Педагогические науки
УДК 378.6
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ4
Е.А. Вызулин, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет (Нижний
Новгород, Россия).
Аннотация. В статье определяется категориальный аппарат профессионально-этических ценностей. По результатам опроса определяется их иерархичность в структуре профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел. Приводится краткий анализ социологического опроса респондентов по определению значимости предлагаемых ценностей, которыми должен обладать сотрудник полиции.
Ключевые слова; профессионально-этические ценности, профессионально-этическая культура, органы внутренних дел, полиция, честность, доброта, трудолюбие, справедливость, целостность.
4 Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Мухина (Нижний Новгород, Россия).
PROFESSIONAL-ETHICAL VALUES IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS
AGENCIES
E.A. Vyzulin, Nizhny Novgorod state pedagogical University named after Kozma Minin - Minin University.
Abstract: This article describes the categorical apparatus and vocational ethical values. According to the survey results the author determines their hierarchy in the structure of professional and ethical culture of employees of Internal Affairs Agencies. The article describes a brief analysis of the sociological survey of respondents to determine the significance of the proposed values that should be possessed by a police officer.
Keywords: professional-ethical values, professional-ethical culture, Internal Affairs Agencies, police, honesty, kindness, diligence, justice, integrity.
Ценности - это термин, применяемый к тем идеям, поведению и действиям, которые важны для нас. Ценности - это те вещи за которые стоит бороться, и ради этих вещей стоит приносить жертвы. Они нам дороги. Наши ценности оказывают сильное влияние [18] на наше принятие решений и помогают определить, где мы размещаем наш акцент в личной жизни и профессиональной деятельности. Ценности составляют основу нашего понимания этики. Целью нашей статьи мы видим определение места профессионально-этических ценностей в структуре профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел. В срочной перспективе возможностью разработки педагогической модели формирования этого института. По мнению Г.В. Лазутиной профессионально-этические ценности являются основанием профессиональной морали, функция которой - «обеспечить такое поведение членов профессиональной группы, при котором данная деятельность приносит наилучшие результаты, оправдывая свое
общественное предназначение» [7].
Практически ежедневно, мы слышим про полицейских, которые поступают неправильно или противозаконно. Чрезмерное применение силы, злоупотребление служебным положением, злоупотребление властью, хищения вещей задержанных лиц,и даже простые вещи, как превышение скоростного режима, все это примеры неэтичного поведения со стороны тех, кому общественность доверила служить и защищать ее.
Следует отметить, что подавляющее большинство сотрудников полиции по настоящему хорошие, порядочные, трудолюбивые и целеустремленные люди, которые служат обществу и совершаютпоступки, отвечающие ожиданиям общества. В отличие от негативных новостей, хорошая работа правоохранительных органов часто остается за кадром.Когда ситуация связанас освещением положительной стороны работы полиции, об этом слишкомбыстро забывают.
Необдуманное действие, совершенное одним непрофессиональным или нерадивым сотрудником может повлиять на всю правоохранительную систему. В глазах среднестатистического гражданина все полицейские выглядят единообразно и ведут себя одинаково. Вот почему так жизненно необходимо, чтобы каждый сотрудник делал все от него зависящее, в целях поддержания и повышения доверия общественности.
Мы часто используем такие слова, как этика и ценности, но несмотря на все разговоры об этике в правоохранительной деятельности, важно установить, чем этика и этическое поведение являются. Безусловно существует требование среди правоохранительных органов для соблюдения этических норм, но без четкого определения терминов, об этом говорить бесполезно. Чтобы начать обсуждение, нужно определить несколько ключевых понятий (категорий).
В обществе, у каждого есть личные ценности и профессиональные ценности. Наши личностные ценности - персональные с учетом воспитания, культурного и этнического происхождения, религиозных убеждений и личного опыта. Поэтому личностные ценности являются уникальными для каждого человека, они, как правило, платформа, на основе которой строится профессиональная этика, они могут сообщить, как мы видим, ценим и подходим к этическому поведению. Для нас, больший интерес, представляют профессионально-этические ценности, характерные для
профессиональной общности, в нашем случае сотрудников органов внутренних дел. Определенный ценностный понятийно-категориальный аппаратдаст возможность определится с компонентами профессиональной этической культуры и возможностью построениям перспективе, педагогической модели формирования [1,9,19] профессиональных ценностей.
