УДК 378
Lukina N.A., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: lukina-7171@mail.ru
PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGES TEACHING FOR NON-LINGUISTIC STUDENTS BY CASE METHOD. The article is dedicated to one of the most essential tasks for higher educational institutions, the specialist quality training with flexible thinking, analyzing ability, and predicting ability, ready for self-improvement, having professional competence and corresponding to the needs of modern society. Knowledge of foreign languages is one of the links in the specialist competitiveness, which is the key to professional success in the modern world. Foreign languages become a necessity in connection with the expansion of international, cultural and business contacts in various fields of science and technology. Understanding of a foreign language in professional sphere presupposes the professional communication formation and the expansion of professional knowledge for future technical direction specialists. The article describes professionally oriented teaching of foreign languages for future civil engineers on the case method with an example of a situation "Modern construction technologies". The practical application of the method case in English with third-year students of the Engineering and Technical Institute is described. The use of the construction techniques case method in the educational process close to the real professional environment allows future specialists to realize the opportunities for professional communication and also solve professional problems in English. This English teaching approach determines the effectiveness of the method and the consideration of the technical students' needs, which implies the interrelation of theory and practice. Construction technologies case method gives an opportunity to use language as a means for professionally-oriented education and training a specialist for the future profession. Necessity and approbation of the case method lead to not only general competencies, but also professional thinking.
Key words: case method, professional communication, construction technology, situation analysis, construction in the Far North.
Н.А. Лукина, ст. преп. Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
Е-mail: lukina-7171@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС МЕТОДА
Статья посвящена одной из важнейших задач для высших учебных заведений, вопросу качества подготовки специалиста, обладающего гибкостью мышления, умением анализировать, прогнозировать, готового к самосовершенствованию, обладающего профессиональной компетентностью и соответствующего потребностям современного общества. В современном мире одним из звеньев конкурентоспособности специалиста является знание иностранных языков, что является залогом профессионального успеха. Владение иностранными языками стало необходимостью в связи с расширением международных, культурных и деловых контактов в разных областях науки и техники. Знание и владение иностранными языками в своей профессиональной сфере предполагает формирование у будущих специалистов технического направления профессионального общения и расширение профессиональных знаний. В статье рассматривается профессионально - ориентированное обучение иностранным языкам будущих инженеров-строителей на примере кейса из реальной ситуации «Современные строительные технологии». Описывается практическое применение кейс метода на английском языке, реализованное со студентами третьего курса инженерно-технического института. Использование в учебном процессе кейс метода по строительным технологиям, близкого к реальной профессиональной среде позволяет будущим специалистам реализовать возможности профессионального общения и также решать профессиональные проблемы на английском языке. Данный подход в обучении английскому языку определяет эффективность метода и учет потребностей студентов технического профиля, что предполагает взаимосвязь теории и практики. Кейс-метод по строительным технологиям дает возможность использовать язык как средство для профессионально-ориентированного обучения и подготовки специалиста к будущей профессии. Необходимость и апробация кейса формирует не только общие компетенции, но и профессиональное мышление.
Ключевые слова: кейс метод, профессиональное общение, строительная технология, анализ ситуаций, строительство на Крайнем севере.
Ориентация образовательной системы России на единую европейскую систему образования определяет необходимость к более высоким требованиям к уровню профессиональной компетентности во всех сферах деятельности и также в области строительства.
Одним из главных направлений совершенствования подготовки специалистов в области строительства является подготовка конкурентоспособных специалистов со знанием иностранных языков. Привитие лингвистической культуры определяет статус высококвалифицированного специалиста в любой сфере деятельности. Будущий инженер-строитель должен обладать широким знанием не только специализированных дисциплин, но также владеть иностранными языками для решения социально-коммуникативных задач в различных областях.
В соответствии компетентностной модели выпускника Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова результатом освоения дисциплины «Деловой иностранный язык» для программы бакалавриат по направлению «Строительство», очной формы обучения является следующая компетенция: владение одним из иностранных языков на уровне профессионального общения и письменного перевода.
Социальный заказ современного общества и стандарты нового поколения по иностранным языкам ставят новые цели. В данном контексте, преподавание иностранных языков в вузе
должно выйти на качественно другой уровень. Чтобы научить студентов иностранному языку в объеме, необходимом им в их будущей профессиональной деятельности, следует отказаться от традиционного подхода, переосмыслить его цели и содержание [1].
Для успешного развития и формирования компетенций по деловому иностранному языку актуализируются рабочие программы дисциплины, используются интерактивные методы и формы обучения, применяются инновационные технологии организации учебных занятий, что обусловлено главной задачей -подготовка конкурентоспособных специалистов, которые могут интегрироваться не только в национальное, но международное пространство.
Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, а современные требования к владению иностранным языком студентами предполагают формирование у них профессионального общения, нужно создавать обстановку, близкую к реальному общению [2].
Такую окружающую обстановку возможно создать на основе образовательных технологий. Для более эффективного овладения иностранными языками нужно полученные теоретические знания по профилирующим предметам использовать в реальной профессиональной ситуации.
На наш взгляд, одной из ведущих активных технологий обучения в современном профессиональном обучении является
кейс-метод (Case study) - метод активного проблемно-ситуационного анализа. Данный метод можно считать одним из «продвинутых» современных и профессионально-ориентированных методов обучения. Многие известные исследователи кейс технологий, такие как Robert E. Stake, Helen Simons и Robert K. Yin, написали о исследованиях кейс методов и предложили методы для организации и успешного проведения исследований. [3]. Также, большую значимость имеют исследования Ю.П. Сурмина, А.И. Сидоренко в учебнике «Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода», где рассмотрена философия этого метода и изложен не только российский опыт, но и зарубежные исследования. Будучи интерактивным методом, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала [4].
Анализ литературы по кейс методу показывает, что данный метод используется в российском образовании, в обучении иностранным языкам (М.В. Гончарова и др.), педагогике (Н.П. Колесник и др.), информатике (Т.С. Терновская, О.Г. Смолянинова и др.) и маркетингу (Г.Л. Багиев и др.).
Тем не менее, кейс-метод активно и давно используется в зарубежных образовательных заведениях, но для российской системы образования данную технологию стали применять недавно и недостаточно активно, нет достаточных разработанных методических рекомендаций по применению данного метода. Таким образом, актуальность нашей работы определяется реальными потребностями отечественного образования в системе высшей школы в новых подходах в обучении иностранным языкам студентов технических специальностей.
Кейс-метод может быть успешно использован на занятиях по деловому иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все четыре вида речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У студентов появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Основной задачей на занятии является использование иностранного языка в профессиональной сфере для обсуждения и решения проблемы. Однако успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности преподавателя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии. Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни [5].
Использование кейс-метода в обучении будущих инженеров - строителей дает возможность обеспечить не только высокий уровень подготовки такого специалиста, но еще и тем, что данный метод развивает независимое мышление, помогает профессионализации студентов.
Представим практический кейс, который реализован со студентами, будущими строителями и может действительно пригодиться в будущей профессиональной деятельности. Для данного кейса была сформирована группа студентов третьего курса по направлению подготовки: строительство, профиль: промышленное и гражданское строительство, дисциплина: деловой иностранный язык. Цель занятия: совершенствование устной диалогической и монологической речи. Тема занятия: Современные строительные технологии. Modern construction technologies. Во-первых, моей целью как преподавателя было организовать образовательную среду на основе мышления и деятельности с применением нескольких технологий - практи-ко-ориентированная технология, проблемно - поисковый метод и кейс метод. Все данные технологии взаимосвязаны и дополняют друг друга. Учитывая специфику иностранного языка и профилирующую специальность, мы проводим практическую работу в несколько этапов.
Во-первых, требуется отобрать и систематизировать языковой материал по определенной теме, кейсу для отработки навыков по применению данной лексики и также обязательное повторение грамматического материала. По данному кейсу это слова по строительным материалам и технологиям, времена группы Active, Passive. Следующий этап приступаем непосредственно к коллективному обсуждению, анализу кейса и к решению предложенной ситуации.
Первые два задания направлены на подготовку к работе по кейсу. Первое задание это перевод лексики по теме занятия с русского на английский язык.
Задание 1. Переведите с русского на английский следующие слова:
древесно-стружечная плита (ДСП ), древесноволокнистая плита (ДВП), фанера, доски, пиломатериал, древесина, пенобетон, пеноблок, клинкер, теплостен, полистирол, пеноплэкс, лёгкие стальные тонкостенные конструкции (ЛСТК), изоспан, изовер, стеклобетон.
После перевода лексики студентам предстоит письменный перевод предложений для формирования практических умений перевода.
Задание 2. Переведите данные предложения на английский язык (использовать задание 1): Мы предлагаем широкий выбор строительных материалов, включая гипсокартон, двп, дсп, лстк, фанеру. Также в наличии имеется электрооборудование: штепсельные вилки, розетки, пожарная сигнализация, провода (пвх, стальные) и многое другое. Мы специализируемся на звуко-, тепло-, пожаробезопасной изоляции стен и пола. Наша компания производит лестницы, ворота, ограждения по вашим запросам. Мы занимаемся установкой и поставкой высококачественных окон и балконов.
