ЭКОНОМИКА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
О.О. Андреева
С.М. Бычкова
УДК: 378 .1
Профессионально-общественная аккредитация как элемент национальной системы профессиональных квалификаций в России
В статье рассматривается профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, которая является одним из направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации . Координирующим органом в этой сфере выступает Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Национальный совет в рамках системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации определяет общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, требования к процедурам, участникам профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, способствующие признанию ее результатов на территории Российской Федерации
Ключевые слова: национальная система квалификаций, профессионально-общественная аккредитация, аккредитаци-онный совет, аккредитационная экспертиза
Одной из основных задач экономической политики страны на современном этапе развития является обеспечение экономической безопасности . Основные ее цели, направления и задачи определены в Указе Президента Российской Федерации «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Если сконцентрировать внимание на реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, то основной задачей определено развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях.
Развитие национальной системы квалификаций обусловлено объективной необходимостью, а именно, серьезным качественным разрывом между спросом и предложением рабочей силы . В настоящее время компетенции работников во многом не удовлетворяют работодателей, а система профессионального
© Андреева О.О., Бычкова С . М . , 2017
образования только начинает переход к программам образования, основанным на компетенциях (требованиях рынка труда) .
Национальная система квалификаций представляет совокупность механизмов согласования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда на основе настоящих и перспективных требований рынка труда, сформулированных в терминах таких критериев, как характер знаний, умений и компетенций, и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения . Это согласование осуществляется на основе эффективных механизмов правового и институционального регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда
Системно вопросы создания национальной системы профессиональных квалификаций стали разрабатываться с 2012 года, когда был издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и перед Правительством России была поставлена задача разработки к 2015 году 800 профессиональных стандартов по наиболее востребованным видам профессиональной деятельности
Для формирования национальной системы профессиональных квалификаций в апреле 2014 года подписан Указ Президента Российской Федерации о создании Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Основной его задачей является проведение экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, а также рассмотрение проектов профессиональных стандартов . После получения заключения Национального совета принимается решение об утверждении профессиональных стандартов
В основном деятельность Национального совета направлена на координацию работы по повышению качества профессионального образования в следующих областях:
♦ приведение федеральных государственных стандартов профессионального образования в соответствие с профессиональными стандартами;
♦ профессионально-общественная аккредитация образовательных программ профессионального образования;
♦ формирование системы независимой оценки профессиональной квалификации
Таким образом, Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям координирует деятельность по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, составной частью которой является профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ выступает в качестве одного из направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года была установлена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №2227-р В ней провозглашена необходимость построения инновационной экономики, что требует опережающего развития образовательной системы и значительного повышения качества образования . В разделе V «Формирование компетенций инновационной деятельности» указано, что «будут совершенствоваться федеральные государственные образовательные стандарты, расширяться требования к инновационным компетенциям выпускников, повышаться роль государственно-общественного управления в сфере образования, системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и выпускников вузов, а также общественной аккредитации вузов» [4] .
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №295 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы . В данной программе указано, что «важнейшим институциональным компонентом системы образования Российской Федерации призвана стать общероссийская система оценки качества образования, включающая:
♦ процедуры государственной регламентации образовательной деятельности;
♦ процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ»
В свою очередь, правовые основы профессионально-общественной аккредитации определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 3 статьи 96 вышеуказанного закона «работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность»
В соответствии с пунктом 4 статьи 96 данного закона, «профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля» [10] .
Цель профессионально-общественной аккредитации — повышение качества образования и формирование культуры качества в образовательных организациях, выявление лучшей практики по непрерывному
совершенствованию качества образования и широкое информирование общественности об образовательных организациях, реализующих образовательные программы в соответствии с европейскими стандартами гарантии качества образования
Таким образом, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Государственная программа «Развитие образования» на 2013—2020 годы признают социальную значимость профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также развития общественно-профессиональных структур в сфере гарантии и оценки качества образования
Национальный совет в рамках системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации определяет принципы, требования к процедурам, участникам профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, способствующие признанию ее результатов на территории Российской Федерации
В соответствии с Положением о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, профессионально-общественная аккредитация проводится на основе следующих принципов:
♦ добровольный характер прохождения профессионально-общественной аккредитации организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
♦ единство требований при оценке качества и уровня подготовки лиц, освоивших образовательные программы по одной профессии, специальности, направлению подготовки вне зависимости от организации, в которой были освоены образовательные программы;
♦ независимость профессионально-общественной аккредитации от государственных органов власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
♦ объективность и компетентность профессионально-общественной аккредитации, обеспечиваемая привлечением независимых экспертных организаций и (или) независимых экспертов, получивших специальную подготовку по образовательным программам, рекомендованным координационным органом;
♦ открытость, достоверность и актуальность информации о процедурах и результатах профессионально-общественной аккредитации .
