Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Татьяна Николаевна, Дмитриева Степанида Николаевна, Евдокарова Туяра Валерьевна

В статье рассматривается проблема профессионально-личностного становления будущего педагога в условиях предпрофессиональной подготовки, которая является одной из важнейших задач в деятельности профессиональных учебных заведений. Авторы, на основе изучения научной литературы и анализа монографий «Формирование целостной образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов» и «Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы» рассматривают условия, содержание и этапы профессиональной подготовки будущих педагогов. Отмечается, что в монографии «Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы» раскрываются теоретические основы регионализации в системе подготовки педагогических кадров и пути совершенствования региональной системы педагогического образования. В научном издании «Формирование целостной образовательной среды для профессиональноличностного развития студентов» определены теоретико-методологические основы и концептуальные положения формирования целостной образовательной среды для развития студентов, обобщена многолетняя опытная работа на уровне региональной подготовки педагогических кадров. Обращается внимание на роль профессора Дмитрия Алексеевича Данилова в решении проблем профессиональной научно-педагогической подготовки педагогических кадров Республики Саха (Якутия), в определении основных подходов к проблеме регионализации в системе образования. В статье, процесс профессионально-личностного становления будущего педагога, авторами предлагается начинать со школьного образования с появлением профессиональных намерений и интересов, с предпрофессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Татьяна Николаевна, Дмитриева Степанида Николаевна, Евдокарова Туяра Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF A FUTURE TEACHER IN THE CONDITIONS OF PRE-PROFESSIONAL TRAINING

The article examines a problem of professional and personal development of future teachers in conditions of pre-professional training. This is one of the most important tasks in the activity of professional educational institutions. On the base of scholarly literature studies and the analysis of such monographs as “Formation of a holistic educational environment for the professional and personal development of students” and “Regional problems of teacher training: organizational and pedagogical foundations”, the authors consider the conditions, contents, and stages of professional training of future teachers. It is noted that the monograph “Regional problems of teacher training: organizational and pedagogical foundations” reveals the theoretical foundations of regionalization in the system of teacher training and ways to improve the regional system of teacher education. The monograph “Formation of a holistic educational environment for the professional and personal development of students” defines the theoretical and methodological foundations and conceptual provisions for the formation of an educational space and a holistic educational environment for the development of students, summarizes many years of experience. Attention is drawn to the contribution of Professor Dmitry Danilov to solving the problems of professional research and pedagogical training of pedagogical personnel of the republic, in determining ways to improve the regional system of pedagogical education. In the article, the authors suggest starting the process of professional and personal growth of a teacher with school education with the appearance of professional intentions and interests.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 378

Т. Н. Петрова1, С. Н. Дмитриева2, Т. В. Евдокарова2

Профессионально-личностное становление будущего педагога в условиях предпрофессиональной подготовки

1 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия 2 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионально-личностного становления будущего педагога в условиях предпрофессиональной подготовки, которая является одной из важнейших задач в деятельности профессиональных учебных заведений. Авторы, на основе изучения научной литературы и анализа монографий «Формирование целостной образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов» и «Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы» рассматривают условия, содержание и этапы профессиональной подготовки будущих педагогов.

Отмечается, что в монографии «Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы» раскрываются теоретические основы регионализации в системе подготовки педагогических кадров и пути совершенствования региональной системы педагогического образования.

В научном издании «Формирование целостной образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов» определены теоретико-методологические основы и концептуальные положения формирования целостной образовательной среды для развития студентов, обобщена многолетняя опытная работа на уровне региональной подготовки педагогических кадров.

Обращается внимание на роль профессора Дмитрия Алексеевича Данилова в решении проблем профессиональной научно-педагогической подготовки педагогических кадров Республики Саха (Якутия), в определении основных подходов к проблеме регионализации в системе образования.

В статье, процесс профессионально-личностного становления будущего педагога, авторами предлагается начинать со школьного образования с появлением профессиональных намерений и интересов, с предпрофессиональной подготовки.

Ключевые слова: педагог, личность педагога, профессионально-личностное становление, профессионально-важные качества, образовательное пространство, образовательная среда, профессиональное учебное заведение, студенты, педагогические кадры, старшеклассники, предпрофессио-нальная подготовка.

ПЕТРОВА Татьяна Николаевна - д. пед. н., профессор кафедры педагогики начального и общего образования ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».

E-mail.: [email protected]

PETROVA Tatiana Nikolaevna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy of Primary and General Education, Mari State University.

ДМИТРИЕВА Степанида Николаевна - к. пед. н., доцент кафедры социальной педагогики Педагогического института, СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail.: [email protected]

DMITRIEVA Stepanida Nikolaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Social Pedagogy, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ЕВДОКАРОВА Туяра Валерьевна - старший преподаватель кафедры социальной педагогики Педагогического института, СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail.: [email protected]

EVDOKAROVA Tuyara Valerievna - Senior Lecturer, Department of Social Pedagogy, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

T. N. Petrova1, S. N. Dmitrieva2, T. V. Evdokarova2

Professional and personal formation of a future teacher in the conditions of pre-professional training

1 Mari Civitatis Universitatis, Yoshkar-Ola, Russia 2 North-Eastern Federal University M.K. Ammosova, Yakutsk, Russia

Abstract. The article examines a problem of professional and personal development of future teachers in conditions of pre-professional training. This is one of the most important tasks in the activity of professional educational institutions. On the base of scholarly literature studies and the analysis of such monographs as "Formation of a holistic educational environment for the professional and personal development of students" and "Regional problems of teacher training: organizational and pedagogical foundations", the authors consider the conditions, contents, and stages of professional training of future teachers.

It is noted that the monograph "Regional problems of teacher training: organizational and pedagogical foundations" reveals the theoretical foundations of regionalization in the system of teacher training and ways to improve the regional system of teacher education.

The monograph "Formation of a holistic educational environment for the professional and personal development of students" defines the theoretical and methodological foundations and conceptual provisions for the formation of an educational space and a holistic educational environment for the development of students, summarizes many years of experience.

Attention is drawn to the contribution of Professor Dmitry Danilov to solving the problems of professional research and pedagogical training of pedagogical personnel of the republic, in determining ways to improve the regional system of pedagogical education.

In the article, the authors suggest starting the process of professional and personal growth of a teacher with school education with the appearance of professional intentions and interests.

Keywords: teacher, teacher's personality, professional and personal formation, professionally important qualities, educational space, educational environment, professional educational institution, students, teaching staff, high school students, pre-professional training.

Введение

В настоящее время актуальным вопросом становится профессионально-личностное становление будущего педагога, что связано не только с профессиональным обучением, но и с изменениями требований к личности самого педагога. Выпускнику педагогического направления необходима «целенаправленная деятельность по формированию и развитию профессионально- и личностно-значимых качеств, обеспечивающих эффективность избранной деятельности» [1].

Как отмечает Д. А. Данилов, «личность педагога выступает среди всех социальных специалистов основным источником обучения и воспитания растущего молодого поколения, так как от его профессиональной позиции зависит интеллектуальное развитие обучающихся и личностное их становление» [2]. В связи с этим появляется необходимость осмысления целей, содержания и этапов подготовки будущих педагогов.

Профессионально-личностное становление педагога - непрерывная последовательная работа по построению профессиональной деятельности, которая во многом зависит от личностного потенциала, уровня профессионализма, индивидуальных особенностей и способностей самого педагога. В профессионально-личностном становлении будущего педагога возникает целесообразность формирования «Самости» (саморазвитие, самообразование и самовоспитание). Так Д. А. Данилов указывал «на прослеживание процесса появления и развития у личности и общества новых идей, новых качеств, новых достижений, ведущих к формированию творческих новообразований». Высоким достижением поставленных целей является саморазвитие, являющееся уровнем «осознания своих лич-

ностных качеств, способного получить профессиональное образование» [3]. Таким образом, сущность развития, становление целостной личности профессионала - это механизм самодвижения, саморазвития как отдельных личностей, в котором важное место занимает самообразование как готовность личности к осознанному обучению.

В связи с вышеуказанным, подготовка педагогических кадров является одной из важнейших задач в системе профессионального образования.

Цель статьи заключается в раскрытии понятия «профессионально-личностное становление будущего педагога» в рассмотрении условий, содержания и этапов предпрофессио-нальной подготовки будущих педагогов.

Основы профессионально-личностного становления будущего педагога

В трудах Е. М. Борисовой, С. Г. Вершловского, Е. И. Исаева, Е. А. Климова, Л. Н. Куликова, Н. Б. Крыловой, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. И. Слободчикова, С. Н. Чистяковой и др. рассматриваемый нами вопрос связывают с изучением характеристик личностных качеств личности.

В исследованиях отечественных ученых термин «становление» определяется как «созревание и рост; переход от одного определённого состояния к другому более высокого уровня; единство уже осуществлённого и потенциально возможного. Педагогический смысл термина «становление» можно выявить при сопоставлении понятий «развитие» и «становление». Развитие связано с совершенствованием уже существующих задатков, а становление характеризует постоянный процесс их обновления. Под «становлением» понимается непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самореализацию» [2].

Успешность педагогической деятельности педагога зависит от «сознательной работы по развитию своей личности как профессионала. Важными составляющими данного процесса являются адаптация своих индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. В основе профессионального становления лежит сложная система мотивов и источников активности» [4].

По мнению Л. Н. Куликовой «именно в период оформления мировоззрения личности, так важно помочь растущему человеку в выборе оснований для самоопределения, это будет определять характер саморазвития» [5]. С. Н. Чистякова рассматривает «профессиональное самоопределение как длительный процесс, охватывающий весь жизненный и трудовой путь. Уточнение, углубление профессионального самоопределения в конкретной, близкой или совсем другой сфере может осуществляться в системе профессионального образования, повышения квалификации, стажировки, самообразования» [6].

В Республике Саха (Якутия) данная проблема рассматривалась в исследованиях Д. А. Данилова, А. Г. Корниловой, Т. А. Макаренко, А. В. Мордовской, Е. С. Никитиной, С. В. Паниной и др., в которых авторы указывают на организационно-педагогические условия, в которых создана целостная образовательная среда «для профессионально-личностного развития студентов - будущих педагогов».

В данной статье остановимся на двух монографиях, авторами которых являются Дмитрий Алексеевич Данилов, Корнилова Алла Георгиевна и Корнилов Юрий Вячеславович. В научных изданиях авторы раскрывают и обосновывают «концептуальные основы и механизмы формирования целостного образовательного пространства и образовательной среды» в профессиональном учебном заведении, также представлен анализ организации подготовки педагогических кадров в Республике Саха (Якутия) с позиции принципа регионализации в образовательной системе Российской Федерации.

Д. А. Данилов - выдающийся педагог, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный деятель науки Республики Саха (Якутия), лауреат Государственной премии РС (Я) в области науки и техники, Почетный профессор СВФУ им. М.К. Ам-мосова. Учёный внес существенный вклад в область профессиональной научно-педагогической подготовки педагогических кадров. Так, в диссертационном совете Якутского государственного университета по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02

- теория и методика обучения и воспитания (литература), под руководством Д. А. Данилова (1993-2010 гг.) защищено 16 докторских и 386 кандидатских диссертаций, из них 75 % составляют учителя и руководители школ республики. Под его непосредственным руководством 94 педагога стали кандидатами педагогических наук и 14 докторов наук. Из них 18 кандидатских и 11 докторских диссертаций защищены на диссертационных советах центральных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Хабаровска и других городов. В целом, в процессе работы диссертационного совета Якутского государственного университета объективно внедрены рациональные механизмы единения теоретической и практической подготовки высококвалифицированных специалистов в области образования. Дмитрий Алексеевич является автором более 300 научно-учебных изданий, в том числе монографий - 26, учебных и учебно-методических пособий - 26.

Монография «Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы» раскрывает основные подходы к проблеме подготовки педагогических кадров в системе образования с учетом региона. Как считают авторы монографии, что «развитие современной образовательной системы, основанной на принципах гуманизации связана, с одной стороны с возможностью самореализации личности учащегося, личностно-значимым обучением и персонализированным знанием, а с другой

- опорой на самоактуализирующуюся личность учителя» [3].

Научное издание представляет собой анализ широкого спектра теоретических и научно-практических источников, посвященных проблеме педагогического образования, подготовке педагогических кадров, ее значимости и актуальности. Изучая в таком аспекте, исследователи приходят к выводу, что «в образовательной системе главным субъектом и движущей силой является учитель с профессиональным уровнем и личными качествами. Обязательным условием актуализации личностного профессионального потенциала является формирование и развитие личностных качеств педагога. Профессиональная готовность представляет собой сложное, устойчивое качественно новое для личности психологическое изменение, которое выражается в положительном отношении специалиста к профессиональной деятельности, в способности выполнять свои обязанности, уверенности в знаниях, умениях, навыках, приобретенных в процессе профессионального образования» [3, с. 153].

На основе проведенной опытно-экспериментальной работы исследователями предпринята попытка решить поставленные проблемы на уровне региональной подготовки педагогических кадров, определены закономерности развития профессионально-педагогической готовности студента к будущей профессии: научно-организованная профессиональная ориентация и отбор; развитие профессионально важных качеств; последовательность и систематичность, становление профессиональной готовности студентов.

В монографии «Формирование целостной образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов» обоснованы теоретико-методологические основы

и концептуальные положения формирования образовательного пространства и целостной образовательной среды для развития студентов, обобщен авторский практический опыт. Исследователи утверждают, что в учебных заведениях «образовательное пространство и образовательная среда создают условия для развития интереса к профессии, социально и профессионально значимых качеств, формирования инициативных, творческих будущих специалистов-профессионалов, реализующих свой личностный потенциал» [7].

Также профессионально-личностное становление будущих педагогов будет успешным, если в образовательной среде учебных заведений будут созданы соответствующие условия, то есть «взаимосвязанная совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которая обеспечивает повышение образованности, профессиональной компетентности будущих специалистов» [7]. Остановимся на одном доминирующем условии как организация непрерывного, постоянного и систематического профессионального становления обучающихся.

Считаем, данный процесс необходимо связывать с формами и содержанием предпро-фессиональной подготовкой старшеклассников. Именно такая организация профильного обучения способствует осознанному выбору профессии педагога. С 2021 года в педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ) функционирует виртуальный педагогический класс, который расширил содержание и направления своей деятельности и получил новый статус - Малая психолого-педагогическая академия (МППА). В академии обучаются 103 школьника из Нюрбинского, Сунтарского, Горного, Намского, Хангаласского улусов Республики Саха (Якутии). Цель МППА заключается в формировании у старшеклассников устойчивого интереса к педагогической деятельности; организации предпрофессиональной подготовки к поступлению на педагогические направления в СВФУ посредством реализации образовательных программ довузовского дополнительного образования.

Также предпрофессиональная подготовка старшеклассников успешно осуществляется и в педагогических классах. Именно открытие педагогических классов в общеобразовательных школах позволяет обучающимся старших классов более осознанно подойти к выбору будущей профессии, способствует формированию ценностных ориентаций и установок, развитию коммуникативных, организаторских умений и навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной педагогической деятельности.