Следующий этап это общие вопросы на определение термина «строительная технология» для введения в проблему по кейсу и создания благоприятной атмосферы.
Задание 3. Что такое строительная технология? Какие слова вы можете ассоциировать с термином « современные строительные технологии»? Приведите свои аргументы.
Метод, производство, каркасно-модульное здание, инновация, новшество, способ, экология.
После выполнения заданий и ответов на вопросы, студентам представляется текст по кейсу (реальная ситуация в Северо-восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова)
Задание 4. Прочитайте текст. Выявите проблему (проблемы). Предложите решения по группам. Текст: В СВФУ подтвердили информацию о продаже здания КГФ (корпус гуманитарных факультетов)
Ранее в СМИ появилась информация, что здание КГФ будет продано. Как отметили в СВФУ, это в рамках оптимизации расходов для достижения более эффективных мер организации благоприятных условий обучения и воспитания студентов:
«Здание по проспекту Ленина,1, является нетиповым помещением для проведения образовательной деятельности, не отвечает требованиям, предъявляемым к учебным корпусам вузов, не имеет спортзала, библиотеки. Юридический факультет переехал в ГУК - в главный учебный корпус в студенческом городке после проведения капитального ремонта здания. Большие аудитории, широкие стандартные коридоры, высокие потолки, близость к общежитиям, научной библиотеке, спортзалам, бассейну и поликлиникам - немаловажные аспекты для качественной работы и учёбы. Финансово-экономический институт переедет в здание УЛК, в учебно-лабораторный корпус, в помещения, которые занимали сотрудники административно-управленческого персонала. Как известно, УЛК - типовое учебное здание, отвечающее всем инфраструктурным, технологическим, санитарным и противопожарным требованиям. Надо понимать, что оптимизация в СВФУ заключается в нахождении наилучшего варианта, прежде всего для образовательной деятельности. В университете идет процесс максимизации эффективных для студентов и преподавателей показателей качества их жизнедеятельности, условий для обучения, работы, творчества и быта. При этом, как в любом коллективе, имеющем обязательства перед сотрудниками за их повышение профессиональной квалификации, за организацию мер по профилактике заболеваний и оздоровление, за повышение денежных доходов и зарплаты, финансовую поддержку их творческих достижений создается фонд, в СВФУ - это фонд целевого капитала. Поэтому мы заинтересованы и в минимизации расходов, и, в первую очередь, устранении и недопущении неэффективных расходов» [6].
После чтения и анализа текста, студенты работают по группам для выявления проблемы и вариантов решения проблемы. Итак, главным решением проблемы они решили, что это возведение нового здания для КГФ (корпус гуманитарных факультетов).
Таким образом, студенты должны предложить свои проекты по выявленной проблеме - технологию строительства нового корпуса здания для студентов, будущих юристов и экономистов.
Задание 5. Защита проекта. Предложите строительную технологию для постройки нового здания КГФ. Нужно учесть следующие данные:
1) Количество студентов - 700 человек
2) Быстровозводимое здание / срок- 2 года
3) Хорошая тепло и звукоизоляция
4) Современный дизайн
5) Экологичные и современные строительные материалы
6) Технология должна быть доступна в условиях Крайнего Севера
После выступления и защиты группами своего проекта студенты из других групп задают вопросы по предложенным проектам, по содержанию и дают оценку по 10 балльной шкале. Критерии оценивания проекта включают следующие разделы: соответствие технологии предложенным требованиям, владение английским языком, умение отвечать на вопросы, грамматическое и лексическое оформление речи, презентация проекта.
После всей проделанной работы по кейсу, студенты по группам и индивидуально по желанию делают рефлексию для анализа и самоанализа деятельности и ее результатов по примерным вопросам:
Что это было? Что нового я узнал? Как я это узнал? Для чего это было? Где я смогу использовать эти знания?
Отсюда можно сделать следующие выводы: представленный кейс «Современные строительные технологии», реализованный со студентами третьего курса, показал положительный эффект в обучении английскому языку, в профессионально-ориентированном обучении. Студенты данной группы изучают основной иностранный язык в течении трех семестров. На четвертом семестре они изучают деловой иностранный язык, где идет овладение иностранными языками на уровне профессионального общения.
Данная экспериментальная группа это студенты с разным уровнем владения языка от А1 до В1, В2. Всего было пять групп по три студента.
