ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С.907-911.
7. Шалина Т.И., Васильева Л.С. Общие вопросы токсического действия фтора // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2009. - №5. - С.8-9.
8. Kage S., Kudo K., Nishida N., et al. Determination of fluoride in human whole blood and urine by gas chromatography-mass spectrometry // Forensic Toxicol. - 2008. - Vol. 26. - Р.2з-26.
9. Kono K., Yoshida Y., Watanabe M., et al. Elemental analysis of hair among hydrofluoric acid exposed workers // Int. Arch.
Occup. Environ. Health. - 1990. - Vol. 62. - P.85-88.
10. Kono K., Yoshida Y., Watanabe M., et al. Urine, serum and hair monitoring of hydrofluoric acid workers // Int. Arch. Occup. Environ. Health. - l993. - Vol. 65. - P.95-98.
11. Yamamoto G., Yoshitake K., Kimura T., Ando T. Gas chromatographic determination of traces of fluoride with several alkylsilane extractants // Analytica Chimica Acta. - 1989. - Vol. 222. - P.121-126.
Информация об авторах: 665827 Иркутская обл., г. Ангарск, а/я 1170, тел. (3955) 55-40-88, Дорогова Варвара Борисовна -научный сотрудник, д.б.н., профессор; Шаяхметов Салим Файзиевич - заместитель директора по научной работе, д.м.н., профессор; Меринов Алексей Владимирович - младший научный сотрудник, е-таП: [email protected].
ПЕДАГОГИКА
© ГОЛУБЧИКОВА М.Г. - 2012 УДК 378.147
ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Марина Геннадьевна Голубчикова (Восточно-Сибирская государственная академия образования, ректор - д.ф-м.н., проф. Н.А. Перязев, кафедра педагогики, зав. - д.п.н., проф. Е.Л. Федотова; Иркутская государственная медицинская академия
последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, отдел технологий обучения, начальник -
М.А. Алферова)
Резюме. В статье раскрывается проблема сопровождения индивидуальной педагогической траектории врача-преподавателя в системе дополнительного профессионального образования. Рассматривается практический аспект проблемы с позиции управленческих и организационно-методических путей решения.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, индивидуальная педагогическая траектория, организационно-методическое сопровождение.
THE PRACTICAL ASPECT OF THE PROBLEM OF MAINTENANCE OF AN INDIVIDUAL PEDAGOGICAL TRAJECTORY OF A TEACHER IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL MEDICAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF IRKUTSK STATE MEDICAL ACADEMY OF POSTGRADUATE STUDIES)
M.G. Golubchikova
(East-Siberian State Academy of Education, Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education)
Summary. The paper deals with the problem of maintenance of an individual educational trajectory of the doctor-instructor in the continuing professional education. We consider the practical aspect of the problem from the standpoint of management, organizational and methodological ways of solution.
Key words: continuing professional education, individual educational trajectory, organizational and methodological support. ______________________________________________________________________________________
В последнее время профессиональная деятельность преподавателей отличается возможностями индивидуализации, вариативности в выборе педагогических средств [4]. На наш взгляд, индивидуальная педагогическая траектория является средством творческого самовыражения в профессии, что должно способствовать более эффективному использованию человеческих ресурсов на рабочем месте и, следовательно, получению удовлетворения работников от собственной деятельности. В интеллектуальных видах профессиональной деятельности, к которым относятся медицинская и педагогическая, очень важно, чтобы сотрудник был специалистом высокого уровня, именно это позволит ощутить ему ситуацию успеха, так необходимую для полноценной реализации в профессии. Преподаватель дополнительного медицинского образования, работающий с взрослой аудиторией профессионалов-медиков, находится в положении удвоенной трудности, так как он по определению обязан быть профессионалом высокого уровня, как в медицине, так и в
педагогике.
Как мы уже отмечали ранее, «для врача-педагога, являющегося высококлассным профессионалом в своей медицинской специальности, осознание его некомпетентности происходит преимущественно в области педагогического знания, в вопросах использования современных технологий и методов обучения. Это имеет объективную причину, так как для данной деятельности врачей никто целенаправленно не готовит. Поэтому начало освоения педагогической траектории, в отличие от медицинской, у докторов, занимающихся преподавательской деятельностью, идет параллельно с их образовательной траекторией» [2]. Это одна из значимых задач организационно-методического сопровождения учебного процесса в учреждениях дополнительного медицинского образования. Как показывает опыт организации данной работы в Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования (ИГМАПО), «для педагогов-медиков, необходима педагогическая помощь на начальном
этапе преподавательской деятельности, а иногда и дальнейшее педагогическое сопровождение, особенно в направлении использования тех или иных технологий в обучении слушателей» [2].
Продвижение личности по траектории своего непрерывного образования, имеет характер спирали, где каждый виток представляет собой цикл, начинающийся осознанной некомпетентностью и заканчивающийся осознанной компетентностью (рис. 1). Этап осознания собственной некомпетентности заканчивается постижением личностных смыслов в овладении теми или иными знаниями, умениями, навыками. Далее следует этап целеполагания и проектирования индивидуальной образовательной траектории. После чего наступает время активных действий по реализации намеченных планов, в процессе чего формируется неосознанная компетентность. В конце цикла должен присутствовать этап рефлексии, заканчивающийся осознанием формируемых компетентностей.