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 3 июля 2017 года утвердил документ, регламентирующий проведение профессионально-общественной аккредитации «Общие требования к профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ»
Соответственно, признаны утратившими силу ранее применяемые организационно-методические документы по проведению профессионально-общественной аккредитации:
♦ базовые принципы профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ в рамках деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (утверждены 20 апреля 2015 года);
♦ порядок проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, оформления ее результатов и представления информации в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (утвержден 20 мая 2015 года);
♦ порядок отбора, мониторинга и контроля деятельности организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ (утвержден 20 мая 2015 года) .
В соответствии с «Общими требованиями к профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ» Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям наделяет советы по профессиональным квалификациям полномочиями по организации профессионально-общественной аккредитации по видам профессиональной деятельности, соответствующим профессиональным стандартам или иным квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации
Функции Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям сведены к определению:
♦ правил наделения работодателей, общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, полномочиями на проведение профессионально-общественной аккредитации;
♦ правил проведения профессионально-общественной аккредитации;
♦ правил установления критериев оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации;
♦ общих требований к квалификации экспертов, участвующих в профессионально-общественной аккредитации;
♦ правил проведения мониторинга деятельности аккредитующих организаций
Советы по профессиональным квалификациям, в свою очередь, в соответствии с федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации и на основании утвержденных общих требований
организуют проведение профессионально-общественной аккредитации следующим образом:
♦ устанавливают порядок проведения профессионально-общественной аккредитации и критериев оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации;
♦ наделяют полномочиями на проведение профессионально-общественной аккредитации работодателей, общероссийские и иные объединения работодателей, ассоциации (союзы) и иные организации, представляющие и (или) объединяющие профессиональные сообщества по виду профессиональной деятельности;
♦ осуществляют мониторинг деятельности аккредитующих организаций по виду профессиональной деятельности;
♦ осуществляют ведение реестра экспертов и его размещение на официальном сайте совета в сети Интернет.
Советы по профессиональным квалификациям являются постоянно действующими органами национальной системы профессиональных квалификаций, создаваемыми Национальным советом для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне
На сегодняшний день действуют 28 отраслевых советов. В финансовой отрасли центром по развитию квалификаций является Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка, учрежденный в форме ассоциации
Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка (далее — СПК финансового рынка), как и другие 27 профильных (отраслевых) советов, является ключевым звеном в организационной структуре развивающейся Национальной системы квалификаций, направленной на повышение качества трудовых ресурсов, оптимизацию трудовых процессов, усиление взаимодействия сфер труда и профессионального образования в целях достижения требуемого уровня подготовки выпускников и конкурентоспособности работников на рынке труда
Ключевые цели ассоциации — координация деятельности членов для формирования и поддержка функционирования и развития системы профессиональных квалификаций на финансовом рынке
Основные направления деятельности совета:
♦ разработка профессиональных стандартов и иных требований к профессиям и квалификациям для областей профессиональной деятельности финансового рынка;
♦ разработка отраслевой рамки квалификаций и стратегии ее развития на основе национальной рамки квалификаций;
♦ установление требований для подтверждения профессиональной квалификации;
♦ организация, координация и контроль деятельности по оценке и присвоению профессиональных квалификаций в областях профессиональной деятельности финансового рынка;
♦ мониторинг появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий финансового рынка;
♦ мониторинг потребности в квалификациях организаций финансового рынка;
♦ мониторинг потребности в образовании и обучении специалистов финансового рынка;
♦ участие в разработке и экспертизе стандартов образования и профессионального обучения специалистов финансового рынка;
♦ участие в организации и деятельности уполномоченных органов и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и вузов финансово-экономического профиля
Для успешной реализации данных векторов деятельности совет в установленном законодательством порядке организует взаимодействие с организациями, объединяющими субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности, их национальными и другими объединениями . Совет определяет приоритетные линии развития отраслевой системы квалификаций финансового рынка и проводит консультации по вопросам ее функционирования, согласовывает позиции работодателей и их объединений, профессиональных сообществ, федеральных органов исполнительной власти, образовательных и научных учреждений, иных организаций в пределах своей компетенции и приглашает для участия в своей деятельности представителей организаций и лиц, не являющихся членами Совета Создает профильные экспертные (рабочие) группы с привлечением ученых и специалистов и проводит мероприятия для широкого обсуждения проблем развития профессиональных квалификаций финансового рынка в Российской Федерации
Решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям СПК финансового рынка наделен полномочиями по организации профессионально-общественной аккредитации образовательных программ для специалистов финансового рынка, которая включена в Национальный реестр профессионально-общественной аккредитации .
