УДК 37.014
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ КАК ЭТАП ПРИНЯТИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.Ю. Баранова
Профессионально-общественное обсуждение представлено как механизм формирования авторитетного заключения о соответствии разрабатываемых концептуальных материалов совершенствования системы оценки качества образования как аспекта развития региональной образовательной системы. Описаны организация, процедура проведения и подведения результатов профессионально-общественного обсуждения Концепции региональной системы оценки качества образования. Дан анализ результатов анкетирования участников профессионально-общественного обсуждения. Сформулированы выводы и предложения.
Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, совершенствование региональной системы оценки качества образования, Концепция региональной системы оценки качества образования, общественное обсуждение, профессионально-общественное обсуждение, целевая аудитория профессионал ьно-обществен-ного обсуждения, процедура профессионально-общественного обсуждения, анкетирование, результаты профессионально-общественного обсуждения.
Современная практика государственно-общественного управления качеством образования обнаруживает тенденцию повышения его результативности при условии принятия решений на основе взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления [3].
Эффективной формой такого взаимодействия выступает общественное обсуждение как проявление общественного контроля при принятии законодательных и иных актов, имеющих социальную значимость [1].
Под общественным обсуждением в нормативных документах понимается используемое в целях общественного контроля
публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов власти различного уровня или иных организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением [1].
В случае, когда по обсуждаемому проекту необходимо получение мнения, прежде всего, определенных категорий участников, организуется профессионально-общественное обсуждение (далее - обсуждение), которое рассматривается как этап разработки проекта с целью формирования окончательного его содержания [5]. К участию в таком обсуждении привлекаются представители различных профессиональных групп, чью сферу деятельности затрагивает или может затронуть решение по вынесенному на обсуждение вопросу.
Процедура проведения обсуждения является открытой и публичной. Каждый участник обсуждения вправе свободно выразить свое мнение и внести предложения по обсуждаемым вопросам. Обсуждение может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, очно или заочно.
Порядок проведения обсуждения устанавливается его организатором, который должен обеспечить всем участникам обсуждения свободный доступ к материалам по рассматриваемым вопросам. По результатам обсуждения организатор обнародует и размещает аналитическую информацию в свободном доступе информационно-телекоммуникационной сети Интернет [1].
Исходя из основных позиций, регламентирующих организацию и проведение обсуждения, по решению Коллегии Министерства образования и науки Челябинской об-
ласти в октябре - ноябре 2016 г. в области состоялось профессионально-общественное обсуждение Концепции региональной системы оценки качества образования (далее -Концепции).
Целью профессионально-общественного обсуждения Концепции являлось формирование авторитетного заключения о соответствии представленных материалов нормативным основаниям функционирования региональной и муниципальных систем оценки качества образования (далее соответственно РСОКО и МСОКО).
Для организации и проведения обсуждения была разработана анкета, которая включала две части: вводную часть, в которой излагались цель проведения анкетирования и мотивировка респондентов на участие в анкетном исследовании, а также правила заполнения анкеты; основную часть, в которой приводится перечень 20 вопросов, с помощью которых выяснялись отзывы респондентов о содержании Концепции, возможности ее использования в широкой практике управления качеством образования.
Целевой аудиторией обсуждения были определены категории специалистов системы образования области, чья профессиональная деятельность связана с оценкой качества образования: руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, из всех 43 территорий Челябинской области; члены Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области; члены Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области; руководители и специалисты образовательных организаций - опорных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО по вопросам оценки качества образования. Информирование участников обсуждения осуществлялось посредством персональных информационных писем, а механизмом обсуждения стали их ответы на вопросы анкеты, расположенной в период с 20 октября по 10 ноября 2016 года на официальном сайте организатора обсуждения - ГБУ ДПО РЦОКИО.
В соответствии с целевой аудиторией в обсуждении приняли участие 313 респон-
дентов, в том числе: руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, из всех 43 территорий Челябинской области - 81 человек (26% от общего числа участников анкетирования); членов Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области - 32 человека (10%); 3) членов Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области - 25 человек (8%); 4) руководителей и специалистов образовательных организаций - опорных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО по вопросам оценки качества образования - 175 человек (56%).
Анализ результатов обсуждения Концепции РСОКО осуществлялся по следующим смысловым аспектам: актуальность нормативных и целесообразность методологических оснований построения Концепции региональной системы оценки качества образования; четкость изложения и интерпретации полномочий региональных (муниципальных) органов управления образованием в части обеспечения оценки качества образования; наличие компонентов системы, обеспечивающих оценку качества образования (цели, задач, этапов, объектов, содержания, механизмов, процедур); отражение динамики совершенствования РСОКО; эффективность предложенных управленческих решений по результатам РСОКО; соотноси-мость компонентов системы оценки качества образования на разных уровнях образования, а также на различных уровнях управления качеством образования: РСОКО - МСОКО -ВСОКО.
