1УДК 37.01 ББК 74.04
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ АККРЕДИТАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
В. В. Чеха
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые комплексно урегулировал вопросы общественной аккредитации образовательных организаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. В связи с этим в статье исследуются вопросы, связанные с правовым статусом общественной аккредитации образовательных организаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, вопросы соотношения данных видов аккредитации с государственной аккредитацией, вопросы взаимосвязи общественной аккредитации образовательных организаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ с бюджетным финансированием образования в контексте дальнейшего развития моделей оценки качества образования.
Ключевые слова: общественная аккредитация организаций, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, государственная аккредитация образовательной деятельности, бюджетное финансирование, образовательные организации, аккредитацион-ный орган, аккредитационная экспертиза, профессиональный стандарт, объединение работодателей, качество образования, федеральный государственный образовательный стандарт.
NON-STATE FORMS OF ACCREDITATION AND FINANCING OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: LEGAL ISSUES
V. V. Checha
Federal law "On education in Russian Federation" for the first time comprehensively settled the issues of public accreditation of educational organizations and professional and public accreditation of educational programs. In this regard, the article analyzes the issues connected with legal status of public accreditation of educational organizations and professional and public accreditation of educational programs, issues of a ratio of these types of accreditation with the state accreditation, interrelation of public accreditation of the educational organizations and professional and public accreditation of educational programs with the budgetary financing of education in the context of further development of models of an assessment of quality of education.
Keywords: public accreditation of organizations, professional and public accreditation of educational programs, state accreditation of educational activity, budgetary financing, educational organizations, accreditation body, accreditation expertise, professional standard, association of employers, quality of education, federal state educational standard.
Одним из новшеств Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»(далее - ФЗ «Об образовании в РФ») является достаточно подробное регулирование негосударственных форм аккредитации образовательных организаций и образовательной деятельности: общественной аккредитации организаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Ранее действовавший Закон «Об образовании» в ч. 41 ст. 33.2 содержал норму, допускающую возможность получения образовательными учреждениями общественной (общественно-профессиональной) аккредитации в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Однако порядок получения такого рода аккредитации не регулировался.
Характерно, что Закон «Об образовании» не различал понятия «общественная аккредитация» и «общественно-профессиональная аккредитация». Согласно ч. 41 ст. 33.2 Закона «Об образовании» образовательные учреждения, научные организации могли получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации могли рассматриваться при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.
ФЗ «Об образовании в РФ» в ст. 96 впервые достаточно подробно урегулировал статус как общественной аккредитации организаций, так и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, разделяя два вида аккредитации. При этом, согласно ч. 8 ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ», сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккреди-тационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.
Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 в п. 8 предусматривает, что к заявлению на государственную аккредитацию организация, осуществляющая образовательную деятельность, прилагает в том числе сведения о наличии (отсутствии) общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях и (или) профессионально-общественной аккредитации.
Таким образом, результаты общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации имеют более серьезное значение для обладателей с точки зрения ее влияния на процесс государственной аккредитации, в отличие от общественной (общественно-профессиональной) аккредитации, в ФЗ «Об образовании в РФ». Результаты общественной (общественно-профессиональной) аккредитации с точки зрения ФЗ «Об образовании в РФ» могли влиять
только на мнение экспертов - членов комиссии по аккредитационной экспертизе. Результаты общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации могут влиять на решения, принимаемые на любой стадии проведения государственной аккредитации.
Сам по себе термин «рассматриваются» не обязывает рассматривающих результаты аккредитации лиц принимать их во внимание при вынесении решения. Тем не менее очевидно, что обладание общественной аккредитацией и (или) профессионально-общественной аккредитацией позволяют образовательным организациям занимать более выгодную позицию по отношению к аккредитационному органу во время государственной аккредитации. Наличие положительного результата общественной аккредитации и (или) профессионально-общественной аккредитации позволяет воздействовать на формирование позиции аккредитационного органа при вынесении им решения и увеличивает вероятность благоприятного для заявителя решения о поводу государственной аккредитации.
Общественная аккредитация организаций и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ существенно отличаются от государственной аккредитации (таблица).
Вышесказанное свидетельствует о том, что государственная аккредитация и с другой стороны - общественная и профессионально-общественная аккредитация различаются прежде всего своими последствиями. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ не порождают каких-либо обязательств со стороны органов государственной власти, местного самоуправления в том числе в части финансового обеспечения. Данное обстоятельство в условиях России резко снижает ценность данных видов аккредитации для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В связи с этим следует отметить: в ряде исследований отмечается, что в «настоящее время российские образовательные учреждения в большинстве своем не осознают необходимости в независимой оценке качества образовательных услуг. Спрос на данные виды услуг в России незначителен, поэтому говорить об эффективном рын-
Таблица
Параметры сравнения Государственная аккредитация Общественная аккредитация образовательных организаций Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
Объекты аккредитации Основные образовательные программы, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также основные образовательные программы, реализуемые в соответствии с образовательными стандартами Организации, осуществляющие образовательную деятельность Образовательные программы, реализуемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность
Цель ак-кредита-ции Определение соответствия федеральному государственному образовательному стандарту образовательной деятельности Признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций Признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля
Акты, регулирующие порядок проведения ФЗ «Об образовании в РФ»; Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 Порядок проведения устанавливается общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию Порядок проведения устанавливается работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию
Статус результата Получение свидетельства о государственной аккредитации означает подтверждение факта соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности (как следствие возникает возможность получения бюджетного финансирования и иные права при взаимоотношениях с органами государственной власти) Результаты не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Последствия могут устанавливаться решениями самой организации в рамках имеющихся у нее возможностей и полномочий Результаты не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Последствия могут устанавливаться решениями самой организации в рамках имеющихся у нее возможностей и полномочий
Характер мотивации Законом не установлена обязательность, однако для большинства государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы в соответствии со стандартом, фактически государственная аккредитация является обязательной, так как только при ее наличии возможно бюджетное финансирование и возникновение прочих возможностей, в частности, по освобождению обучающихся от призыва на военную службу Проводится по желанию организации Проводится по желанию организации
Особенности процедуры Основной элемент процедуры — аккредита-ционная экспертиза, урегулированная Федеральным законом об образовании в РФ и Положением о государственной аккредитации, основывающаяся на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения и предполагает участие экспертов или экспертных организаций, имеющих необходимую квалификацию и соответствующих установленным требованиям Процедура устанавливается самой организацией Процедура устанавливается самой организацией
Окончание таблицы
Параметры сравнения Государственная аккредитация Общественная аккредитация образовательных организаций Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
Субъекты осуществления Проводится аккредитационным органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор), или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования Проводится различными российскими, иностранными и международными организациями в соответствии с уставными целями указанных организаций Проводится работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями
Срок осуществления процедуры До 105 дней Срок определяется организацией, проводящей аккредитацию Срок определяется организацией, проводящей аккредитацию
Срок действия результата 6 лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам; 12 лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам Срок действия устанавливается организацией, проводящей аккредитацию Срок действия устанавливается организацией, проводящей аккредитацию
ке аккредитационных услуг в России представляется преждевременным» [1, с. 18].
Тем не менее участие общественных организаций в оценке качества образования характерно также и для других стран [2, с. 286-287]. Так, например, в Китае, согласно появившемуся в 2002 г. «Закону СНО» (стимулировании негосударственного образования), органы образования создают общественные посреднические организации либо получают им экспертизу функционирование учебных заведений и качества образования, результаты которой подлежат опубликованию с перспективой распространения такого рода механизмов также и на государственное образование [3, с. 82-83].
Вышесказанное свидетельствует о том, что расширение участия общественности в оценке качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, соответствует основным мировым тенденциям.
Согласно ч. 2 ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ», под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.
Таким образом, основой общественной аккредитации выступает процесс оценки соответствия деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность кри-
териям и требованиям, разработанным проводящей аккредитацию общественной организацией. Данная организация устанавливает:
а) порядок проведения общественной аккредитации;
б) формы и методы оценки при ее проведении;
в) права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Необходимо обратить внимание на формулировку ч. 2 ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которой права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Указанные права не могут выходить за рамки правоотношений «аккредитованная организация -общественная организация, проводящая аккредитацию». То есть в результате общественной аккредитации у аккредитуемой организации не могут возникнуть дополнительные права, обусловленные фактом наличия общественной аккредитации в ее правоотношениях с иными организациями при отсутствии согласия на наличие такого рода дополнительных прав со стороны указанных организаций.
Наличие общественной аккредитации может, безусловно, влиять на формирование решения работодателя по отношению к приему
на работу выпускников той или иной образовательной организации. Однако ее наличие не порождает, например, у работодателя обязанности безоговорочно принимать без испытательного срока на работу выпускников образовательной организации - обладателя такого рода аккредитации.
В качестве примера организации, занимающейся общественной аккредитацией, возможно привести всероссийскую общественную организацию Вольное экономическое общество России (ВЭО России). Данная общественная организация проводит аккредитацию образовательных организаций (профильных кафедр) по направлениям «Экономика» и «Управление» [4].
Общественная аккредитация также востребована в иных сферах. Так, например, в литературе отмечается, что «институт общественной аккредитации объективно востребован, что также обусловлено новой структурой Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра и магистра третьего поколения» [5, с. 76].
Согласно ч. 3 ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ» работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Понятие «работодатель» закреплено в ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Согласно данному понятию, работодатель - это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
К числу основных прав работодателя относится право создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них (ст. 22 ТК РФ).
Статус объединений работодателей урегулирован Федеральным законом от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (далее - Закона «Об объединениях работодателей»). Под объединением работодателей пони-
мается форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) (ч. 1 ст. 3 Закона «Об объединениях работодателей»).
Согласно ч. 1, 2 ст. 4 Закона «Об объединениях работодателей», объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.
К числу главных функций объединений работодателей относятся прежде всего формирование позиций и отстаивание интересов своих членов по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными лицами.
Тем не менее из содержания Закона «Об объединениях работодателей» следует, что у объединений работодателей могут быть также и различные права, в том числе права, предусмотренные уставом (ч. 1.1 ст. 13 Закона «Об объединениях работодателей»). В связи с этим появляется возможность включать в уставы объединений работодателей полномочия, связанные с профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ.
Профессионально-общественная аккредитация представляет собой область деятельности, которая в наибольшей степени соответствует целями и задачам объединений работодателей. Однако крупные работодатели также могут быть заинтересованы в профессионально-общественной аккредитации образовательных программ с целью получения кадров, отвечающих необходимым требованиям. Профессионально-общественная аккредитация, проведенная такими работодателями, как ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Роснефть», ОАО «Норильский никель», ЗАО «Трансмашхолдинг» и другими, способна выступать пусть и кратковременным, но серьезным фактором влияния на ситуацию на рынке труда.
Согласно ч. 4 ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ», профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ предполагает признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших
такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающую требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Профессиональный стандарт определяется как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).
Значение профессионального стандарта в трудовых отношениях с точки зрения ТК РФ определяется следующим:
а) в соответствии с профессиональными стандартами формулируется трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) в части квалификации, наименований должностей и квалификационных требований к ним в случае, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ);
б) с учетом профессиональных стандартов (равно как и с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, государственных гарантий по оплате труда) производятся тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам, а также устанавливаются тарифные системы оплаты труда (ст. 143 ТК РФ);
в) с учетом профессиональных стандартов (равно как и с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих), государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей устанавливаются системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, кроме тарифной (ст. 144 ТК РФ);
г) профессиональные стандарты в ряде случаев выступают альтернативой квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках (см., напр., ст. 330.2 ТК РФ, регулирующую особенности приема на подземные работы).
Таким образом, профессиональные стандарты выступают в роли некоего подобия уже существующих квалификационных характеристик должностей рабочих и специалистов. Однако, если принимать во внимание порядок учреждения профессиональных стандартов, можно предположить, что данные стандарты в большей степени, чем квалификационные характеристики, могут отражать реальное состояние рынка труда.
Вышесказанное свидетельствует о том, что ценность профессиональных стандартов для сферы образования заключается прежде всего в том, что данные стандарты выступают источниками информации о реальных условиях рынка труда. Наличие профессиональных стандартов, при условии адекватности их содержания, позволяет структурировать образовательную деятельность по образовательным программам таким образом, что квалификация выпускников будет в наибольшей степени соответствовать потребностям рынка труда при всей сложности прогнозирования его развития.
Понятие «профессиональный стандарт» отсутствовало в Законе «Об образовании». Но, учитывая изложенное, ФЗ «Об образовании в РФ» в ч. 7 ст. 11 предусматривает, что при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
Учитывая изложенное, следует признать крайне важное значение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в современных условиях. Будучи более гибкой по сравнению с государственной аккредитацией системой оценки качества подготовки обучающихся, профессионально-общественная аккредитация отражает в концентрированной форме связь профессионального образования с рынком труда.
Принципиально важен также международный аспект профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реали-
зуемых в России. Так, в частности, Ассоциация инженерного образования России, проводящая аккредитацию образовательных программ в области техники и технологии, присваивает международный статус по итогам аккредитации, являясь полноправным членом альянса ЕЫЛЕЕ с правом присвоения аккредитованным программам ЕШ-ЛСЕ знака, что обеспечивает признание такой программы в 14 странах Европы [6, с. 51]. Таким образом, профессионально-общественная аккредитация способна обеспечить «привязку» российского профессионального и высшего образования к международным трендам в области образования.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что профессионально-общественная аккредитация в отличие от государственной аккредитации способна в силу своего более гибкого статуса более полно и более объективно отражать потребности постоянно трансформирующегося под влиянием экономических факторов рынка труда.
Закрепление статуса общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ следует признать безусловным достижением ФЗ «Об образовании в РФ». Тем не менее для указанных видов аккредитации также характерен ряд проблем, связанных с сокрытием субъектами общественной аккредитации необходимой и предоставлением недостоверной информации, нарушением стандартов и регламентов проведения процедур общественной аккредитации, формализацией и имитацией аккредитационных процедур и другими обстоятельствами [1, с. 22].
Перспективы дальнейшего развития общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ находятся в тесной зависимости от статуса государственной аккредитации. Также представляется важным отметить перспективы, связанные с встраиванием общественной, профессионально-общественной аккредитации в систему финансирования образовательных организаций.
Согласно ч. 9 ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ», общественная аккредитация и профессио-
нально-общественная аккредитация не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Таким образом, в настоящее время отсутствует какая-либо взаимосвязь между бюджетным финансированием и общественной и профессионально-общественной аккредитацией.
Тем не менее взаимосвязь общественной и профессионально-общественной аккредитации с бюджетным финансированием может быть существенной при определенном возрастании значения данных видов аккредитации.
В связи с этим следует отметить пример института аккредитации в США. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, урегулированные в ФЗ «Об образовании в РФ», по сути выступают аналогом процедур институциональной (касается всей образовательной организации) и специализированной (касается отдельных образовательных программ) аккредитации высших учебных заведений в США, которые осуществляются независимыми агентствами, создаваемыми ассоциациями вузов или специалистов-практиков на основе разработанных ими же стандартов [7, с. 121-122].
Процедуры как институциональной, так и специализированной аккредитации одинаковы: учебное заведение производит самооценку своей деятельности в соответствии с правилами, разработанными аккредитующим органом. После этого учебное заведение или программу посещает комиссия, которая принимает решение о соответствии (несоответствии) установленным стандартам. Аккредитация, произведенная агентствами, официально признанными Департаментом образования США, позволяет претендовать на государственную финансовую помощь [7, с. 121-122].
Таким образом, американская модель совмещает в себе негосударственный статус проводимой аккредитации и одновременно - государственный контроль за субъектами, осуществляющими такого рода аккредитацию. Данная модель позволяет рассматривать общественную, профессионально-общественную аккредитацию как основание для финансирования образовательной организации полно-
стью или в части отдельных образовательных программ за счет государственного или муниципального бюджета. Более того, в данной модели возможна дифференциация объема бюджетного финансирования в зависимости от результатов общественной, профессионально-общественной аккредитации, так как данные виды аккредитации также могут предполагать дифференциацию в зависимости от образовательной организации и (или) образовательной программы.
ФЗ «Об образовании в РФ» в ст. 2 предусматривает определение термина «качество образования», под которым понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Несмотря на наличие такого рода определения, которое принципиально допускает возможность дифференцированного подхода к оценке качества в зависимости от степени соответствия потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, государственная аккредитация предусматривает определение соответствия федеральному государственному образовательному стандарту, как уже было указано выше.
В связи с этим в качестве показателя, характеризующего качество образования, возможно указывать соответствие или несоответствие федеральному государственному образовательному стандарту. Другие показатели, которые могут более гибко характеризовать качество образования в конкретной образовательной организации, не могут быть учтены в ходе процедуры государственной аккредитации.
В связи с этим следует отметить перспективность процесса, предполагающего постепенную замену процедуры государственной аккредитации общественной, профессионально-общественной аккредитацией, которые более гибко могут интегрировать различные по-
казатели, характеризующие реальное качество образования в конкретной организации. Такого рода показатели могут включать не только соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, но и, например, оценку со стороны работодателей, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, соответствие зарубежным стандартам и другие.
При этом дифференцированный в зависимости от образовательной организации и образовательной программы результат общественной, профессионально-общественной аккредитации позволит связать реальное качество образования с объемом бюджетного финансирования. В результате возникнет обратная связь между бюджетным финансированием и реальным качеством образования, позволяющая обеспечить постоянное повышение качества образования.
Вышеизложенное свидетельствует об имеющихся потребностях в развитии общественной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации в России. Согласно ч. 5 ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ», на основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В связи с этим при благоприятном сценарии в России могут также возникнуть в будущем рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включающие также и зарубежные образовательные организации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахтариев, И. З. Особенности формирования рынка услуг общественной аккредитации образовательных программ и учреждений [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / И. З. Ахтариев. - М., 2010. - 26 с.
2. Кирилловых, А. А. Комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 (постатейный) [Текст] / А. А. Кирилловых. - М.: Книжный мир, 2013. - 352 с.
3. Боревская, Н. Е. Образовательное законодательство и управление образованием в Китае [Текст] / Н. Е. Боревская, Л. М. Гудошников // Образовательные системы и образовательное законодательство государств Востока / под ред. проф. А. Н. Козырина. - М.: Готика, 2005. - С. 48-94.
4. Сайт Вольного экономического общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.veorus.ru/veo-accreditation.html (дата обращения: 18.09.2013).
5. Пуляева, Е. В. Обеспечение качества юридического образования: правовые аспекты [Текст] / Е. В. Пуляева // Журнал российского права. - 2009. - № 11. - С. 69-77.
6. Похолков, Ю. П. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ. Кому и зачем она нужна? [Текст] / Ю. П. Похолков // Инженерное образование. - 2010. - № 3.- С. 50-57.
7. Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран [Текст] / Федеральн. центр образоват. законодательства. Центр публ.-правовых исслед.; под. ред. проф. А. Н. Козырина. -М.:Academia, 2007. - 432 с.
REFERENCES
1. Akhtariev I. Z. Osobennosti formirovaniya ryn-ka uslug obshchestvennoy akkreditatsii obrazo-vatelnykh programm i uchrezhdeniy: Extended abstract of PhD Dissertation (Economy). Moscow, 2010. 26 p.
2. Kirillovykh A. A. Kommentariy k Federalnomu zakonu "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federat-sii" No. 273-FZ (postateynyy). Moscow: Knizh-nyy mir, 2013. 352 p.
3. Borevskaya N. E., Gudoshnikov L. M. Obrazo-vatelnoe zakonodatelstvo i upravlenie obra-zovaniem v Kitae. Obrazovatelnye sistemy i obrazovatelnoe zakonodatelstvo gosudarstv Vostoka. Ed. A. N. Kozyrin. Moscow: Gotika, 2005. Pp. 48-94.
4. Sayt Volnogo ekonomicheskogo obshchestva. Available at: http://www.veorus.ru/veo-accredi-tation.html (accessed: 18.09.2013).
5. Pulyaeva E. V. Obespechenie kachestva yuridicheskogo obrazovaniya: pravovye aspe-kty. Zhurnal rossiyskogo prava. 2009, No. 11, pp. 69-77.
6. Pokholkov Yu. P. Obshchestvenno-professio-nalnaya akkreditatsiya obrazovatelnykh programm. Komu i zachem ona nuzhna? Inzhener-noe obrazovanie. 2010, No. 3, pp. 50-57.
7. Obrazovatelnoe zakonodatelstvo i obrazovatel-nye sistemy zarubezhnykh stran. Ed. A. N. Kozyrin. Moscow: Academia, 2007. 432 p.
Чеха Вадим Витальевич, кандидат юридических наук, профессор кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета, проректор Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Checha Vadim V., PhD in Jurisprudence, Professor, Management of educational systems Department, Moscow State Pedagogical University, Vice Rector, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]