diss. Kand. ped. nauk [Formation at future doctors of skill of prevention of incidence of means of physical culture and sport: Cand. ped. sci. diss.]. Volgograd, 2006.

26. Salko S. V. Formirovanie umenij zdorovogo obraza zhizni u studentov medicinskogo kolledzha v indi-vidual'noj i professional'noj deyatel'nosti: Diss. Kand. ped. nauk [Formation of abilities of a healthy lifestyle at students of medical college in individual and professional activity: Cand. ped. sci. diss.]. Omsk, 2006.

27. Selyuzhitskaya E. N. Metodika povysheniya fizicheskogo sostoyaniya studentok medicinskogo vuza, imeyushchih nizkij uroven' motivacii k fizkul'turnoj deyatel'nosti: Diss. Kand. ped. nauk [Methodology of increase of a physical condition of students of the medical school having low level of motivation to sports activity: Cand. ped. sci. diss.] Khabarovsk, 2008.

28. Breykina O. A. [Evaluation of efficiency of a technique of formation at students of medical specialties, theoretical knowledge a technique of practical abilities of use of means of physical culture in professionally preventive activity]// Materialy mezhdunar. nauch. konf. [Materials of int. sci. conf. : in 2 p.] Belgorod: IPK, 2011, p.1. pp. 144-155. (in Russ.)

29. Efremova T. G. Formirovanie fizicheskoj kul'tury studentov medicinskih kolledzhej na osnove intensifi-kacii samostoyatel'noj raboty: Diss. Kand. ped. nauk [Formation of physical culture of students of medical colleges on the basis of an intensification of independent work: Cand. ped. sci. diss.]. Krasnodar, 2011.

30. Pavlov V. I. Profilirovannye uchebnye moduli po fizicheskoj kul'ture v usloviyah medicinskogo obra-zovaniya [Profiled educational modules on physical culture in the conditions of medical education]// Sara-tovskij nauchno medicinskijzhurnal - Saratov scientifical-medical magazine. 2011, vol. 7, No. 4, pp. 984-988.

31. Nezhkina N. N., Isayeva O. V., Chistyakov Yu. V., Avdeev T. V., Burov S. V. [The differentiated programs of physical training of teenagers of 16-17 years which are training in medical school]// Materialy Mezhdunar. nauch. prakt. konf. [Materials of Int. sci.-pract. conf.] Shuya: FGBOU VPO of "ShGPU", 2012, pp. 159-163. (in Russ.)

32. Proshlyakov V. D., Ivanov A. V., Lutonin A. Yu. Kouchner L. M., Semenkina T. I. [Evaluation and a self-assessment of a physical condition of students in educational process on physical training]//Materials of all-Russia sci.-pract. conf.] Moscow: Mezhdunar. akad. nauk ped. obrazvaniya, 2008, pp. 172-176. (in Russ.)

33. Mandrikov V. B. Metodologiya profilirovaniya fizicheskogo vospitaniya studentov v medicinskih vuzah: avtoref. Dis. Dokt. ped. nauk [Methodology of profiling of physical training of students in medical schools: Dr. ped. sci. autoref. diss. ]. Moscow, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.