По данным результатов анализа 313 анкет подавляющее большинство респондентов (ответы от 96,4 до 98,9% участников по разным аспектам) высоко оценили Концепцию РСОКО, в целом дополнения и внесение дополнений - не потребовались, а корректировка содержания Концепции носила характер уточнения отдельных формулировок.
В ходе профессионально-общественного обсуждения Концепции региональной системы оценки качества образования подавляющим большинством респондентов, определенных условиями проведения исследова-
Ю.Ю. Баранова
ния, были отмечены как несомненные преимущества следующие аспекты РСОКО:
— актуальность нормативных и целесообразность методологических оснований построения Концепции региональной системы оценки качества образования;
— четкость изложения и интерпретации полномочий региональных (муниципальных) органов управления образованием в части обеспечения оценки качества образования;
— наличие компонентов системы, обеспечивающих оценку качества образования (цели, задач, этапов, объектов, содержания, механизмов, процедур);
— отражение динамики совершенствования РСОКО;
— эффективность предложенных управленческих решений по результатам РСОКО;
— взаимосвязь компонентов системы оценки качества образования разных уровней образования, а также различных уровней управления качеством образования.
Большинство респондентов отметили технологичность Концепции РСОКО, возможность оперативно вносить изменения и уточнения в ее содержание, гибко реагировать на изменения законодательства и социально-экономической ситуации.
Результаты анкетирования показали также, что подавляющая часть респондентов отметили соответствие предложенных материалов действующему российскому законодательству в сфере образования. Ответы также свидетельствуют о том, что авторам Концепции удалось понятно и логично представить полномочия органов власти по обеспечению оценки качества образования.
В целом анализ ответов участников обсуждения позволяет сделать вывод о том, что представленные материалы направлены на формирование единого регионального информационного пространства управления качеством образования по результатам, а содержание и технологическое воплощение РСОКО являются инновационными, абсолютно оригинальными, практически значимыми.
Таким образом, организованное в Челя-
бинской области профессионально-общественное обсуждение Концепции РСОКО, достигло поставленной цели: было изучено мнение представителей профессионального экспертного сообщества о соответствии представленных материалов нормативным основаниям функционирования региональной и муниципальных систем оценки качества образования.
Основным результатом обсуждения можно считать установление факта продуктивности и работоспособности Концепции РСОКО, а также получение одобрения со стороны компетентных людей на ее использование в практике управления качеством образования в региональной (муниципальных) образовательных системах. Профессионально-общественное обсуждение явилось заключительным этапом подготовки стратегического регионального документа - Концепции региональной системы оценки качества образования, в ходе которого произошло соединение позиций профессионального сообщества, регионального и муниципальных органов управления образованием по одному из ключевых направлений развития системы образования Челябинской области - оценке качества образования.
Список литературы
1. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федер. закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 4 июля 2014 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 июля 2014 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4213.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.»
3. Государственно-общественное управление качеством общего образования: специфика осуществления на различных уровнях принятия решений: монография / М. И. Со-лодкова, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова и др.; науч. Ред. Д-р пед. наук В. Н. Кеспиков. Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 300 с.
4. Князев, А.П. Общественные обсужде-
ния и общественные (публичные) слушания как формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления. http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=26&art=5236.
5. Методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов http://www.umocpartner.ru/ assets/files/PDF%201/2014 08 12.pdf.
References
1. Ob osnovah obshchestvennogo kontrolya v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 21 iyulya 2014 g. N 212-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 4 iyulya 2014 g.; odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 9 iyulya 2014 g. // Sobranie za-konodatel'stva RF. 2014. N 30 (ch. I). St. 4213.
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.05.2015g. № 497 «O Feder-al'noj celevoj programme razvitiya obra-zovaniya na 2016-2020 gg»
3. Gosudarstvenno-obshchestvennoe uprav-lenie kachestvom obshchego obrazovaniya: specifika osushchestvleniya na razlichnyh urov-nyah prinyatiya reshenij: monografiya /
M.I. Solodkova, D. F. Il'yasov, YU. YU. Bara-nova i dr.; nauch. Red. D-r ped. nauk V. N. Kespikov. CHelyabinsk: CHIPPKRO, 2015. -300 s.
4. Knyazev, A.P. Obshchestvennye ob-suzhdeniya i obshchestvennye (publichnye) slushaniya kak formy vzaimodejstviya insti-tutov grazhdanskogo obshchestva s organami gosudarstvennoj vlasti i organami mestnogo samoupravleniya. http://www.justice-maker.ru/view-article.php?id=26&art=5236.
5. Metodicheskie rekomendacii po provedeniyu professional'no-obshchestvennogo obsuzhdeniya i organizacii ehkspertizy proektov professional'nyh standartov http://www.umocpartner.ru/as-sets/files/PDF%201/2014 08 12.pdf.
Сведения об авторе Баранова Юлия Юрьевна - заместитель директора по общим вопросам ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about author Baranova Yu.Yu. - Deputy Director for General Affairs, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk