Научно-практический журнал
Образовательная среда как средство формирования профессионально-этической культуры сотрудников внутренних дел в условиях дополнительного профессионального образования
Вызулин Евгений Александрович, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России
0512e@mail.ru
Аннотация: В статье определяются компоненты образовательной среды, оказывающие влияние на формирование профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел в условиях ведомственного дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессионально-этическая культура, образовательная среда, сотрудник органов внутренних дел, компоненты.
В современных условиях при смене парадигм образования, на основе обращения к общечеловеческим ценностям и национальным гуманистическим традициям, педагогическая наука и практика переходят от универсальной государственно-ориентированной системы образования к вариативным моделям образования.
Дополнительное профессиональное образование становится продолжением формирования, воспитания и обучения личности, неотъемлемой частью духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, сферой культуры, досуга, а главное — составляющей непрерывного образования. Ценностное основание дополнительного про-
N 4 (5) Декабрь 2016
Actual question
Educational environment as a means of formation of professional and ethical culture of employees of internal affairs in conditions of additional vocational education
Vyzulin Evgeniy Aleksandrovich, senior lecturer of the department of administrative activities of the bodies of internal affairs of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal affairs of Russia
0512e@mail.ru
Annotation: The article defines the components of the educational environment influencing the formation of professional and ethical culture of employees of internal Affairs bodies in terms of the departmental continuing professional education. Keywords: additional professional education, professional end ethical culture, educational environment, personnel of agencies of internal affairs, components.
фессионального образования состоит в его закономерности являться полноправной составляющей единого социального и образовательного пространства, усиливать влияние общей системы образования на личностное развитие.
Основной идеей в теории формирования дополнительного профессионального образования является свободный выбор и право
на его осуществление в личном образовании.
Система дополнительного профессионального образования при широком спектре образовательных услуг основывается на социальном заказе общества, удовлетворяет растущие индивидуальные образовательные потребности личности, обе^ечивает самодостаточность и конкурентоспособность формирующегося сотрудника органов внутренних дел, проявляю-
МаисИпо-ргакйсИеБЙу иИигпа!
щего творческую инициативу, способность к инициативному поиску новых способов действий, стремящегося к самореализации и самовыражению.
Образовательная среда отражает взаимосвязанные условия, обеспечивающие воспитание и обучение. В образовательной среде, осуществляется взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом формирования, воспитания и развития личности, которое происходит в заданных средовых условиях, при этом под влиянием педагогической деятельности среда меняется, как меняется и сам обучающийся. Взаимовлияние, взаимодействие обучающегося с образовательной средой предстает как создание гуманитарного образовательного пространства.
Образовательная среда образовательной организации высшего образования системы МВД России становится средством формирования профессионально-этической культуры сотрудника органов внутренних дел, если:
— содержание специализированных дисциплин имеет функциональное, содержательное и практико-ориентированное выражение;
— формы и методы педагогической деятельности понятные, логически обоснованные и применимые в оперативно-служебной деятельности;
— отношения между субъектами педагогической системы построены на принципах демократичности, воспитания, обучения и развития.
Образовательная среда создает атмосферу, духовность, комфортность к которым об-
учающийся сотрудник органов внутренних дел стремится. Одновременно — это процесс самоопределения обучающегося, а также профессионального становления, процесс формирования профессионально-этической культуры.
По мнению К. Ю. Калининой, поддержанному Е. Е. Мерзон, в образовательном пространстве выделяют компоненты [2]:
— психодидактический (содержание, формы и методы деятельности);
— социальный (отношения, возникающие между субъектами);
— пространственно-предметный (возможности для организации деятельности и развития обучающихся, обеспечиваемые предметной средой) [1].
Таким образом, по нашему мнению, образовательная среда образовательной организации высшего образования системы МВД РФ состоит из следующих компонентов:
1) внутренняя направленность, определение ценностей и задач;
2) инновационные образовательные технологии, психологический климат;
3) дифференцированность представлений преподавателей;
4) мотивированная организация передачи знаний.
При формировании каждого из представленных компонентов в образовательной организации высшего образования системы МВД РФ, у обучающихся формируется профессионально-этическая культура сотрудника органов внутренних дел [3].
Профессионально-этическая культура со-
No. 4 (5) December 2016
Actual question
трудника органов внутренних дел зависит от многочисленных факторов (качество учебных программ, качество методического обеспечения учебного процесса, качество управления образовательной организацией). Образовательные организации высшего образования системы МВД РФ должны обладать такой образовательной средой, которая стала бы эффективным механизмом профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Потенциал образовательной среды образовательной организации высшего образования системы МВД РФ должен направить обучающегося в русло его профессионально-этического становления [4].
Образовательная среда — это целостная качественная характеристика образовательной организации, которая:
— определяется задачами, которые образовательная организация ставит и решает в своей деятельности;
— проявляется в выборе средств, с помощью которых задачи решаются;
— оценивается по эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном и культурном воспитании, обучении и развитии сотрудников органов внутренних дел, которых она позволяет достичь.
Образовательная среда система влияний и условий формирования личности по заданному лекалу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении.
Образовательная среда образовательной организации как целостная качественная характеристика не может быть оценена только
количественными показателями. В понятии «образовательная среда» мы выделим три основных аспекта характеризующих ее.
Первый — результативный. Главным результатом воздействия образовательной среды является развитие. Речь идет не только о развитии интеллектуальных способностей, но также и о влиянии образовательной среды на особенности социального и индивидуального личностного развития.
Второй — процессуальный. Определяет средства, которыми достигается развитие. Средства могут быть разнообразными, охватывающими все стороны жизни.
Третий — целевой. Позволяет определить характеристики образовательной организации. На решение, каких задач направлены ее усилия, время и средства.
Таким образом, образовательная среда формирования профессионально-этической культуры сотрудника органов внутренних дел это педагогически организованная микросреда, обладающая высоким уровнем развития профессионально-этической культуры образовательной организации, гибкой динамикой развития, предоставляющая большие возможности воздействия на моральную мотивацию сотрудника, его духовно-нравственную составляющую.
Примечания
1. Калинина К. Ю. Значение традиции для диагностики образовательной среды школы //
Научно-практический журнал
Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2006. N 3. С. 107-122.
2. Мерзон Е. Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Молодой ученый. 2011. N 10. Т. 2. С. 170-172.
3. Мухина Т. Г, Вызулин Е. А. Формирование профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов / под общей редакцией проф. Э. Г. Скибицкого. Новосибирск: САФБД, 2016. С. 261-264.
4. Мухина Т. Г., Вызулин Е. А. Историко-педа-гогический аспект изучения проблемы формирования профессионально-этической культуры у курсантов МВД // Великие реки 2016: труды научного конгресса 18-го международного научно-промышленного форума: в 3-х томах / отв. ред. А. А. Лапшин. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. Т. 2. С. 341-344.