Библиографический список
Положительным моментом по данному кейсу была активность и заинтересованность студентов в виду того, что тема о строительных технологиях относится к их будущей профессиональной деятельности. Однако есть и некоторые минусы в работе, это недостаточность времени для кейса. В будущем нужно увеличить количество часов по кейсу для более качественной и продуктивной работы. Практика показала, что одному только преподавателю иностранного языка не справиться с данной ролью: занятие следует проводить вдвоем с преподавателем кафедры по строительному производству, так как необходимо присутствие консультанта-профессионала при анализе, обсуждении конкретной реальной ситуации [7].
Хочется отметить, что данный кейс «Современные строительные технологии» дает возможность самостоятельному прохождению процесса выработки решения профессиональных задач и непосредственно, использовать английский язык как средство для профессиональной подготовки будущего специалиста. В этом контексте идет ориентация учебного процесса на активную мыслительную работу, развитие аналитико-конструк-тивных умений.
Таким образом, данный подход в обучении иностранным языкам посредством кейс метода способствует комплексной познавательной деятельности, использованию специализированных дисциплин, самостоятельному решению профессиональных задач посредством иностранного языка, рефлексивной самооценке и главное повышению уровня практической готовности к профессиональной деятельности.
Все это позволяет сделать вывод, что профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам с использованием кейс метода способствует расширению круга профессиональных знаний.
1. Образцов П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учебное пособие. Орел: ОГУ, 2005.
2. Лукина Н.А., Осипова О.П. Технологический подход в обучении иностранным языкам посредством использования кейс-метода. Сборник научных трудов Sworld, 18 - 19 июня, Одесса, 2013: 47 - 50.
3. Yin R. Case study research: Design and methods (3rd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage, 2003.
4. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода. Под ред. д-ра социологических наук, профессора Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
5. Spodark E. Pedagogical Applications for the Single Computer Teaching Station: A Case Study. Computer Assisted Language Learning. Vol. 13; № 3: 2000.
6. В СВФУ подтвердили информацию о продаже здания КГФ. Available at: http://news.ykt.ru/article/64017?day.theme
7. Лукина Н.А. Individual approach in foreign languages training by case method "Construction of Yakut traditional dwelling". SGEM 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts, Book 3, Science and Society, volume 5, 24-30 August, Sofia, Bulgaria, 2017: 243 - 249.
8. Сидорова Л.В. Личностно ориентированная организация самостоятельной работы студентов неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка (на материале английского языка), Якутск: Северо-Восточный федеральный университет им М.К. Аммосова, 2017.
References
1. Obrazcov P.I. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazykovyh fakul'tetah vuzov: uchebnoe posobie. Orel: OGU, 2005.
2. Lukina N.A., Osipova O.P. Tehnologicheskij podhod v obuchenii inostrannym yazykam posredstvom ispol'zovaniya kejs-metoda. Sbornik nauchnyh trudov Sworld, 18 - 19 iyunya, Odessa, 2013: 47 - 50.
3. Yin R. Case study research: Design and methods (3rd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage, 2003.
4. Situacionnyjanaliz, ilianatomiya kejs-metoda. Pod red. d-ra sociologicheskih nauk, professora Yu.P. Surmina. Kiev: Centr innovacij i razvitiya, 2002.
5. Spodark E. Pedagogical Applications for the Single Computer Teaching Station: A Case Study. Computer Assisted Language Learning. Vol. 13; № 3: 2000.
6. V SVFU podtverdiliinformaciyu o prodazhe zdaniya KGF. Available at: http://news.ykt.ru/article/64017?day.theme
7. Lukina N.A. Individual approach in foreign languages training by case method "Construction of Yakut traditional dwelling". SGEM 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts, Book 3, Science and Society, volume 5, 24-30 August, Sofia, Bulgaria, 2017: 243 - 249.
8. Sidorova L.V. Lichnostno orientirovannaya organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov neyazykovogo vuza v processe izucheniya inostrannogo yazyka (na materiale anglijskogo yazyka), Yakutsk: Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet im M.K. Ammosova, 2017.
Статья поступила в редакцию 24.04.18
УДК 371
Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru
Rasulova P.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru
SOME IMPLEMENTATION ISSUES CONTINUITY IN THE SOLUTION OF EQUATIONS AND INEQUALITIES IN 1-6 GRADES.
The article highlights some of the problems of implementing continuity in the training of students of grades from 1 to 6 solving equations and inequalities. After analyzing the programs and textbooks in mathematics for elementary school, the authors conclude that there are no uniform requirements for the level of training of primary school graduates to solve equations and inequalities. In most