СПК финансового рынка создает Аккредитационный совет — постоянно действующий коллегиальный орган, в который входят представители профессиональных сообществ, работодателей и образовательных организаций Цель его работы — принятие итогового решения о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ
В основе профессионально-общественной аккредитации лежит аккре-дитационная экспертиза, представляющая собой процедуру оценки содержания и качества подготовки выпускников заявленных образовательных
программ на соответствие требованиям профессиональных стандартов и иных квалификационных требований, установленных федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации
Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации содержат правила установления критериев оценки образовательных программ Критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации должны учитывать:
♦ результаты прохождения выпускниками образовательной программы профессионального экзамена в форме независимой оценки квалификаций;
♦ соответствие сформулированных в профессиональной образовательной программе планируемых результатов освоения образовательной программы (выраженных в форме профессиональных компетенций) профессиональным стандартам, иным квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации;
♦ соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения);
♦ соответствие кадровых, материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник;
♦ наличие спроса на образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями;
♦ подтвержденное участие работодателей в:
♦ проектировании образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы, учебные планы, рабочие программы;
♦ организации проектной работы обучающихся;
♦ разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения;
♦ разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности
При наличии государственной аккредитации оценке подлежат:
♦ для образовательных программ высшего образования — только вариативные части таких программ;
♦ для программ среднего профессионального образования — дисциплины профессиональных модулей вариативных частей, определяемые образовательной организацией самостоятельно с ориентацией на рынок труда
Основным источником информации при проведении аккредитацион-ной экспертизы является отчет по самообследованию образовательной программы, а также документы, подтверждающие заявленные в отчете факты
Аккредитационная экспертиза проводится экспертной комиссией, которую создает аккредитующая организация из числа экспертов, внесенных в реестр экспертов по проведению профессионально-общественной аккредитации, путем камеральной проверки представленных документов и последующего очного визита в образовательную организацию
Экспертом является физическое лицо, специалист, отвечающий соответствующим требованиям аккредитующей организации, внесенный в Реестр экспертов профессионально-общественной аккредитации .
По качественному составу комиссия должна включать представителей образовательных организаций, общественно-профессиональных сообществ, работодателей и их объединений, из расчета три эксперта на одну образовательную программу
Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации .
1 . Профессионально-общественная аккредитация проводится на основании заявления образовательной организации на проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, представленного на имя председателя совета по профессиональным квалификациям финансового рынка
2 Рассмотрение заявления, установление соответствия образовательных программ профилю и требованиям аккредитующей организации и информирование образовательной организации о проведении процедуры профессионально-общественной аккредитации или ее отклонении осуществляется в течение 10 календарных дней со дня получения заявления .
3 Согласование стоимости услуг, графика проведения аккредитацион-ной экспертизы и подписание договора
4 . Направление в образовательную организацию методических рекомендаций по подготовке отчета по самообследованию образовательной программы в течение пяти дней после подписания договора
5 Проведение самообследования, подготовка отчета по самообследованию образовательных программ и других требуемых материалов осуществляются образовательной организацией в оговоренные сроки, но не дольше, чем в течение трех месяцев
6 Проведение камеральной проверки отчета по самообследованию и материалов, представленных образовательной организацией с учетом очного визита, в течение не более одного месяца со дня получения
7. Рассмотрение экспертных заключений аккредитационным советом и вынесение итогового решения в течение семи дней . Могут быть приняты следующие решения: положительное о предоставлении аккредитацион-ного свидетельства или решение об отказе в предоставлении аккредитаци-онного свидетельства
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, получившая отказ в профессионально-общественной аккредитации, может подать в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям апелляционное заявление о несогласии с решением, принятым аккредитующей организацией, в связи с нарушением, по мнению образовательной организации, процедур проведения профессионально-общественной аккредитации . Апелляция рассматривается апелляционной комиссией, формируемой в порядке, установленном Национальным советом при Президенте Российской Федерации
Аккредитующая организация выдает образовательной организации свидетельство о профессионально-общественной аккредитации и представляет информацию о результатах в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям путем внесения информации в реестр образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию, который является частью Национального реестра профессионально-общественной аккредитации .
