Группа научных специальностей:
Социология
Шифр научной специальности:
5.4.4
УДК 316.4
МИРОНЦЕВА Светлана Александровна,
кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления, Кубанский государственный университет, e-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
АННОТАЦИЯ. В статье представлен анализ особенностей профессиональной социализации российской молодежи в условиях цифровой среды. Автор рассматривает сущность профессиональной социализации и определяет ряд характеристик данного понятия. Особое внимание уделяется выявлению особенностей цифровой среды и её влияния на профессиональную социализацию российской молодежи, а также возможностей использования цифровых технологий молодыми людьми в своем профессиональном развитии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная социализация, молодежь, цифровая среда.
MIRONTSEVA Svetlana Alexandrovna,
PhD in Political Science, Associate Professor, Department of Public Policy and Public Administration,
Kuban State University
PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF MODERN RUSSIAN YOUTH
IN A DIGITAL ENVIRONMENT
ANNOTATION. The article presents an analysis of the features of professional socialization of Russian youth in a digital environment. The author examines the essence of professional socialization and defines a number of characteristics of this concept. Special attention is paid to identifying the features of the digital environment and its impact on the professional socialization of Russian youth, as well as the possibilities of using digital technologies by young people in their professional development.
KEY WORDS: professional socialization, youth, digital environment.
Профессиональный выбор человека это зачастую его предрасположенность к определённым действиям, в котором большое значение также имеет взаимодействие этого человека и с его окружающей социальной средой, тем самым это создает определенный стимул для приобретения профессиональных знаний, навыков и умений, и содействует формированию индивида, как субъекта определенного вида трудовой деятельности.
Понятие профессиональная социализация исследуется с разных точек зрения многими авторами. Одна из точек зрения - ролевая теория личности. Теория ролей разрабатывалась зарубежными социологами Дж. Мидом, Р. Линтоном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом и др. В контексте данного теоретического подхода профессиональная социализация определяется как процесс освоения роли, конфигураций ролей и норм, соответствующих конкретному социально-профессиональному статусу, а также формирование установки на реализацию ожиданий, связанных с выполнением данной социальной роли [1].
Исходя из представлений Т. Парсонса (представителя структурного функционализма), профессиональную социализацию необходимо рассматривать как взаимодействие, в рамках которого осваиваются общепрофессиональные ценности, а также формируется идеальный тип социальной профессиональной группы [2].
Теоретики символического интеракцио-низма (Ч. Кули, Дж. Мид и др.) отмечали значительную роль социальной среды в развитии личности. В ней личность рассматривается как совокупность ролей и является носителем конкретных социальных функций и норм [3]. Сторонники данного подхода рассматривали профессиональную социализацию через освоение индивидом различных социальных ролей в социальной группе путем принятия ролей других. Согласно Дж. Миду восприятие индивида самим собой происходит за счет его оценок другими [4].
Профессиональную социализацию, как и социализацию в целом, можно разделить на этапы её прохождения. Многие авторы выделяют различные этапы, включающие такие процессы
NIM ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III IM
как: формирование представлений о трудовой деятельности в разных профессиях, получения специального образования, формирование и развитие профессиональных планов; вхождение в профессиональную деятельность и адаптация к профессиональной среде и культуре, накопление профессионального опыта и активная профессиональная самореализация.
Существует ряд условий для прохождения успешной профессиональной социализации, среди выделенных С. М. Макаровой [5]. Среди условий можно отметить: приобретение профессиональных норм, ценностей и эоЙв^Нэ; формирование устойчивых форм поведения в профессиональной среде; непрерывный процесс накопления знаний и навыков; применение наставничества для приобщения к профессиональной культуре и др.
Современный человек уже не может себя представить без цифровых технологий. Множество информации переведено в цифровые формы хранения и распространения, во все сферы жизни внедряются цифровые технологии, которые развиваются в невероятно быстром темпе. Это привносит в жизнь людей повышение скорости многих процессов, а соответственно экономии времени, избегание различного рода издержек.
Цифровая среда становится значимым средством коммуникации и во многом определяет различные формы деятельности [6]. Погружение в цифровую среду и её использование в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные последствия.
Положительными последствиями является открытость и доступность информации, скорость поиска, передачи и распространения информации, расширение социальных связей, повышение уровня своих знаний, появление новых профессий, а значит новых рабочих мест.
Отрицательные характеристики данного процесса выделяет В. И. Игнатьев [7]: рост масштаба коммуникаций и информационных потоков, может приводить к перегрузке и дальнейшим трудностям. Общение может порой превращаться в бессмысленный обмен ненужной информацией.
Несмотря на все отрицательные явления, цифровая среда удовлетворяет ряд потребностей молодых людей. Так В. А. Плешаков выделил ряд потребностей, которые удовлетворяются в интернет пространстве [8]:
- интернет позволяет нам приобретает продукты, вещи, лекарства, не выходя из дома и значительно экономя время;
- есть возможности социальных коммуникаций с другими пользователями и нахождения людей по интересам;
- существуют возможности для самореализации и развития своей личности и др.
Цифровая среда вносит свои коррективы также в процесс профессиональной социализа-
ции молодого человека. Так, если раньше на выбор дальнейшей профессии влияли семья, близкое окружение, то в настоящее время цифровая среда является новым агентом, который оказывает влияние на выбор и развитие профессиональной деятельности. Цифровая среда может задавать профессиональные ориентиры и представления о будущей профессии. Появляются новые виды востребованных профессий, которые непосредственно связаны с цифровой средой.
Молодому специалисту важно отождествлять себя с определенной профессиональной деятельностью и быть конкурентоспособным специалистом. Происходит это в процессе коммуникаций, как через личные контакты, так и посредством социальных сетей. В профессиональной деятельности в современном мире необходимо постоянно повышать не только свои знания и практические навыки, но и изучать современные технологии, которые внедряются в различные рабочие процессы.
От современного молодого специалиста требуется быстрота принятия решений, умение адаптироваться к новым условиям, навыки использования цифровых технологий, мобильность, постоянное пополнение и совершенствование своих знаний.
У современной российской молодежи профессиональная адаптация зачастую начинается ещё до окончания учебного заведения. Так большое количество студентов работают уже во время учебы и набираются опыта. В Высшей Школе Экономики в 2022 году было проведено исследование, где было выявлено, что более половины студентов во время учебы работают и получают практические навыки [9]. Получаемый опыт помогает молодежи не только освоить профессиональные навыки, но и приобрести опыт использования цифровых технологий и освоится в возможностях цифровой среды. Молодые люди осваивают интернет платформы, где размещаются различные вакансии и множество иной полезной информации о новых востребованных профессиях, стажировках, анализе актуальной информации на рынке труда, советы по составлению резюме и прохождению собеседования. Одной из таких популярных платформ является HeadHunter [10]. В России также есть популярная платформа «Россия-страна возможностей» [1 1], которая объединяет в себе профессиональные и образовательные проекты по всей стране для школьников, студентов и молодых специалистов. На базе данного проекта можно познакомиться с историями молодых людей, которые делятся своими историями успеха, найти возможности для творческой самореализации, прохождения стажировок, участия в интересных проектах и мероприятиях.
ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ IIIIIIIIIII11IIIII11IIIIIIIIIIIIIIIII11IIIIIIIIII11IIII111III1111II111IIII111II11111II111IIII111IIII111II111IIII111IIII11III111IIII11IIII
Также молодые люди вступают в профессиональные интернет - сообщества, которые могут оказать влияние на заинтересованность каким-либо видом деятельности, формирование актуальных знаний, а также в поиске единомышленников. Так, в популярной социальной сети - ВКон-такте, можно найти многочисленные профессиональные сообщества, как по всей России, так и в отдельно взятых регионах.,
Таким образом, профессиональная социализация - это процесс, усвоения определенных социальных норм и ценностей, принятие на себя
социальной роли, связанной и отождествляемой с какой-то профессиональной деятельностью. Цифровая среда оказывает значительное влияние на процесс профессиональной социализации молодежи в современных условиях и выдвигает новые требования к профессиональной деятельности. Появляются новые возможности, такие как: онлайн образование, появление новых специальностей, неограниченный объем доступной информации, обмен опытом с единомышленниками из различных профессиональных сообществ.
Список литературы:
[1] Леньшин, В.П. Социализация как неотъемлемая составляющая стабильности развития российского общества / В.П. Леньшин // Сборник тезисов Третьего Всероссийского социологического конгресса (21-24 октября 2008 г.). - Т. 1. - М, 2008. - С. 185-191.
[2] Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс / пер. англ. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.
[3] Кошелева Ю.П. Теоретические подходы к ролевому поведению и межролевой конфликт // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 1 (790). C.132-152.
[4] Вайсбург А.В. Модель процесса профессиональной социализации специалиста // Профессиональная ориентация специалиста. 2014.№ 1. С.32-43.
[5] Макарова С. Н. Успешная профессиональная социализация: основные подходы к исследованию // Вестник ЧГУ. - 2007. - № 17. - С. 145-155.
[6] Островский А. В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - № 78. - С. 229-244.
[7] Игнатьев В. И. Информационная перегрузка социальной системы и её социальные последствия // Социологические исследования. - 2017. - № 7. - С. 3-11.
[8] Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека. М., 2011. 400 с.
[9] Карьерные планы студентов вузов: информационный бюллетень / К. В. Рожкова, П. В. Травкин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 40с. URL: https://www.hse. ru/data/2022/02/09/1746624237/ib_1(18)_2022.pdf (дата обращения 3.12.2013).
[10] Платформа HeadHunter. URL: https://www.hh.ru (дата обращения 10.12.2013).
[11] Платформа «Россия-страна возможностей». URL: https://rsv.ru (дата обращения 10.12.2013).
Spisok literatury:
[1] Len'shin, V.P. Socializacija kak neot#emlemaja sostavljajushhaja stabil'nosti razvitija rossijskogo obshhestva / V.P. Len'shin // Sbornik tezisov Tret'ego Vserossijskogo sociologicheskogo kongressa (21-24 oktjabrja 2008 g.). - T. 1. - M, 2008. - S. 185-191.
[2] Parsons, T. Sistema sovremennyh obshhestv/ T. Parsons /per. angl. - M.: Aspekt Press, 1998. - 270
s.
[3] Kosheleva Ju.P. Teoreticheskie podhody k rolevomu povedeniju i mezhrolevoj konflikt // Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2018. Vyp. 1 (790). C.132-152.
[4] VajsburgA.V. Model'processaprofessional'nojsocializaciispecialista//Professional'najaorientacija specialista. 2014.№ 1. S.32-43.
[5] Makarova S. N. Uspeshnaja professional'naja socializacija: osnovnye podhody k issledovaniju // Vestnik ChGU. - 2007. - № 17. - S. 145-155.
[6] Ostrovskij A. V. Novaja paradigma obrazovanija v jepohu cifrovoj transformacii gosudarstva // Gosu-darstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik. - 2020. - № 78. - S. 229-244.
[7] Ignat'ev V. I. Informacionnaja peregruzka social'noj sistemy i ejo social'nye posledstvija // Sociolog-icheskie issledovanija. - 2017. - № 7. - S. 3-11.
[8] Pleshakov V. A. Teorija kibersocializacii cheloveka. M., 2011. 400 s.
[9] Kar'ernye plany studentov vuzov: informacionnyj bjulleten' / K. V. Rozhkova, P. V. Travkin; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». - M.: NIU VShJe, 2022. - 40s. URL: https://www.hse.ru/ data/2022/02/09/1746624237/ib_1(18)_2022.pdf (data obrashhenija 3.12.2013).
[10] Platforma HeadHunter. URL: https://www.hh.ru (data obrashhenija 10.12.2013).
[11] Platforma «Rossija-strana vozmozhnostej». URL: https://rsv.ru (data obrashhenija 10.12.2013).
I MM MM MM III MM MM MM MM III MM MM MM MM III MM MM MM III MM MM MM MM III MM MM MM III MM MM MM MM III MM Mil INI III INI MM Mil INI III MM MM MM MM III MM INI MM III MM Mil INI MM III MM Mil INI III INI MM Mil INI III INI MM Mil IN