Программа предпрофессиональной подготовки старшеклассников, которая реализуется в педагогических классах, направлена на углубленное изучение базовых основ психолого-педагогических дисциплин, которые, в конечном счете, доводят к конкретизации профилей и состоят из нескольких этапов. Предпрофессиональная подготовка направлена на формирование потребностей в получении первоначальных знаний о педагогике и психологии, в развитии умений творчески подходить к решению любых вопросов, принимать участие в различных профессионально-значимых мероприятиях, научно-исследовательской деятельности.

Рассмотрим каждый этап предпрофессиональной подготовки: от простого этапа к более сложному. На начальном этапе через дополнительные занятия школьники (8-9 классы) знакомятся со спецификой педагогической деятельности, с атласом профессий, с миром профессий и т. д. Работа строится по принципу «учимся учиться». На всех проводимых занятиях лекция-визуализация сопровождается с применением игровых технологий. В результате у старшеклассников формируются предпрофессиональные знания и навыки, обеспечивающие готовность к предпрофессиональному развитию, качественному усвоению содержания обучения.

На следующем этапе предполагается расширение полученных знаний и самостоятельное его углубление (10 класс). Участники обучения, опираясь на полученные знания, анализируют свои мотивы, определяющие выбор будущей профессии, планируют дальнейшие действия, осваивают те умения, которые необходимы в современной жизни и в профессии. Все это способствует эффективному профессиональному самоопределению и в результате появляется у обучающихся профессиональный интерес, профессиональное самоопределение.

На завершающем этапе (11 класс), предпрофессиональная подготовка направлена не только на освоение психолого-педагогических знаний, но и на практическую педагогическую деятельность, включающей, к примеру, работу вожатым в детских лагерях. Особое место отводится в организации педагогической деятельности, где каждый старшеклассник в роли педагога выполняет ту или иную деятельность, исходя из своих потребностей и возможностей. Это дает возможность старшекласснику «примерить» профессию педагога. В результате практической педагогической деятельности у старшеклассника формируются определенные навыки, необходимые в работе будущего педагога.

Таким образом, процесс профессионально-личностного становления будущего педагога продолжается его поступлением в профессиональное учебное заведение. В период обучения у студента формируются и развиваются профессиональные и личностные компетенции. К ним относятся способность и готовность к ответственной профессиональной деятельности, самостоятельность, освоение новых знаний, развитие коммуникативных навыков, организованность и т. д. По окончании учебы в вузе начинается новый этап в профессионально-личностном становлении, успешность которого зависит от адаптации в профессии, приобретения профессионального опыта, личностных свойств и качеств личности педагога, необходимых для решения профессиональных задач.

Анализируя подходы становления и развития в профессиональной деятельности будущего педагога Т. А. Макаренко, С. В. Панина, А. В. Мордовская пришли к выводу, что «профессиональное развитие неотделимо от личностного» [8].

Результатом профессионально-личностного становления педагога, на наш взгляд, является самоорганизующаяся личность, который является носителем продуктивной жизненной, социальной активности, у которой должны быть сформированы и развиты такие качества как ответственность, самоконтроль, самооценка, самостоятельность.

Заключение

Проблема профессионально-личностного становления будущего педагога раскрыта на основе изучения научных трудов отечественных исследователей, анализа монографий Д. А. Данилова, А. Г. Корниловой, Ю. В. Корнилова. Определено, что в профессиональном учебном заведении для профессионально-личностного становления педагога необходимо формировать целостное образовательное пространство и образовательную среду и соответствующие организационно-педагогические условия.

Следовательно, профессионально-личностное становление будущего педагога в условиях предпрофессиональной подготовки - это процесс, направленный на умение выстраивать собственную позицию педагога и траекторию развития в профессиональной деятельности, успешность которой во многом зависит от умения применять знания, умения и личностные качества.

Л и т е р а т у р а

1. Ипполитова, Н. В. Личностный аспект реализации принципа непрерывности в профессиональном образовании / Н.В. Ипполитова. - Текст : непосредственный // Вестник ЮУрГУ Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - № 1. - С. 7-12.

2. Данилов, Д. А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления педагога / Д. А. Данилов, С. Н. Дмитриева, Т. В. Евдокарова. - Текст : непосредственный // Научный электронный журнал «Меридиан». - 2018. - № 4 (15). - С. 228-230.

3. Данилов, Д. А. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы / Д. А. Данилов, Е. С. Никитина. - Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2003. - 160 с. - Текст : непосредственный.

4. Шушунова, Е. В. Проблема профессионального становления учителя в условиях современного образования / Е. В. Шушунова, Ю. И. Богатырева.- Текст : непосредственный // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2016. - Т. 2. - Выпуск № 4 - С. 63-69.

5. Куликова, Л. Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие / Л. Н. Куликова. - Хабаровск : Изд-во Хабар.гос. пед. ун-та, 2005. - 320 с. - Текст : непосредственный.

6. Чистякова, С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С. Н. Чистякова. - Текст : непосредственный // Школа и производство. - 2013. - № 1. - С. 9-12.

7. Данилов, Д. А. Формирование целостной образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов : монография / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова, Ю. В. Корнилов. -Якутск : Полигр.комп. «Смик-Мастер.Полиграфия», 2011. - 94 с. - Текст : непосредственный.

8. Макаренко, Т. А. Формирование индивидуальной профессиональной траектории будущих педагогов: теория и практика : монография / Т. А. Макаренко, С. В. Панина, А. В. Мордовская. - Москва : СГА, 2008. - 149 с. - Текст : непосредственный.

R e f e r e n c e s

1. Ippolitova, N.V. Lichnostnyj aspekt realizacii principa nepreryvnosti v professionalem obrazovanii /N.V. Ippolitova // Vestnik YUUrGU. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». - 2015. - № 1. -S. 7-12.

2. Danilov, D.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'no-lichnostnogo stanovleniya pedagoga / Danilov D.A. Dmitrieva S.N., Evdokarova T.V. - Tekst : Nauchnyj elektronnyj zhurnal Meridian. 2018. № 4 (15). - S. 228-230

3. Nikitina E.S., Danilov D.A. Regional'nye podgotovki pedagogicheskih kadrov: organizacionno-pedagogicheskie osnovy. - Novosibirsk: Sib. Univ. Izd-vo, 2003. - 160 s.

4. SHushunova, E.V. Problema professional'nogo stanovleniya uchitelya v usloviyah sovremennogo obrazovaniya / SHushunova, E.V., Bogatyreva, YU.I. - Tekst : Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2016, tom 2. Vypusk №4 - S. 63 - 69

5. Kulikova, L.N. Samorazvitie lichnosti: psikhologo-pedagogicheskie osnovy': uchebnoe posobie. -Khabarovsk : Izd-vo Khabar.gos. ped. un-ta, 2005. - 320 s.

6. Chistyakova, S.N. Novy'e podkhody' k formirovaniyu professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov v usloviyakh neprery'vnogo obrazovaniya // Shkola i proizvodstvo. 2013. # 1. S. 9-12.

7. Danilov, D.A. Formirovanie celostnoj obrazovatel'noj sredy dlya professional'no-lichnostnogo razvitiya studentov : monografiya / D.A. Danilov, A.G. Kornilova, YU.V. Kornilov. - YA. : Poligr.komp. «Smik-Master.Poligrafiya», 2011. - 94 s.

8. Makarenko, T.A. Formirovanie individual'noj professional'noj traektorii budushchih pedagogov: teoriya i praktika : monografiya / T.A. Makarenko, S.V. Panina, A.V. Mordovskaya. - M. : SGA, 2008. -149 s.

ÁtrátrÁtr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.