Аккредитующие организации несут ответственность за качество проведения профессионально-общественной аккредитации, в том числе перед НСПК . Национальное агентство развития квалификаций ведет мониторинг деятельности аккредитующих организаций по определенным критериям (постоянство деятельности по профессионально-общественной аккредитации, динамика формирования базы экспертов, открытость результатов профессионально-общественной аккредитации, число рекламаций на качество профессионально-общественной аккредитации и другие)
Таким образом, проведение процедуры профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ дает преимущества всем участникам процесса Работодатели имеют возможность получать объективную информацию о качестве подготовки кадров в различных учебных заведениях. Для образовательных учреждений преимущества заключаются в повышении уровня доверия заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг, результативности и эффективности образовательного учреждения; постепенном повышении конкурентоспособности выпускников образовательного учреждения на рынке труда; привлечению дополнительных партнеров из числа работодателей к реализации образовательной программы Для государства ключевым преимуществом участия в профессионально-общественной аккредитации является возможность получения всесторонней, профессиональной и независимой оценки качества реализуемых программ, финансируемых в том числе за счет государства Соответственно, в процессе профессионально-общественной аккредитации должно быть сделано объективное заключение объединения работодателей о том, насколько компетенции выпускников соответствуют требованиям профессиональных стандартов или же
требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля
Профессионально-общественная аккредитация представляет собой инструмент взаимодействия рынка труда и системы высшего образования, подтверждающий соответствие программы актуальным запросам работодателей
Литература
1 . Иванов О.Б. Система непрерывного повышения квалификации кадров
в крупных компаниях (практика ОАО «Российские железные дороги») // Отечественная и зарубежная педагогика . 2015 . №3 . С. 41—48 .
2 . Иванова С.В. О современном состоянии системы непрерывного обра-
зования в сфере бизнеса // Отечественная и зарубежная педагогика 2014. №3 . С. 66-80.
3 . Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля
2014 года №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №2227-р об утверждении «Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года»
5 Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка [Электронный ресурс] . URL: http://asprof.ru (дата обращения: 25 июля 2017 года)
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации социальной политики»
7. Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года №249 «Положение о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям»
8 . Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №208
«О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года
9 Федеральный закон от 3 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»
10 . Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образова-
нии в Российской Федерации». Гл . 12 . Ст. 96 . Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ года
References
1 . Ivanov O. B . Sistema nepreryvnogo povysheniya kvalifikatsii kadrov v krupnyh kompaniyah (praktika OAO "Rossiyskie zheleznye dorogi") [Continuous personnel training system in large companies (the practice of JSC "Russian Railways")] // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and
foreign pedagogy], 2015 . No. 3, pp. 41—48 (in Russian).
2 . Ivanova S .V. O sovremennom sostoyanii sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v
sfere biznesa [About current state of continuous education system in business shere] // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2014. No. 3, pp. 66—80 (in Russian).
3 . Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 295 State
program of the Russian Federation "Development of education" for 2013— 2020 (in Russian)
4. Order of the Government of the Russian Federation of December 8, 2011 No . 2227-R "Strategy of innovative development of Russia for the period up to 2020" (in Russian)
5 . The Council for professional qualifications of the financial market. Available
at: http://asprof. ru (accessed July 25, 2017) . (In Russian) .
6 . Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 597
"On measures On implementation of social policies" (in Russian) 7. Decree of the President of the Russian Federation dated 16 April 2014 No . 249 "Regulations on the National Council under the President of the Russian Federation on professional qualifications" (in Russian) 8 . The presidential decree of May 13, 2017 No . 208 "On the strategy of economic security of the Russian Federation for the period till 2030" (in Russian)
9. Federal law No. 238-FZ of July 03, 2016 "Independent skills assessment" (in Russian)
10. Federal law "On education in RF", No. 273-FZ, Ch. 12, Art. 96 . Public accreditation of organizations engaged in educational activities . Professional-public accreditation of educational programs (in Russian)