ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371
ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОПЫТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И.В. Латыпова
В данной статье рассматривается потенциал профессионально-общественного обсуждения региональной системы оценки качества общего образования. Профессиональный потенциал определятся и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов. Статья посвящена участию педагогического сообщества в профессионально-общественном обсуждении региональной системы оценки качества общего образования. Полученные результаты изучения общественного мнения свидетельствуют о заинтересованном участии респондентов в обсуждении и экспертном оценивании материалов, что стало основанием для выработки рекомендаций по внесению изменений в разработанную Концепцию.
Ключевые слова: Концепция региональной системы оценки качества образования, профессиональное экспертное сообщество, профессионально-общественное обсуждение, анкетирование
В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» предусмотрены значительные изменения в различных аспектах образовательной системы, которые должны привести к повышению доступности качественного образования, к более эффективному использованию имеющихся ресурсов системы образования, тем самым к достижению нового качества образования [5].
Задача федеральной целевой программы развития образования по реализации на ре-
гиональном уровне инновационных национальных механизмов оценки качества образования делает необходимой их отражение в реализуемой в Челябинской области с 2013 года Концепции региональной системы оценки качества образования [3].
Новые запросы потребителей результатов региональной системы оценки качества образования обновление подходов и требований к системе оценки качества образования на федеральном уровне, так же накопленный инновационный опыт государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне стали основой совершенствования Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области [4].
Разработка и внедрение Концепции региональной системы оценки качества образования (далее - Концепция РСОКО) в практику прошли несколько этапов, одним из которых было профессионально-общественное обсуждение. Целью профессионально-общественного обсуждения стало изучение мнения представителей профессионального экспертного сообщества о соответствии представленных материалов нормативным основаниям функционирования региональной и муниципальных систем оценки качества образования. Материалы Концепции РСОКО стали предметом обсуждения [1].
Проведение обсуждения - это один из способов получения информации эмпирического характера о существующей ситуации в сфере образования. Профессионально-общественное обсуждение являются одним из соответствии представленных материалов нормативным основаниям функционирования способов получения реальной информации о региональной и муниципальных систем
оценки качества образования. Грамотно организованное профессионально-общественное обсуждение осуществляет обратную связь, что позволило сформировать объективную оценку положительных и отрицательных эффектов от внедрения предлагаемых изменений Концепции РСОКО.
В обсуждении материалов Концепции РСОКО привлекались респонденты, чья профессиональная деятельность и сфера профессиональных интересов связана с реализацией функций в системе оценки качества образования [2]. В анкетировании участвовали руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (Таблица 1). Активными участниками профессионально-общественного обсуждения стали члены Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области, члены Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области и руководители образовательных организаций - опорных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО по вопросам оценки качества образования.
Таблица 1
Состав участников профессионально-
общественного обсуждения _Концепции РСОКО_
Респонденты профессионально - общественного обсуждения Количество респондентов, участников анкетирования
Руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; Специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования 81
Члены учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области 32
Члены Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области 25
Руководители и специалисты образовательных организаций 175
ИТОГО: 313
Получение запланированных результатов в ходе анкетирования объясняется грамотным формированием целевой аудитории участников профессионального обсуждения Концепции РСОКО.
Одной из задач организации профессионально-общественного обсуждения стала разработка и представление целевой аудитории анкеты. Анкета сопровождалась аннотацией, в которой акцентировалось внимание на цель и задачи обсуждения, актуализировалась роль участников обсуждения в формировании окончательного варианта Концепции РСОКО. Анкета была разработана в логике последовательного прочтения респондентами материалов и выбора ими в качестве ответов суждений, в наибольшей степени отражающих сложившееся по результатам прочтения мнение.
Проведение обсуждений позволило организовать конструктивную дискуссию и привлечь к обсуждению экспертов в сфере образования. Несомненно, важным моментом является не только обеспечение соблюдения баланса интересов различных сторон, но и повышение сопричастности респондентов к внесению изменений и дополнений в содержание Концепции РСОКО.