Большую роль в построении и реализации педагогической траектории врача-преподавателя играют циклы тематического усовершенствования и тематические проблемные семинары в объеме 72 и 100 часов соответственно, так как, в силу большой занятости, не все преподаватели имеют возможность пройти одномоментную переподготовку по программе «Преподаватель высшей школы». Доктора, прошедшие через тематическое усовершенствование по педагогике, испытывают значительно меньше затруднений при организации учебного процесса для своих слушателей с использованием современных технологий.
Индивидуальная педагогическая траектория преподавателя связана с возможностью выбора им современных технологий и методов обучения. Чем больше в арсенале педагога вариантов проведения занятий, тем интереснее его взаимодействие с обучающимися. На современном этапе преподавателями ИГМАПО активно используются следующие методы и технологии обучения: лекции с мультимедийными презентациями, деловые игры, метод проектов, «мозговой штурм», кейс-метод, дистанционные и информационные технологии, как наиболее приемлемые при обучении взрослых.
Одним из путей реализации данного направления является разработка и внедрение тематических циклов повышения квалификации для преподавателей института. К числу таких циклов относится курс «Технологии дистанционного обучения», разработанный в отделе технологий обучения совместно с кафедрой информатики и компьютерных технологий ИГМАПО.
В предлагаемом цикле не только содержание изучаемого материала даёт представление о современных эффективных технологиях образовательного процесса, но и сама форма организации учебного процесса, средства, методы и используемые педагогические технологии в проведении занятий
позволяют преподавателю освоить и в дальнейшем, творчески переработав, применять в своей практике данные технологии [1].
Цикл тематического усовершенствования «Технологии дистанционного обучения» длительностью 72 часа проходит в очно-заочной форме. На заочную часть выделяется 30 часов. Это время отводится на самостоятельную работу преподавателей в дистанционном режиме: изучение в жёстком графике теоретических основ дистанционного обучения по специально разработанному электронному учебному пособию под постоянным контролем преподавателя, выполнение творческих работ (написание эссе на предложенную тему, проведение всестороннего анализа реально работающих систем дистанционного обучения, написание рецензий на электронные учебные пособия), участие в форуме, создание проекта дистанционного обучения на своей кафедре.
Весь процесс обучения реализован средствами программной среды системы дистанционного обучения 1Тодо8, которая используется в академии.
Аудиторные занятия в программе цикла включают 10 часов лекций и 32 часа практических занятий. На практических занятиях преподаватели знакомятся с инструментальными программными средствами, необходимыми для разработки электронных учебных ресурсов. Возможности системы управления дистанционным обучением обучающиеся осваивают через деловые игры, имитирующие конкретные ситуации учебного процесса. Отработка навыков в таком режиме осуществляется не менее, чем на четырех темах по преподаваемой специальности. Через дистанционную имитационную игру преподаватель знакомится со средствами контроля исполнения индивидуального графика самостоятельной работы и контроля знаний обучающихся.
В качестве итоговой работы, демонстрирующей уровень усвоения программы цикла «Технологии дистанционного обучения», преподаватели представляют проект организации учебного процесса по дистанционным технологиям на своей кафедре. Методическое обеспечение цикла представлено электронным учебным пособием «Технологии дистанционного обучения» (авторы М.А. Алферова, К.С. Лебедев), методическими пособиями «Курс дистанционного обучения в 1Ходо8», «Педагогический дизайн дистанционного обучения», методическими рекомендациями к практическим занятиям и оформлению материалов, рекомендациями по подготовке к работе в форуме и разработке проекта.
Доказательством приобретённой преподавателями компетентности по итогам обучения на цикле является их желание и активное участие в разработке электронных учебных пособий, в подготовке и организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий на своих кафедрах. В настоящее время электронный депозитарий института представлен 95-ю дистанционными модулями в общей сложности рассчитанных на 397 часов по различным медицинским темам, изучаемым в рамках государственных образовательных программ повышения квалификации и переподготовки врачей и провизоров. Преподаватели кафедр педиатрии, терапии и кардиологии, участвуя в проекте непрерывного образования, применяют полученные знания, моделируя учебный процесс с использованием дистанционных технологий. Сотрудники кафедры семейной медицины первыми разработали и провели цикл переподготовки врачей Бурятии по своей специальности в очно-заочной форме, реализовав заочную часть средствами дистанционных технологий.
Нужно отметить, что на сегодняшний день большинство преподавателей ИГМАПО осознают значимость этого и охотно включаются в реализацию на практике каких-либо нововведений. К данному пониманию привело детальное выстраивание системы работы с профессорско-преподавательским составом и опора на четкие алгоритмы в процессе разработ-
Рис. 1. Спиралевидный характер индивидуальной педагогической траектории
врача-преподавателя.
ки, применения и оценки результатов обучения с использованием современных образовательных технологий через автоматизированную информационную систему.
Автоматизированная информационная система (АИС) академии предназначена для повышения качества управления учебным процессом за счет использования объективных данных, регистрируемых последовательно на каждом его этапе, а также для формирования в автоматическом режиме требуемой аналитической и итоговой отчетной информации.
Структура АИС соответствует решаемым с её помощью задачам и включает в себя ряд основных блоков.
- Блок «Структура и штат института» содержит структуру учебных подразделений института, обеспечивает управление их штатным расписанием, управление назначением сотрудников на должности и их увольнением, вычисление итоговой педагогической нагрузки преподавательского состава, формирование нестандартных запросов к базе данных по информации о сотрудниках института.
- Блок «Планирование учебного процесса» обеспечивает ведение сводного классификатора учебных циклов, проводимых в институте, формирование учебно-производственного плана учебных подразделений и сводного плана института в целом, формирование расписания проведения занятий и итоговой отчетности в рамках учебных циклов.
- Блок «Учебный процесс» включает автоматизированную регистрацию слушателей при поступлении на учебные циклы, формирование электронной карточки слушателя, формирование списков слушателей на получение сертификатов специалиста, регистрацию итоговой успеваемости слушателей на цикле, что значительно разгружает преподавателей от рутинной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алферова М.А. Основные подходы к разработке дистанционных курсов // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2009. - Т. 90. №7. -С.256-258.
2. Голубчикова М.Г., Шпрах В.В., Крамарский В.А. Современные технологии и методы обучения в последипломном медицинском образовании // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2009. - Т. 90. №7. - С.252-254.
- Блок «Отчетные формы и аналитика» позволяет в автоматическом режиме формировать аналитическую и итоговую государственную отчетность по итогам проведения учебного процесса.
- Блоки «Кафедры» и «Преподаватели» позволяет формировать кафедральные и индивидуальные планы учебной и научной работы в электронном виде, а также всегда иметь информацию о состоянии дел в данных видах деятельности.
Алгоритмы работы и состав информации, циркулирующей в АИС, соответствуют нормативным требованиям, утвержденным приказами Минздравсоцразвития РФ. По мере изменения нормативно-правовой базы производится соответствующая корректировка алгоритмов, учётных и отчетных форм. Но основным преимуществом данной автоматизированной системы управления является возможность, предоставляемая преподавателям в выборе тех видов деятельности, методических и научных продуктов, которые им наиболее интересны. Любое достижение, запланированное и выполненное, как отдельным сотрудником, так и коллективом не останется незамеченным, а если оно сделано «сверх плана», то будет учтено при распределении стимулирующей части заработной платы.
Таким образом, система работы учреждения дополнительного образования направлена на организационнометодическое сопровождение преподавателей и оказание помощи врачам-педагогам в выборе индивидуальной педагогической траектории, способствует их продвижению от осознанной некомпетентности в каком-либо вопросе к осознанной компетентности в свое профессиональной деятельности.
3. Коклюхин С.П. Информационная система поддержки управления учебным процессом Иркутского ГИУВа (версия 1.1.): Рук-во пользователя. - Иркутск: РИО ИГИУВа, 2008. -84 с.
4. Погорелова И.Г., Калягин А.Н., Жукова Е.В. Компетентностный подход в современном медицинском образовании // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). -2008. - Т. 77. №2. - С.106-109.
Информация об авторах: Голубчикова Марина Геннадьевна - к.м.н., доцент, 664011, Иркутск, ул. Н.Набережная д.6,
e-mail: [email protected]
© СКВОРЦОВА Р.Г., КУЗЬМЕНКО В.В. - 2012 УДК 616-07: 378.046.4
НОВЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Раиса Григорьевна Скворцова1-2, Владимир Викторович Кузьменко1-2 ('Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра клинической лабораторной диагностики, зав. - д.б.н., проф. Р.Г. Скворцова; 2Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр, гл. врач - к.м.н. И.В. Ушаков)
Резюме. В работе представлен опыт использования нового направления в процессе освоения теоретических знаний в период повышения квалификации специалистов на кафедре клинической лабораторной диагностики. Показаны преимущества предоставления слушателям лекционного и дополнительного материала по проблемам клинической лабораторной диагностики на CD-R дисках.
Ключевые слова: клиническая лабораторная диагностика, повышение квалификации врачей, дистанционное обучение.
THE NEW METHODS OF TRAINING OF EXPERTS AT THE DEPARTMENT OF CLINICAL LABORATORY DIAGNOSTICS
R.G. Skvortsova1-2, V.V. Kuzmenko1-2 ('Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, 2Irkutsk Regional Clinical Advisory and Diagnostic Center)
Summary. In the paper the experience of use of the new trend in the process of development of theoretical knowledge in the period of postgraduate studies of the specialists at chair of clinical laboratory diagnostics is presented. The advantages of presenting a lecture and additional material on the problems of clinical laboratory diagnostics on CD-R disks has been shown.
Key words: clinical laboratory diagnostics, postgraduate studies of doctors, on-line teaching.