В теориях ценности напрямую связываются с текущими интересами людей и социальных групп. Ценности рассматриваются аксиологией и психологией как базовый структурный компонент личности (С.Ф. Анисимов, М.Г. Гинзбург), «центр ее духовного развития» (Б.Г. Ананьев), «ось сознания» (А.Д. Солдатенков), регулятор мотивации, поведения, деятельности (А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев). Ценности задают ориентацию на будущее (М.Г. Гинзбург), связываются с идеалом («эстетическая доминанта» - В.М. Видгоф) [3]. По мнению Н.А.Бердяева, «чистота нравственного сознания искажается социальной обыденностью» [2]. Стала уже классической мысль Ф.Энгельса о том, что «представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили друг другу» [8].
Педагогикой (Ш.А.Амонашвили, Б.С. Гершунский, В.В. Игнатова, В.Г. Рындак) ценности рассматриваются как высшие человеческие принципы, правильный (нравственный) выбор которых, их признание, освоение, реализация в деятельности формирует в личности тезаурус лучших качеств, способствуя развертыванию различных видов потенциалов (ресурсов) личности, а следовательно и ее успешному становлению, духовно-творческой самореализации в социуме [14].Опираясь на педагогический опыт, требования нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, исследования И.В. Будило, О.М. Боевой, А.Д. Жаркова, С.И. Маслова, С.В. Тимофеевой, А.А. Федотова, В.М. Шамарова и др. нами выявлен ряд категориальных значений, которые являются общепризнанными обществом. Это профессионально-этические ценности - те идеалы, которые определяются как самые дорогие по культуре или группе, и это те ценности, из которых мы черпаем наше понимание и ожидание профессиональной этики и профессионально-этического поведения. Такие идеалы включают:
Целостность- выражает интегрированность, самодостаточность,
автономность объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью[15].
Честность -понятие морального сознания и этики, нравственное качество личности, норма поведения, условие социального и личного блага. Сущность состоит в соответствии слова и дела действительному положению вещей. Понятие, однопорядковое правдивости, его противоположностью является понятие «лицемерие» [17].
Трудолюбие - черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности [5, 20].
Доброта - свойство человека быть добрым, не столько отдельная добродетель, сколько сочетание в одном человеке нескольких разных и взаимодополняющих добродетелей: щедрости, мягкости, сострадания, благожелательности, иногда и любви [16].
Сострадание - инстинктивное участие в боли и страдании другого человека [18].
Эмпатия - способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает [6].
Сочувствие - способность страдать при виде чужого страдания. Сочувствие близко к жалости, однако лишено свойственного последней оттенка снисходительности [16].
Справедливость - одна из четырех основополагающих добродетелей, заключающаяся в уважении к равенству и законности, правам индивидуумов и праву как институту[16].
Храбрость - добродетель, необходимая для борьбы с опасностями, страданием и усталостью, способная преодолевать страх, малодушие и леность [16].
Эти идеалы, общечеловеческие ценности, помогают вести нас к нравственному поведению и принятию этических решений [4]. Они помогают информировать нас о том, что ожидается от нас и какие действия мы должны предпринять.
Этика - это, в сущности, совершение правильных вещей, независимо от того, что может произойти. «Правое дело» базируется на тех ценностях которыми общество дорожит. Этические принципы [13] основаны на понятии, что добро всегда остается добром, а зло всегда остается злом.
Когда сотрудник органов внутренних дел [11] не в состоянии
совершить то, что правильно, и особенно, когда онсовершает то, что явно и очевидно противоречит общепризнанным ценностным ориентирам, он сильно подрывает общественное доверие и предопределяет деградацию правоохранительных органов, их способность работать в пределах запросов общества и выполнения возложенной миссии. Соблюдение высоких этических установок [10], жизненно важно для достижения общей цели современной полиции в тактике, технике и практике.
Есть несколько способов продвижения этики в органах внутренних дел. Внушение сотрудникам с первого дня полицейской службы необходимости и важности высоких этических стандартов в работе полиции. Прежде всего, это приведение к присяге.
Присяга содержит положения о соблюдении и защите Конституции,обещание вести себя трезво, честно и с честью, чтобы избегать оскорбительного поведения и требование подчиняться вышестоящим руководителям в пределах служб и подразделений. По сути, сотрудники органов внутренних дел клянутся быть честными, порядочными гражданами. Они обещают быть частью решения стоящих перед полицией задач, а не частью проблемы, и что также важно, они обещают следовать определенным правилам, нравится им это или нет, соглашаться с ними или нет.В рамках концепции профессионального мастерства является мысль, что сотрудники должны владеть честью прилюбых условиях. Гораздо большего уважения заслуживают только те, кто совершил ошибки, но признают это, чем те, кто старается скрыть свои проступки или винить других за собственные недостатки. Присяга закладывает основу для привития этических норм поведения, но нельзя останавливаться на достигнутом. Чтобы помочь полиции в принятии этических решений.
В рамках кодекса этики появляются конкретные положения, способствующие охране жизни и собственности, что важно избегать предвзятости и понимание того, что нагрудный знак является символом общественного доверия.
Кодекс этики [12] требует, чтобы сотрудникиорганов внутренних дел не только стояли на страже закона, но и следовали ему сами. Они призваны быть примером для общественности и демонстрировать правильный способ поведения. Важная вещь для сотрудников органов внутренних дел помнить, то, что они делают в форменной одежде, затрагивает не только их самих как
индивидов, но и всю службу, подразделение и, пожалуй, всюполицию.
Полицейские должны работать вместе, чтобы стать профессионалами своего дела, что общество требует и ожидает от них. Они должны подавать пример и они должны делать порой трудный выбор, чтобы поступать правильно в определенных обстоятельствах. Только так сотрудники смогут обеспечить высокий уровень обеспечения безопасности общества, меняя себя, чтобы изменить жизнь других людей.
Выбранный массив категорий был предложен для опроса респондентам с целью определения иерархической линейки профессионально-этических ценностей, которыми должен обладать сотрудник полиции и необходимостью их формирования.
Поставленный вопрос, «какой социальной ценностью должен обладать в первую очередь сотрудник полиции?», показал неожиданный результат. Опрошено 54 респондента, из них: проходящих первоначальную профессиональную подготовку, без юридического образования - 9 (17%), с юридическим образованием - 20 (37%), проходящие профессиональную переподготовку - 25 (46%). По результатам обработки материалов опроса, среди основных качеств, которыми должен обладать сотрудник полиции, 20 респондентов (37 %) назвали «честность», 22 респондента (40,7 %) -«справедливость», «трудолюбие» - 6 респондентов (11 %), «целостность» - 4 респондента (7,4%). Настораживает тот факт, что в числе важных качеств современного сотрудника органов внутренних дел всего по 1 (1,85%) респонденту назвали «доброту» и «сочувствие».
Установлен факт отсутствия интереса со стороны респондентов к таким профессионально-этическим ценностям, которыми возможно должен обладать сотрудник органов внутренних дел в первую очередь, как «сострадание», «эмпатия» и «храбрость».
Таким образом, по результатам проведенного опроса, нами определена иерархическая линейка профессионально-этических ценностей, которыми в первую очередь должен обладать сотрудник органов внутренних дел: справедливость, честность, трудолюбие, целостность, доброта, сочувствие. Определим сострадание, эмпатию, храбрость как вариативный резерв для возможной замены в структуре педагогической моделиформирования профессионально-этических ценностей при развитии профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел
в условиях дополнительного профессионального образования.
Литература:
1. Андреев Г.И. Формирование профессионально-этической культуры курсантов образовательных учреждений МВД РФ: дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2002. - 251 с.
2. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 254 с.
3. Боева О.М. Педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры: аксиологический подход :автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. М., 2015. 26 с.
4. Вызулин Е.А. Этические принципы и нормы деятельности сотрудников органов внутренних дел // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. №4. С. 39-46.
5. Краткий психологический словарь / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
6. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. Игишева. 2008.
7. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2006.
С. 44.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. с. 94.
9. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Психодидактические условия формирования коммуникативной культуры будущего педагога в процессе вузовского образования // Мир науки, культуры и образования. Горно-Алтайск. 2015. С. 121-123.
10. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Формирование коммуникативной культуры как приоритетная задача профессиональной подготовки педагога - профессионала новой формации // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе
специальностей «Образование и педагогика» (10 ноября 2015г.; г. Н. Новгород) - Н. Новгород :Мининский университет, 2015 С. 234-237
11. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ // Российская газета. 2012. 7 декабря.
12. Об утверждении кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 09.06.2016) (утратил силу).
13. Симзяев А.В. Профессионально-этическая культура сотрудника ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 3(38). С. 12-15.
14. Тимофеева С.В. Аксиологический подход в образовании -наиважнейший фактор воспитания духовного и творческого начал в личности // Вестник КрасГАУ. 2009. №3 С.251 -257.
15. Философский энциклопедический словар / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
16. Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.
17. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 673.
18. Философский энциклопедический словарь / ред. -сост. Е.Ф. Губского [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 574 с.
19. Шарова И. В. Формирование профессионально-этической культуры социального педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1999. - 194 с.
20. Norcross J. C., Koocher G. P., Garofalo A. Discredited Psychological Treatments and Tests: A Delphi Poll (англ.) // Professional Psychology: Research and Practice.- 2006. - Vol. 37, no. 5. - P. 515-522.
21. Чарльз М.Т. Современное состояние и перспективы профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции) США и России. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. - 268 с.
References:
1. Andreev G.I. Formirovanie professional'no-jeticheskoj kul'tury kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD RF: dis. ... kand. ped. nauk. - Cheboksary, 2002. - 251 s.
2. Berdjaev N.A. Opyt jeshatologicheskoj metafiziki. Tvorchestvo i ob#ektivacija // Carstvo Duha i carstvo Kesarja. M.: Respublika, 1995. 254 s.
3. Boeva O.M. Pedagogicheskie uslovija nravstvennogo vospitanija sotrudnikov organov vnutrennih del v uchrezhdenijah kul'tury: aksiologicheskij podhod :avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.05. M., 2015. 26 s.
4. Vyzulin E.A. Jeticheskie principy i normy dejatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2015. №4. S. 39-46.
5. Kratkij psihologicheskij slovar' / L.A.Karpenko, A.V.Petrovskij, M. G. Jaroshevskij. — Rostov-na-Donu: «FENIKS», 1998.
6. Kratkij tolkovyj psihologo-psihiatricheskij slovar'. Pod red. Igisheva.
2008.
7. Lazutina G.V. Professional'naja jetika zhurnalista. M., 2006. S. 44.
8. Marks K., Jengel's F. Soch., t. 20. s. 94.
9. Muhina T.G., Sutugin A.Ju. Psihodidakticheskie uslovija formirovanija kommunikativnoj kul'tury budushhego pedagoga v processe vuzovskogo obrazovanija // Mir nauki, kul'tury i obrazovanija. Gorno-Altajsk. 2015. S. 121-123.
10. Muhina T.G., Sutugin A.Ju. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury kak prioritetnaja zadacha professional'noj podgotovki pedagoga - professionala novoj formacii // Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v kontekste global'noj obrazovatel'noj povestki: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam razrabotki i aprobacii novyh modulej programm bakalavriata po ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika» (10 nojabrja 2015g.; g. N. Novgorod) - N. Novgorod :Mininskij universitet, 2015 S. 234-237
11. O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 30.11.2011 N 342-FZ // Rossijskaja gazeta. 2012. 7 dekabrja.
12. Ob utverzhdenii kodeksa professional'noj jetiki sotrudnika organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: prikaz MVD Rossii ot 24 dekabrja 2008 g. №
1138 [Jelektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPljus (data obrashhenija 09.06.2016) (utratil silu).
13. Simzjaev A.V. Professional'no-jeticheskaja kul'tura sotrudnika OVD // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2009. № 3(38). S. 12-15.
14. Timofeeva S.V. Aksiologicheskij podhod v obrazovanii - naivazhnejshij faktor vospitanija duhovnogo i tvorcheskogo nachal v lichnosti // Vestnik KrasGAU. 2009. №3 S.251-257.
15. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar / Gl. redakcija: L. F. Il'ichjov, P. N. Fedoseev, S. M. Kovaljov, V. G. Panov — M.: Sov. Jenciklopedija, 1983. — 840 s.
16. Filosofskij slovar' — M.: Palimpsest, Izdatel'stvo «Jeterna». Andre Kont-Sponvil'. 2012.
17. Slovar' filosofskih terminov. Nauchnaja redakcija professora V.G. Kuznecova. M., INFRA-M, 2007, s. 673.
18. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' / red.-sost. E.F. Gubskogo [i dr.]. — M.: INFRA-M, 2006. — 574 s.
19. Sharova I. V. Formirovanie professional'no-jeticheskoj kul'tury social'nogo pedagoga: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. - M., 1999. - 194 s.
20. Norcross J. C., Koocher G. P., Garofalo A. Discredited Psychological Treatments and Tests: A Delphi Poll (angl.) // Professional Psychology: Research and Practice.- 2006. - Vol. 37, no. 5. - P. 515-522.
21. Charl'z M.T. Sovremennoe sostojanie i perspektivy professio-nal'noj podgotovki sotrudnikov policii (milicii) SShA i Rossii. - Sankt-Peterburg: Aletejja, 2000. - 268 s.
— • —
Сведения об авторе.
Евгений Александрович Вызулин, старший преподаватель кафедры оперативной деятельности сотрудников ОВД, Нижегородская академия МВД России; аспирант кафедры общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина -Мининский университет (Нижний Новгород, Россия).