Основные принципы, которыми руководствовались в процессе организации и проведения обсуждения, включали в себя:
• максимальное вовлечение в процесс обсуждений заинтересованных групп из членов педагогического сообщества;
• максимальный учет интересов групп по итогам обсуждения;
• обеспечение прозрачности процедур и выбора респондентов;
• информирование о проведении обсуж де-ний;
• привлечение представителей экспертного сообщества в рамках проведения обсуждения.
Анкетирование было организовано в электронном формате на официальном сай-
Потенциал профессионально-общественного обсуждения в представлении опыта совершенствования региональной системы оценки качества образования
те ГБУ ДПО РЦОКИО и предварялось рассылкой информационных писем респондентам об условиях участия в обсуждении.
Процедура обсуждения предусматривала знакомство респондентов с материалами Концепции РСОКО с последующим выходом по ссылке на страницу сайта с размещенной анкетой, что дало возможность респондентам ответить на вопросы анкеты в любое удобное для них время.
Анкета включала две части: •вводную часть, в которой излагались цель проведения анкетирования и мотивировка респондентов на участие в анкетном исследовании, а также правила заполнения анкеты;
• основную часть, в которой приводится перечень основных вопросов, с помощью которых выяснялись отзывы респондентов о содержании Концепции, возможности ее использования в широкой практике управления качеством образования.
Респондентам было предложено 20 вопросов, что является оптимальным для такого рода исследования и обеспечивает достижение требуемого качества информации об обсуждаемой Концепции РСОКО. Кроме того, данное количество вопросов способствует оперативности обработки данных и обеспечивает уровень затратности, соизмеримый с информацией, которая была получена в результате обсуждения. Это обстоятельство позволило говорить о рентабельности используемого анкетного метода исследования.
В рамках анкетирования при проведении профессионально-общественного обсуждения было изучено мнение представителей профессионального экспертного сообщества о соответствии представленных материалов нормативным основаниям функционирования региональной и муниципальных систем оценки качества образования.
Результатами обсуждения стали: - установление факта продуктивности и работоспособности Концепции РСОКО;
- получение одобрения со стороны компетентных людей на ее использование в практике управления качеством образования в региональной (муниципальных) образовательных системах.
Список литературы
1. Болотов, В. А. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - № 1. -С. 22-31.
2. Методические рекомендации по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва, 2015- 75 с.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р://минобрна-уки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %8 3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D 1 %8B/5930/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0 %BB/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (дата обращения 01.04.17)
4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области»
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_216151/ (дата обращения : 21.03.17)
References
1. Bolotov, V. A. Sistema ocenki kachestva rossijskogo obrazovanija / V. A. Bolotov, N. F. Efremova // Pedagogika. - 2006. - № 1. - S. 2231.
2. Metodicheskie rekomendacii po razvitiju gosudarstvenno-obshhestvennogo upravlenij a obrazovaniem v sub#ektah Rossijskoj Federacii Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. - Moskva, 2015- 75 s.
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.05.2015g. № 497 «O Federal'noj cel-evoj programme razvitija obrazovanija na 20162020 gg.» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim
dostupa: http://minobr-
nauki.rf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%8 3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/5930/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0 %BB/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (data obrashhenija 01.04.17)
4. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 28.03.2013 g. № 03/961 «Ob utverzhdenii Koncepcii regional'noj sis-temy ocenki kachestva obrazovanija Cheljabinskoj oblasti»
5. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Ros-sijskoj Federacii № 273-FZ ot 29.12.2012 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». [Jel-ektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_216151/ (data obrashhenija: 21.03.17)
Сведения об авторе
Латыпова Ирина Владимировна - Почетный работник общего образования РФ, исполняющий обязанности начальника организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about the author
Latypova I.V. - Honourable worker of the general education of the Russian Federation, Acting Head of the Organizational and Publishing Department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk